Трансляция педагогического опыта

Серогодская Елена Александровна

              

              

            

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Е. А. Серогодская, Б. Б, Кузнецова ГОУ СПО «Чайковский медицинский колледж»

Медицинские работники - социальная группа населения, с одной стороны, испытывающая на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, с другой - призванная смягчать эти проблемы в процессе контакта населения с системой здравоохранения. Таким образом, медицинские работники находятся в кругу как собственных проблем, так и проблем своих пациентов неся при этом двойную социально-психологическую нагрузку.

Исследования профессора Калифорнийского университета С. Маслач показали, что у многих профессионалов, работающих в сфере оказания помощи могут диагностироваться симптомы «профессионального выгорания». Постепенно у них снижается выраженность заботы о людях, с которыми они работают: через какое-то время они начинают понимать, что просто не могут выдержать тех нагрузок, которые обусловлены сущностью их работы, и тогда они начинают говорить об эмоциональном истощении: «У меня не осталось никаких чувств, ... мне нечего отдавать... я истощен... я выгорел».

Термин «выгорание» был введен американским психологом Н.У. Фредбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояние людей, находящихся в интенсивном профессиональном общении с клиентами: (пациентами) в эмоционально насыщенной атмосфере. Его «приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, фанатично преданные своему делу».

V. Моss определяет профессиональное выгорание как «синдром умственного, физического и духовного истощения, характеризующееся усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, ценностей».

          «Выгорание» является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия, характеризующимся утратой позитивных чувств, сочувствия и уважения к пациентам. Далее синдром переходит в циничное и антигуманное восприятие пациента.

Синдром профессионального выгорания имеет существенные индивидуальные различия у каждого конкретного человека. Известны следующие основные признаки профессионального выгорания: физические, связанные с субъективным самочувствием и состоянием здоровья; поведенческие и психологические.

Выгорание очень индивидуальный процесс, поэтому все симптомы не проявляются одновременно и могут быть в разной степени выраженности.

Выделяют три стадии «профессионального выгорания» сестринского персонала:

  • Стадия первая - тревоги: человек больше не способен функционировать
    на требуемом уровне, для поддержания своей    репутации    он   использует
    механизмы защиты, например: «Что хорошего дома? Мне больше нравится на работе». Использование этих механизмов, иногда помогает, но ежедневное их применение - признак того, что человек делает   что-то   не   так; общее чувство усталости, непреодолимое чувство беспокойства, неприязнь к работе.
  • Стадия вторая - сопротивление. Основные характеристики этой стадии -цинизм, непреклонность, строгость, человек фиксирует на правилах и инструкциях; непреклонен в отстаивании своих позиций, становится замкнутым, изолированным от других, относится к пациентам формально, обезличенно («пиелонефрит из третьей палаты», «стенокардия с койки у окна»). В разговоре с пациентами использует научные, профессиональные термины, которые увеличивают дистанцию в общении, не располагает к доверительной беседе.
  • Стадия третья - истощение.   Описывается как конечная: человек может
    быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, а с другой - очень
    злым и жестоким. Выливается в полное отвращение ко всему на свете.
    Медсестра обижена на себя и на все человечество.

       Профессиональное выгорание касается не только медперсонала, проработавшего с людьми значительное количество лет. Молодые специалисты также подвержены синдрому выгорания. Их представления о работе и помощи людям часто идеализированы, и реальная ситуация оказывается далекой от их ожиданий и представлений. Им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству.

Существуют и другие обстоятельства, влияющие на развитие «выгорания» вне зависимости от того, где работает сестринский персонал. Мейен считает, что наихудший враг медсестры - другая медсестра. Медсестры совершают своего рода геноцид, когда имеют дело с новыми (или) молодым медсестрами. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию до конца скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая медсестра, другие сотрудники, тут же забывают, что когда-то тоже были «новенькими», и предъявляют к ней нереальные требования.

Профессиональная деятельность медработников предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс.

