Главные вкладки

    9. Учитель года 2016

    Ирина Петровна Стемплевская

    Конкурсное задание «Методический семинар».

    Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». 

    Конкурсное задание «Я — учитель».

    Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, показать видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Эссе17.93 КБ
    Файл Методический семинар936.18 КБ
    Microsoft Office document icon Пояснительная записка57 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Вершининская НШ-Д/С

    Эссе

    учителя начальных классов

    Стемплевской Ирины Петровны

    «Моя педагогическая философия»

    Эссе «Моя педагогическая философия»

    «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом

    самым живым примером для ученика – является сам учитель»

    педагог Фридрих Дистервег.

    Каждый раз, входя в класс, я, прежде всего, обращаю внимание на выражение лиц своих учеников.  Часто на их лицах можно увидеть настороженность и, как будто, учащиеся задают вопрос «Что нам  предстоит преодолеть сегодня?». Но надо видеть их радостные светлые лица в конце урока, если им удается в полной мере понять материал урока, способы решения учебных задач. Настроение учащихся оказывает немаловажное влияние на ход каждого занятия.  Поэтому приходится в первую очередь стать психологом – понять настрой ребят, подобрать нужные слова, чтобы приободрить их и настроить на работу, задать необходимый темп во время урока.

        Наши дети на уроках  учится по новым образовательным стандартам.  В связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС в моей профессиональной деятельности произошли позитивные изменения: стала больше времени уделять самообразованию, активно использовать ИКТ на уроке. Ведь мое призвание– научить учиться,  формировать информационную культуру  учащихся. На мой взгляд, культура   учителя - главная отличительная  черта современного педагога. Овладев информационной культурой, учитель сможет направлять детскую любознательность в нужное русло, прививать навыки работы с компьютером. Моя же роль заключается в том, чтобы помочь учащимся в сборе, хранении, обработке  и передаче информации. Таким образом, используя интернет, мы формируем одну из ключевых компетенций – информационную.

     Современный учитель владеет не только информационными технологиями, он разумно использует эти технологии для повышения качества знаний в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

    Совсем недавно я сама ходила в школу сама была ученицей. Не пропускала ни одного школьного мероприятия. Своим  веселым, заводным характером я вовлекала в школьную жизнь своих друзей. Глядя на свою учительницу, я хотела стать такой же, как она. Строгой, но в то же время доброй и веселой.   Мы иногда не слушались, мешали вести урок, но хватало лишь одного  её взгляда , и чувство уважения, любви к ней заставляло задуматься о том, какой это нелегкий труд. И какой нужно иметь талант, опыт, любовь к детям, чтобы так легко можно было «управлять» детьми, с разными характерами.

                Я очень любила в детстве играть в школу, мысленно перевоплощаться в учителя: также красиво заходить в класс, писать на доске, объяснять тему урока и самое интересное – ставить оценки и проводить контрольные работы. Я помню, что очень было важно, как выглядел учитель, какая у него сегодня кофточка, бусы, прическа и туфли на каблуках. И во время игры тоже пыталась выглядеть соответственно.

                Прошли школьные годы, мы выросли. Мои друзья выбирали престижные профессии: юристов,  журналистов, менеджеров и т.д. Но моя любовь к детям, мой веселый, творческий, общительный характер привел меня в педагогический колледж. И теперь я – учитель!

    Ребенком в своих фантазиях мы с друзьями рисовали портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой мы видели доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Нам хотелось, чтобы учитель нас любил, уважал, ценил наш малейший успех. Это лишь часть того, о чем мечтают, длинной дорогой идя в школу. Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Образ учителя у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Каким должен быть учитель? Много восторженных, добрых, требовательных и самокритичных слов сказано об учителе простыми и выдающимися людьми. Давайте попробуем осознать суть этого понятия через осмысление букв, в него входящих:

    У – устремление,

      Ч – человек,

        И – истина,

          Т – творение,

            Е – единство,

              Л – любовь,  

                 Ь.

    В итоге получаем: учитель –  человек, стремящийся к истине, творящий единство и любовь. Основные качества Учителя:

    • Стремление к Истине, т.е. к самосовершенствованию;

    • Творение Единства миропонимания и проявление Любви.

    Давайте стремиться воспринимать Истину, осознавать Истину, тогда, все будет в нашем Сознании, и счастье, и радость, и восторг, а затем это станет достоянием наших детей. Задача учителя в наше непростое время  показать учащимся единство, красоту и гармонию мира, путь к раскрытию потенциальных творческих способностей и возможностей человека. Это и есть путь счастья.

     Учащиеся моей школы были опрошены с вопросом о том, «какой учитель нужен школе?» Опрос показал, что среди положительных качеств педагогов они отмечают следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам отнесли: несправедливость, тупость, крик, грубость, занижение оценок. Все это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.

    Рисуя портрет современного учителя, нужно понимать: учитель должен любить детей, всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они – дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребенка ранит несправедливость. Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Учитель – профессионал не ходит на работу, не отбывает рабочее время, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе.

    Для меня каждый ребенок – это явление природы. Только представьте, времена года имеют свои признаки, а каждый ребенок – свой характер. Все живое радостно впитывает влагу, словно живую воду.

    Какое счастье быть учителем!!! Я повторяю это снова и снова. Я счастлива, что профессию, которую выбрала, можно назвать самой благородной на Земле. Без этой профессии я не мыслю своей жизни! Спасибо людям, которые учили и верили в меня! Спасибо детям за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом, а продолжают мое движение вперед!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель года 2016

    Слайд 2

    Муниципальный этап конкурса «Учитель года 2016» Стемплевская Ирина Петровна учитель начальных классов МБОУ Вершининская НШ-Д/С Иркутская область Боханский район д. Вершина

    Слайд 3

    Профессиональный стандарт В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

    Слайд 4

    Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Слайд 5

    Работа с одаренными учащимися Актуальность: Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

    Слайд 6

    ФГОС предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития; обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов

    Слайд 7

    Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

    Слайд 8

    Задачи: выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету; использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

    Слайд 9

    Методы работы: анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; творческие работы; проектный метод; метод исследования проблемы.

    Слайд 10

    Формы работы: классно-урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности; нетрадиционные формы уроков; факультатив; кружковая работа; организация временных групп; свободное самообразование; проведение предметных недель; дискуссии; конкурсы и викторины; фестивали детского творчества.

    Слайд 11

    СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ Выявление одарённых детей. Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей. Организация творческих отчётов детей. УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня. Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для пополнения «портфеля ученика». ШКОЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. Оформление материалов по работе с одарёнными детьми. (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.) Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. Планирование и проведение школьных предметных олимпиад (ежегодно). АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей. Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей. Проведение диагностики. Создание банка данных по одарённым детям. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми. Определение критериев эффективности работы. Организация участия детей в школьных, районных, областных и всероссийских конкурсах, олимпиадах и т. п. Внедрение современных ИКТ в образовательный процесс.

    Слайд 12

    Разработка программы «Диагностика». Организация информационно-консультационного сопровождения для учащихся и их родителей. Разработка на школьных методических объединениях программ работы с одаренными детьми по областям знаний. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с одарёнными детьми. Использование возможности сетевого взаимодействия для развития и поддержки творческого потенциала школьников. Пакет работ Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости. Формирование у родителей мотивации к работе по развитию способностей их детей. Создание индивидуализированных образовательных программ . Формирование группы преподавателей для работы с одаренными детьми . Комплексное развитие личности ребёнка. Ожидаемый результат

    Слайд 13

    Перспективы развития: портрет одарённого ребёнка Одарённые дети чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее. обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы; отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации; обладают большим словарным запасом; не терпят, когда им навязывают готовый ответ; имеют обострённое чувство справедливости; предъявляют высокие требования к себе и окружающим; обладают отличным чувством юмора; нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

    Слайд 14

    Результаты

    Слайд 15

    Результаты

    Слайд 16

    Вывод: Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции!



    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Цель работы с одарёнными детьми

    Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

    Основные задачи  

    1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
    2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
    3. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
    4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
    5.  Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
    6. Организация разнообразной внеурочной деятельности;

         7.  Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

    Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

    • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
    • По окончании  начальной школы дети  должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
    • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним.
    • Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
    •  Участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, краевых и районных, )  способствующее позиционированию ОУ;

    Принципы работы с одарёнными детьми

    • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
    • Принцип опережающего обучения.
    • Принцип комфортности в любой деятельности.
    • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
    • Возрастание роли внеурочной деятельности.
    • Принцип развивающего обучения.
    • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

     Модель одаренного ребенка:

    • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
    • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
    • личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
    • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
    • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
    • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

    Проблемы одаренных детей

    1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

    2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

    3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

    4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

    Уязвимость одарённых детей

    1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

    2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

    3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

    4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более  уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

    5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

    6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

    Обучение одаренных детей

    Возникает много сложностей  в обучении одарённых детей.  Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

    • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
    • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
    • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  
    • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
    • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
    • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
    • Научить детей прослеживать межпредметные связи.

    Формы работы с одаренными учащимися:

    Для этого я использую следующие формы работы:

    1. Урочная  деятельность (уроки по предметам).

    2. Школьные декады.

    3. Театрализованные праздники.

    4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

    • В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

    - проблемно-развивающее обучение,

    - работа в малых группах,

    - проектно-исследовательская деятельность,

    - игровые технологии (деловые игры и путешествия),

    - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

    - творческие и нестандартные задания.

    • Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовили и проводили КВН «По сказкам Пушкина»,

              Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

    • Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

               Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных,  нестандартных задач и задач повышенной сложности. 

                           Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

    В работе с одарёнными детьми имеются риски,  основное правило в работе является  «Не навреди». Поэтому, каждому педагогу, работающему с талантами, необходимо иметь как общую картину, так и индивидуальный банк данных на одарённого ученика, включая сведения о его здоровье,  который послужит руководством к последующим действиям, для разработки педагогических технологий.

    Условия успешной работы с одаренными учащимися.

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

    Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

    Учитель должен быть:

    - увлечен своим делом;

    - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

    - профессионально грамотным;

    - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

    - проводником передовых педагогических технологий;

    - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

    - знатоком во всех областях человеческой жизни.

    Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции!