Главные вкладки

    Тесты и задания

    Чибисова Валентина Евгеньевна

    В этой рубрике навигации будут помещены тесты и задания для учащихся 5-9 классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Хозяйство Нижегородской области.

    9

    5

    7

    8

    2

    3

    1

    4

    6


    По вертикали:    

    1. Вид художественных промыслов, развитый в городе Семенове.
    2. Город в Нижегородской области, в котором находится стеклозавод.
    3. Центр химической промышленности Нижегородской области.
    4. Самая распространенная зерновая культура Нижегородской области.
    5. Продукция Нижегородскогомасложиркомбината.
    6. Отрасль животноводства Нижегородской области.
    7. Один из самых распространенных видов транспорта области.
    8. Город Нижегородской области, где производят двигатели для ГАЗа.
    9. Город Нижегородской области, который славится кожевенным ремеслом.

    По горизонтали:

    1. То, что составляет производство, экономика.

    1. На какой крупной равнине располагается Нижегородская область?
    2. Как называется район, расположенный на северо-востоке области, граничащий с республикой Марий-Эл?
    3. Какими полезными ископаемыми богата Нижегородская область.
    4. Что происходит с таежными лесами Нижегородской области?
    5. Какие охраняемые природные территории есть в Нижегородской области?
    6. Какое население: городское или сельское – преобладает в Нижегородской области?

    5

    6

    1

    2

    3

    4

    По горизонтали:

    1. Река нижегородского Заволжья, заселенная в свое время старообрядцами.
    2. Самая крупная река Нижегородской области.
    3. Самый крупный правый приток Волги.
    4. Самая извилистая река Нижегородской области.

    По вертикали:

    1. Самая многоводная река нижегородского Заволжья.
    2. Река с мужским именем в нижегородском Правобережье.



    Предварительный просмотр:

    7 класс. Задания по теме: «Австралия».

    План описания географического положения материка 

    1 Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных)

    кругов) и нулевого меридиана.

    2.        Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка

    в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

    1. В каких климатических поясах расположен материк?
    2. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
    3. Как расположен материк относительно других материков?

    Задания для закрепления

    Вариант 1

    Задание: заполните текст (вставьте пропущенные слова)

           1.Очертание материка просты, берега        изрезаны.

    2.Вдоль северо- восточных берегов Австралии более чем на 2000 км. тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название

    3.Высшая точка Австралии        расположена в горах

            .Ее высота равна        .

    Вариант 2

    Задание, заполните текст (вставьте пропущенные слова).

    1. Высшая точка Австралии        . расположена в горах

            ___        . Ее высота равна         метров.

     2.В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка,__________ , от   которого она отделилась к концу мезозоя.  

     3. Крайними точками материка являются_____________________________



    Предварительный просмотр:

    7 класс.

    Тестовая работа для проверки знаний

    Учащихся по теме: « Африка».

    ( Выберите правильные утверждения).

    1. Вариант.

    1. Экватор пересекает Африку почти по середине.

     2. Ближе всего из материков расположена Антарктида.

    3. Крайняя северная точка Африки – мыс. Игольный.

    4. В Африке преобладают возвышенности и плоскогорье.

    5. Высшая точка Африки – гора Кения.

    6. Африка – самый жаркий материк.

    7. Самое жаркое место- район города Триполи.

    8. Водопад Виктория открыт Д. Ливингстоном.

    9. В саваннах живет лев – самое быстроногое животное.

    10. Арабы населяют север материка. Географический диктант.

    ( Угадывать правильные ответы).

    11. Степь тропического пояса с высокими травами и редкими деревьями.

    12. Сильный горячий ветер пустыни, несущий тучи песка.

    13. Пересыхающие русла реки.

    14. Самый низкорослый народ на Земле.

     15. Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.

                                                                                               

    Тестовая работа для проверки знаний

    Учащихся по теме: « Африка».

    ( Выберите правильные утверждения).

    2. Вариант.

    1. Африку пересекает северный и южный тропики.

    2. Большая часть Африки лежит в Южном полушарии.

    3. У берегов Африки лишь один крупный остров – Мадагаскар.

    4. В восточной части материка протянулся Великий разлом.

     5. Большая часть материка лежит в экваториальном климатическом поясе.

    6. Больше всего осадков выпадает в Атласских горах.

    7. Самая длинная река - Конго. 8. Баобаб – растение саванн.

    9. В саваннах юга Африки живут пигмеи.

    10. Крупнейшее государство Африки – Судан. Географический диктант. ( Угадать правильные ответы).

    11. Растения, живущие на стволах других деревьев и поглощающие

    влагу и питательные вещества из воздуха и растений – хозяев.

    12. Места выхода грунтовых  вод на поверхность в пустыне – с богатой растительностью.

    13. Распространение пустыни в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.

    14. Стройные высокорослые народы саванн восточной части материка.                                                                                  

     15. Народ промежуточной расы, населяющий нагорье на востоке Африки.    



    Предварительный просмотр:

    7 класс.

                        1 вариант

    Задание: Выполнить итоговый тест по вариантам (вопросы с 3-мя вариантами ответов, необходимо выбрать один правильный ответ):

    1. Австралия это …

    А. самый влажный материк

    В. самый холодный материк

    С. самый маленький материк

    2. Австралия омывается океанами …

    А. Индийским и Атлантическим

    В. Тихим и Индийским

    С. Атлантическим и Тихим

    3. Практически по середине Австралия пересекается …

    А. экватором

    В. южным тропиком

    С. Южным полярным кругом

    4. «Деревом насосом» в Австралии называют …

    А. эвкалипты

    В. баобабы

    С. акации

    5. Самое известное здание в Сиднее …

    А. Национальный морской музей

    В. Опера

    С. Королевский ботанический сад

    6. Любая из точек Австралии имеет …

    А. северную широту и восточную долготу

    В. южную широту и восточную долготу

    С. южную широту и западную долготу

    7. Горы в Австралии называются …

    А. Анды

    В. Гималаи

    С. Большой Водораздельный хребет

    8. Крайняя восточная точка материка …

    А. мыс Юго – Восточный

    В. мыс Байрон

    С. мыс Йорк

    Ответы: 1С, 2В, 3В, 4А, 5В, 6В, 7С, 8А.

                     

     2 вариант

    Задание: Выполнить итоговый тест по вариантам (вопросы с 3-мя вариантами ответов, необходимо выбрать один правильный ответ):

    1. Любая из точек Австралии имеет …

    А. южную широту и западную долготу

    В. северную широту и западную долготу

    С. южную широту и восточную долготу

    2. Крайняя  северная точка материка …

    А. мыс Байрон

    В. мыс Стип - Пойнт

    С. мыс Йорк

    3. Практически по середине Австралия пересекается …

    А. нулевым меридианом

    В. южным полярным кругом

    С. южным тропиком

    4. Самая высокая точка Большого Водораздельного хребта …

    А. г. Эверест

    В. г. Косцюшко

    С. г. Эльбрус

    5. На севере Австралии находится залив …

    А. Большой Австралийский

    В. Бенгальский

    С. Карпентария

    6. «Деревом насосом» в Австралии называют …

    А. акации

    В. эвкалипты

    С. Пальмы

    7.Остров Тасмания был открыт …

    А. Х.Колумбом

    В. Д.Куком

    С. А.Тасманом

    8. Самое известное здание в Сиднее …

    А. Национальный морской музей

    В. Опера

    С. Королевский ботанический сад

    Ответы: 1С, 2С, 3В, 4В, 5С, 6В, 7С, 8В.



    Предварительный просмотр:

    7 класс. Контрольно-измерительные материалы.

    Итоговая контрольная работа по географии 7 класс.

    I вариант.

    I. В заданиях 1 – 12 выберите один правильный ответ:

    1. Части света:

    А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.

    Б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.

    В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

    2.Антарктиду открыли:

    А) Шмидт С.А, Ф.Магелан,                 Б) Р.Амундсен, Пржевальский Ф.Ф.                    В) Ф.Белинсгаузен, М.Лазарев

    3.Берега Евразии омывают моря:

    А) Южного океана

    Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов

    В) Атлантического, Индийского, Тихого океанов.

    4.Самыми высокими горными системами Евразии являются:

    А) Анды, Кордильеры, Аппалачи                 Б) Гималаи, Памир, Тибет                 В) Скалистые горы, Береговой хребет

    5. Крупнейшие реки Северной Америки:

    А) Миссури, Макензи, Юкон.                    Б) Амазонка, Оранжевая, Лимпопо.                     В) Волга, Амур, Сырдарья.

    6. Государства Северной Америки:

    А) Бразилия, Аргентина, Чили                   Б) США, Канада, Мексика.                       В) Китай, Россия, Казахстан.

    7. Горы Южной Америки:

    А) Анды                                 Б) Аппалачи                                          В) Атлас.

    8. Крайние точки Евразии:

    А)Фроуэрд, Сент-Чарлз, Рас-Энгела, Рас-Хафун                     Б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон

    В)Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева

    9. В каком океане находится Марианский глубоководный желоб?

    А) Индийском                    Б) Тихом                   В) Атлантическом                    Г) Северном Ледовитом.

    10. Какое утверждение о Египте является неверным?

    А) Территория страны омывается водами Индийского и Атлантического океанов.

    Б) По территории страны протекает самая длинная река мира.

    В) Одной из важнейших отраслей хозяйства является туризм.

    Г) Египет – крупнейшая по численности страна Африки.

    11. В каком утверждении допущена ошибка?

    А) В Казахстане расположен космодром Байконур.     Б) Города Хива и Бухара основаны во времена правления династии Тимура.

    В) Таджикистан – самая большая по численности населения страна Центральной Азии.

    Г) Туркмения богата ресурсами природного газа.

    12. Какая из названных стран расположена в Африке?

    А) Непал                     Б) Парагвай                            В) Мьянма                        Г) Ботсвана

    II. В заданиях 13 – 15 установите соответствие между страной и ее столицей:

    13.

    Страна

    Столица

    Испания

    А) Прага

    Австрия

    Б) Афины

    Греция

    В) Мадрид

    Г) Вена

    1

    2

    3

    14.

    Страна

    Столица

    Иран

    А) Джакарта

    Вьетнам

    Б) Исламабад

    Индонезия

    В) Тегеран

    Г) Ханой

    1

    2

    3

    15.

    Страна

    Столица

    США

    А) Лима

    Мексика

    Б) Буэнос-Айрес

    Перу

    В) Мехико

    Г) Вашингтон

    1

    2

    3

    III. В заданиях 16 – 17 определите государство по его краткому описанию:

    16. Государство расположено на четвертом по площади материке в восточной его части. Государственным языком является португальский язык. Столица занимает континентальное положение. По территории государства протекает река Амазонка.

    17. Это государство расположено на материке Евразия и является одним из крупнейших по численности населения. За последние десятилетия численность населения в данном государстве сокращается. Государство омывается водами трех океанов. Столица государства расположена на реке, являющейся одним из притоков крупнейшей по протяженности реки Европы

    Итоговая контрольная работа по географии 7 класс.

    II вариант.

    I. В заданиях 1 – 12 выберите один правильный ответ:

    1. Материки земного шара:

    А) Африка, Европа, Америка, Австралия, Антарктида, Азия.

    Б) Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия, Антарктида, Африка.

    В) Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

    2. Первое кругосветное плавание совершил:

    А) Ф.Магеллан,                        Б) Пржевальский Ф.Ф.                          В) М.Лазарев

    3. Берега Африки омывают моря:

    А) Северного Ледовитого океана

    Б) Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого, Индийского океанов

    В) Атлантического, Индийского, Южного

    4. Самой высокой горной системой Южной Америки являются:

    А) Анды,                            Б) Гималаи, Памир, Тибет                                В) Скалистые горы, Береговой хребет

    5. Крупнейшие реки Африки:

    А) Миссури, Макензи, Юкон.                     Б) Нил, Конго, Нигер.                    В) Волга, Амур, Сырдарья.

    6. Государства Южной Америки:

    А) Бразилия, Аргентина, Чили                      Б).С.Ш.А, Канада, Мексика.                   В) Китай, Россия, Казахстан.

    7. Горы Северной Америки:

    А) Анды                     Б) Аппалачи                       В) Атлас.

    8. Крайние точки Африки :

    А)Альмади, Бен-Сека, Игольный, Рас-Хафун                       Б) Йорк, Юго-Восточный, Юго-Западный, Байрон

    В)Рока, Челюскин, Пиай, Дежнева

    9. Какой океан самый теплый по температуре поверхностных вод?

    А) Индийский                 Б) Тихий                  В) Атлантический                  Г) Северный Ледовитый.

    10. Какое утверждение о США является неверным?

    А) На востоке страны расположены горы Аппалачи.

    Б) Столица США – город Вашингтон.

    В) На территории США расположена крайняя западная точка Северной Америки – мыс Принца Уэльского.

    Г) США занимает третье место в мире по размерам территории.

    11. В каком утверждении допущена ошибка?

    А) Китай – самая населенная страна мира.

    Б) Для приморской части Китая характерен муссонный климат.

    В) Река Янцзы, протекающая по территории Китая, – самая длинная река Евразии.

    Г) Самые большие территории в Китае занимает природная зона степей и лесостепей.

    12. Какой из перечисленных городов является столицей Австралии?

    А) Мельбурн                 Б) Сидней                   В) Канберра                   Г) Брисбен

    II. В заданиях 13 – 15 установите соответствие между страной и ее столицей:

    13.

    Страна

    Столица

    Польша

    А) Варшава

    Эстония

    Б) Стокгольм

    Швейцария

    В) Мадрид

    Г) Таллин

    1

    2

    3

    14.

    Страна

    Столица

    Грузия

    А) Эр-Рияд

    Саудовская Аравия

    Б) Улан-Батор

    Монголия

    В) Тегеран

    Г) Тбилиси

    1

    2

    3

    15.

    Страна

    Столица

    Канада

    А) Бразилиа

    Бразилия

    Б) Буэнос-Айрес

    Аргентина

    В) Мехико

    Г) Оттава

    1

    2

    3

    III. В заданиях 16 – 17 определите государство по его краткому описанию:

    16. Государство расположено в Западной Европе. Столица расположена на одной из крупных рек. Государственный язык распространен по территории мира из-за колониального прошлого этого государства. Символом столицы государства является башня, построенная к Всемирной торговой выставке.

    17. Государство расположено на материке Африка и занимает приморское положение. Территорию государства омывают моря, входящие в состав двух океанов. Моря соединены судоходным каналом.



    Предварительный просмотр:

    9 класс. Тема: Многообразие клеток.

    1. Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками».

    А) Р. Гук;

    Б) А. Левенгук;

    В) К. Бэр;

    Г) Т. Шванн;

    2.     Назовите ученого, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную структуру.

              А) Р. Гук;

              Б) Р. Вирхов;

              В) Т. Шванн;

              Г) Р. Броун;

    3.       Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты.

             А) А. Левенгук;

             Б) Р. Броун;

             В) Р. Гук;

             Г) Т. Шванн;

    4.      «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:

             А) хромосомной;

             Б) клеточной;

             В) эволюционной;

             Г) происхождения жизни;

    5.      Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы, обобщила:

             А) хромосомная теория;

             Б) клеточная теория;

             В) теория эволюции;

             Г) теория гена;

    6.      Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:

             А) единстве органического мира;

             Б) единстве живой и неживой природы;

             В) взаимосвязи организмов в природе;

             Г) взаимосвязи организмов и среды их обитания;

    7.      О единстве органического мира свидетельствует:

              А) круговорот веществ;

              Б) клеточное строение организмов;

              В) взаимосвязь организмов и среды;

              Г) приспособленность организмов к среде;

    8.        Изучением строения функций клетки занимается:

                А) эмбриология;

                Б) генетика;

                В) селекция;

                Г) цитология;

    9.         Живое отличается от неживого:

                А) составом неорганических соединений;

                Б) наличием катализаторов;

                В) взаимодействием молекул друг с другом;

                Г) обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно-функциональной    организации системы.

    10.       Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:

                А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;

                Б) все белки клеток построены из 20 аминокислот;

                В) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;

                Г) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

     

           



    Предварительный просмотр:

    ЗАДАНИЕ 1. Выберите несколько правильных ответов:

    1. Благодаря митозу число хромосом в клетках тела:

         А) удваивается;                                   Б) уменьшается вдвое;

         В) оказывается одинаковым;             Г) изменяется с возрастом.

     2. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования              претерпевают:

        А) рибосомы;         Б) хромосомы;        В) митохондрии;         Г) лизосомы.

     3. Сущность мейоза состоит:

         А) в образовании клеток с диплоидным набором хромосом;

         Б) в удвоении количества ДНК в клетках тела;

         В) в восстановлении полного набора хромосом в клетках;

         Г) в образовании гамет с гаплоидным набором хромосом.

     4. В результате первого деления мейоза из одной материнской клетки образуются:

         А) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом;

         Б) четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом;

         В) две дочерние клетки с увеличенным вдвое набором хромосом;

         Г) четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке.

     5. Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида?

          А) диплоидностью организмов;         Б) процессом деления клеток;

          В) гаплоидностью организмов;          Г) процессами оплодотворения и мейоза.

    6. В ядре яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре сперматозоида    этого животного:

        А) 24 хромосомы;       Б) 8 хромосом;       В)  16 хромосом;        Г) 32 хромосомы.

     7. У кошки рождаются котята, похожие на родителей, поэтому такой тип    индивидуального развития называют:

        А) зародышевым;        Б) послезародышевым;         В) прямым;          Г) непрямым.

      8. Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих:

         А) полное превращение;                   Б) прямое;                              

         Б) непрямое;                                       В) неполное превращение.

    9. Набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в  родительских организмах при размножении:

         А) вегетативном;          Б) спорами;         В) половым;         Г) почкованием.

    10. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют:

          А) эмбриогенезом;        Б) филогенезом;       В) онтогенезом;        Г) ароморфозом.

    11. Скрещивание организмов, отличающихся по одному или нескольким признакам,   составляет сущность метода:

          А) гибридологического;                  Б) близнецового;

          В) цитогенетического;                     Г) генеалогического.

    12. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки):

          А) ААВВ;            Б) АаВв;             В) аавв;             Г) Аавв.

    13. Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются:

          А) доминантными;      Б) рецессивными;       В) аллельными;        Г) сцепленными.

    14. Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют:

         А) доминантным;         Б) рецессивным;         В) гибридным;         Г) мутантным.

    15. Признак, который не проявляется в гибридном поколении, называют:

         А) промежуточным;        Б) мутацией;        В) доминантным;        Г) рецессивным.

    16. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:

          А) генофонд;        Б) генотип;          В) фенотип;          Г) код ДНК.

    17. При скрещивании чёрного кролика (АА) с чёрным кроликом (Аа) в поколении F1 получится кроликов:

          А) 100 %  чёрных;                                      Б) 75 %  чёрных  и  25 %  белых;

          В) 50 % чёрных  и  50 %  белых;              Г) 25 % чёрных  и  75 %  белых.

     18. При скрещивании морских свинок с генотипами  ААвв,  ааВВ получится потомство с генотипом:

          А) ААВв;           Б) АаВв;              В) АаВВ;              Г) аавв.

       

     19. При скрещивании собак с чёрной и рыжей шерстью появились 5 щенков, и все они имели чёрную шерсть, что свидетельствует о проявлении:

          А) закона независимого наследования;                      

          Б) правила единообразия;

          В) промежуточного характера наследования;

          Г) сцепленного с полом наследования.

    20. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расцепление по фенотипу   1 : 2 : 1,  то это следствие:

          А) неполного доминирования;                Б) полного доминирования;

          В) взаимодействия генов;                        Г) сцепленного наследования.

               ЗАДАНИЕ 2. Выберите несколько правильных ответов:

    1. Чем митоз отличается от мейоза?

      А) Происходят два следующих друг за другом деления.

      Б) Происходит одно деление, состоящее из четырех фаз.

      В) Образуются две дочерние клетки, идентичные материнской.

      Г) Образуются четыре гаплоидные клетки.

      Д) К полюсам клетки расходятся и гомологичные хромосомы, и гомологичные хроматиды.

      Е) К полюсам клетки расходятся только хроматиды.

    2. Сходство митоза и мейоза состоит:

      А) в том, что это способы деления эукариотических клеток;

      Б) в том, что это способы деления прокариотических клеток;

      В) наличии двух последовательных делений;

      Г) наличии одинаковых фаз: профазы, метофазы, анафазы, телофазы.

      Д) результатах деления: образовании новых клеток;

      Е) наличии одного деления.

    3. Выберите из предложенных пар альтернативные признаки:

      А) красный цветок – махровый цветок;

      Б) ломкая соломина – высокая соломина;

      В) скороспелый – раннеспелый;

      Г) цветок блюдцеобразный – цветок белый;

      Д) высокий рост – низкий рост;

      Е) глаза голубые – глаза карие.

    4.Выберите верные утверждения:

      А) гаплоидный организм может быть гетерозиготным;

      Б) гаплоидный организм не может иметь гомологичных хромосом;

      В) гаметы гетерозиготны;

      Г) гаметы гаплоидны;

      Д) закон чистоты гамет нарушается для диплоидных организмов;

      Е) у диплоидного организма ген представлен двумя аллелями.

    ЗАДАНИЕ 3. Установите последовательность биологических процессов:

     1.Установите, в какой последовательности в первом делении мейоза протекают процессы:

      А) конъюгация гомологичных хромосом;

      Б) разделение пар хромосом и перемещение к полюсам;

      В) образование дочерних клеток;

      Г) расположение гомологичных хромосом в плоскости экватора.

    2.Установите, в какой последовательности фазы митоза сменяют друг друга:

      А) профаза;            Б) телофаза;             В) анафаза;              Г) метафаза.

         

     

             

    ЗАДАНИЕ 4. Решите генетическую задачу.

    1. Альбинизм (отсутствие пигментации) наследуется как рецессивный признак; вьющиеся волосы доминируют над прямыми волосами. Супруги гетерозиготны по одному из признаков. Какие дети могут родиться в этой семье?



    Предварительный просмотр:

    1.ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

    1. Назовите ученого, который первым высказал гипотезу абиогенного происхождения органических соединений, сформулировал естественно - научную теорию происхождения жизни на Земле:

    А).  А.И.Опарин;        Б). С.Миллер;         В). Л.Пастер;         Г). Ф.Реди.

    2.По способу питания самые первые формы жизни были:

    А). Автотрофными;                   Б). Гетеротрофными.  

    3.Укажите наиболее древнюю эру:

    А). Палеозойская;        Б). Архейская;          В). Протерозойская;           Г). Кайнозойская.

    4.Назовите эру, в которую возникли такие крупные ароморфозы, как фотосинтез, половое размножение, многоклеточность:

    А). Мезозойская;           Б). Кайнозойская;           В). Палеозойская;           Г). Архейская.

    5.Какова роль полового отбора в природе?

    А). Улучшает генофонд популяции;         Б). Способствует развитию видовых признаков;

    В). Сохраняет плодовитость самок;          Г). Способствует высокой плодовитости.

    6.Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они:

    А). Проявляются в первом поколении;               Б). Являются скрытым резервом наследственной изменчивости;

    В). Как правило, вредны для организма;           Г). Затрагивают гены клеток тела, а не гамет.

    7.Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации и сопровождаются исчезновением ряда органов, называются:

    А). Дегенерацией;         Б). Филогенезом;         В). Ароморфозом;         Г). Онтогенезом.

    8. Эволюционные изменения организмов, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания, называются:

    А). Идиоадаптацией;        Б). Атавизмом;           В). Макроэволюцией;         Г). Рудиментами.

    9. Эволюционные изменения, приводящие к общему подъему уровня организации и ведущие к биологическому прогрессу, называются:

    А). Ароморфозом;   Б). Биологическим регрессом;   В). Естественным отбором;    Г). Идиоадаптацией.

    10. Эволюционный процесс внутри сходных систематических групп, приводящий к расхождению признаков, называется:

    А). Естественным отбором;     Б). Макроэволюцией;      В). Дивергенцией;       Г). Микроэволюцией.

    11.Возникновение ветроопыляемых растений является примером эволюционного процесса:

    А). Дегенерации;         Б). Ароморфоза;         В). Идиоадаптации;         Г). Конвергенции.

    12.Возникновение опыления насекомыми у растений является примером эволюционного процесса:

    А). Конвергенции;       Б). Идиоадаптации;        В). Ароморфоза.

    13.Структурной единицей вида является:

    А). Особь;          Б). Колония;           В). Стая;           Г). Популяция.

    14.Популяцию считают единицей эволюции, так как в ней:

    А). Накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда;

    Б). Отсутствуют борьба за существование и естественный отбор;

    В). Не происходит миграции особей и обмена генами;

    Г). Используются особи женского и мужского пола.

    15.Укажите неверное утверждение: «Движущие силы эволюции (по Ч.Дарвину) – это…»:

    А). Естественный отбор;      Б). Наследственная изменчивость;      В). Борьба за существование;     Г). Дрейф генов.

    16. Укажите неверное утверждение: «Биологический прогресс характеризуется…»:

    А). Повышением жизнеспособности особей;       Б). Расширением ареала;

    В). Возрастанием численности вида;                      Г). Уменьшением числа видов.

    17.На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование:

    А). Особенностей его строения и жизнедеятельности;      Б). Членораздельной речи;

    В). Мышления, развитого сознания;                                         Г). Трудовой деятельности.

    18.Пример биологического фактора эволюции человека:

    А). Общение друг с другом с помощью устной и письменной речи;                В). Трудовая деятельность;

    Б). Способность передавать приобретенные признаки по наследству;          Г). Использование одежды.

    19.Человек в отличие от животных воспринимает слово, как:

    А). Сочетание отдельных звуков;                                    Б). Выражение определенной мысли;

    В). Набор звуков, не связанных друг с другом;           Г). Звуковой сигнал.  

    20.Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

    А). Способностью к трудовой деятельности;          Б). Четырехкамерным сердцем;

    В). Заботой о потомстве;                                               Г). Объемным зрением.

    2. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.

    1.Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

    А). Превращение передних конечностей в ласты;           Б). Дыхание кислородом, растворенным в воде;

    В). Дыхание кислородом воздуха;                                        Г). Обтекаемая форма тела;

    Д). Толстый подкожный слой жира;                                     Е). Постоянная температура тела.

    2.Результатом эволюции является:

    А). Появление новых засухоустойчивых сортов растений;

    Б). Возникновение новых видов в изменившихся условиях среды;

    В). Выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота;

    Г). Формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях;

    Д). Сохранение старых видов в стабильных условиях обитания;

    Е). Получение высокопродуктивных бройлерных кур.

    3.Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию?

    А). Сокращение числа пальцев до двух у страусов;                 Б). Упрощение нервной системы у ленточных червей;

    В). Превращение корней у растений повилики в присоски;         Г). Развитие зародышей млекопитающих в матке;

    Д). Отсутствие фотосинтеза у растений – паразитов;                      Е). Отсутствие конечностей у змей.

    4.В чем состоит значение фотосинтеза?

    А). В обеспечении всего живого органическими веществами;      Б). В расщеплении биополимеров до мономеров;

    В). В окислении органических веществ до углекислого газа и воды;           Г). В обеспечении всего живого энергией;

    Д). В обогащении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания;        Е). В обогащении почвы солями азота.

    3. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.

    1.  Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов.

                     Организмы:                                                                Направления эволюции:

               1). Страус Эму;                                                        А). Биологический прогресс;

               2). Серая крыса;                                                     Б). Биологический регресс, выражающийся в

               3). Домовая мышь;                                                     сужении ареала, снижении численности.

               4). Синезелёные водоросли;

               5). Орел беркут

               6). Уссурийский тигр.

    2.  Установите соответствие между  признаком отбора и его видом.

                             Виды отбора:                        

             А). Естественный;                          Б). Искусственный.  

                             Признаки отбора:

    1. Сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями;
    2. Приводит к созданию новых пород животных и сортов растений;
    3. Способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями;
    4. Проявляется внутри популяции одного вида в природе;
    5. Действует в природе миллионы лет;
    6. Приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде;
    7. Проводится человеком.

    4. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.

     1.Установите, в какой хронологической последовательности появились основные группы растений на Земле.

    А). Голосеменные;     Б). Цветковые;     В). Папоротникообразные;     Г). Псилофиты;     Д). Водоросли.

    2.Установите последовательность появления в процессе эволюции основных групп животных на Земле.

    А). Кишечнополостные;     Б). Членистоногие;     В). Кольчатые черви;     Г). Колониальные жгутиковые;

    Д). Плоские черви.



    Предварительный просмотр:

    Задания для 9 класса

    Задание №1

    Задания с рядами

    (по 2 балла за каждый правильный ответ)

    1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

     Мораль, нравы, законы, обычаи, традиции.

    1. Политология, социология, философия, экономика
    2. Административное здание, рекламный плакат, городской романс, вечернее платье.

    Ответ:

    1. Все это механизмы, регулирующие взаимодействия между людьми
    2. Все эти науки являются социальными
    3. Все это – культурные артефакты

    2. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили.

    1. Дедушка, брат, сын, дядя, отец.

    2. Образование, государство, семья,  глобализация, церковь, юстиция

    3. Дети, молодежь, взрослые, пенсионеры, пожилые

    Ответ: 

    1. Отец – т.к. это достигаемый статус, а все остальные – предписанные
    2. Глобализация – это процесс, охватывающий все сферы жизни, все остальные – социальные институты
    3. Пенсионеры – пенсионером можно стать не только в силу возраста, но и по болезни, выслуге лет и т.д., тогда как все остальные – возрастные группы

    Задание №2

    Соответствие элементов из двух перечней

    (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

    1. Приведите в соответствие название теорий и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем теорий.

    Теории

    Имена мыслителей, ученых

    1. Теория социального действия
    2. теория культурного лага
    3. теория социальных институтов
    4. теория конфликта
    5. позитивизм
    6. теория анархизма
    7. теория социальной мобильности
    8. теория эволюции

    А) К. Маркс

    Б) Э. Дюркгейм

    В) О.Конт

    Г) М.Вебер

    Д) П. Сорокин

    Е) У. Огборн

    Ж) М.А. Бакунин

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    Ж

    4

    3

    5

    1

    7

    2

    6

    Задание №3

    Задания по тексту

    (по 2 балла за каждый правильный ответ)

    Выберете и вставьте в текст пропущенные слова из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по падежам соответственно контексту. 

    «Лукойл» подготовил инвестпрограмму на 10 лет с объемом _____________________ более $10 млрд. в год, заявил президент и крупнейший _____________________ компании Вагит Алекперов. Действующая 10-летняя стратегия «Лукойла» называется «Акцент на рост стоимости». Если раньше компания концентрировалась на росте добычи, то теперь — на улучшении _______________________________ и повышении _______________________. Например, появилась цель в 4 раза увеличить свободный денежный поток (до более чем $40 млрд), а минимальный размер __________________________— с 15 до 30%.

    Акционер,  дивиденды, доходность, инвестиции, зарплата, премия, финансовые показатели

    Ответ:

    «Лукойл» подготовил инвестпрограмму на 10 лет с объемом инвестиций более $10 млрд в год, заявил президент и крупнейший акционер компании Вагит Алекперов. Действующая 10-летняя стратегия «Лукойла» называется «Акцент на рост стоимости». Если раньше компания концентрировалась на росте добычи, то теперь — на улучшении финансовых показателей и повышении доходности. Например, появилась цель в 4 раза увеличить свободный денежный поток (до более чем $40 млрд), а минимальный размер дивидендов — с 15 до 30%.

    Задание №4

    Познавательная задача

    (10 баллов)

    Решите задачу.

    Функции спроса и предложения на данный товар имеет вид и

    . Определите параметры равновесия и дайте характеристику ситуации на рынке, если правительство установит цену на данный товар Р=15.

    Ответ:

    1. В точке равновесия Р=10 и Q=30;

    2. При Р=15 избыток равен 40.

    Задание №5

    Выбор из перечня

    (по 2 балла за каждый правильный ответ)

    Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы и обведите их в кружок.

    1. Смещение кривой спроса на мороженое влево и вниз может быть вызвано:

    а) ростом доходов населения;

    б) уменьшением предложения мороженого;

    в) уменьшением доходов населения;

    г) повышением цены мороженого;

    д) наступлением зимы.

    1. От объема производства зависят:

    а) общие издержки;

    б) общие постоянные издержки;

    в) средние постоянные издержки;

    г) общие переменные издержки;

    д) предельные издержки.

    1. Примерами естественной монополии являются:

    а) городской метрополитен;

    б) услуги парикмахерских;

    в) рынок стали;

    г) космодром Байконур;

    д) нижегородский «Водоканал».

    1. Для командно-административной экономики характерно(-а)

    а) преобладание государственных предприятий;

    б) самостоятельность предприятий в вопросах производства;

    в) государственное ценообразование;

    г) принятие государственных планов, обязательных для производителей;

    д) общественная собственность на факторы производства.

    1. Какие из перечисленных ниже утверждений являются верными для конкуренции?

    а) конкуренция – это отношения состязательности между производителями;

    б) конкуренция гарантирует справедливое распределение товаров и услуг между потребителями;

    в) конкуренция представляет борьбу производителей за доступ к ограниченным ресурсам;

    г) конкуренция – это стремление каждого производителя продать наибольшее количество своей продукции;

    д) конкуренция – это экономическое соперничество между единотипными хозяйствующими субъектами за доступ к редким благам.

    Ответы:

    1)  в, д;

    2)  а, в, г, д;

    3)  а, г, д;

    4)  а, в, г, д;

    5) а, в, г, д.


    Задание №6

    Задания на знание обществоведческих понятий

    (по 2 балла за каждый правильный ответ)

    Замените выделенный курсивом фрагмент юридическим термином

    1. В гражданском праве выделяют сделку, которая совершена с целью прикрыть другую сделку  _______________________________________________________________.
    2. В уголовном праве нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте называется ____________________________________.
    3. В каждом государстве существует форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления  _______________________________________________.
    4. В гражданском праве выделяют иск об устранении всяких нарушений права собственника, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения __________________________________________.
    5. В налоговом праве существует термин, обозначающий величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы ________________________________________.
    6. В гражданском праве существует срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено  _______________________________________________________.
    7. В наследственных отношениях может возникнуть ситуация, когда у имущества нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо все они отказались от наследства, либо никто из них не имеет права наследовать. В этом случае имущество переходит в собственность государства. Это называется ______________________________________________.
    8. В гражданском праве выделяют способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их ________________________________________________.

    Ответ:

    1. Притворная сделка
    2. Алиби
    3. Бюджет
    4. Негаторный
    5. Налоговая ставка
    6. Исковая давность
    7. Выморочное имущество
    8. Дееспособность

    Задание №7

    Познавательная задача

    (5 баллов)

    Решите задачу.

    У супругов Беляевых был загородный дом, находившийся в общей совместной собственности супругов. В марте гражданка Беляева продала дом своей однокласснице, которая давно просила ее об этом. Через некоторое время гражданин Беляев узнал о состоявшейся сделке и обратился с иском в суд о признании договора купли-продажи недействительным. Правомерны ли действия гражданина Беляева?

    Ответ: 

    Да, правомерны. Сделка в отношении имущества, находящегося в совместной собственности, требующая государственной регистрации, требует нотариально удостоверенного согласия супруга. Сделка является оспоримой.

    Задание№8

    Кроссворд

    (по 1 баллу за каждый правильный ответ, 2 балла за определение)

    1. Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали  и дайте его определение.

    Ответ:

    1.

    г

    о

    с

    у

    д

    а

    р

    с

    т

    в

    о

    2.

    п

    о

    л

    и

    т

    и

    к

    а

    3.

     а

    п

    п

    а

    р

    а

    т

    4.

    м

    о

    н

    а

    р

    х

    и

    я

    5.

    о

    т

    в

    е

    т

    с

    т

    в

    е

    н

    н

    о

    с

    т

    ь

    6.

    п

    р

    а

    в

    о

    о

    т

    н

    о

    ш

    е

    н

    и

    е

    7.

    к

    о

    л

    л

    и

    з

    и

    я

    8.

    с

    а

    м

    о

    н

    а

    д

    е

    я

    н

    н

    о

    с

    т

    ь

    Ответ:

    1. Политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.
    2. Форма жизнедеятельности людей, связанная с отношениями между социальными группами в связи с удовлетворением и обеспечением наиболее значимых для людей интересов и потребностей, в том числе и главным образом по поводу захвата, удержания, использования, охраны государственной власти, оказания на нее влияния.
    3. Система государственных органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства.
    4. Форма правления, при  которой верховная власть принадлежит одному лицу пожизненно  и передается по наследству.
    5. Обязанность лица в соответствии с законом претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение.
    6. Урегулированное нормами права и охраняемое государством общественное отношение, участники которого имеют соответствующие  субъективные права и юридические обязанности.
    7. Противоречие между существующими правовыми актами, правопорядком и притязаниями, действиями по  их изменению, признанию или отторжению.
    8. Фома вины, при которой  лицо понимает противоправность своих деяний и возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение.

    Гипотеза – это часть юридической нормы, указывающая на условия, при которых действует норма.

    Задание № 9

    Написание сочинения-эссе

    (20 баллов)

    Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

    1. Раскрытие обоснованности выбора темы.
    2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.
    3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.
    4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.
    5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.
    6. Свободная композиция и непринужденность повествования.
    7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.
    8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам.

     Темы:

    1. Создает человека природа, но развивает и образует его общество (В.Г. Белинский)
    2. Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется (Демокрит)
    3. Семья является первичным лоном человеческой культуры (И. Ильин)
    4. Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается непреходящим явлением (Р. Дарендорф)
    5. Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок (Пифагор)
    6. Личность – это человек как носитель сознания (К.К. Платонов)
    7. Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)
    8. Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж.Жубер)
    9. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне)



    Предварительный просмотр:

    Викторина по истории географии     «Наш дом – Земля»          5 - 8 классы

    Задание 1. Выберите верный вариант ответа.                                                

    1. Какой из путешественников внес вклад в изучение территории Таймыра?

                 1) Н. Пржевальский

    3) В. Поярков

                 2) Х. Лаптев

    4) Е. Хабаров

    ОТВЕТ:

    2. Какой из перечисленных путешественников исследовал районы Приамурья?

    1. Ф.Попов                                3)   Е.П.Хабаров
    2. И.Ю. Москвитин                                4)   Н.М. Пржевальский

    3. Какой вклад в исследование территории России внес Г.И. Шелихов?

    1. исследовал северные острова Тихого океана
    2. исследовал районы Центральной Азии
    3. доказал существование пролива между Евразией и Америкой
    4. исследовал районы Полярного Урала

    4. Какой из путешественников внес вклад в исследование Центральной Азии?

    1. В. Атласов                                3)   Х.Лаптев
    2. Е. Хабаров                                4)   Н. Пржевальский

    5. Кто из перечисленных исследователей территории России был участником Второй Камчатской экспедиции, исследовал и нанес на карту часть побережья Таймыра?

    1. Е.Хабаров                                3)   Х.Лаптев
    2. Д. Ливингстон                                4)   В. Беринг

    6. Какой из перечисленных ученых внес вклад в изучение почв и создал учение о почвах и закономерностях их распространения?

    1. В.И. Вернадский
    2. В.А.Обручев
    3. В.В. Докучаев
    4. А.Е. Ферсман

    7. Какой из перечисленных путешественников внес вклад в исследование территорий на северо-западе Канады?

    1. В.Баренц                                3)   Н.Пржевальский
    2. А. Макензи                                4)  Д. Ливингстон

    8. Какой из перечисленных ученых является основателем учения о биосфере?

    1. А.Е.Ферсман                                3)   А.И. Воейков
    2. В.И. Вернадский                                4)   В.В. Докучаев

    9. Какой из перечисленных путешественников исследовал внутренние районы Африки?

    1. А. Макензи                                3)   Васко да Гама
    2. А. Тасман                                4)   Д. Ливингстон

    10. Какой из перечисленных ученых изучал геологическое строение и полезные ископаемые России?

    1.  В.И.Вернадский

    3) А.Е. Ферсман

    1.  И.М. Губкин

    4) В.В. Докучаев

    Задание 2. Этот замечательный ученый, путешественник и писатель совершил несколько экспедиций с целью географического и военно-стратегического изучения Дальнего Востока. Он неоднократно пересекал хребет Сихотэ-Алинь, бывал на Камчатке, Командорских островах; исследовал правобережье Амура и уссурийские реки; установил биогеографическую границу, разделяющую охотскую и маньчжурскую флору и фауну. Им опубликовано более 60 научных трудов и художественных произведений

    Назовите ученого. Нанесите на контурную карту земли, по которым он путешествовал.

    (до 10 баллов)

    Задание 3. Отважные мореходы этой страны в поисках «удобного морского пути в царство Катайское и Синское, проходящего к северу от Норвегии, Московии и Татарии», первыми из западноевропейцев зимовали в Арктике. Созданное торговцами этой страны «Общество дальних стран» снарядило к островам других, южных, морей экспедицию под руководством авантюриста, который выведал путь туда у сокамерников по лиссабонской тюрьме. Хозяйничая в южных морях, эта страна вскоре стала монополистом в торговле корицей, гвоздикой и мускатным орехом на европейском рынке, а три века спустя вышла на первое место в мире по производству натурального каучука. Вехами заморской экспансии этой страны стали открытие целого материка, первоначально названного в ее честь, и основание поселения на другом материке, получившего имя ее столицы (в обоих случаях — с приставкой «новый» или «новая»).

    Что это за страна? О каких географических открытиях, сделанных ее подданными, повествуется в условии задачи, и какие из них еще вы знаете? Чем с точки зрения географии объясняются особенности заморской экспансии этой страны?                                   (10 баллов)

    Задание 4. Известный немецкий географ А. Гумбольдт открыл явление, связанное со встречей у берегов одной из латиноамериканских стран двух различных по своей природе течений, одно из которых постоянное, другое образуется нерегулярно. При этом вместе с холодным течением отходят от берегов косяки рыбы, принося большие убытки рыбакам.

    Назовите это нерегулярное течение и страну.                                                 (5 баллов)

    Задание 5. Перед тем как отправиться в 1886 г. в кругосветное плавание на этом корвете, его капитан записал в своем дневнике: «Дело командира – составить имя своему судну…» Ему удалось добиться поставленной цели – океанографические исследования, выполненные в ходе длившейся почти три года экспедиции, настолько прославили корвет, что в дальнейшем вошло в традицию называть его именем научно-исследовательские суда.

    Как назывался корвет? Какими достижениями науки и географическими открытиями прославились четыре судна, в разное время носившие это гордое имя? Что вы знаете о капитане, выдержка из дневника которого приведена в задании?                      (до 10 баллов)

    Задание 6. Кто и почему, по-вашему, является самым выдающимся путешественником в истории? На физической карте мира обозначьте его маршрут.                         (10 баллов)

    Задание 7. В 1930 году к одному из островов в Карском море размером 288 км2 подошел корабль «Георгий Седов». На Капитанском мостике стоял О.Ю. Шмидт. А первым на берег острова сошел советский ученый, еще в 1924 году теоретически предсказавший его существование. Что это за остров, как он выглядит? Назовите имя ученого.                      (5 баллов)

    Задание 8. Определите город по координатам, страну, столицей которой он является, а так же назовите имя человека, в честь которого страна получила название. Кто эти люди, чем они знамениты?                                                                                         (15 баллов)

    А) 190 ю.ш. 650 з.д.

    Б) 40 с.ш. 740 з.д.

    В) 390 с.ш. 770 з.д.

    Г) 200 ю.ш. 570 в.д.

    Д) 440 с.ш. 120 в.д.


    Задание 9.  Нередки случаи, когда столица страны расположена не в ее центре, а на краю, у самой границы или на берегу моря (океана). Объясните, с чем может быть связан подобный «эксцентриситет» (так географы называют это явление). Может ли это быть связано с колониальным прошлым ряда стран? Ответ подтвердите примерами.                                 (10 баллов)

    Задание 10.  В конце XIX века, поднимаясь по склонам вулканов Чисборасо и Котопахи, известный немецкий географ, которого называли «Вторым Колумбом», открыл замечательную закономерность. Какую? Чем она объясняется? Как звали ученого?                             (5 баллов)



    Предварительный просмотр:

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН РОССИИ.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН РОССИИ.

    1. Отметьте правильный ответ:

    Резиденцией Патриарха всея Руси является:

    А) Суздаль;       Б) Ростов;      В) Москва;         Г) Сергиев Посад.

    Из городов Центрального района на Волге расположены:

    А) Ярославль;         Б) Рязань;       В) Рыбинск;        Г) Кострома.

    Старинными центрами народных промыслов Центрального района являются:

    А) Гусь-Хрустальный;      Б) Великий Устюг;      В) Семенов;         Г) Палех.

                                                                           2. Подбери пару:

    1. Один из древнейших русских городов на Днепре, западный форпост Москвы.

    2. Город пряников, самоваров и оружия.

    3. Текстильная столица России.

    4. Родина Афанасия Никитина, центр  вагоностроения между Москвой и Санкт-Петербургом.

    5. Старинный русский город, основанный в 1147 году князем Юрием Долгоруким.

    6. Старинный русский город на берегу Десны, родина монаха Пересвета, героя Куликовской битвы.

    7. Древний русский город на Волге с Ипатьевским монастырем.

    8. Крупный центр тяжелого машиностроения и нефтепереработки на реке Оке.

    9. Родина русского театра, основанная князем Ярославом Мудрым в 1010 году.

    10. Город на берегу реки Оки, связанный с именем К.Э.Циолковского.

    11. Центр ВПК, автомобилестроения и судостроения.

    12. Крупный центр туризма на берегу реки Клязьмы, основан в 1108 году.

    А) Брянск;                    Г) Калуга;                       Ж) Нижний Новгород;            К) Тверь;

    Б) Владимир;             Д) Кострома;                 З) Рязань;                                   Л) Тула;

    В) Иваново;                 Е) Москва;                     И) Смоленск;                             М) Ярославль.