Обобщая стрессогенные факторы, можно выделите следующие группы стрессоров, типичных для сестринского персонала:

  1. Стрессоры, вызванные условиями сестринского труда.
  2. Возникающие по личным причинам.
  3. Провоцируемые администрацией,
  4. Возникающие при общении с пациентами, их родственниками, студентами.
  5. Возникающие при общении с коллегами.

Для определения начального синдрома эмоционального выгорания, анонимно были протестированы 112 медсестер из различных отделений Чайковской центральной городской больницы.

Исследование показало, что большинство медсестер трудятся по основной специальности на 1,5 ставки. 19% опрошенных имеют стаж менее 3-х лет, 41% - от 3-х до 10 лет, 18% - от 10 до 15 лет, 22% - более 15 лет.

Чем больше у медсестры производственная нагрузка, тем меньше она испытывает удовольствие от самого процесса работы.

Тестирование показало, что 60% тестируемых удовлетворены выбранной специальностью, а 40% - не удовлетворены. Среди неудовлетворенных специальностью - 57% отмечают часто развивающееся утомление, а среди удовлетворенных своей специальностью утомление отмечают лишь 18%.

К концу рабочего дня 20% медсестер ощущают резкое падение работоспособности, у 65% опрошенных она снижается незначительно, на отсутствие снижения работоспособности указали 15% опрошенных.

        Оценить, насколько реальна опасность СЭВ, позволяет тест "Ваше отношение к работе". Те, кто ответил удовлетворительно более чем на половину вопросов, близки к "выгоранию".

Результаты тестирования:

  • м/с хирургического профиля - 61 человек

"Да" - больше половины ответов - 37 человек (60,7%)

  • м/с терапевтического профиля - 51 человек

"Да" - больше половины ответов - 23 человека (45,1 %)

Диаграмма: Результаты тестирования "Ваше отношение к работе"

м/с хирургического профиля                     м/с терапевтического профиля

                                         

         Таким образом, результаты проведенного исследования показывают тесную связь особенностей профессиональной деятельности медсестер с развитием у них синдрома эмоционального выгорания.

Результаты исследования показали, что 1/4 часть медсестер, в основном молодых в возрасте до 30 лет, с относительно небольшим стажем работы (до 5 лет), находятся в состоянии устойчивой психической адаптации. А 3/4 медсестер в возрасте старше 30 лет, с производственной нагрузкой 1,5 ставки и стажем работы более 5 лет - находятся в состоянии неустойчивой психической адаптации, т.е. близки к эмоциональному выгоранию.

Отсюда следует, что медицинский персонал нуждается в помощи, ему необходимо научиться адаптироваться к ситуации, справляться с эмоциональным напряжением, страхом боли и смерти, понимать и сочувствовать лицам, с которыми приходится вступать в психологический контакт, связанными с профессиональной деятельностью.


        




Предварительный просмотр:

ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ПО ВОПРОСУ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ

Серогодская Е.А Медицинский колледж, г. Чайковский, Россия

Кафедра основ сестринского дела организована в Чайковском медицинском колледже четыре года назад. При ее создании перед коллективом были поставлены задачи обеспечения высокого качества подготовки специалистов, внедрения инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, повышения уровня научно-методической работы преподавательского состава.

Коллектив колледжа, в том числе и наша кафедра, прилагает значительные усилия для повышения качества подготовки специалистов, формирует свое культурно -образовательное пространство для того, чтобы будущие медицинские работники были не только профессионалами, но и конкурентоспособными на рынке труда в сфере здравоохранения.

Понятие «паллиативная медицина/помощь» - происходит от латинского «раllium» и означает «покрывало, покров». Иными словами, это покрывающая или окружающая заботой и опекой сопровождающая помощь.

Паллиативная помощь - помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное лечение уже невозможно.

        Основой успеха паллиативной помощи является длительное профессиональное постоянное наблюдение за больным. Это требует обязательного участия работников здравоохранения, в частности медсестер, которые, в свою очередь, должны быть обучены, чтобы правильно и быстро оценить состояние больного, его нужды и возможности их удовлетворения; знать, какие советы дать больному и членам его семьи.

Современная паллиативная медицина сформировалась в русле хосписного движения. В реальной российской действительности, когда во многих субъектах РФ до сих пор отсутствуют хосписы, худо-бедно, но оказывать такую помощь вынуждены врачи общей практики, участковые терапевты, онкологи и др. специалисты, которые к сожалению, нередко не имеют подготовки по паллиативной помощи, направленной на обеспечение умирающему больному медико-социальных и психологических пособий для поддержания адекватному диагнозу качества жизни на ее конечном этапе. Это свидетельствует о необходимости введения преподавания основ паллиативной помощи в вузах, и средне-специальных медицинских учебных заведениях.

Справедливости ради необходимо отметить, что среднее медицинское учебное заведение по вопросам организации паллиативной помощи уделяют значительно больше внимания, чем медицинские вузы.

Сестринская профессия является самой массовой медицинской профессией.

Основательница хосписов современного типа С. Сондрес писала еще в 1814г. «... сестринский уход остается краеугольным камнем в обслуживании пациентов приюта для умирающих».

        Что касается роли медсестер в работе с терминальными больными, то эта роль определена экспертами ВОЗ так: «Медицинские сестры играют большую роль в организации паллиативной помощи. Они несут особую ответственность за распространение информации, за дачу рекомендаций и просвещение пациента и его семьи, а также за то, чтобы дома больной продолжал получать ту же помощь, что и в больнице. Вследствие тесного контакта с больными медсестры идеально подходят для наблюдения и оценки результатов борьбы с болевыми и другими проявлениями болезни».

Реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специалистам сестринского дела. Сегодня лечебным учреждениям нужна не просто медицинская сестра, а специалист, способный творчески подойти к своей деятельности, хорошо образованный профессионал, полноправный член медицинской бригады.

В рабочую программу по ОСД включены следующие темы: «Общение в сестринском деле», «Биомедицинская этика», «Личная гигиена пациента», «Потери, смерть, горе».

При изучении темы: «Общение в сестринском деле» студенты усваивают не только определенные знания, но и получают некоторые специальные навыки: умение устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формировать вопросы в процессе использования ролевой игры.

В ходе подготовки определяем функции и роль медицинской сестры, пациента, его родственников.

Иногда предлагаем дополнительно решение ситуационных задач, которые студенты самостоятельно составляют по предложенной схеме.

- ситуационная        - с личной информацией       - на выбор тактики

- проблемная            - с «ошибкой»                        - на   выполнения действия

- обучающая             - с вариантами ответов         - на    раскрытие проблемы

                                                                                     

Типы задач                     сценарий задач        задания для решения

В ходе обучения студенты должны приобретать свой собственный опыт работы через самостоятельные виды деятельности на теоретических и практических занятиях.

Все пациенты со своими бедами и проблемами нуждаются в психологической поддержке.

Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность -необходимое профессиональное качество медицинской сестры.

«Нет ничего дороже умения общаться с окружающими ....», -наставляя своих наследников и правопреемников Рокфеллер - старший - человек, по роду своих знаний далекий от медицины.

При ознакомлении с темой «Основы биомедицинской этики» студенты изучают такие понятия как ятрогения, смерть мозга, аутопсия, эвтаназия и др. Для закрепления изученного материала мы используем рабочие тетради, где студенты при обсуждении отвечают на следующие вопросы:

  • Как вы понимаете медицинскую этику?
  • Эвтаназия, быть или не быть?
  • Является ли паллиативная помощь альтернативной эвтаназией?

Изучая особенности ухода за тяжелобольными пациентами, по теме:

«Личная гигиена пациентам, мы напоминаем студентам, о том, что все, что мы делаем вместе с больными, совершается для удобства, а не потому, что это должно быть сделано.

Необходимо прислушиваться к пациенту, имея в уме план ежедневных действий, совершать их в удобное для больного время и соотносить с его желаниями.

При этом мы отрабатываем на практических занятиях следующие алгоритмы:

  1. Полная и частичная санитарная обработка пациента (гигиеническая ванна, душ, обтирания)
  2. Профилактика пролежней.
  3. Уход за полостью рта.

Заключительная тема называется «Потери, смерть, горе». Тема достаточно трудная для учения со студентами, которым 17 - 18 лет. Поэтому даем лекционный материал по вопросам:

  1. Горе. Эмоциональные стадии горевания.
  2. Основные принципы паллиативного лечения, которые иллюстрируем
    материалами - ситуациями из медицинской практики.

Так происходит осознание     доказательства     новой     информации     и     выработка милосердия, сострадания    и    необходимости    особого    ухода    за
тяжелобольными пациентами.

Разрабатывая структуру и содержание компетентной модели, мы пришли к выводу, что компетенции не могут быть определены только через личные качества студентов - систему опыта, знаний и умений, так как значительная роль в их проявлении принадлежит ситуации, условиям конкретной деятельности. Поэтому компетенцию мы рассматриваем, как способность студента обнаружить связь между знаниями и имеющейся проблемой, найти способ ее решения. Специалист, которого мы готовим в настоящее время, обладает достаточными умениями для будущей работы. Рынок труда - ЛПУ - ждет профессионала практически, способного быстро и качественно решать производственные проблемы.

И для нас преподавателей среднего медицинского образовательного учреждения вопросы паллиативной помощи значимы. Уверены, при нашей подготовке выпускники - медицинские сестры будут способны занять такую «профессиональную нишу», которой является система паллиативной медицинской помощи.



Предварительный просмотр:

ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Серогодская Е.А., преподаватель основ сестринского дела

ГБОУ СПО города Москвы «Медицинский колледж №6 Департамента здравоохранения города Москвы»

       Профилактика внутрибольничных инфекций является актуальной медицинской и социально-экономической проблемой. И хотя за последние годы в России были проведены определенные организационные и практические мероприятия, направленные на борьбу с внутрибольничными инфекциями, ситуация практически не улучшается.

       Говоря о важности профилактики внутрибольничных инфекций, следует отметить, что проблема эта комплексная и многогранная. Каждое из направлений профилактики ВБИ предусматривает ряд целенаправленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, имеющих целью предотвращение определенного пути передачи инфекции в медицинской организации.

        Под угрозой заражения находятся как пациенты, так и медицинские работники. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники всех подразделений медицинских организаций. На заболеваемость медицинских работников влияют недостаточное внимание специалистов санитарно-эпидемиологической службы медицинской организации, длительный контакт с пациентами, несоблюдение мер личной безопасности, утрата чувства самосохранения. Нередки случаи пренебрежения элементарными принципами санитарно-противоэпидемического режима, охраны труда, правилами асептики в ходе лечебных и диагностических процедур.

        Актуальность вопросов инфекционной безопасности пациента и медработников в медицинской организации не вызывает сомнений. В связи с этим, подготовка медицинских работников по вопросам предупреждения внутрибольничного заражения требует особого внимания.

        Коллектив колледжа, в том числе и наша цикловая комиссия, в состав которой входят преподаватели основ сестринского дела, прилагает значительные усилия для повышения качества подготовки специалистов. С целью формирования профессионально-значимых качеств нами применяются следующие методы:

  • метод конкретных ситуаций, который способствует развитию профессионального клинического мышления, применению практических знаний в конкретных профессиональных ситуациях;
  • имитационные упражнения, которые предполагают моделирование реальных объектов и ситуаций;
  • ролевые игры, где наряду с профессиональными составляющими присутствуют поведенческие компоненты, позволяющие продемонстрировать наличие или отсутствие определенных качеств, а также степень их сформированности;
  • игровые тренинги, которые имеют несколько уровней: от разыгрывания стандартных процедур до имитации проблемных нестандартных ситуаций из реальной практики.

        В ходе практических занятий, рассматривая вопросы профилактики внутрибольничных инфекций, обучающиеся отрабатывают технику мытья рук, умения гигиенической обработки рук с применением современных кожных антисептиков; делают внутрикожные, подкожные, внутримышечные инъекции, внутривенные струйные и капельные вливания с учетом безопасности использования игл и предупреждения травм. Отрабатываются умения безопасного взятия крови из вены для лабораторных исследований с демонстрацией современных технологий («Вакутейнер», «Моноветт»). В ходе забора материала на исследование моделируются аварийные ситуации, когда происходит попадание крови пациента на слизистые оболочки, кожные покровы, одежду медицинского работника, а также при уколе инструментом, загрязненным кровью, в результате обучающимися демонстрируются профилактические мероприятия, алгоритмы оказания помощи при этих аварийных ситуациях, состав и содержимое аптечки «Анти-ВИЧ».

        На занятиях отрабатывается правильность выполнения таких действий в работе медицинских работников, как подготовка материала для стерилизации, укладка бикса, использование различных способов контроля качества стерилизации, заполнение нормативной документации. В ходе работы обсуждаются и демонстрируются порядок сортировки, порядок обеззараживания, сбора для последующей утилизации медицинских отходов разных классов.

        Практические занятия проводятся в кабинетах доклинической практики, оснащенных необходимым оборудованием для выполнения медицинских процедур. Оборудован «театр учебных действий», включающий имитацию процедурного кабинета с соответствующим оборудованием и муляжами для отработки манипуляций. Например, обучающиеся применяют жидкое мыло с помощью диспенсера на фотоэлементах, используют сенсорный диспенсер для рулонных полотенец, антисептики с использованием локтевого дозатора, сенсорные ведра для мусора. Современное оборудование позволяет обеспечить высокий уровень инфекционной безопасности при выполнении манипуляций.

       Отработка до автоматического выполнения гигиенической обработки рук, алгоритмов проведения инъекций, забора крови из вены с обсуждением деталей проводимых манипуляций позволяет выявлять и устранять ошибки. Активными участниками обсуждения, выявления ошибок в технике выполнения манипуляций являются сами обучающиеся.  Практические занятия формируют у них умение анализировать, сопоставлять и сравнивать, объяснять причинно-следственные связи, переносить знания в нестандартные ситуации в практике. Обучающиеся закрепляют полученные знания и приобретают практический опыт во время прохождения производственной практики на клинических базах колледжа.

       Опыт показывает, что совершенствование и разнообразие форм и методов обучения, использование современного оборудования позволяет значительно повысить степень подготовленности обучающихся по вопросам профилактики внутрибольничных инфекций, стандартов выполнения сестринских манипуляций.



Предварительный просмотр:

МЕТОД СКВОЗНОЙ ЗАДАЧИ – ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА

Серогодская Е.А., преподаватель медицинского массажа

ГБОУ СПО города Москвы «Медицинский колледж №6 Департамента здравоохранения города Москвы»

         Основная задача средних профессиональных образовательных учреждений – подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Подготовка к труду включает в себя, с одной стороны, вооружение основами знаний, необходимых в труде, с другой – формирование профессиональных умений, а также способности использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях.

         Умения формируются в процессе деятельности, неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий.

        Суть активных методов, направленных на формирование умений, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами таких задач, в процессе решения которых они       овладевали бы способом деятельности.

         Казалось бы, умения проще всего формировать в процессе производственной практики, но опыт показывает, что это не совсем так. В период производственной практики далеко не   каждому студенту выпадает возможность выполнить все виды деятельности, которые он     должен уметь выполнять в соответствии со своими должностными обязанностями.

         Зачастую в период производственной практики студенты выполняют работу,                  необходимую в данный момент медицинской организации. В этом отношении обучение на практических занятиях должно быть целенаправленным и комплексным, охватывающим все стороны практической деятельности будущего специалиста.

         Основная цель преподавателей нашего колледжа – это подготовка специалиста, готового к выполнению современных требований работодателя, способного выполнять все функциональные обязанности.

        Качество профессиональной подготовки специалиста повышается, если преподавателем создана система методических материалов. Это позволяет рационально организовать самостоятельную работу студентов, обеспечить максимально эффективное овладение практическими умениями, прививает любовь к избранной специальности, приучает их к творческой работе. Одним из эффективных элементов методической системы преподавателя является использование сквозной задачи.

