Самообразование.
План самообразования
воспитателя МБДОУ ДС №31 «Медвежонок»
г. Нижневартовск, ХМАО – ЮГРА
Тема : «Совместная работа семьи и ДОУ - неотъемлемая часть успешного воспитания детей »
1. Гаджалиева Эльвира Гамидовна (воспитатель)
2. Сведения об образовании и категории: высшее образование.
3. Тема: «Совместная работа семьи и ДОУ - неотъемлемая часть успешного воспитания детей »
4. Сроки реализации: работа начата в сентябре 2015 года, планируется закончить в мае 2017 г..
5. Актуальность темы: некоторые формы работы с родителями можно считать устаревшими и не совсем эффективными. Например, обычные родительские собрания очень часто представляют собой монолог воспитателя, в котором он рассказывает об успехах или неудачах своих воспитанников. Это надо менять, чтобы родители выступали не только в роли пассивных слушателей, но и в роли активных участников общего воспитательного процесса. Семья как модель общества является важным звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения ребенка в нелегкий и противоречивый окружающий мир. К сожалению не все родители осознают важность своего отцовства, а некоторым просто не хватает педагогических и психологических знаний. Для того, чтобы это изменить, нужно налаживать совместную работу родителей и дошкольного учреждения.
6. Проблема темы: современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании ребенка. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: рост числа разводов (негативно влияя на развитие ребенка); увеличение числа неполных семей; разрушение системы «родители-дети»; чаще встречается взаимное отчуждение детей и родителей. Все это может привести к тому, что семья не всегда может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции.
7. Цель:- построить партнерские отношения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Привлечение родителей к активному участию в воспитании детей; формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями. Обеспечить условия, которые побуждают родителей к объединению усилий с воспитателями для достижения положительных результатов в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
8. Задачи:
• обеспечение духовного единства поколений;
• повышение родительской чувственности к ребенку;
• формирование адекватного представления о детских возможностях и потребностях;
• повышение психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• воспитание уважения к семье, родителям, воспитателям, товарищам;
• изучение и распространение опыта семейного воспитания.
7. Предполагаемый результат:
• Объединение усилий воспитателя и родителей для обеспечения гармоничного развития дошкольников.
• Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.
• Создание доверительной формы общения между родителями и воспитателем, что способствует конструктивному взаимодействию.
• Обеспечение активного участия родителей в образовательном процессе.
9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Раздел 1. Диагностика
Цель:
• определение потребностей семей воспитанников и особенности воспитания детей в семье;
• выяснение мнения родителей о качестве воспитательного и образовательного процесса в ДОУ.
Задачи:
• выяснить реальные потребности семьи в воспитательных, образовательных и оздоровительных услугах;
• определить уровень педагогической и психологической культуры родителей, их осведомленности относительно особенностей развития, воспитания и обучения дошкольников;
• выявить ожидания родителей относительно качества воспитательного процесса в учреждении и реальные недостатки в его организации.
Раздел 2. Профессиональное совершенствование.
Цель: совершенствовать своё профессиональное мастерство и повышать эффективность взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
• Изучение научно-методической литературы о современных формах, средствах и методах взаимодействия с родителями.
• Изучение опыта коллег по данной теме, участие в тематических профессиональных конкурсах разного уровня.
• Повышать психолого-педагогическую компетентность через практическое внедрение в практику полученных знаний.
• Активизировать свой педагогический потенциал во время групповой и индивидуальной работы с семьями воспитанников.
• Делиться своим опытом работы, путём собственных публикаций.
Раздел 3. Просвещение родителей
Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и эффективность семейного воспитания.
Задачи:
• Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания;
• Способствовать формированию доверительных отношений и демократичного стиля общения взрослых с детьми в семье.
Раздел 4. Организация сотрудничества с семьей
Цель: привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе.
Задачи:
•Составление и реализация плана взаимодействия с семьей на учебный год.
• Организация «почты доверия».
• Создать условия для партнерской деятельности родителей с детьми.
• Привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада.
• Поддерживать интерес и желание родителей обмениваться опытом семейного воспитания.
Раздел 5. Профессиональная рефлексия
Цель: анализ результативности взаимодействия воспитателя с семьей и выявление
потенциала совершенствования сотрудничества с родителями.
Задачи:
• Изучить и проанализировать свою работу по организации взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
• Спланировать дальнейшую работу с родителями, учитывая положительное и отрицательное в своей работе.
Начало формы
Конец формы
10. Практический выход: семейное мероприятие «Вся семья вместе, так и душа на месте»
11. Отчет о проделанной работе:
- слайд – презентация;
- публикация отчёта о самообразовании на личном мини-сайте.