Задание на лето для 6 г,д,е классов

Красикова Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

Образовательный минимум по русскому языку

за 5 класс

Вопрос

Ответ

1. Как проверить безударную гласную в корне слова?

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

2. Как проверить написание согласных в корне слова?

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.

3. В каких случаях пишутся разделительные Ъ и Ь?

Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я только после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой И пишется разделительный Ь.

4. Что такое словосочетание?

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

5. Что составляет грамматическую основу предложения?

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) составляют его грамматическую основу.

6. На какие группы делятся предложения по цели высказывания?

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

7. Что такое подлежащее и сказуемое?

Подлежащее – главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что такое предмет?

8. Назовите второстепенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Вопрос

Ответ

1. Что такое определение?

Определение это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы   какой? чей?  
Определение выражается чаще всего  именем прилагательным.

2. Что такое дополнение?

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): кого?   чего?   кому?   чему?   и др.
Дополнение выражается именем существительным или местоимением. 

3. Что такое обстоятельство?

Обстоятельство— это второстепенный член предложения, который  обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы: 
  где? когда?   куда?   откуда?   почему? зачем?   как?  
Обстоятельство выражается наречием, именем существительным.  

4. В каком случае в предложении ставится двоеточие?

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов предложения.

5. В каком случае в предложении ставится тире?

Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.

6.  Какие предложения называют сложными?

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, связанных по смыслу и интонацией.

7. Что такое обращение?

Обращение – это слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются.

8. Что такое фонетика?

Фонетика – это наука о языке, которая изучает звуки речи.

9. Классификация звуков речи.

Различают гласные и согласные звуки. Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса.

В каждом согласном звуке есть шум. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

Термин (понятие)

Определение

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная  часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами, могут быть сказуемыми и определениями.

Одушевлённые имена существительные

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

Орфограммы

Буквы з и с на конце приставок

В приставках на –з (-с) перед звонкими согласными пишется з, перед глухими –с. Звонкие согласные: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р

Буквы о-а в корне  -лаг-  –  - лож-

В корне -лаг-  –  - лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс  -а-; буква  о пишется, если за корнем нет суффикса -а-. Полагать, положить

Буквы ё-опосле шипящих в корне слова

В корне после шипящих под ударением пишется ё, а не о. Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Буквы и – ы после ц

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на –ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в корнях слов-исключений: цыплёнок, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цыц

Большая буква и кавычки в именах собственных

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.Журнал «Юный техник»

Буквы е-и в окончаниях имён существительных

У существительных на –ИЯ в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце –ИИ. У существительных мужского рода на –ИЙ и у существительных среднего рода на –ИЕ в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ИИ.

О и е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных

После шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.  Врачом, товарищем. Большого, колючего

Термин (понятие)

Определение

Глагол

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по родам (в единственном числе) и числам.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим, может быть подлежащим.

Неопределённая форма глагола

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределённая форма глагола имеет суффикс -ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь.

Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного (что делать? что делал? что делаю? что буду делать?) или совершенного вида (что сделать? что сделал? что сделаю?).  

Время глагола

Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс  -л-, перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.

Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида – будущее сложное (буду строить).

Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Ко II спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 глагола на -ать: держать, слышать, дышать, гнать.

Глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению.

Глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).

Орфограммы

-Тся и -ться в глаголах

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся буква ь не пишется (занимается, учатся).

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква ь пишется (заниматься).

Чтобы не ошибиться в написании, нужно задать вопрос.

Не с глаголами

Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не (ненавидеть, негодовать).

Мягкий знак после шипящих

Мягкий знак после шипящих пишется в неопределённой форме глаголов и форме 2 лица единственного числа (беречь, учишь, боишься).

Буквы е-и в корнях с чередованием

В корнях с чередованием е-и  пишется буква и, если после корня стоит суффикс -а-.

Корни с чередованием:

-бер- – - бир-; -пер- – -пир-; -дер- – -дир-; -тер- – -тир-; - мер- – - мир-; -стел- – -стил-; -блест- – -блист-.

Например: соберёт – собирает.

Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения

Если у глагола 3 лица безударное личное окончание, нужно:

  1. найти  неопределённую форму глагола;
  2. определить, какая гласная стоит перед  -ть;
  3. определить спряжение глагола.



Предварительный просмотр:

  1. Фонетический разбор слова.
  2. Запишите слово. Разделите его на слоги. Укажите количество слогов.
  3. Поставьте ударение.
  4. Запишите транскрипцию.
  5. Выпишите все буквы в столбик, рядом с каждой буквой укажите, какие звуки они обозначают, охарактеризуйте звуки.

Для гласного укажите ударный (уд.) он или безударный (безуд.).

Для согласного укажите звонкий (звонк.) он или глухой (глух.)- парный или непарный;  твёрдый (тв.) или мягкий (мягк.)- парный или непарный.

  1. Подсчитайте и запишите количество букв и звуков в слове.

Образец разбора:

До́м -  1 сл., [ до́м]

д -  [д]-согл, звонк. – парн., тв.- парн.

о - [о']- гл., уд.

м - [м] –согл, звонк.- непарн., тв.- парн.

3 б., 3 зв.

2. Морфемный разбор слова (разбор  слова по  составу).

  1. Окончание (изменить  форму  слова).
  2. Основа  слова.
  3. Корень (подобрать  однокоренные  слова).
  4. Приставка.
  5. Суффикс.

3. Морфологический разбор имени существительного

План разбора

I. Часть речи, грамматическое значение.

Н.ф. (И.п., ед. ч.).

      II. Пост. пр.: нариц. (собств.), одуш. (неодуш.), род,  скл.

Непост. пр.: число, падеж.

      III. Член предложения.

Образец разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу3.

Разбираем слово птицу

I. Увидел (кого?) птицу. Слово обозначает предмет - сущ.

Н.ф. - птица.

      II. Пост. пр.: нариц., одуш., ж. р., 1 скл.

Непост. пр.: ед. ч., В.п.

      III. Увидел (кого?) птицу.

                                       - - - - -

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора

  1. Часть речи, грамматическое значение.
  2. Н.ф. (м.р., ед.ч., им.п.)
  3. Непост. пр.: род, число, падеж.
  4. Член предложения.
  5. Синтаксический разбор простого предложения
  1. Подчеркнуть слова как члены предложения.
  2. Подписать части речи.
  3. Дать характеристику предложения:
  • по количеству грамматических основ (простое);
  • по цели высказывания (повеств., побудит., вопросит.);
  • по интонации (воскл., невоск.);
  • по наличию второстепенных  членов (распростр.,  нераспростр.);
  • указать, если есть однородные члены  предложения или обращение.


Предварительный просмотр:

Список художественной литературы для чтения летом

6 класс

Выделенные жирным шрифтом книги обязательны к прочтению.

Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

Из русской классики

  1. А. Пушкин «Метель», «Выстрел»
  2. Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» (цикл рассказов)
  3. Н. Лесков «Левша»
  4. А. Грин «Алые паруса»

Книги о ровесниках

  1. В. Распутин «Уроки французского»
  2. В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б»
  3. В. Крапивин «Мальчик со шпагой»
  4. Э. Портер «Поллианна»

Сказки, фэнтези и фантастика

  1. К. Булычев «Приключения Алисы»
  2. Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
  3. К. Льюис «Хроники Нарнии»
  4. К. Функе «Чернильное сердце»
  5. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  6. А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

Жизнь и приключения детей и взрослых 

  1. В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  2. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  3. Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
  4. М. Додж «Серебряные коньки»
  5. М. Зощенко Рассказы для детей
  6. Е. Ильина «Четвертая высота»
  7. Ф. Искандер «День Чика»
  8. В. Катаев «Белеет парус одинокий»
  9. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!»
  10. О. Генри Рассказы
  11. Д. Олдридж «Последний дюйм»
  12. А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
  13. М. Парр «Вафельное сердце»
  14. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица»
  15. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада»
  16. Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Черная стрела»
  17. М. Твен «Приключение Тома Сойера», «Принц и нищий»

О  животных

  1. Дж. Даррелл «Моя семья и другие звери»
  2. Ю. Коваль «Недопесок», «Алый», «Чистый дор», «Листобой»
  3. А. Куприн «Белый пудель»
  4. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных
  5. Саша Черный «Приключения Фокса Микки» 

О сильных духом людях

  1. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  2. С. Смирнов «Гаврош Брестской крепости».
  3. А. Лиханов «Мой генерал».


Предварительный просмотр: