Методическая копилка

Ефремова Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Проект «Книга в гости к нам пришла»

для детей старшего дошкольного возраста

Ефремова О.В., воспитатель

МКДОУ Грибановский детский сад №1 Воронежская область.

     Вид проекта: творческо-информационный.

     Продолжительность: 1 месяц

     Участники проекта: дети старшей группы «Светлячки», воспитатель, родители.

    Актуальность проект:

     У детей дошкольного возраста в недостаточной степени сформированы представления о книгах, их видах, о том, какими были самые первые книги; о  издательстве книг в современном мире и о профессиях людей, работающих с печатными изданиями.

     Участие детей в проекте позволит максимально обогатить их знания и представления о книгах и печатном производстве.

     Цель: создать условия для развития познавательных способностей в процессе реализации образовательного проекта «Книга в гости к нам пришла».

    Задачи проекта:

    Образовательные:

  1. Сформировать элементарные представления детей о первых книгах, видах книг.
  2. Познакомить дошкольников с профессиями людей, которые работают с книгами.

1

  1. Сообщить детям о том, как делается книга.
  2. Познакомить с детскими писателями и поэтами.
  3. Выявить интерес детей и их родителей к книгам.
  4. Учить детей самостоятельно подклеивать книги в своей группе; оказывать помощь другим группам в ремонте книг.
  5. Прочитать с детьми стихи  о весне разных поэтов.
  6. Познакомить с пословицами, поговорками о книгах.
  7. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, количественный счет.
  8. Познакомить детей с правилами гигиены при чтении книг.

      Развивающие:

  1. Развивать и совершенствовать речь детей, память, внимание; умение внятно и четко произносить слова.
  2. Развивать мелкую моторику, умение подклеивать книги.
  3. Упражнять детей в умении сравнивать предметы.
  4. Развивать логическое мышление, воображение,  умение соотносить приметы и времена года.
  5. Развивать быстроту, ловкость, активность детей .

      Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и бережное отношение к книге, как источнику знаний, аккуратность.
  2. Воспитывать уважение к  профессиям людей,  участвующих  в изготовлении книг  и работающих с книгами.
  3. Воспитывать желание помогать другим людям.

     Предполагаемый результат проекта:

  1. Дети старшего дошкольного возраста получат представления о первых книгах, о видах книг и их производстве;

2

 

  1. Станут проявлять наибольший интерес к книгам.
  2. Научатся беречь книги и их подклеивать самостоятельно, если они испортятся.
  3. Дети познакомятся с некоторыми детскими писателями и поэтами; профессиями людей «библиотекарь», «переплетчик».

     Продукт проектной деятельности: подклеенные книги в своей группе и оказание помощи в ремонте книг  младших групп; участие в групповом, общесадовском конкурсе чтецов «В гости к Весне» и районном конкурсе чтецов «Весна - Красна».

Подготовительный этап

- Поисковая работа по подбору теоретического и иллюстративного материала  по теме проекта.

- Оформление буклетов «Книга – лучший друг» [фото 1],

 «День детской книги» [фото 2].

- Консультации для родителей: «Читайте вместе с детьми», «Как сформировать положительное отношение ребенка к книге» [фото 3]

- Составление памятки для родителей: «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению».

- Рассматривание с детьми портретов детских писателей.

-Чтение и разучивание стихов о весне.

-Анкетирование родителей.

-Подбор загадок и пословиц о книгах.

Основной этап

3

- Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность «Откуда книга пришла».

- Беседа «Берегите книги».

- Непосредственно-образовательная деятельность «Помощь книге» №1

 [фото 4; фото 5] , №2 [фото 6; фото 7]

- Экскурсия в библиотеку [фото 8; фото 9].

- Рассматривание картинок «Книги бывают разные» [фото 10; фото 11],

 «Какими были первые книги» [фото 12; фото 13].

- Презентация «Как рождается книга».

- Беседа о профессиях людей «библиотекарь», «переплетчик».

-Конкурс чтецов, посвященный Дню Всемирной поэзии «В гости к Весне». [фото 14; фото 15].

     Заключительный этап

- Проведение группового, а затем общесадовского конкурса чтецов «В гости к Весне».

- Участие детей в районном конкурсе чтецов «Весна – Красна» [фото 16].

                                      Виды деятельности в проекте:

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- Чтение и заучивание  стихов о весне : А.Л. Барто «Апрель», Б. Заходер «Ласточка», С.Я. Маршак «Март», «Апрель», «Май», Ф.И. Тютчев «Зима не даром злится…»,  И.П. Токмакова  «К нам весна шагает» и др.

- Рассматривание портретов писателей и поэтов, знакомство с биографией.

4

-Рассматривание картинок «Книги бывают разные»,  «Какими были первые книги».

-Конкурс чтецов «В гости к Весне».

- Чтение загадок и пословиц о книгах.

Образовательная область «Коммуникация»

- Непосредственно-организованная деятельность «Откуда книга пришла».

-Беседа «Берегите книги».

- Составление рассказа о книге.

- Речевые игры: «Продолжи предложение», игра «Пословицы, поговорки, скороговорки», «Что из чего сделано».

- Копилка вопросов для обсуждения:

1. Зачем людям нужны книги?

2. Где можно взять книгу для чтения?

3. Какие бывают книги?

4. Кто работает с книгами?

5. Полезно ли чтение книг для человека? Почему?

Образовательная область «Познание»

Познавательно - исследовательская и продуктивная деятельность:

- Знакомство с историей возникновения книги.

ФЭМП:

Дидактические игры и задания:

5

-   игра «У кого больше?»

-   игра «На какие геометрические фигуры похожи книги в книжном уголке?»

- Сосчитать, сколько книг в группе.

- Каких книг больше: сказок, стихов, рассказов? На сколько больше?

  На сколько меньше?

- игра «Только одно свойство», «Сколько взять книг».

Формирование целостной картины мира:

- Экскурсия в библиотеку, знакомство с разнообразием книг, их видами.

- Знакомство с профессиями «библиотекарь», «переплетчик».

-- Просмотр презентации «Как рождается книга».

- Рассматривание картинок  «Из чего делают бумагу».

- Игра «Определи время года по приметам» (Весна).

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование:

- « Моя любимая книга»

Образовательная область «Труд»:

-  Подклеивание книг из книжного уголка группы.

- Помощь младшим и средним группам в ремонте книг.

Образовательная область «Социализация»:

- Сюжетно-ролевые игры: « Библиотека»,  «Типография», «Книжный магазин»; « Книжный доктор» (ремонт книг).

6

- Решение проблемно-игровых ситуаций : « Расскажите  Незнайке, как   правильно вести себя в библиотеке?»; «Как работают над созданием книги?»; «Как выбрать книгу в магазине?».

Образовательная область «Физическая культура»:

- Подвижные игры: « Перенеси предмет»,  «Веселые соревнования», «Передай книгу ».

Образовательная область «Здоровье»:

- Беседа с детьми о правилах гигиены при чтении книг.

- Проблемные ситуации: «Почему нельзя читать в транспорте?»,  «Почему нельзя читать лежа и в плохо освещенном помещении?

Литература:

  1. Бородина В.А. Мир чтения в фольклоре и не только… - СПб: «АкадкмПРИНТ», 2003.
  2. Вольвах О.И., Смирнова Н.С. Литературные проекты в ДОУ.

 // Воспитатель - №10 – 2011 –с.60-61.

  1. Весенние стихи.

Сборник стихотворений о весне русских поэтов. – « Мозаика – Синтез», 2010.

  1. Интернет- Википедия.
  2. Электронный журнал БиблиоГид

 http: // demsvet.ru / istoria-knigi

  1. www.chitaikin.ru
  2. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т.3 – М.: «Пресса», 1993.

  1. Любителям чтения о книгах и библиотеках: Хрестоматия / Сост. Валькова В.Г., Рождественская Т.С. – М.: Культ.-произв. Центр «Марта», 1993.

  1. Я познаю мир. Литература: энцикл. / авт.-сост. Н.В.Чудакова – М.: АСТ: «Астрель», 2006.



Предварительный просмотр:

МКДОУ  Грибановский детский сад №1

Конспект мероприятия

«Поэтическая страничка родного края»

(Подготовительная группа)

                                                                             Воспитатель: Ефремова О.В.

2018 г.

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством поэтов – земляков.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов родного поселка.
  2. Формировать у дошкольников духовные ценности, интерес к изучению культуры родного края.
  3. Развивать познавательный интерес, память, внимание и речь детей.
  4. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к творчеству знаменитых людей своей малой Родины.

Материалы: Презентация «Поэты поселка Грибановский», книги для выставки, музыкальные инструменты, тексты стихов, наждачная бумага, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихов поэтов поселка Грибановский, беседа о поселке и его достопримечательностях.

Ход мероприятия:

Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.

- Ребята, к вам пришли гости, давайте посмотрим на них и улыбнемся, подарим им свои улыбки.

- А теперь посмотрите все на меня. Сегодня мы с вами поговорим и Родине.

-Послушайте стихотворение «Родина»:

-Что такое Родина?  у мамы я спросил.

Ты сама подумай,- мама говорит.

Ну, а я, подумав, решил так, друзья,

Родина, конечно, прежде всего -Я,

Мамочка и папочка, ну и братик мой,

И друзья любимые, что ходят в сад со мной.

И березки стройные, что под окном растут.

Взрослые и дети, что рядышком живут.  

   

- Как вы думаете, что такое Родина? (ответы)

- Родина – это то, что нас с вами окружает, где мы с вами живем, наш дом, наша семья, наша страна.

- Как называется страна,  в которой мы живем? (Россия)

- Россия – это наша с вами Родина. Но у каждого человека, есть своя малая Родина, т.е то место, где он родился и вырос.

- Как называется поселок, в котором мы живем?  (Грибановский)

-Поселок Грибановский  - это наша с вами Малая Родина, т.к. многие из нас здесь родились и живут.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Поэты поселка Грибановский».

- В нашем поселке есть много творческих людей. Природа дала им талант, позволяющий красиво и интересно писать стихи, сказки и рассказы. Именно о таких людях мы с вами сегодня и узнаем, познакомимся с их произведениями, которые у многих посвящены нашему поселку.

Слайд №1: - Геннадий Анатольевич Зворыгин. Он живет в Грибановке и пишет стихи о нашем родном поселке. Мы сейчас их с вами услышим:

Маша Д.: «Здесь наша Земля»

В краю, где шумит Теллермановский лес,

Реки несут свои чистые воды.

С востока на запад, до самых небес,

Район простирается многие годы.

Здесь наша Земля и родительский дом.

Могилы отцов – наши вечные корни.

Береза с рябиной растут под окном,

Ветви раскинул колючий терновник.

Даша:

С петровских времен и до нынешних дней

Стоит «Грибанград», Петербургу ровесник,

Лишь речка Грибань превратилась в ручей,

Да соловьи поют все те же песни.

 Поля, перелески, овраги крутые,

Лица друзей излучают тепло.

Живет, выживает надежда России-

Район наш родной, дорогое село.

Максим Р. : «Осень»

Что ты плачешь осень?

Слезы льешь напрасно.

Все грустишь о лете-

Было и прошло.

Только куст рябины

Кумачево – красный

Греет мою душу

Нежно и тепло.

Слайд №2: - Владимир Иванович Сухарев - живет в нашем поселке. Он работал преподавателем в музыкальной школе и много лет является руководителем музыкального ансамбля «Семиреченка». Владимир Иванович написал много песен и стихов о Грибановке.

Эля Л.: «Грибановка моя Большая»

Когда растает месяц молодой,

Рассветный путь свой завершая,

Встает из дымки золотой

Грибановка моя Большая.

Ты в инее январском хороша

И в кружеве весеннем мая,

России светлая душа-

Грибановка моя Большая.

Максим Л.:

Летит над Божьим храмом благовест,

И голубей трепещет стая.

Ты – нежный свет в глазах невест

Грибановка моя Большая.

Да будут жить в достатке и любви,

 Трудами землю украшая,

Сыны и дочери твои

Грибановка моя Большая.

Слайд №3 : Валентин Михайлович Горлов -  поэт, который тоже живет у нас в поселке и пишет стихи о Родине, природе, жизни на Земле. У него уже опубликовано 6 книг со стихами. Одно из его стихотворений прочтет:

 Коля : «Подснежники»

Я их увидел не под снегом,

Еще он землю закрывал.

Иду я за девчонкой следом,

И тает утренний туман.

Ее не Боги ли спустили

С теплом повеявших небес,

В одной руке – букетик синий,

В другой – портфель наперевес.

Слайд №4: Константин Васильевич Силин – этот поэт тоже живет в нашем поселке. Многие годы он работал судьей в Грибановском районном суде. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Он пишет стихи о природе, о Родине.

Таня Н.: «Весна в декабре»

Звенит вдруг в декабре капель,

Запели птицы осторожно,

Коль в зиму заглянул апрель,

В любую сказку верить можно.

Туман ложится по утрам,

Сугробы поедает жадно,

Дождя по крышам тарарам

И слякоть, будь она неладна.

Но вновь закружит ветер снег,

В пути крещенские морозы,

И время свой наладит бег,

Весенние остудит грезы.

Слайд №5 : Николай Николаевич Некрылов – поэт, родился и вырос в поселке Грибановский. Стихи начал писать уже в зрелом возрасте.

Эля Ч.: «Тебя ждут»

Маленькие ножки бегут вдаль по дорожке

Мелкими шажками, быстро семеня…

Ой смеется звонко, весело девчонка

И кричит: - Мама, догоняй меня!

Это просто счастье, когда рядом мама.

Так беспечно детство, просто без забот.

Мама и накормит, мама напоит,

Спать уложит, песенку споет.

Слайд №6 : Олег Александрович Ларин – поэт, родился в с. М.Грибановка. Окончил сельскохозяйственный техникум. Именно в студенческие годы начал писать стихи и песни о Родине.

Дима Ф.: «Мои истоки»

Мои истоки – где родился,

Малая Грибановка - село.

Мои истоки – где резвился,

Где детство торопливо шло.

И перемена с переменой,

Из школы в школу шел пешком.

Из детства в юность я несмело

Шагнул по жизни прямиком.

Слайд №7: - В нашем поселке есть музыкальные ансамбли : «Семиреченка», которым сейчас руководит Владимир Иванович Сухарев, оркестр народных инструментов, которым руководит папа Дениса Лапшева – Лапшев Валерий Николаевич., и ансамбль «Сельские зори», где он тоже поет.

- А сейчас ребята нам покажут номер на музыкальных инструментах под песню ансамбля «Сельские зори».

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

- Ребята, о многих знаменитых людях поселка Грибановский мы с вами сегодня узнали. Но есть еще талантливый человек у нас в поселке.

Слайд №8 : Зинаида Егоровна Истягина- она много лет работала врачом в нашей Грибановской районной больнице. Уже в зрелом возрасте начала писать стихи, сказки и загадки для детей.

Слайд №9 : У Зинаиды Егоровны есть свои книги «Черное ушко», «Солнечный зайчик», «Белые голуби».

-Сейчас ребята прочтут для всех стихи З.Е.Истягиной.

Денис: «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Полина: «Кошка»

Кошка, кошка

Где твоя большая ложка?

Сегодня кашу заслужила-

Всех мышей переловила.

Таня Ч.: «Березка»

Растет у дома березка, Шумит она листвой

И мне всегда при встрече

Кивает головой.

Никита: «Летчик»

Летчик, летчик, посмотри,

Что у облака внутри?

Самолет качнул хвостом,

Скрылся в облаке густом.

Вероника : «Снежок»

За окном лежит снежок,

Белый, словно творожок.

Хоть и солнце пригревает

А снежок совсем не тает.

На пороге март стоит-

Ветер сильно холодит.

Захар: Дети спят»

Солнце скрылось за двором.

Дети спят уж крепким сном.

И игрушки-озорнушки

Лежат тихо под столом.

Здесь верблюд и слон,

И два утенка с длинными носами,

И кукла с закрытыми глазами…

А когда наступит утро-

Даст солнце освещение

И все придут в движение.

Сережа: «Ходит кошка под окошком»

Ходит кошка под окошком

По морозу босиком.

Жалко ее стало-

Я носочки ей связала,

Сшила тапочки

На четыри лапочки.

Ходит кошка под окошком

По морозу в тапочках,

На окно мое глядит

И меня благодарит:

-Мяу, мяу!

Саша Н.: «Зима»

Зима холодная в этом году!

Тревожно мне за собачку свою.

В ее конуре такой же мороз

Как на дворе.

Беднягу от стужи спасу-

Одеяло ей в конуру принесу.

Алеша: «Друг Алешка»

Зимою ровно в пять

Я гостей иду всречать.

Посыпаю под окошком

Зерно, пшено и хлеба крошки.

Гости это все едят

И меня благодарят.

Тук-тук! Тук-тук!- в окошка

Спасибо, друг Алешка.

Саша М.: «Дед Мороз»

Дед Мороз из леса

Елку нам принес.

Вся она сверкает

В огнях и серебре

И много обещает

Гостинцев детворе.

С ребятами здесь пляшут

Зайчонок и барсук,

А с елки лапкой машут

С бельчонком бурундук.

- На этом творчество наших земляков не заканчивается.

Слайд №10: Скоро выйдет сборник стихов наших местных поэтов «Моим стихам настанет свой черед».

- Ребята книгу скоро напечатают в типографии, название у нее есть, а вот обложки пока нет. Давайте, мы свами нарисуем обложку для этой книге, поможем редакторам.

- Как вы думаете, что может быть нарисовано на обложке сборника стихов? (Ответы)

-Обложка должна быть яркой, на ней может быть рамка, и изображена книга, карандаши.

- Ребята, я вас приглашаю в нашу художественную мастерскую.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

- Рисовать мы с вами будем вот на такой бумаге. Называется она наждачная. Возьмите ее в руки. Какая она?  (Шероховатая)

- Эту бумагу используют для обработки деревянных поверхностей, чтобы они стали гладкими.

- А в нашей мастерской на этой бумаге можно еще и рисовать карандашами.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

ИТОГ

- Молодцы, ребята! Какие красивые рисунки получились. Все разные, яркие.

- Давайте соберём их в конверт, чтобы отправить в типографию. Может быть,  наши рисунки помогут в создании обложки для книги.

-Что мы с вами делали на занятии?

-О творчестве,  каких поэтов родного поселка узнали?



Предварительный просмотр:

МКДОУ Грибановский детский сад №1

Конспект театрализованной деятельности «Берегите лес»

(Младшая группа)

Воспитатель: Ефремова О.В.

2019 год

Действующие лица: Миша, Маша, Лисичка, цветы, деревья, ягоды медвежонок.

Ход театрализованной деятельности:

Рассказчик: Эта история произошла в нашем лесу. Однажды Маша и Миша пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Ребята нашли красивую полянку и остановились на ней.

Маша с Мишей идут на полянку, останавливаются и смотрят на танец.

Танец цветов, ягод и деревьев.

Маша: Как здесь красиво! Смотри, какие цветы! (показывает на них)

Цветок 1:

Хорошо в лесу играть,

Можно смело отдыхать.

Он не низок, не высок,

Зелен, светел наш лесок!    Кира

Миша: И ягод можно набрать!

Рассказчик: Маша и Миша играли, бегали по полянке (Дети бегают, нюхают цветы, собирают ягоды).

Ближе к вечеру они проголодались и присели перекусить (Дети достают  фантики от конфет, продукты и бросают на полянке).

Маша:

В ярких фантиках одеты

Шоколадные конфеты.

Разверну красивый бантик

Съем ее брошу фантик (Бросает фантик)

Миша:

Разных вкусов ассорти,

Лучше сока не найти!

Сок этот вкусный, такой хороший

Выпью его и банку брошу! (Бросает коробку от сока)

Рассказчик: Ребята наелись, намусорили и не убрав за собой, убежали домой. (Дети уходя)

Через несколько дней на полянке случилась беда: наткнулись зверята лесные на мусор.

Выходят Лисичка и Медвежонок.

Рассказчик: Лисичка испачкала свой пушистый хвостик, а Медвежонок попал лапой в коробку от сока и не мог ее освободить.

Медвежонок надевает на ногу коробку, а Лисичка отряхивает хвост.

Рассказчик: На полянке было уже не так красиво, цветы завяли (склонили головы), ягоды не росли (уходят).

Рассказчик: Прошло время. Маша и Миша  вновь пошли гулять по лесу, нашли свою полянку и поняли, что они натворили, им стало стыдно. (Дети берутся за голову руками и качают головой).

Маша: Лисичка, давай я тебе хвостик почищу (помогает отряхнуть хвостик).

Миша:Медвежонок, не бойся я тебя освобожу! (снимает с лапы коробку)

Миша и Маша (вместе): Простите нас лесные жители, мы не будем больше никогда мусорить в лесу!

Медвежонок:

Ты хотя еще ребенок,

Но ведь ты не поросенок,

На поляне не сори,

За собою убери!             Ваня

Лисичка:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.Маша С.

Маша:

Не надо мусорить в лесу,

Природы портя всю красу,

Должны мы срочно прекращать

Леса в помойку превращать!

Миша:

В лесу играйте и гуляйте,

Но мусор там не оставляйте-

Когда лес чист, красив опрятен,

То отдых в нем вдвойне приятен!

Цветок 2:

И не сразу, и не вдруг,

Мы узнали: лес наш друг.

Красота живая лес,

Пусть растет он до небес!    Алиса

Под музыку все герои выходят и кланяются.