Методическая копилка
Научно-методическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Книга в гости к нам пришла»
для детей старшего дошкольного возраста
Ефремова О.В., воспитатель
МКДОУ Грибановский детский сад №1 Воронежская область.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: 1 месяц
Участники проекта: дети старшей группы «Светлячки», воспитатель, родители.
Актуальность проект:
У детей дошкольного возраста в недостаточной степени сформированы представления о книгах, их видах, о том, какими были самые первые книги; о издательстве книг в современном мире и о профессиях людей, работающих с печатными изданиями.
Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их знания и представления о книгах и печатном производстве.
Цель: создать условия для развития познавательных способностей в процессе реализации образовательного проекта «Книга в гости к нам пришла».
Задачи проекта:
Образовательные:
- Сформировать элементарные представления детей о первых книгах, видах книг.
- Познакомить дошкольников с профессиями людей, которые работают с книгами.
1
- Сообщить детям о том, как делается книга.
- Познакомить с детскими писателями и поэтами.
- Выявить интерес детей и их родителей к книгам.
- Учить детей самостоятельно подклеивать книги в своей группе; оказывать помощь другим группам в ремонте книг.
- Прочитать с детьми стихи о весне разных поэтов.
- Познакомить с пословицами, поговорками о книгах.
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах, количественный счет.
- Познакомить детей с правилами гигиены при чтении книг.
Развивающие:
- Развивать и совершенствовать речь детей, память, внимание; умение внятно и четко произносить слова.
- Развивать мелкую моторику, умение подклеивать книги.
- Упражнять детей в умении сравнивать предметы.
- Развивать логическое мышление, воображение, умение соотносить приметы и времена года.
- Развивать быстроту, ловкость, активность детей .
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к книге, как источнику знаний, аккуратность.
- Воспитывать уважение к профессиям людей, участвующих в изготовлении книг и работающих с книгами.
- Воспитывать желание помогать другим людям.
Предполагаемый результат проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста получат представления о первых книгах, о видах книг и их производстве;
2
- Станут проявлять наибольший интерес к книгам.
- Научатся беречь книги и их подклеивать самостоятельно, если они испортятся.
- Дети познакомятся с некоторыми детскими писателями и поэтами; профессиями людей «библиотекарь», «переплетчик».
Продукт проектной деятельности: подклеенные книги в своей группе и оказание помощи в ремонте книг младших групп; участие в групповом, общесадовском конкурсе чтецов «В гости к Весне» и районном конкурсе чтецов «Весна - Красна».
Подготовительный этап
- Поисковая работа по подбору теоретического и иллюстративного материала по теме проекта.
- Оформление буклетов «Книга – лучший друг» [фото 1],
«День детской книги» [фото 2].
- Консультации для родителей: «Читайте вместе с детьми», «Как сформировать положительное отношение ребенка к книге» [фото 3]
- Составление памятки для родителей: «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению».
- Рассматривание с детьми портретов детских писателей.
-Чтение и разучивание стихов о весне.
-Анкетирование родителей.
-Подбор загадок и пословиц о книгах.
Основной этап
3
- Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность «Откуда книга пришла».
- Беседа «Берегите книги».
- Непосредственно-образовательная деятельность «Помощь книге» №1
[фото 4; фото 5] , №2 [фото 6; фото 7]
- Экскурсия в библиотеку [фото 8; фото 9].
- Рассматривание картинок «Книги бывают разные» [фото 10; фото 11],
«Какими были первые книги» [фото 12; фото 13].
- Презентация «Как рождается книга».
- Беседа о профессиях людей «библиотекарь», «переплетчик».
-Конкурс чтецов, посвященный Дню Всемирной поэзии «В гости к Весне». [фото 14; фото 15].
Заключительный этап
- Проведение группового, а затем общесадовского конкурса чтецов «В гости к Весне».
- Участие детей в районном конкурсе чтецов «Весна – Красна» [фото 16].
Виды деятельности в проекте:
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Чтение и заучивание стихов о весне : А.Л. Барто «Апрель», Б. Заходер «Ласточка», С.Я. Маршак «Март», «Апрель», «Май», Ф.И. Тютчев «Зима не даром злится…», И.П. Токмакова «К нам весна шагает» и др.
- Рассматривание портретов писателей и поэтов, знакомство с биографией.
4
-Рассматривание картинок «Книги бывают разные», «Какими были первые книги».
-Конкурс чтецов «В гости к Весне».
- Чтение загадок и пословиц о книгах.
Образовательная область «Коммуникация»
- Непосредственно-организованная деятельность «Откуда книга пришла».
-Беседа «Берегите книги».
- Составление рассказа о книге.
- Речевые игры: «Продолжи предложение», игра «Пословицы, поговорки, скороговорки», «Что из чего сделано».
- Копилка вопросов для обсуждения:
1. Зачем людям нужны книги?
2. Где можно взять книгу для чтения?
3. Какие бывают книги?
4. Кто работает с книгами?
5. Полезно ли чтение книг для человека? Почему?
Образовательная область «Познание»
Познавательно - исследовательская и продуктивная деятельность:
- Знакомство с историей возникновения книги.
ФЭМП:
Дидактические игры и задания:
5
- игра «У кого больше?»
- игра «На какие геометрические фигуры похожи книги в книжном уголке?»
- Сосчитать, сколько книг в группе.
- Каких книг больше: сказок, стихов, рассказов? На сколько больше?
На сколько меньше?
- игра «Только одно свойство», «Сколько взять книг».
Формирование целостной картины мира:
- Экскурсия в библиотеку, знакомство с разнообразием книг, их видами.
- Знакомство с профессиями «библиотекарь», «переплетчик».
-- Просмотр презентации «Как рождается книга».
- Рассматривание картинок «Из чего делают бумагу».
- Игра «Определи время года по приметам» (Весна).
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование:
- « Моя любимая книга»
Образовательная область «Труд»:
- Подклеивание книг из книжного уголка группы.
- Помощь младшим и средним группам в ремонте книг.
Образовательная область «Социализация»:
- Сюжетно-ролевые игры: « Библиотека», «Типография», «Книжный магазин»; « Книжный доктор» (ремонт книг).
6
- Решение проблемно-игровых ситуаций : « Расскажите Незнайке, как правильно вести себя в библиотеке?»; «Как работают над созданием книги?»; «Как выбрать книгу в магазине?».
Образовательная область «Физическая культура»:
- Подвижные игры: « Перенеси предмет», «Веселые соревнования», «Передай книгу ».
Образовательная область «Здоровье»:
- Беседа с детьми о правилах гигиены при чтении книг.
- Проблемные ситуации: «Почему нельзя читать в транспорте?», «Почему нельзя читать лежа и в плохо освещенном помещении?
Литература:
- Бородина В.А. Мир чтения в фольклоре и не только… - СПб: «АкадкмПРИНТ», 2003.
- Вольвах О.И., Смирнова Н.С. Литературные проекты в ДОУ.
// Воспитатель - №10 – 2011 –с.60-61.
- Весенние стихи.
Сборник стихотворений о весне русских поэтов. – « Мозаика – Синтез», 2010.
- Интернет- Википедия.
- Электронный журнал БиблиоГид
http: // demsvet.ru / istoria-knigi
- www.chitaikin.ru
- Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т.3 – М.: «Пресса», 1993.
- Любителям чтения о книгах и библиотеках: Хрестоматия / Сост. Валькова В.Г., Рождественская Т.С. – М.: Культ.-произв. Центр «Марта», 1993.
- Я познаю мир. Литература: энцикл. / авт.-сост. Н.В.Чудакова – М.: АСТ: «Астрель», 2006.
Предварительный просмотр:
МКДОУ Грибановский детский сад №1
Конспект мероприятия
«Поэтическая страничка родного края»
(Подготовительная группа)
Воспитатель: Ефремова О.В.
2018 г.
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством поэтов – земляков.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов родного поселка.
- Формировать у дошкольников духовные ценности, интерес к изучению культуры родного края.
- Развивать познавательный интерес, память, внимание и речь детей.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к творчеству знаменитых людей своей малой Родины.
Материалы: Презентация «Поэты поселка Грибановский», книги для выставки, музыкальные инструменты, тексты стихов, наждачная бумага, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов поэтов поселка Грибановский, беседа о поселке и его достопримечательностях.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
- Ребята, к вам пришли гости, давайте посмотрим на них и улыбнемся, подарим им свои улыбки.
- А теперь посмотрите все на меня. Сегодня мы с вами поговорим и Родине.
-Послушайте стихотворение «Родина»:
-Что такое Родина? у мамы я спросил.
Ты сама подумай,- мама говорит.
Ну, а я, подумав, решил так, друзья,
Родина, конечно, прежде всего -Я,
Мамочка и папочка, ну и братик мой,
И друзья любимые, что ходят в сад со мной.
И березки стройные, что под окном растут.
Взрослые и дети, что рядышком живут.
- Как вы думаете, что такое Родина? (ответы)
- Родина – это то, что нас с вами окружает, где мы с вами живем, наш дом, наша семья, наша страна.
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Россия – это наша с вами Родина. Но у каждого человека, есть своя малая Родина, т.е то место, где он родился и вырос.
- Как называется поселок, в котором мы живем? (Грибановский)
-Поселок Грибановский - это наша с вами Малая Родина, т.к. многие из нас здесь родились и живут.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Поэты поселка Грибановский».
- В нашем поселке есть много творческих людей. Природа дала им талант, позволяющий красиво и интересно писать стихи, сказки и рассказы. Именно о таких людях мы с вами сегодня и узнаем, познакомимся с их произведениями, которые у многих посвящены нашему поселку.
Слайд №1: - Геннадий Анатольевич Зворыгин. Он живет в Грибановке и пишет стихи о нашем родном поселке. Мы сейчас их с вами услышим:
Маша Д.: «Здесь наша Земля»
В краю, где шумит Теллермановский лес,
Реки несут свои чистые воды.
С востока на запад, до самых небес,
Район простирается многие годы.
Здесь наша Земля и родительский дом.
Могилы отцов – наши вечные корни.
Береза с рябиной растут под окном,
Ветви раскинул колючий терновник.
Даша:
С петровских времен и до нынешних дней
Стоит «Грибанград», Петербургу ровесник,
Лишь речка Грибань превратилась в ручей,
Да соловьи поют все те же песни.
Поля, перелески, овраги крутые,
Лица друзей излучают тепло.
Живет, выживает надежда России-
Район наш родной, дорогое село.
Максим Р. : «Осень»
Что ты плачешь осень?
Слезы льешь напрасно.
Все грустишь о лете-
Было и прошло.
Только куст рябины
Кумачево – красный
Греет мою душу
Нежно и тепло.
Слайд №2: - Владимир Иванович Сухарев - живет в нашем поселке. Он работал преподавателем в музыкальной школе и много лет является руководителем музыкального ансамбля «Семиреченка». Владимир Иванович написал много песен и стихов о Грибановке.
Эля Л.: «Грибановка моя Большая»
Когда растает месяц молодой,
Рассветный путь свой завершая,
Встает из дымки золотой
Грибановка моя Большая.
Ты в инее январском хороша
И в кружеве весеннем мая,
России светлая душа-
Грибановка моя Большая.
Максим Л.:
Летит над Божьим храмом благовест,
И голубей трепещет стая.
Ты – нежный свет в глазах невест
Грибановка моя Большая.
Да будут жить в достатке и любви,
Трудами землю украшая,
Сыны и дочери твои
Грибановка моя Большая.
Слайд №3 : Валентин Михайлович Горлов - поэт, который тоже живет у нас в поселке и пишет стихи о Родине, природе, жизни на Земле. У него уже опубликовано 6 книг со стихами. Одно из его стихотворений прочтет:
Коля : «Подснежники»
Я их увидел не под снегом,
Еще он землю закрывал.
Иду я за девчонкой следом,
И тает утренний туман.
Ее не Боги ли спустили
С теплом повеявших небес,
В одной руке – букетик синий,
В другой – портфель наперевес.
Слайд №4: Константин Васильевич Силин – этот поэт тоже живет в нашем поселке. Многие годы он работал судьей в Грибановском районном суде. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Он пишет стихи о природе, о Родине.
Таня Н.: «Весна в декабре»
Звенит вдруг в декабре капель,
Запели птицы осторожно,
Коль в зиму заглянул апрель,
В любую сказку верить можно.
Туман ложится по утрам,
Сугробы поедает жадно,
Дождя по крышам тарарам
И слякоть, будь она неладна.
Но вновь закружит ветер снег,
В пути крещенские морозы,
И время свой наладит бег,
Весенние остудит грезы.
Слайд №5 : Николай Николаевич Некрылов – поэт, родился и вырос в поселке Грибановский. Стихи начал писать уже в зрелом возрасте.
Эля Ч.: «Тебя ждут»
Маленькие ножки бегут вдаль по дорожке
Мелкими шажками, быстро семеня…
Ой смеется звонко, весело девчонка
И кричит: - Мама, догоняй меня!
Это просто счастье, когда рядом мама.
Так беспечно детство, просто без забот.
Мама и накормит, мама напоит,
Спать уложит, песенку споет.
Слайд №6 : Олег Александрович Ларин – поэт, родился в с. М.Грибановка. Окончил сельскохозяйственный техникум. Именно в студенческие годы начал писать стихи и песни о Родине.
Дима Ф.: «Мои истоки»
Мои истоки – где родился,
Малая Грибановка - село.
Мои истоки – где резвился,
Где детство торопливо шло.
И перемена с переменой,
Из школы в школу шел пешком.
Из детства в юность я несмело
Шагнул по жизни прямиком.
Слайд №7: - В нашем поселке есть музыкальные ансамбли : «Семиреченка», которым сейчас руководит Владимир Иванович Сухарев, оркестр народных инструментов, которым руководит папа Дениса Лапшева – Лапшев Валерий Николаевич., и ансамбль «Сельские зори», где он тоже поет.
- А сейчас ребята нам покажут номер на музыкальных инструментах под песню ансамбля «Сельские зори».
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
- Ребята, о многих знаменитых людях поселка Грибановский мы с вами сегодня узнали. Но есть еще талантливый человек у нас в поселке.
Слайд №8 : Зинаида Егоровна Истягина- она много лет работала врачом в нашей Грибановской районной больнице. Уже в зрелом возрасте начала писать стихи, сказки и загадки для детей.
Слайд №9 : У Зинаиды Егоровны есть свои книги «Черное ушко», «Солнечный зайчик», «Белые голуби».
-Сейчас ребята прочтут для всех стихи З.Е.Истягиной.
Денис: «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Полина: «Кошка»
Кошка, кошка
Где твоя большая ложка?
Сегодня кашу заслужила-
Всех мышей переловила.
Таня Ч.: «Березка»
Растет у дома березка, Шумит она листвой
И мне всегда при встрече
Кивает головой.
Никита: «Летчик»
Летчик, летчик, посмотри,
Что у облака внутри?
Самолет качнул хвостом,
Скрылся в облаке густом.
Вероника : «Снежок»
За окном лежит снежок,
Белый, словно творожок.
Хоть и солнце пригревает
А снежок совсем не тает.
На пороге март стоит-
Ветер сильно холодит.
Захар: Дети спят»
Солнце скрылось за двором.
Дети спят уж крепким сном.
И игрушки-озорнушки
Лежат тихо под столом.
Здесь верблюд и слон,
И два утенка с длинными носами,
И кукла с закрытыми глазами…
А когда наступит утро-
Даст солнце освещение
И все придут в движение.
Сережа: «Ходит кошка под окошком»
Ходит кошка под окошком
По морозу босиком.
Жалко ее стало-
Я носочки ей связала,
Сшила тапочки
На четыри лапочки.
Ходит кошка под окошком
По морозу в тапочках,
На окно мое глядит
И меня благодарит:
-Мяу, мяу!
Саша Н.: «Зима»
Зима холодная в этом году!
Тревожно мне за собачку свою.
В ее конуре такой же мороз
Как на дворе.
Беднягу от стужи спасу-
Одеяло ей в конуру принесу.
Алеша: «Друг Алешка»
Зимою ровно в пять
Я гостей иду всречать.
Посыпаю под окошком
Зерно, пшено и хлеба крошки.
Гости это все едят
И меня благодарят.
Тук-тук! Тук-тук!- в окошка
Спасибо, друг Алешка.
Саша М.: «Дед Мороз»
Дед Мороз из леса
Елку нам принес.
Вся она сверкает
В огнях и серебре
И много обещает
Гостинцев детворе.
С ребятами здесь пляшут
Зайчонок и барсук,
А с елки лапкой машут
С бельчонком бурундук.
- На этом творчество наших земляков не заканчивается.
Слайд №10: Скоро выйдет сборник стихов наших местных поэтов «Моим стихам настанет свой черед».
- Ребята книгу скоро напечатают в типографии, название у нее есть, а вот обложки пока нет. Давайте, мы свами нарисуем обложку для этой книге, поможем редакторам.
- Как вы думаете, что может быть нарисовано на обложке сборника стихов? (Ответы)
-Обложка должна быть яркой, на ней может быть рамка, и изображена книга, карандаши.
- Ребята, я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- Рисовать мы с вами будем вот на такой бумаге. Называется она наждачная. Возьмите ее в руки. Какая она? (Шероховатая)
- Эту бумагу используют для обработки деревянных поверхностей, чтобы они стали гладкими.
- А в нашей мастерской на этой бумаге можно еще и рисовать карандашами.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
ИТОГ
- Молодцы, ребята! Какие красивые рисунки получились. Все разные, яркие.
- Давайте соберём их в конверт, чтобы отправить в типографию. Может быть, наши рисунки помогут в создании обложки для книги.
-Что мы с вами делали на занятии?
-О творчестве, каких поэтов родного поселка узнали?
Предварительный просмотр:
МКДОУ Грибановский детский сад №1
Конспект театрализованной деятельности «Берегите лес»
(Младшая группа)
Воспитатель: Ефремова О.В.
2019 год
Действующие лица: Миша, Маша, Лисичка, цветы, деревья, ягоды медвежонок.
Ход театрализованной деятельности:
Рассказчик: Эта история произошла в нашем лесу. Однажды Маша и Миша пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Ребята нашли красивую полянку и остановились на ней.
Маша с Мишей идут на полянку, останавливаются и смотрят на танец.
Танец цветов, ягод и деревьев.
Маша: Как здесь красиво! Смотри, какие цветы! (показывает на них)
Цветок 1:
Хорошо в лесу играть,
Можно смело отдыхать.
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок! Кира
Миша: И ягод можно набрать!
Рассказчик: Маша и Миша играли, бегали по полянке (Дети бегают, нюхают цветы, собирают ягоды).
Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить (Дети достают фантики от конфет, продукты и бросают на полянке).
Маша:
В ярких фантиках одеты
Шоколадные конфеты.
Разверну красивый бантик
Съем ее брошу фантик (Бросает фантик)
Миша:
Разных вкусов ассорти,
Лучше сока не найти!
Сок этот вкусный, такой хороший
Выпью его и банку брошу! (Бросает коробку от сока)
Рассказчик: Ребята наелись, намусорили и не убрав за собой, убежали домой. (Дети уходя)
Через несколько дней на полянке случилась беда: наткнулись зверята лесные на мусор.
Выходят Лисичка и Медвежонок.
Рассказчик: Лисичка испачкала свой пушистый хвостик, а Медвежонок попал лапой в коробку от сока и не мог ее освободить.
Медвежонок надевает на ногу коробку, а Лисичка отряхивает хвост.
Рассказчик: На полянке было уже не так красиво, цветы завяли (склонили головы), ягоды не росли (уходят).
Рассказчик: Прошло время. Маша и Миша вновь пошли гулять по лесу, нашли свою полянку и поняли, что они натворили, им стало стыдно. (Дети берутся за голову руками и качают головой).
Маша: Лисичка, давай я тебе хвостик почищу (помогает отряхнуть хвостик).
Миша:Медвежонок, не бойся я тебя освобожу! (снимает с лапы коробку)
Миша и Маша (вместе): Простите нас лесные жители, мы не будем больше никогда мусорить в лесу!
Медвежонок:
Ты хотя еще ребенок,
Но ведь ты не поросенок,
На поляне не сори,
За собою убери! Ваня
Лисичка:
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.Маша С.
Маша:
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
Миша:
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте-
Когда лес чист, красив опрятен,
То отдых в нем вдвойне приятен!
Цветок 2:
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: лес наш друг.
Красота живая лес,
Пусть растет он до небес! Алиса
Под музыку все герои выходят и кланяются.