       Сквозная задача – это практическая учебная задача, которую студент решает при освоении одного профессионального модуля на протяжении нескольких тем, разделов, междисциплинарных курсов или даже нескольких профессиональных модулей.

      Выделяют:

  • сквозные задачи, проходящие через весь учебный процесс;
  • комплексные задачи, охватывающие несколько учебных дисциплин,                           междисциплинарных курсов или профессиональных модулей, но выполняемые одновременно, в период соответствующего практикума или учебной практики.

        Сквозные задачи в зависимости от состава включенных в них действий можно разделить на задачи-операции и задачи-функции (действия).

        Задачи-операции – это простые задачи, включающие в себя одно - два действия, опирающиеся, как правило, на знания по одной учебной дисциплине, формирующие частные умения, которые являются составными частями сложных (комплексных) умений.

        Задачи-функции – это сложные задачи, включающие в себя комплекс действий (задач-операций), опирающиеся, как правило, на знания из нескольких учебных дисциплин, формирующие сложные (комплексные) умения, обеспечивающие выполнение профессиональных функций.

          Как правило, задачи-операции включены в состав задач-функций.

          С учетом места сквозной задачи в содержании учебного материала, ее объема, требующего для ее решения времени, наличия специального оборудования для ее выполнения  выбираются формы  организации учебного процесса:

  • практические работы (задания, задачи, упражнения и др.) на занятии;
  • практические занятия;
  • цикл практических занятий (практикум);
  • самостоятельная внеаудиторная работа;
  • деловая игра.

          Мы, преподаватели «Медицинского массажа», реализуем идею использования сквозной задачи при освоении профессиональных модулей ПМ.01 Выполнение классического массажа, ПМ.02 Выполнение рефлекторных видов массажа для организации работы студентов на практических занятиях для получения первичных профессиональных умений.

         Студенты организованы в пары, в которых один студент выполняет роль пациента, а другой - массажиста. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Используется следующий алгоритм деятельности:

1. Студенты проводят опрос.

2. Затем проводят общий осмотр и пальпацию, обследование по системам.

3. Далее студенты выявляют проблемы пациента.

4. Выбирают вид массажа с мотивацией.

5. Определяют цели массажа и составляют план массажа для данного пациента.

6. Указывают критерии, по которым возможно оценить эффективность массажа.

7. Проводят процедуру массажа.

8. Оценивают эффективность проведенного массажа.

         Ежедневно проводится контроль усвоения знаний и уровень формирования умений студентов. Форма контроля различна. В процессе совместной деятельности подводятся итоги, обсуждаются возникшие вопросы, корректируются полученные результаты.

        Использование сквозной задачи позволяет показать применение изучаемого материала в практической деятельности.

        Достоинства метода сквозной задачи заключается в том, что студент осознает весь практический процесс в целом, что позволит ему проявить свои профессиональные умения на различных участках работы по специальности.

        Сквозная задача способствует развитию у студента многих профессиональных качеств личности: внимательности, усидчивости, аккуратности, формируются умения самоконтроля, способность принимать самостоятельное решение и нести за него ответственность. Применение такого метода положительно влияет на учебный результат.

        Использование метода сквозных задач усиливает мотивацию обучения у студентов,      повышает скорость и качество усвоения изучаемого материала.

        Меняется роль студента, он активно и осознано участвует в собственном образовательном процессе. Такой метод дает отличный результат и позволяет формировать у студентов профессиональные компетенции.



Предварительный просмотр:

Доклад на городской студенческой научно-практической конференции

«От ограниченных возможностей к возможностям без границ»

ПРАВО НА ЖИЗНЬ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

«Для человека не существует более чудовищного

наказания, чем быть предоставленным в обществе

самому себе и оставаться абсолютно незамеченным»                                                     

У. Джеймс

      13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов – первый глобальный документ о правах человека в новом тысячелетии.

       Конвенция затрагивает права людей с инвалидностью в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы недискриминации, уважения независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество.

       Конвенция о правах инвалидов не придумывает специальные права для людей с инвалидностью, не предлагает и новых прав, а требует от государств, подписавших Конвенцию, сделать так, чтобы люди с инвалидностью могли реально пользоваться всеми правами человека и гражданина.

        3 мая 2012 года Президент России подписал закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов на территории Российской Федерации.

       «Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации своих прав».

       Несмотря на факт ратификации Конвенции о правах инвалидов, современному российскому обществу сложно изменить свои взгляды и свое отношение к людям с инвалидностью. Широко распространена неготовность воспринимать людей с инвалидностью как полноценных граждан, многие ставят под сомнение их право на получение образования и право на труд. Этому во многом способствует современная система образования и устройство рынка труда. До сих пор распространены специальные закрытые образовательные учреждения для лиц с инвалидностью, что противоречит идее инклюзии.

       Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в системе образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию обучающихся, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.

       Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.

        Для определения проблем профессиональной социализации нами были опрошены все обучающиеся на отделении Медицинский массаж (44 человека). Опрос показал, что 58% обучающихся на отделении медицинский массаж – выпускники коррекционных образовательных учреждений. Большинство выпускников коррекционных образовательных учреждений (86%) испытывают трудности в процессе адаптации к получению профессионального образования. У 75% обучающихся снижена мотивация достижений (все они выпускники коррекционных образовательных учреждений). 53% обучающихся имеют ограничение круга межличностного взаимодействия, из них 92% - это выпускники коррекционных образовательных учреждений.

       Наш опрос показал, что традиционная система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями развития, функционирующая в специальных образовательных учреждениях, не создает «социальную ситуацию развития» (по Л.С.Выготскому), не обеспечивает необходимых условий для воспитания самостоятельной независимой личности, а приводит, как правило, к возникновению иждивенческих установок, снижению мотивации достижений, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков. Все это делает практически невозможным дальнейшее успешное продвижение обучающихся в профессиональной и личностной сферах.

        Реализация инклюзивного подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным.

        Важнейшим этапом подготовки образования к реализации процесса инклюзии является этап изменения профессиональных установок преподавателей и уровня их профессиональных компетенций. Остро встает проблема неготовности преподавателей (профессиональной, психологической, методической) к работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций преподавателей в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Чтобы справиться с проблемами такого рода наши преподаватели прошли обучение в Федеральном государственном научном учреждении «Институте коррекционной педагогики» по специальности «Тифлопедагогика». Благодаря кропотливому труду педагогического коллектива достигнуты хорошие результаты в обучении.

       Специальное оборудование для обучающихся с особыми образовательными потребностями – необходимая составляющая инклюзивного образования.

        В целях реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы здание нашего колледжа было полностью оборудовано для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению: контрастно окрашенные крайние ступени лестниц, таблички по системе Брайля на поручнях лестниц и в названиях кабинетов, рельефные полосы перед маршами лестниц. В колледже создана хорошая материальная база, позволяющая готовить специалистов по медицинскому массажу. Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению были открыты два специализированных учебных кабинета, оснащенные новейшим оборудованием, в частности, каждый учебный кабинет и учебная группа обеспечены диктофонами, оргтехникой, учебными пособиями в рельефном исполнении, муляжами и фантомами. Библиотека колледжа, обслуживающая незрячих читателей, предлагает им электронные книги, журналы и газеты.

        Образование, которое мы получаем в нашем колледже не является инклюзивным в полном смысле этого слова, так как инклюзия предполагает 3-4 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе. А в масштабах колледжа эта идея реализована. Несмотря на то, что на отделении Медицинский массаж обучаются только студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению (это предусмотрено Федеральным Государственным образовательным стандартом), мы все же включены в общую систему профессионального образования. Мы так же вместе со всеми студентами медсестринского и акушерского отделений принимаем активное участие в общественной жизни колледжа. Мы получаем образование наравне со всеми.

Вывод - получение людьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

МЫ ИМЕЕМ ПРАВО НА ЖИЗНЬ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ!