Достижения обучающихся

Перцева Наталия Валентиновна

Интеллектуальные игры, конкурсы - хороший способ проверить не только свои знания, но и гибкость ума, скорость мышления и способность находить нестандартные решения в обыденных ситуациях. Участие в таких конкурсах, играх, олимпиадах - важнейший опыт, источник новых впечатлений, связанных со школьной жизнью и обучением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЛАНК КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Всероссийского конкурса
на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке
и лучшее описание русской культуры на родном языке
Титульная страница

Субъект Российской Федерации: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Город (населенный пункт): город Нижневартовск

Полное название образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №10»

Участник конкурса:

Фамилия: Кондрина

Имя: Софья

Отчество: Викторовна

Класс обучения участника:

Номинация сочинения: сочинение о своей культуре на русском языке

Жанр сочинения: очерк

Название сочинения: «Слуцкие пояса как культурное наследие Беларуси»


«Слуцкие пояса как культурное наследие Беларуси»

 Культура любой страны – это тема, на которую можно рассуждать часами. Что такое культура? Единого понятия культуры нет, но если обратиться к словарю С. И. Ожегова, то культура имеет следующее значение: это совокупность производных, духовных и общественных достижений людей.

Белорусская культура занимает свое, особое, место среди других восточноевропейских культур. Формировалась она на протяжении многих столетий. Было написано большое количество литературных и музыкальных произведений, возведено множество архитектурных памятников. Белорусские поэты, художники, музыканты, писатели и другие выдающиеся личности известны всему миру. На протяжении столетий формировался белорусский язык. Сохранились белорусские традиции и обряды, которые характеризуют белорусов.

Изучение белорусского народного орнамента имеет богатую и продолжительную историю, которая начинается со второй половины XIX века. Очень популярными в то время были протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления – городу Слуцку. В те времена их именовали "персидскими кушаками". Именно о них писал в своем знаменитом стихотворении Максим Богданович:

От милых нив, из отчей хаты -

Недолей стала им краса -

На панский двор крестьянки взяты

Ткать золотые пояса.

И время тянется дремотно:

Забыв девические сны,

Они широкие полотна

На лад персидский плесть должны.

Орнамент слуцких поясов, как правило, слагался из трех частей: узкой каймы, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.

История орнаментов уходит своими корнями в глубокую древность. Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы. На протяжении нескольких столетий в ткачестве были созданы произведения большой художественной ценности. Они свидетельствуют об удивительной одаренности белорусского народа. Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаменте преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата). Сочетание правильного фона и орнамента производит сильное приятное впечатление. Существуют орнаменты, построенные из более простых элементов, строго расположенных по поверхности. Узор ненавязчиво приковывает взгляд. При крайней простоте подобный орнамент может быть весьма четким и сильным, отточенным и стройным. Сама простота белорусского орнамента - не свидетельство бедности фантазии, а особая художественная задача - воплощение идеи лаконичности и строгого порядка.

Человек с давних пор украшает орнаментами различные предметы - посуду, инструменты и оружие, текстильные изделия, мебель, книги, архитектурные строения и интерьер. Кроме чисто эстетической функции орнамент традиционно несет информацию о владельце, а ранее выполнял и роль талисмана, например, оберега от злых сил.

С поясом связывались различные признаки, поверья, заклинания, гадания. Считалось, что пояс оберегает от несчастий. Чтобы в семейной жизни был достаток, невеста перед тем, как идти к венцу, развешивала пояса в амбаре, в хлеву, над сундуком. Накануне Нового года поясом попарно связывали предметы, не имеющие пары - чтобы имущество удвоилось в наступающем году.

Представляют интерес и способы повязывания пояса. В зависимости от пола, возраста, местных вкусов они имели ряд вариантов. Женщины носили пояс на талии. Мужчины -- высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг туловища не менее, чем два раза. Мальчики -- только высоко под грудью. Завязывали пояс узлом спереди или сбоку, да чтобы концы, специально украшенные кистями, бахромой, бисером, нашитыми полосками ткани, металлическими пластинками, свешивались сантиметров на 20-40.

Делали пояса женщины. Девочки с поясов начинали осваивать секреты домашнего женского рукоделия. Как и большинство изделий традиционных белорусских ремесел, пояса не являлись распространённым товаром и их применяли только для собственных нужд.

Белорусский народный пояс продолжает свою жизнь и сейчас. Утратив былое значение в качестве обязательного элемента одежды, он все больше привлекает внимание как произведение искусства. В последние годы пояса, изготовленные современными мастерами в традиционных техниках, все чаще появляются на выставках народного и самодеятельного искусства, пояса ткут в кружках и художественных студиях. Пояса не оставляют равнодушными и профессиональных художников. Пояс — это оригинальный сувенир, удачное дополнение костюма. Традиционная технология ткачества и плетения поясов может быть использована для изготовления галстуков, панно, различных украшений и другой продукции сувенирного назначения. Искусство изготовления поясов имеет хорошие перспективы для своего развития. Белорусский орнамент отличается разнообразием и динамично развивался на протяжении столетий. Изучение традиционного орнамента позволяет лучше понять культуру народа, ведь в нем, как и в любом творчестве, так или иначе находят отражение все человеческие переживания, мысли, вера и мечты. И это верно не только для белорусского, но и, пожалуй, для любого народа.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: