Обобщение и распространение опыта
- Открытое занятие в рамках Регионального VI Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2015 года», г. Воронеж «Детский сад общеразвивающего вида № 197».
Тема выступления: «Путешествие по сказкам»
- II Региональная научно-практическая конференция, посвященная памяти краеведа И.И.Иванникова «Литература, фольклор, история и язык», ФГБОУ ВО «ВГУ» , 2019 год
Тема выступления: «Литературное наследие родного края»
- III научно-практическая конференция, посвященная памяти краеведа И.И.Иванникова «Литература, фольклор, история и язык», ФГБОУ ВО «ВГУ» , 2020 год
Тема выступления: «Литературное краеведение посёлка Грибановский».
- Мастер –класс «Проектная деятельность как условие реализации ФГОС в организации дошкольного образования» , ФГБОУ ВО «ВГУ» , 2019 год
- РМО «Экологическое воспитание, как фактор развития дошкольников» 2019
Тема выступления: «Разнообразие форм методов работы с дошкольниками в экологическом воспитании»,
- РМО «Привлечение родителей к активному участию в совместной деятельности ДОУ» 2020
Тема выступления: «Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ посредством проектной деятельности»
- РМО «Воспитание детей дошкольного возраста в современном мире»
Тема выступления: «Современный дошкольник» 2020
- РМО «Приобщение дошкольников к истории и культуре Воронежского края»»
Тема выступления: «Литературное наследие родного края». 2020
- РМО «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраст» 2021
Тема выступления: «Художественная литература как средство формирования у детей представлений об устаревших словах»
10. Мастер - класс "Мотивация детей к изучению культуры родного края посредством продуктивной деятельности" 2021
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Грибановский детский сад №1
Доклад для РМО
«Художественная литература как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений об устаревших словах»
Выполнила:
Ефремова О.В.
воспитатель ВКК
МКДОУ Грибановский детский сад №1
2021 год
Привлечение детей к чтению художественной литературы – это важный этап в системе воспитания и обучения дошкольников. Ведь знакомство ребёнка художественными произведениями открывает большие возможности для развития речи. От того, как будет развита речь ребёнка, зависит восприятие им окружающего мира, общение со сверстниками, а также дальнейшее обучение в школе.
Поэтому, необходимо помогать детям в их речевом и литературном развитии, способствовать формированию коммуникативных навыков.
В своей практической работе, я использовала проектную деятельность, как одну из технологий воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Был запланирован и реализован с детьми среднего дошкольного возраста проект « Устаревшие слова в русских народных сказках». Основной целью, которого было: познакомить детей на основе текста сказок, с устаревшими словами, которые не употребляются в современном русском языке.
Устаревшие слова уже забыты, их произносили в далёкие старые времена еще наши предки, но они встречаются во многих произведениях, которые мы читаем детям им.
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Исчезновение слова происходит не сразу, сначала оно становится мало употребляемым, а потом и вовсе исчезает. Если из жизни уходит какой –то предмет, вместе с ним уходит и слово. Поэтому важно знакомить детей дошкольного возраста с устаревшими словами, чтобы они больше знали о прошлом своего народа, какие слова использовали наши прабабушки и прадедушки в своей речи, как общались. Русские народные сказки дают богатый материал для реализации данной цели, так как в них часто встречаются слова, значения которых непонятны современным детям.
В процессе работы над проектом были запланированы и осуществлены следующие виды деятельности:
- Чтение русских народных сказок.
- Разбор непонятных для детей слов.
- Создание с детьми настенного словаря «Устаревшие слова»
- НОД «Слова из бабушкиного сундука»
- Беседа «Устаревшие слова»
- Просмотр презентации «Словарик устаревших слов»
- Инсценирование «Барыня и крестьянка»
- Дидактические игры: «Измени слова», «Назови правильно», «Найди названный предмет на картинке», «Выбери лишнее слово», «Найди устаревшие слова в тексте», «Загадки про устаревшие слова».
- НОД «Путешествие в страну старых слов».
- .Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4-5 лет»
- .Продуктивная деятельность: лепка «Каравай», рисование «Лукошко», «Рушник», аппликация «Кокошник»
- . Игровые упражнения и физминутки на данную тему.
- . Консультация для педагогов ДОО «Основные направления работы с устаревшими словами в дошкольных учреждениях и семье»
Результатом всей проведенной работы была положительная динамика развития речи дошкольников. Дети узнали много устаревших слов и их значений, познакомились с произведениями устного народного творчества и традициями русского народа; научились инсценировать небольшие тексты, значительно расширился словарный запас детей. Данная работа будет продолжена в старшей и подготовительной группах.
Таким образом, реализовав уже не один проект в ДОО, считаю, что проектная деятельность является эффективной формой работы с детьми. Любой проект, особенно если он связан с чтением художественных произведений и формированием коммуникативных навыков детей, даёт большие возможности для всестороннего развития дошкольников, раскрывает потенциал детской инициативы и творчества, помогает расширять знания детей об окружающем мире.
Предварительный просмотр:
МКДОУ Грибановский детский сад №1
«Разнообразие форм и методов работы с дошкольниками в экологическом воспитании»
Воспитатель: Ефремова О.В.
2019 год
Экологическое воспитание дошкольников направлено, прежде всего, на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде. Научить ребенка любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства - главные задачи экологического воспитания, которые возможно реализовывать с помощью разнообразных форм и методов работы с дошкольниками.
Так, в своей работе я использую разные виды деятельности с детьми.
Во-первых, это создание огорода на окне и участке группы. Здесь совместно с детьми выращиваем растения, наблюдаем за ними, знакомимся с основными этапами роста, строения и развития растений, способами ухода за ними.
Во-вторых, это уголок природы в группе, в котором имеются комнатные цветы, за которыми дети ухаживают вместе с педагогом; календарь природы и объекты природы (камни, шишки, каштаны и т.д.).
Следующей формой работы с детьми является - игры с песком в группе. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. В последнее время весьма популярным в работе с детьми стал стол с подсветкой для рисования песком. Используя его, дети знакомятся со свойствами песка: сыпучий, состоит из песчинок, мягкий, оставляет следы, двигается, если на него подуть переносится с одного места на другое. Кроме того, работа с песочным столиком развивает творческое воображение, мелкую моторику рук.
В экологическом воспитании детей использую и метод проектов. Так был разработан и реализован с детьми проект «Покормите птиц зимой». В результате, которого дети старшего дошкольного возраста получили представления о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Вместе с детьми мы заготавливали корм для птиц, изготавливали кормушки, подкармливали птиц и наблюдали за ними, развешивали кормушки не только на своем участке, но и в парке.
Еще одной формой работы с детьми в экологическом направлении является театрализованная деятельность на тему «Берегите лес». Целью, которой было познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами поведения в природе.
Также для детей младшего дошкольного возраста, с целью воспитания интереса к природе, окружающему миру была проведена непосредственно образовательная деятельность «Весенний лес». Дошкольники познакомились с приметами весны, узнали об особенностях растений, птиц, животных с наступлением весны.
В рамках проекта «Книга в гости к нам пришла», мною был проведен общесадовский и районный конкурс чтецов «В гости к Весне» (2012), в ходе подготовки к которому дети всех возрастных групп разучивали стихи детских писателей о природе.
И еще одна форма работы с детьми - это выставка книг детских писателей о природе в группе и чтение произведений детям.
Таким образом, использование всех выше перечисленных форм и методов работы с детьми помогает дать детям знания о природе, ее взаимодействии с человеком и бережном отношении к ней.