Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы "Транспорт. ПДД"

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

(интегрированное занятие)

 

Цель: закрепление знаний, умений и навыков  по теме транспорт, правила дорожного движения.

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать учить согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному; закреплять формирование обобщающих понятий «воздушный транспорт», «водный транспорт», «наземный транспорт»,  «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт», «специальный транспорт»; дифференцировать различные виды транспорта; упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных; совершенствовать навык языкового анализа и синтеза; развивать связную речь;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание; развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные задачи: формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; способствовать улучшению  эмоционального благополучия детей;

 

Оборудование: конверты с разрезными картинками (по количеству детей); картинки с изображением различного вида транспорта; наборное полотно «Виды транспорта»; мяч; макет – ворота, ракета, руль – 2 шт., машины – 2 шт.; костюм Незнайки, светофора, деда Кювета, бабки Канавки, зебры; сигнальные карточки красного, желтого и зеленого цвета; презентация «Дорожная азбука»; маски с изображением дорожных знаков; картинки с изображением дорожных знаков; бумажный самолетик; флажки зеленого цвета; игрушки – машина, самолет, поезд, корабль; сюжетные картинки для составления предложений; материал для составления схем слов и предложений; удостоверение пешехода, медали (по количеству детей); записи песен; стулья (по количеству детей).

1.      Оргмомент:

Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками внутри. Дети собирают и называют их.

Логопед: Как мы можем назвать одним словом картинки, которые вы собрали (транспорт). Правильно, ребята, транспорт, и сегодня мы будем говорить о транспорте.

Из-за дверей слышен плач.

Логопед: Что это за шум, сейчас посмотрю (входит Незнайка). Незнайка, что случилось?

Незнайка: Ничего я не знаю, ничего не умею!!! (плачет). Я был сегодня в школе, а там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом их называли, а я не запомнил. А потом, после урока, на улицу вышел, хотел через дорогу перейти, а машин так много, так много. Да еще видел такое, такое, он светится разними цветами (красным, желтым и зеленым), и … и я даже на знаю как он называется» (плачет)

Логопед: Незнайка, ты не расстраивайся. Знаешь, что, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Ребята, давайте повторим для Незнайки правило о том, как  нужно вести себя  на занятии:

 

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

Логопед: Незнайка, ты согласен остаться с нами на занятии. (Незнайка соглашается)

2.      «Отгадайте загадку»

Логопед: Ребята, так как же назвать одним словом машины, корабли, самолеты? (дети - транспорт)

Незнайка: Точно, точно, я вспомнил, транспорт.

Логопед:  Ребята, послушайте мои загадки о транспорте:

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины и питается бензином.

(автобус)

 

Несется и стреляет, 
Ворчит скороговоркой, 
Трамваю не угнаться 
За этой тараторкой.

(мотоцикл)

 

 

Не лежит, не жужжит — 
Жук по улице бежит. 
И горят в глазах жука 
Два блестящих огонька.

(машина)

 

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везет?

(самолет)

Логопед: Ребята, а может быть кто-то из вас знает загадки о транспорте?

Ребенок:

Под водою дом плывет, 
Смелый в нем народ живет. 
Даже под полярным льдом 
Может плавать этот дом.

(подводная лодка)

 

Ребенок:

Братцы в гости снарядились, 
Друг за другом уцепились. 
И помчались в путь далек, 
Лишь оставили дымок.

(поезд)

 

 

Незнайка: Ребята, а я тоже знаю загадку:

 

Не похож я на коня, 
А седло есть у меня. 
Спицы есть. Они, признаться, 
Для вязанья не годятся. 
Не будильник, не трамвай, 
Но звоню я то и знай.

(велосипед)

Выставляем все картинки-отгадки на  доску.

 

3.      Формирование обобщающих понятий.

Логопед оставляет на доске картинки: машина, автобус, поезд. Дети называют их.

Логопед: Скажите, этот транспорт перевозит людей или  грузы?

Дети: Это транспорт перевозит людей.

Логопед: Как называют людей, которые едут в транспорте?

Дети: В транспорте едут пассажиры.

Логопед: Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

Дети: Пассажирский транспорт.

Выставляем картинки грузовика, грузового поезда.

Логопед: Скажите, ребята, а что перевозит этот транспорт? (грузы). Как он называется? (грузовой). Как называется машина, которая помогает людям тушить пожары (пожарная). Как называется машина, на которой доктор приезжает к больному? (Скорая помощь). Это тоже транспорт, как называется (специальный).

Всё сопровождаем картинками.

Логопед: Вот видишь, Незнайка, какой различный транспорт бывает. (Выставляем полотно)

(показываем картинку машины, дети называют)

Логопед: как передвигается машина? (машина едет по земле). (прикрепляем на полотно)

Так же картинки самолета, вертолета, лодки, корабля,…

Игра «Наземный, водный, воздушный» с мячом - закрепление понятий наземный, водный, воздушный транспорт.

Незнайка: Ой, ребята, как много нового и интересного я узнал у вас на занятии. Вот только я не понял, что же это такое светилось возле дороги, когда я шел со школы. Вы мне расскажите?

Логопед: Ребята, а вы догадали, что видел Незнайка? (светофор). Незнайка, а ты хочешь увидеть светофор, и узнать, как правильно переходить улицу? (Незнайка соглашается). Ребята покажем Незнайке? (дети соглашаются). Но для этого нам нужно отправиться в Волшебный город правил дорожного движения. Согласны? (дети под музыку летят на воображаемой ракете).

4.      «4 лишний» -

Ворота города закрыты, на воротах послание с заданием, игра «4 лишний» - корабль, самолет, катер, лодка.  Дети находят лишнюю картинку и составляют схему слова.

Ворота открываются.

 

 

5.      Знакомство со светофором.

Детей встречает светофор.

Незнайка: вот, вот ребята. Про него я вам рассказывал, стоит возле дороги, подмигивает.

Логопед:

Помогает с давних пор
Детям, друг наш, светофор,
Объяснит без напряженья
Детям правила движенья.

Светофор:

Что ж, ребята, вот и я! Приветствую вас всех, друзья! Я, ребята, светофор. Я – дороги семафор. Очень нужный, очень строгий, я заведую дорогой. Сегодня здесь у нас ученья: как по дорогам без обученья. Я начинаю свой эксперимент, и думаю, что возражений нет. Прошу в автобус всех садиться, да не шуметь, не суетиться. Двери закрываются – автобус отправляется!

Дети пересаживаются в автобус. Исполняют песню «Мы едем, едем, едем»

Светофор: Наша остановка – здесь нам выходить! Спокойно, не толкаясь, - некуда спешить. Дети выходят из автобуса. Под музыку выезжают дед Кювет и бабка Канавка (у каждого руль).

Дед Кювет: Всем привет! Посмотрите, какие у нас машины! Правда, красивые? Садитесь скорее к нам, прокатим с ветерком!

Светофор: А с правилами дорожного движения вы знакомы?

Бабка Канавка: Подумаешь, какой учитель, нам и так хорошо! (снова предлагают ребятам прокатиться).

Логопед: Ни в коем случае! Я не позволю ребятам кататься с вами. Давайте лучше все вместе вспомним правила дорожного движения. Ой, посмотрите, что это с нашим светофором? (идут к светофору, у которого все цвета перепутаны)

Логопед: Это проделки деда Кювета и бабки Канавки.

Дед Кювет: А какая разница, когда какой цвет зажжется???

Дети помогают восстановить цвета светофора.

Игра «Красный. Желтый. Зеленый»

Ребенок: Стоп! Вниманье! Красный свет! Путь закрыт, движенья нет!

                  Красный свет – запрещенье. Красный свет – нет движенья.

Ребенок: Приготовьтесь, друзья! Но идти еще нельзя.

                  Желтый свет – предупрежденье, что откроется движенье.

                  Мы стоим, а не идем. Зеленый свет мы подождем.

Ребенок: Свет зеленый горит! Путь открыт! Путь открыт!

                  Свет зеленый – разрешенье. Разрешенье на движенье.

                  Проходи, не зевай! Веселей шагай.

Игра «Красный. Желтый. Зеленый»

Дети по «зебре» идут через дорогу. Встречаются с зеброй (переодетый ребенок).

Зебра:

Я лошадка непростая,

Не заморских я кровей.

Зебра я! И тем горжусь,

День и ночь для вас тружусь.

Логопед: Вот видите, дед Кювет и бабка Канавка, как много всего нужно знать, чтобы правильно переходить дорогу.

Дед Кювет и бабка Канавка: Да мы уже все знаем.

Логопед: Вот сейчас мы и проверим.

(презентация «Дорожная азбука»)

 

 

 

 

В зал под музыку вбегают дорожные знаки.

 

Знак: Всем, кому даны колеса, передайте наш совет:

            Пусть у нас сначала спросят, можно ехать или нет.

            Мы поможем, мы расскажем честь по чести, что и как,

            Мы дорогу всем укажем, уважайте каждый знак.

Знак:

Все знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведет,

Пешеходный ….. (переход)

Знак:

А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать,

Можно только своим ходом,

Можно только …..  (пешеходам)

Знак:

Саша с Настенькой в тревоге:

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом –

Помощь близко! Доктор рядом! (знак медицинской помощи)

Знак:

Что нам делать, как нам быть?

Нужно срочно позвонить.

Должен знать и ты и он:

В этом месте …. (телефон)

Знак:

Круглый знак, а в нем окошко.

Не спеши тут сгоряча,

А подумай-ка немножко.

Что здесь? Свалка кирпича? (въезд запрещен)

Знак

Вот так знак, глазам не верю!

Для чего здесь батарея.

Знак

Посмотрите – знак опасный,

Человечек в круге красном.

Перечеркнут пополам

Виноват он дети сам.

Тут машины быстро мчатся,

Может даже быть несчастье,

По дороге здесь друзья,

Никому ходить нельзя.

Бабка Канавка

Если ты даже мастер спорта

Знак этот должен ты помнить твердо,

Велосипед на синем диске

Катайтесь велосипедисты.

Дед Кювет

В красном кружочке велосипед,

Велосипеду проезда нет.

 

Знаки вместе:

Знаков дорожных на свете не мало,

Всех бы их выучить нам не мешало!

Логопед предлагает назвать картинки с другими дорожными знаками.

Дед Кювет и бабка Канавка: Да, теперь понятно. Мы думали это так, картинки всякие, кружочки цветные (показывает на светофор)! Мы больше не будем хулиганить! Простите нас.

Танец дорожных знаков

 

6.       «Подбери действие к предмету»

В зал запускают бумажный самолетик.

Незнайка: Смотрите, ребята, какой самолет едет?

Логопед: Незнайка, разве самолет едет? Что делает самолет? (дети отвечают). Раздаем детям флажки. Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.

Самолет – летит, плывет, взлетает, отплывает, приземляется.

Машина  – едет,  летит, плывет.

Поезд – едет, гудит, плывет, летит, стучит колесами.

(Светофор собирает флажки)

Логопед: Ребята, пора домой возвращаться.

Светофор: Что ж, пора домой. Ваш автобус голубой,

                        Думаю, уже заждался да без дела застоялся.

                        Занимайте места, и в путь.

Но прежде, я хочу вам вручить удостоверения об успешном окончании школы светофора. Детям вручаются удостоверения и значки 

(дети занимают места в автобусе и едут к воротам, которые закрыты. Детям необходимо выполнить задание: составить предложения по картинкам и составить схемы, посчитать сколько слов в предложении).

7.      Итог занятия: дети садятся в воображаемую ракету и под музыку возвращаются домой.

Логопед: Ребята, где мы с вами сегодня были? Что вам понравилось? Что вы запомнили? Молодцы!

Незнайка: Ребята, у вас  в детском саду так хорошо, и можно узнать столько всего интересного, можно я еще немножко с вами поиграю?

(дети вместе с Незнайкой отправляются в группу)