Главные вкладки

    1.012.Библиотека. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ

    Гольская Оксана Геннадьевна

    Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

           В разделе " Библиотека. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ" преподаватели и студенты смогут найти полезные, интересные материалы  по тем или иным темам. Книжный фонд библиотеки комплектуется на основе учебных планов и программ, контингента студентов, распределения их по специальностям и формам обучения.

           Уважаемые коллеги, не забудьте зайти по ссылке на главную страничку, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего сайта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.176 с.— (Б-ка учителя и воспитателя:...) 345.76 КБ
    Файл Макаренко А. С. Книга для родителей 500.32 КБ
    Файл Проблемы воспитания детей-дошкольников в семье (Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. — 1980) 42.97 КБ
    PDF icon Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений...- Мн:Лексис,2004.-68с.1.89 МБ
    Файл Ларионова Г. Б. Новые должностные инструкции сотрудников ДОО. — 2-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2017. — 128 с321.45 КБ
    Microsoft Office document icon Воспитатели и родители. Рекомендации по взаимодействию воспитателей с семьей. /Под ред.Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 201338.5 КБ
    Microsoft Office document icon Мониторинг эффективности системы управления качеством взаимодействия./Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 201335.5 КБ
    Microsoft Office document icon Досуг для детей и родителей «Путешествие к островам Правильной речи» . – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 201245.5 КБ
    Microsoft Office document icon Памятка для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1—4 лет»– СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 201255 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Проблемы воспитания детей-дошкольников в семье

    (дано в сокращении)

    Исследование проблем семейного воспитания детей дошкольного возраста не получило еще должного развития, и нужно признать, что школьная педагогика идет в этом отношении впереди. Правда, в самые последние годы внимание к этой проблеме безусловно повысилось. В ряде работ, посвященных общественному дошкольному воспитанию, появился материал, характеризующий влияние семьи на детей, значимость контактов между воспитателями детского сада и родителями. Практикой и наукой обобщается система работы детских учреждений с родителями, ее содержание, формы и методы. Вопросам взаимодействия семьи, детского сада и общественности были специально посвящены Педагогические чтения в Киеве (1976).

    Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей. Однако они разрабатывались преимущественно на основе общих педагогических соображений и субъективного опыта авторов, а не на базе проверенных научных данных, вследствие чего оказывались недостаточно содержательными и эффективными. В настоящее время, когда повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания дошкольников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогическую основу.

    Отдельные конкретные исследования, например работа С. М. Коссой о положительном влиянии детского сада на семейное воспитание (1962) и М. Даминовой о трудовом воспитании детей дошкольного возраста в узбекских семьях (1964), оказали положительное влияние на теорию и практику, привлекли внимание к проблеме, собрали и проанализировали эмпирический материал, решали важную задачу проведения опытной работы. Однако методика исследования того периода не позволила привлечь широкий материал, добиться достаточной его объективности. Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в семье требуют углубленной разработки, необходимы анализ взаимосвязи и влияния различных социально-педагогических условий и факторов, имеющих место в семье, изучение характера взаимосвязей семейного и общественного воспитания-и их эффективности (детский сад и семья).

    Такое исследование было предпринято Институтом дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР сначала отдельными исследователями (1973—1976), затем продолжено группой сотрудников с участием научных сотрудников Латвийского НИИ педагогики и республиканского института усовершенствования учителей; привлекались отдельные специалисты кафедр дошкольной педагогики педагогических институтов РСФСР, дошкольного сектора НИИ психологии УССР (1976—1979). Изучение проблемы с помощью соответствующих методов исследования дает необходимый широкий и достаточно объективный материал о состоянии всестороннего, и особенно нравственного и трудового, воспитания детей-дошкольников в семье, посещающих и не посещающих детские учреждения, в городе и селе, в семьях, принадлежащих к разным социальным группам. Была поставлена задача изучить взаимосвязи и влияния на воспитание детей семейного уклада, стиля эмоциональных отношений, умения родителей организовать быт и деятельность детей дома, посильное их участие в трудовой жизни семьи. Подлежали изучению связи между пониманием родителями цели и задач воспитания и их реализацией в практике семейного воспитания, связи между примененными методами воспитания и его целями. Впервые предполагалось получить фактический материал, характеризующий прогрессивные тенденции воспитания детей дошкольного возраста в советской семье, изучить лучший опыт воспитания дошкольников в семье, а также типичные трудности, недостатки, противоречия, имеющие место в семейном воспитании. Особое внимание при изучении опыта семейного воспитания намечено было уделить вопросам нравственного и трудового воспитания, роли семьи в подготовке детей к школе. Нужно было изучить и ведущие тенденции влияния детского дошкольного учреждения на воспитание дошкольников   в   семье.

    Предполагалось, что анализ и обобщение собранного материала дадут возможность обсудить наиболее важные вопросы теории и методики исследования проблемы воспитания дошкольников в семье и взаимосвязи его с общественным воспитанием, разработать в помощь родителям программно-методические рекомендации, которые действительно бы строились на основе знания и понимания специфики семейного воспитания, подготовить в помощь воспитателям дошкольных учреждений пособие о совместной работе детского сада и семьи по воспитанию детей.

    На первом этапе исследования главным образом изучались семьи, дети которых посещают детские учреждения. Задача сравнительного анализа здесь не ставилась. Предметом специального внимания были вопросы методики исследования семейного воспитания детей дошкольного возраста.

    Массовый материал собирался с помощью анкет, интервьюирования родителей и других членов семьи, воспитателей, изучения фотографии дня ребенка, дневников, сообщений и докладов родителей и воспитателей на тематических родительских собраниях, на педагогических чтениях. Проанализированы данные о воспитании дошкольников более Чем в 4000 семей рабочих, служащих, колхозников, жителей Москвы и Московской области, Таганрога, Костромской, Белгородской, Орловской, Пермской, Амурской областей, Хабаровского, Приморского, Краснодарского краев, Карельской и Башкирской АССР, Литовской, Латвийской, Украинской, Белорусской, Молдавской, Таджикской, Узбекской ССР^ Выбор населенных пунктов предусматривал города-столицы, крупные промышленные центры, города среднего и малого масштаба; в сельской местности — крупные и небольшие села. Такой подход к отбору объектов позволил проводить сравнение полученных данных.

    Исследование проблем семейного воспитания осуществлялось с помощью разнообразных методов, применяемых в педагогических, социально-психологических и социологических исследованиях. Однако возможности использования их при изучении семьи и воспитательной деятельности родителей, особенно когда осуществляется опытно-экспериментальная работа в семье, весьма своеобразны.

    Семья, хотя и является ячейкой общества, отличается известной уединенностью, интимным характером жизни и отношений, индивидуальным укладом. Поэтому особенно важно вызвать у родителей и у всех взрослых членов семьи, даже у детей-дошкольников, желание общаться с педагогом-исследователем, быть с ним откровенным. Это положение достигается обычно в тех случаях, когда члены семьи видят глубокую заинтересованность исследователя в судьбе ребенка, его общую доброжелательность и вместе с тем эрудицию, способность практически оказать помощь родителям в воспитании детей. Непременное требование к исследователю — особое внимание к соблюдению норм этики, педагогического такта во взаимоотношениях.

    Общеизвестно, что для получения достоверного материала надо использовать наиболее объективные методы исследования. При изучении семьи, особенностей ее воспитательных воздействий на дошкольника наибольший эффект дает сочетание разных методов исследования, а также сопоставление полученных материалов. Сопоставляются, например, материалы об одних и тех же детях, полученные в результате бесед с разными членами семьи и воспитателями, а также целенаправленных наблюдений.

    При разработке проблем семейного воспитания, взаимосвязи детского сада и семьи необходима исследовательская работа, результатом которой явились бы определенные изменения, например, в уровне воспитанности детей-дошкольников или их знаний, представ- лений и т. д. Такого рода результаты возможны лишь при условии проведения опытно-педагогической и экспериментальной работы в семьях и совместной воспитательной деятельности исследователя и родителей (если ребенок посещает детский сад, то, разумеется, с помощью и участием воспитателя).

    Опыт исследований показал необходимость и целесообразность предварительной разработки плана работы в семье не только с детьми, но и с родителями, включение их в целенаправленную педагогическую деятельность, совместную с исследователем и без него, беседы и другие формы работы, способствующие повышению уровня знаний и умений родителей. План включает организацию (по согласованию с родителями и с их участием) жизни и деятельности ребенка в семье в соответствии с решением исследователем той или иной проблемы (трудовое воспитание, воспитание уважения к старшим, воспитание культуры поведения и т. д.).

    В условиях опытной работы с детьми в семье обычно используются общепринятые педагогические методики: беседы и наблюдения; организуется индивидуальная деятельность ребенка, а также совместная с братьями и сестрами, со взрослыми членами семьи; при этом создаются такие условия, например, в игре, которые интенсифицируют педагогически ценные проявления в деятельности и отношениях ребенка (постановка перед ребенком проблемных задач, решая которые он может применить в новых условиях имеющиеся знания).

    Исследователем ведутся систематические записи (протоколы, дневники и др.). К ведению дневников привлекаются взрослые члены семьи. Динамика изменений, происходящих в воспитательной деятельности родителей, а также достижений ребенка в исследуемой области фиксируется на основе разрабатываемых заранее показателей: условно выделяемых типов семей и критериев воспитанности ребенка, что позволяет осуществлять в опытно-экспериментальной работе дифференцированный, индивидуальный подход к различным семьям и детям.

    При анализе массового материала условная типизация семей помогает конкретизировать общую картину состояния семейного воспитания, производить в дальнейшем необходимые сопоставления с данными констатации воспитания детей в семьях, отобранных исследователями для углубленной опытно-экспериментальной работы.

    Типизация осуществляется в аспекте исследуемой проблемы. Оцениваются общий микроклимат семьи, ее уклад, взаимоотношения, ценностные ориентации родителей, понимание ими целей и задач воспитания, умение соответственно организовывать жизнь и деятельность ребенка, содержательное общение между родителями и другими семейными воспитателями и детьми.

    В конкретных исследованиях при условной типизации семей предусматриваются и более частные, соответствующие теме показатели.

    Полученные исследователями данные, хотя и являются в известной мере предварительными и требующими уточнения, позволяют все же сделать выводы о типичном в современном семейном воспитании маленьких детей, о чертах нового в воспитательной деятельности молодых родителей. Так, почти 100% родителей из 3000 обследованных семей понимают значимость и необходимость своевременного физического, нравственного, трудового, умственного и эстетического воспитания ребенка в соответствии с целями нашего общества (хотя и не формулируют задачу всестороннего воспитания именно так). Среди

    моральных качеств личности ребенка особо выделяют черты гуманизма, товарищества и коллективизма, трудолюбия, честности, самостоятельности ребенка; подчеркивают важность воспитания интереса и положительного отношения к явлениям общественной жизни. Все придают огромное значение примеру взрослых членов семьи как образцу для подражания. Показательно, что современная семья все более ценит детский сад за его воспитательную функцию. В ответ на вопрос: «Почему вы определили ребенка в дошкольное учреждение?»— 87% из числа опрошенных обратили внимание в первую очередь на воспитательное значение детского сада, отмечая, конечно, и его жизненную необходимость (когда все взрослые в семье работают).

    Говоря о педагогической значимости дошкольных учреждений? матери и отцы, бабушки и дедушки обращали особое внимание на их роль в воспитании самостоятельности ребенка, общительности, коллективизма, в формировании художественной деятельности ребенка (умение петь, слушать музыку, рисовать, читать стихи и т. д.). Подчеркивали значение общественного дошкольного воспитания для подготовки детей к школе (почти 100% из общего числа опрошенных). Об этом же свидетельствуют и высказывания широкого круга воспитателей, руководителей дошкольных учреждений.

    Одновременно было установлено, что при воспитании детей родители далеко не всегда опираются на педагогические знания, даваемые детским учреждением (от 10% до 50% в разных регионах нашей страны), основную информацию они получают по радио и телевидению. Педагогические знания родителей очень общи, не конкретны, на что их нацеливает существующая литература — большей частью очеркового, эмоционально-приподнятого характера. Можно дать и общую характеристику воспитательным методам, применяемым в семье: они, как правило, носят гуманный характер, связаны с развитием чувств детей и опорой на их сознание; используется вовлечение дошкольников в практическую деятельность с целью переключения ребенка — способ, с помощью которого легче побудить его выполнять нормы и правила поведения, требования взрослых.

    Типичные недостатки (даже в так называемых хороших семьях) проявляются в известном расхождении между пониманием родителями целей и задач воспитания и их практическим осуществлением. Ясно обнаружилось в процессе семейного воспитания преобладание стихийности над целенаправленностью; недооценка самостоятельной практической деятельности ребенка как средства и метода воспитания, малосодержательное общение, преимущественное использование вербальных методов; непонимание законных потребностей ребенка, некоторых возрастных особенностей (большой эмоциональности, недостаточного развития тормозных процессов и условий их формирования, стремления к активной деятельности, необходимости бережного отношения к нервной системе малыша и др.); отсутствие единства требований родителей к детям; все еще имеют место физические наказания, не жестокие, но идущие вразрез с положением об уважении к личности ребенка. Как типичный недостаток следует отметить малую эмоциональную культуру части родителей.

    Исследование показало, что трудности и недостатки воспитания детей дошкольного возраста объясняются рядом причин, как правило, субъективного характера: затруднениями в организации семейного уклада, процесса воспитания, недостаточной воспитанностью, интеллектуальной подготовленностью и педагогической культурой части взрослых, неумением разумно использовать при воспитании повышающееся материальное благосостояние. Предстоит дальнейшая большая работа по изучению взглядов и педагогических методов значительно более широкого и дифференцированного круга родителей; по выявлению еще имеющих место пережитков.

    В ходе исследования был получен некоторый материал и по вопросу распределения хозяйственных и педагогических функций в семье, где воспитываются дошкольники, что • существенно важно для формирования семейного уклада, стиля отношений.

    Опыт лучших семей, его анализ убедительно доказывают, как благотворно влияет микроклимат семьи на нравственное и трудовое воспитание детей. Как важно равное участие отца и матери в организации детских игр, интеллектуальных и практических занятий. В настоящее время нет еще основания вывести процентное соотношение «хороших» и «плохих» семей. Но важно отметить, во-первых, явно выраженные прогрессивные тенденции в вопросах семейного воспитания и, во-вторых, остановиться на анализе недостатков, выявив в них типичные.

    Известно, что женщина-мать, как работающая на производстве, так и занятая только домашним трудом, является активной созидательницей семьи, условий, которые необходимы для жизни и воспитания детей. Это обслуживание членов семьи (приготовление пищи, стирка, уборка), воспитание детей, помощь школьникам в учении. От матери во многом зависит создание в семье особой психологической атмосферы взаимопонимания, выработка семейных ориентации, организация досуга и т. д. От уровня подготовленности к семейной жизни мужа и жены, ставших родителями, зависит и согласованность их деятельности, взаимоотношений, степень участия отца в жизни семьи. Советская женщина стала повсеместно выполнять в семье гораздо более широкие функции, чем прежде, касающиеся социализации своих детей, контроля за их занятиями и посещением детских учреждений, организации культурного содержания жизни семьи.
    Это огромное социальное достижение. Однако одновременно имеется фактический материал о недостаточно активном и разностороннем участии определенной группы отцов в организации жизни семьи и воспитании детей 2—7 лет.
            

    Данные исследования (1970—1973), проведенного по изучению этого важного- вопроса НИИ дошкольного воспитания АПЙ СССР (общее количество около 1000 семей, в условиях крупных городов), показали следующее. Выполняя наиболее типичную «женскую» хозяйственно-бытовую работу по дому (приготовление еды, уборка, стирка), матери привлекают к ней в посильных формах и детей, тем самым используя естественные возможности для воспитания (до 82% ответов). Вместе с тем труд, которым больше занимаются в семье мужчины (столярный, токарный, по благоустройству дома), в общем-то весьма мало распространен в современных городских семьях, а работа по дому, связанная с использованием бытовой техники, также довольно часто выполняется женщинами. Это приводит к резкому сокращению совместной работы отцов с детьми, следовательно, уменьшаются и возможности их воспитательного воздействия на ребят. С другой стороны, ряд занятий с детьми (чтение, рассказывание, лепка, рисование), которыми в равной мере могут руководить и мать, и отец, осуществляется чаще матерью. Отцы в это время отдыхают, занимаются самообразованием или выполняют некоторую работу, к которой нецелесообразно привлекать маленьких детей. Характерно, что наиболее равное, справедливое и целесообразное распределение домашнего труда, а также воспитательной деятельности между мужем и женой было отмечено в хороших семьях разных социальных групп (интеллигенции, рабочих, служащих, колхозников).

    Роль матери, ее необходимость в жизни ребенка (в том числе и посещающего детское учреждение) повысилась, качественно изменилась, и это хорошо. Однако остро стоит вопрос об обязательности некоторой разгрузки ее, о более справедливом распределении между супругами обязанностей по дому и воспитанию детей.

    Не подлежит сомнению величайшая актуальность трудового воспитания детей начиная с первых лет их жизни. Воздействие семьи на воспитание детей двояко: это сознательное, целенаправленное воспитание и воздействие как бы стихийное — условий семейной жизни, ее быта, традиций, форм взаимоотношений родителей и других членов семьи, которым дети подражают. Исследование по теме «Педагогические условия трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в семье» (Д. О. Дзинтере, на материале Латвийской ССР, 1979) показало, что целенаправленность воспитания повышает и качество стихийных воздействий (данные о 700 семьях). Проведенное исследование подтвердило положение о том, что оптимальные возможности для воспитания создает демократический тип семьи, который обладает наиболее высоким воспитательным потенциалом. Главными показателями такой семьи являются широкое участие женщины в общественно-производительном труде, в общественно-политической и культурной деятельности, внутрисемейное равенство при разделении труда и в осуществлении коммунистического воспитания своих детей. Д. О. Дзинтере на фактическом материале удалось показать пути дифференцированного трудового воспитания детей разных уровней с учетом принадлежности семьи к тому или иному типу (в аспекте трудового воспитания детей). Оказалась весьма интересной динамика социальной направленности детского труда, выяснилось, что решающим в ее формировании является общественное лицо матери и отца в соединении с умелой организацией детского посильного труда.

    Выяснилось также, что принадлежность семьи к разным социальным группам хотя и оказывает некоторое влияние на включение старшего дошкольника в семейный труд, однако не является решающим фактором в воспитании социально направленной трудовой деятельности.

    Семья, являясь своеобразным коллективом, должна сформировать у ребенка ко времени поступления его в школу коллективистскую направленность, не допустить развития эгоистических черт, позаботиться о реализации этой задачи в практике семейного воспитания. Особо приходится учитывать трудность воспитания коллективизма в однодетной, малодетной семье. Трудности в решении этой задачи общеизвестны, даже в условиях, если ребенок посещает детский сад.

    Поэтому столь значимым явилось специальное исследование путей оптимизации влияния семьи на воспитание начал коллективизма у детей старшего дошкольного возраста, посещающих детский сад (Л. В. Загик, 1976). Изучение состояния вопроса на материале 700 семей в городе и на селе показало, что ребенок как член семейного коллектива занимает в нем определенное положение, которое проявляется и формируется во взаимоотношениях с другими членами семьи. Если ребенок выступает как активный субъект этих взаимоотношений, у него формируется позиция члена семейного коллектива. Эта позиция, соответствующая желаниям ребенка и тем задачам, которые ставятся перед ним в дошкольном коллективе детского сада как к его равноправному и ответственному члену, и определяет коллективистическую направленность поведения ребенка в группе детского сада.

    Выяснилось, что в значительном числе семей взаимоотношения взрослых и детей в повседневной жизни и в разных видах деятельности складываются таким образом, что ребенок становится в положение пассивного объекта воспитывающих и обучающих воздействий взрослых, общение ребенка со взрослым бывает малосодержательным и однообразным. В этих условиях затрудняется формирование ребенка как члена семейного коллектива и коллектива детской группы, затрудняется установление близости между родителями и детьми, что может иметь особенно пагубные последствия в недалеком для ребенка и родителей будущем.

    При организации опытной работы в семьях (с помощью воспитателей детского сада) исследователь добивается приближения ребенка к жизни родителей, развития их общения, прежде всего в практической деятельности — в играх, труде. Все это способствует воспитанию у ребенка умения сопереживать, охотно сотрудничать, поступать в интересах окружающих, а не только в своих личных. Одновременно исследователем решаются и конкретные вопросы оказания помощи семье в воспитании детей. В русле социально-психологического исследования межличностных отношений дошкольников изучалась важная проблема влияния некоторых условий семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника (Т. А. Репина). Анализируя состояние исследования данной проблемы за рубежом, автор отмечает следующее.

    Хотя за рубежом существует довольно большое количество работ, посвященных изучению влияния взаимоотношений с матерью, эмоционального контакта с близкими взрослыми на личность ребенка (Боулби, Рейнгольц, Шпитц, Олпорт, Гедфор, Сэлливеи и др.), но трактовка авторами полученных результатов требует критического рассмотрения, поскольку большая часть этих исследований находится под сильным влиянием психоаналитической теории Фрейда.

    Исследователь подчеркивает: если в зарубежных психологических работах основное внимание уделяется изучению эмоциональных отношений ребенка с родителями, семейным конфликтам, то спецификой большинства советских работ по проблемам семейного воспитания, в том числе работ, посвященных детям дошкольного возраста (Л. В. Загик, Н. А. Бойченко, Д. О. Дзинтере, Д. Д. Бакиева), является направленность на изучение нравственно-трудового воспитания в семье, воспитания гражданственности, формирование ценных чувств и привычек поведения в практической деятельности.

    Данные Т. А. Репиной по некоторым важным вопросам особенностей нравственного воспитания и развития перекликаются с данными Л. В. Загик. Они касаются, в частности, проблемы отношений ребенка с членами семьи.

    Свидетельства детей о том, с кем из членов семьи они больше всего делятся впечатлениями, кому жалуются на обидчиков, кого слушаются и перед кем чаще всего капризничают, показали, что отношения с разными членами семьи складываются по-разному. К сожалению, исследователем не ставилась задача изучить причины этих различных отношений, вопрос немаловажный не только для педагогики, но и для психологии.

    Исследование социально-педагогических условий семейного воспитания детей дошкольного возраста и их влияния на формирование личности ребенка продолжается. Обогащаются данные о его прогрессивных тенденциях и типичных недостатках, ведутся конкретные исследования. Так, выясняется состояние педагогической культуры родителей и определяются пути ее повышения — уровня знаний, умений и навыков, отношения к воспитанию (Л. Г. Емельянова).

    Так изучается вопрос о возможностях воздействия детского сада на создание нравственного микроклимата в семье, способствующего эмоционально-нравственному развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста (Л. В. Загик). Материалы показывают эффективность косвенного воздействия при решении этих сложных задач, а именно: совершенствование содержания и методов нравственного воспитания дошкольников в семье, значимость обогащения знаний родителей не только в области педагогики, но и этики, психологии, социологии семьи.

    В нравственном воспитании ребенка родителей обычно затрудняет осуществление воспитания начал дисциплинированности, послушания. Опыт показывает, что воспитание в детском саду, в формирующемся детском коллективе положительно влияет на успешное овладение ребенком нормами и правилами поведения, в результате чего повышается уровень дисциплинированности, ребенок охотнее начинает выполнять требования взрослых, слушаться (Н. А. Стародубова). Автор справедливо рассматривает послушание как эмоционально-осознанное активное поведение ребенка и на основе знакомства с достоинствами и ошибками семейного воспитания показывает, как необходимо в семейном воспитании, учитывая возрастные особенности, изменить положение ребенка в семье (от пассивного к активному участию в жизни семьи) и непременно способы воздействия на него.

    Исследуется состояние игровой деятельности детей младшего и старшего возраста; вопросы взаимосвязи игры и труда старших дошкольников (В. М. Иванова, Д. О. Дзинтере). Уже получены в результате опытно-экспериментальной работы данные о том, как педагогически верный подбор игрушек в семье, включение взрослых в игры детей, организация совместной игры, особенно с малышами 2—4 лет, обогащает жизнь детей и положительно влияет на их нравственное и умственное развитие; показывает, что сюжетная игра и игрушка, являющаяся для играющего дома ребенка как бы условным партнером, способствует (при определенном педагогическом руководстве) воспитанию у него гуманных форм поведения и отношений.

    Изучение игр старших дошкольников дома показывает необходимость того, чтобы родители и воспитатели глубже изучали игровые интересы детей и активнее их обогащали, способствовали бы умению ребенка «удерживать» игровую цель, что чрезвычайно важно для его нравственно-волевого развития. Получены данные о том, что шестилетние дети предпочитают игровую деятельность в семье почти в 2 раза больше, чем труд, и родители нередко заставляют (почти насильно!) их трудиться. Между тем опытно-экспериментальная работа показала, что сочетания игра — труд, труд — игра оказываются весьма эффективными для обогащения обеих деятельностей.

    В нашем исследовании нравственно-волевого воспитания дошкольников в семье при подготовке их к школе (Т. А. Маркова) выделен для углубленного изучения вопрос о воспитании у детей шестилетнего возраста желания и умения преодолевать трудности при решении поставленных задач (взрослыми или самим ребенком), реализовывать в практике поведения известные им нравственные нормы и правила.

    Массовый материал и опытно-экспериментальная работа показали, что если в семье, часто с помощью детского сада, существенное внимание уделяется всесторонней и специальной подготовке дошкольников к школе (особенно в семье), но их нравственно-волевая подготовка нередко явно недостаточна, что отрицательно сказывается на учении и поведении первоклассников в школе. На основе условной типизации семей (в аспекте осуществления обсуждаемой проблемы) и выделения разных уровней, нравственно-волевой воспитанности детей, обсуждения причин этого исследователем намечаются пути совершенствования воспитания в условиях детского сада и семьи.

    Определяя задачи на будущее, следует отметить ряд важнейших вопросов, решение которых направлено на значительное совершенствование воспитания детей с самых первых лет их жизни совместными усилиями детских дошкольных учреждений, семьи и общественности.

    Большее внимание следует уделить охране здоровья ребенка: закаливанию его организма, совершенствованию режимов дня и их выполнению.

    Продолжая систематическую работу с родителями в плане умственного развития детей и подготовки их к школе, необходимо активизировать поиски специфики этой работы, не допускать имеющего место в практике' копирования, повторения в семейных условиях форм и методов обучения, практикуемых в дошкольном учреждении.

    В нравственном воспитании представляется важным больше уделить внимания вооружению родителей знаниями и умениями в области воспитания у детей привычек культурного поведения, формирования гуманных, коллективистических проявлений, воспитания начал патриотических и интернациональных чувств, шире используя для этого специфические условия жизни семьи (совместный труд, досуг, игры и др.).

    Необходимы комплексные исследования педагогов, психологов, социологов и врачей в области всестороннего — физического, нравственного, умственного и эстетического — воспитания детей дошкольного возраста при решении стержневой задачи — тесного единства начал идейного, нравственного и трудового воспитания.

    За последнее время активизировалась работа по изучению семьи, состояния семейного воспитания разными методами, однако эти достижения необходимо направить на всемерное использование полученных знаний о семье в осуществлении дифференцированного, индивидуального подхода к родителям и детям. Для сбора более достоверных данных о семье важно использовать различные методы в их сочетании.

    Так как основа будущей личности, ее фундамент закладываются уже в первые годы жизни ребенка, особое значение имеет создание оптимальных педагогических условий для всестороннего гармонического развития, совершенствования содержания, форм и методов воспитания дошкольников в детском саду и семье, их взаимодействия и взаимного влияния.

    Весьма существенным представляется то обстоятельство, что; настоящее время научно-исследовательские институты педагогики и психологии, кафедры дошкольной педагогики и другие научные учреждения начинают уделять больше внимания углубленному социально-педагогическому и социально-психологическому исследованию семьи и того более широкого социального окружения, которое оказывает влияние на формирование детской личности. Эти исследования только начинаются, но их необходимо всячески развертывать и развивать, ибо они призваны сыграть очень важную роль в разработке узловых проблем теории и практики воспитания вообще и воспитания детей дошкольного возраста в частности.

    Исследования проблем воспитания дошкольников в семье и взаимосвязи семейного воспитания с общественным помогут дальнейшей конкретизации методологических положений Н. К. Крупской, А. С. Макаренко о целях воспитания, его задачах и роли единства двух социальных институтов — семьи и детского сада— в успешном решении намеченных задач.

    Источник:

    Основы      дошкольной     педагогики /Под     ред. А. В. Запорожца, Т. А.   Марковой. — М.: Педагогика, 1980. —272 с.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Воспитатели и родители

    Рекомендации по взаимодействию воспитателей с семьей

    Для более продуктивного сотрудничества и разработки актуальных индивидуальных рекомендаций следует изучить семьи детей, ознакомиться с их укладом, традициями, приоритетами и возможностями. Совместная работа с родителями позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

    Основными условиями для такого сотрудничества и, следовательно, создания благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами должны выступать взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие, взаимопомощь, совместные усилия в решении воспитательных проблем.

    Основная задача сотрудничества ДОО и семьи должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных родителей», а именно в оказании им психолого-педагогической помощи.

    Для конструктивного взаимодействия с родителями необходимо помнить о правилах общения с ними, которые нужно соблюдать воспитателю.

    • Не приказывать. Воспитатель должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с родителями следует отказаться от фраз типа: «Вы должны», «Вам необходимо», «Вам нужно» и т.п. Естественной реакцией родителя на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Мой ребенок — как хочу, так и воспитываю!»

    • Не угрожать. Любая угроза — признак слабости. Угроза со стороны воспитателя — еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Они провоцируют конфликт. «Если вы не предпримите меры, то...», «Если поведение вашего ребенка не исправится, то...» -подобные замечания свидетельствуют о неумении воспитателя аргументировать свою педагогическую позицию, непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями. Подобный прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между семьей и ДОО.

    • Не проповедовать. «Ваш родительский долг обязывает... Вы как мать (отец) должны...» — эти воззвания чаще всего пустая трата времени. Они не воспринимаются и не осознаются родителями как значимые вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.

    • Не поучать. Воспитатель должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою точку зрения собеседнику: «Если бы вы послушали меня, то... Если бы вы последовали примеру...».

    • Не подсказывать решения. Воспитатель не должен «учить жизни» родителей. «На Вашем месте я бы...» — эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс общения, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие родителей.

    • Не выносить суждений. Высказывания такого типа: «Вам необходимо больше времени проводить с ребенком», «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете семье» — чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест родителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

    • Не оправдывать и не оправдываться. Воспитатель потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с родителями на основе этих приемов общения. «Поведение вашего сына не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» — данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую педагогическую проблему менее значимой для родителя.

    • Не ставить «диагноз». «Ваш ребенок слишком нервный. Пусть с ним побеседует психолог» — такая фраза непременно насторожит родителя и настроит его против воспитателя.

    • Не выпытывать. Любые вопросы, не имеющие отношения к педагогическому процессу, воспитатель должен оставлять при себе.

    • Не провоцировать конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций, если будут соблюдены все эти правила общения с родителями.

    Методические рекомендации по взаимодействию ДОО и семьи в целях профилактики отклонений в развитии эмоционально-смысловой сферы дошкольников

    Известно, что эффективная профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у детей нередко должна начинаться с родителей ребенка. Положительным итогом такой работы станет улучшение взаимопонимания в семье, изживание негативных паттернов общения с ребенком, которые и служат причиной возникших отклонений в эмоциях и поведении. Необходимо также, чтобы родители приобрели более позитивный взгляд на своего ребенка, полнее понимали и принимали его индивидуальность, осознавали вред и пользу своих воспитательных воздействий. Именно в приобретении конструктивного взгляда на проблемы ребенка состоит профессиональная помощь воспитателя, психолога родителям. Хорошо, если учитывается индивидуальность родителей, так как некоторым людям требуется больше времени, иная подача информации, уровень доверия, уважения собеседников.

    Для этих целей можно рассмотреть более редкие формы взаимодействия с родителями, которые призваны просвещать их, проводить профилактику эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, преодолевать конфликтные отношения с ребенком. К ним относятся встречи родителей с воспитателями, специалистами детского сада (своими и приглашенными), проведение родительских университетов, гостиных, дискуссий по определенным проблемам воспитания и обучения детей, игровых тренингов для родителей и детей, воспитателей и родителей и т.д.

    Основной акцент этих встреч должен быть сделан на познание взрослыми (родителями и воспитателями) особенностей психологии детей разного возраста, существующих уровней эмоциональной регуляции своего поведения у детей, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции. Важно также учесть запрос родителей по поводу преодоления у ребенка стереотипных реакций (трудность переключения на новую одежду, игру, еду), чувствительности к внешним раздражителям (плач, истерики, страхи, застенчивость), нежелательных форм поведения (агрессия, импульсивность, упрямство).

    Родителей можно пригласить к участию в родительской гостиной «Встречи в гостиной», на которых специалисты предлагают детям и родителям разного рода занятия, задания, беседы на интересные для участников темы, коммуникативные и развивающие игры с использованием музыки, драматизации, разной творческой деятельности. Причем это не яркое шоу, требующее больших эмоциональных и временных затрат от родителей и детей, скорее наоборот, — организованное по желанию приятное и интересное времяпрепровождение.

    Вначале приглашаются родители с детьми (от младшей до подготовительной к школе группы), гостиная проводится один раз в неделю в вечернее время продолжительностью до 1 часа. Гостиную может вести психолог один или в паре со специалистами детского сада. Из опыта работы видно, что на первые встречи приходят очень мало человек — 2—3 родителя с детьми. Потом «гостей» становится больше. Для ведущего целью этих встреч в гостиной становится поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-то вместе, переживать что-то новое сообща, открывать внутренний мир другого человека. Для родителей важно дать ребенку полезное и интересное. Сюрпризом для мам и пап могут стать неожиданные проявления ребенка.

    Мы можем предложить несколько сценариев «Встреч в гостиной», которые должны тщательно продумываться и корректироваться в зависимости от настроений и проблем участников. Можно использовать разные упражнения, которые применяются во многих игровых, коммуникативных тренингах, или придумать новые формы общения.

    Источник:

    Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие /Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. -128 с.



    Предварительный просмотр:

    Мониторинг эффективности системы управления качеством взаимодействия

    Мониторинг проводится по приведенным ранее методикам диагностики. Отдельно оцениваются умения и навыки профессиональной деятельности воспитателей, связанные с оптимизацией взаимодействия семьи и детского сада и формированием системы управления качеством такого сотрудничества:

    -компетенция в области индивидуального подхода к семье;

    -планирования управления качеством взаимодействия семьи и ДОО;

    -оценки результатов управления качеством взаимодействия семьи и ДОО.

    Неформальный подход к организации взаимодействия воспитателей и родителей требует учета особенностей каждой семьи. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:

    -проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;

    -изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

    -использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;

    -изучение запросов, нужд, интересов родителей;

    -выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

    -изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.

    Благодаря этому «смягчается» жесткость управляющей системы во взаимодействии семьи, воспитателей и руководителей ДОО. При этом их знакомят с системой оценки качества такого взаимодействия. Для проведения оценки воспитателям предлагается проанализировать ряд документов ДОО, в которых отражены планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

    Критерии анализа системы планирования управления качеством взаимодействия семьи и ДОО:

    -планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

    -учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

    -планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

    -разнообразие планируемых форм работы;

    -планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей (педсоветы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги);

    -выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных воспитателей с семьями внутри учреждения, микрорайона, округа;

    -выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри ДОО, микрорайона, в округе;

    -наличие анализа результативности проведенных мероприятий. Критерии анализа системы оценки результатов управления качеством взаимодействия семьи и ДОО.

    -изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

    -разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

    -отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

    -использование в работе не только традиционных форм взаимодействия с семьей;

    -организация открытых мероприятий для родителей не только в дни праздников;

    -эффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, отсутствие стремления подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов;

    -учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий;

    -изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

    -система методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей.

    При анализе данных критериев выявляются уровни взаимодействия ДОО с семьей (по Т.В. Кротовой). Высокий:

    -отсутствует формализм в организации работы с семьей;

    -учитывает социальный запрос (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОО;

    -проводит социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учитывает его особенности в планировании работы;

    -использует разнообразные формы работы с семьей (индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные), осуществляет поиск и внедряет в практику новые нетрадиционные формы работы;

    -систематически повышает профессиональную компетентность в области взаимодействия с семьей, занимается самообразованием;

    -стремится к диалогу при организации работы с родителями;

    -проявляет открытость;

    -выявляет, изучает, обобщает, использует в работе передовой педагогический опыт взаимодействия с семьей, семейного воспитания;

    -осознает доминирующую роль семейного воспитания и роль ДОО как «помощника» семьи.

    Средний:

    -стремится к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

    -минимально учитываются в работе интересы и потребности, запросы родителей;

    -слабо используются полученные данные при изучении социального профиля семей воспитанников;

    -отдает предпочтение традиционным формам взаимодействия в большей степени, чем нетрадиционным;

    -нерегулярно повышает квалификацию, не занимается самообразованием в области взаимодействия с семьей;

    -организует открытые мероприятия для родителей в основном в виде праздников (утренников);

    -отсутствует изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди других родителей;

    -использует наглядно-информационные формы работы с семьей и пути их наиболее рационального применения.

    Низкий:

    -демонстрирует формальный подход к планированию и осуществлению взаимодействия с семьей;

    -не учитывает в работе интересы, потребности и запросы родителей;

    -не использует полученные данные в работе при изучении социального профиля семей воспитанников;

    -бессистемно использует в работе только традиционные формы взаимодействия;

    -организует открытые мероприятия для родителей только в дни праздников;

    -отсутствует изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

    -отсутствует потребность в повышении профессиональной компетентности в области взаимодействия с семьей;

    -неэффективно использует наглядно-информационные формы работы с семьей, стремится подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.



    Предварительный просмотр:

    Досуг для детей и родителей «Путешествие к островам Правильной речи»

    Задачи: в игровой форме закрепить полученные в ходе коррекционной работы знания, умения и навыки детей по подготовке к обучению грамоте. Способствовать эмоциональному сближению взрослых и детей, общности переживания происходящего.

    Оборудование: корабль, на котором сидят пассажиры (родители), места для команды, штурвал, мачта; матросская форма (для всех детей), аудиозапись шума моря, костюмы для персонажей (Капитан, Кот, русалочки, Клепа, Ириска, Робинзон, Королева); карточки с картинками (краски, обруч, танк), схема слова «кот», деревья с листьями - буквами, платки или шарфы, пластиковая бутылка с запиской, два столика с материалами для выкладывания букв (бумага, ножницы, пластилин, проволока, семена, нитки), «телеграмма», доска, мел, сундук, «паспорта первоклассников» с фотографиями за время пребывания детей в логопедической группе.

    Ход досуга

    Слышатся удары корабельного колокола. Входит Капитан. Капитан. Свистать всех наверх! Вбегают дети в матросской форме.

    Капитан. Здравствуйте, ребята! Мы с вами целый год готовились к этому путешествию. Помните, какими вы пришли в логопедическую группу? Но вы честно занимались? Выполняли домашние задания? Готовили руку к письму? Выделяли звуки? Запоминали буквы? Научились читать? И теперь вы знаете, как правильно говорить? Дети.

    Чтобы разговаривать, нужно выговаривать

    Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно,

    Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать

    Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

    Капитан. Я думаю, с вами можно отправляться в плавание к островам Правильной речи. Команда, займите свои места! Пассажиры уже на борту (слышен шум моря).

    Отправляемся, друзья,

    Мы на чудо-острова,

    А чтоб было интересней,

    Запевайте дружно песню.

    Необъятна даль морская!

    Остров в море замечаю.

    Остров Звуков вижу я —

    Остановимся, друзья!

    Что-то тихо на этом острове (слышен шум моря). Дима, прислушайся, что ты слышишь? Дима.

    Много звуков есть на свете:

    Шелест листьев, плеск волны.

    А бывают звуки речи — мы их точно знать должны!

    К-клокочет, г-гогочет, х-хохочет, с-свистит,

    3-звенит, ш-шуршит, ж-жужжит, р-рычит...

    Звуки в слове исчезают, снова появляются,

    Звуки слово изменяют, сами изменяются.

    Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

    Буквы правильно читаем, пишем их старательно!

    Капитан. Смотрите, кто плывет? Кот! Это невероятно! Такого не может быть: кот по морю плывет? У него в лапках какие-то картинки. Ясно, его нужно расколдовать! Для этого надо по первым звукам сложить слово: краски, обруч, танк — кот.

    Входят Кот и русалочки (дети из другой группы).

    Кот. Друзей должны мы в школу проводить — веселый танец подарить!

    Капитан. Ребята, но ведь коты не плавают. Надо из «кота» сделать «кита». Вот схема слова «кот». Как нам изменить схему слова, чтобы получилось слово «кит»?

    Дети отвечают и выполняют задания.

    Капитан. Кит выпустил фонтанчик на прощание и уплыл... И нам пора (слышен шум моря)

    Полный вперед!

    Шторм поднялся в девять баллов,

    Только я моряк бывалый!

    Необъятна даль морская —

    Снова остров замечаю.

    Добраться сюда было очень непросто.

    Друзья, так ведь это же

    Буквенный остров!

    Выбегают Клепа и Ириска.

    Клепа.

    АБВГДейка, АБВГДейка,

    Здесь и учеба и игра.

    Ириска.

    АБВГДейка, АБВГДейка,

    Азбуку детям знать пора.

    Капитан. Правильно, Клепа! Правильно, Ириска! Дети, которые собираются идти в школу, должны знать азбуку. А что это за странные деревья на вашем острове: вместо листьев — буквы?

    Клепа. Даю задание: с завязанными глазами отгадайте буквы.

    Дети, завязав глаза платками или шарфами, отгадывают буквы и составляют из них слова (родители помогают) кто больше придумает слов. Можно разделиться на две команды.

    Капитан. Молодцы, ребята! Они не только знают буквы, но и умеют читать. А еще и частушки знают.

    Дети исполняют частушки.

    Тридцать три родных сестрицы —

    Писаны красавицы.

    На одной живут странице,

    Всем ребятам нравятся.

    Буквы пишем и читаем,

    Их запомнить нужно все.

    А живут они, ребята,

    На страничках в букваре.

    Дружат гласная с согласной,

    Составляя вместе слог.

    МА и ША (запомни: МАША)

    К нам явились на урок.

    Если слоги встанут рядом,

    Получаются слова:

    ТЫ и КВА, а вместе — ТЫКВА,

    СО и ВА, итак — СОВА.

    Капитан. Спасибо, Клепа! Спасибо, Ириска! Хорошо на вашем острове, но нам пора. Плывем дальше... (Слышится шум моря.)

    Необъятна даль морская —

    Снова остров замечаю.

    Кто-то на песке сидит

    И с тоской на нас глядит.

    Входит Робинзон с пластиковой бутылкой в руках.

    Капитан. Здравствуй, Робинзон. Что это за предмет у тебя?

    Робинзон. Не знаю, нашел на песке.

    Капитан. Дети, что это?

    Дети. Это пластиковая бутылка.

    Капитан. Там какая-то записка. (Открывает бутылку, достает записку и разворачивает ее.) Ребята, здесь загадки. Попробуйте отгадать.

    Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

    Дети. Это книга.

    Капитан. Черные птички на каждой страничке, кто их знает, тот прочитает.

    Дети. Это буквы.

    Капитан (читает дальше). Отгадал загадку — выложи отгадку. Каждая буква должна быть не такой, как другие.

    Дети и родители делятся на две команды. Перед ними два столика с принадлежностями для изготовления буквы.

    Буквы можно вырезать из бумаги, вылепить из пластилина, скрутить из проволоки, выложить из семян или из ниток. Изготовив нужные буквы, первая команда выкладывает из них слово «книга», вторая слово «буквы».

    Капитан проверяет выполнение задания, отмечает скорость, оригинальность, правильность.

    Капитан. Молодцы, все отлично справились с заданием! Проводится музыкальная игра (по выбору педагога).

    Капитан. Друзья, а не пора ли нам дать телеграмму в детский сад — сообщить, что у нас все в порядке? Робинзон, напиши, пожалуйста, телеграмму.

    (Робинзон приносит телеграмму, написанную сплошным текстом: «Все хорошо. Плывем к островам»)

    Капитан. Ребята, телеграфист не примет такую телеграмму, ее надо правильно написать и зашифровать в схему.

    Дети читают, определяют, разбирают, сколько слов в предложении. Затем разрезают сплошной текст на отдельные слова, чертят на доске схему, «отправляют телеграмму». (Скороговоркой передают друг другу. Родители помогают им.)

    Капитан. Вот как быстро улетела телеграмма.

    Мы прошли немало миль,

    Море стихло, полный штиль.

    После бури и скитаний

    Ждет нас остров — остров Знаний.

    Это главный из островов Правильной речи.

    Выходит королева островов Правильной речи, встречает детей. 

    Королева. Здравствуйте, дети! Я следила за вашим плаванием, вы отлично справлялись с заданиями, и я со всей ответственностью заявляю вам: вы готовы идти в первый класс с хорошей, чистой, правильной речью.

    Капитан. Наши дети целый год готовились, занимались, старались. Настя, расскажи, пожалуйста, Королеве.

    Настя.

    Каждый день всегда, везде — на занятиях, в игре —

    Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

    Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем.

    И легко нам говорить, и не хочется спешить.

    Так спокойно, так приятно, говорим — и всем понятно!

    Королева. Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! У меня есть для вас подарки. Они лежат в сундуке. Попробуйте их найти — вот вам точка отсчета. А теперь сделайте три шага влево, пять вправо. (Выполнив задание, дети находят сундук с кладом.)

    Капитан. Спасибо большое. Счастливо оставаться, Королева! Матросы, все по местам!

    Отправляемся, друзья.

    Возвращаться нам пора.

    А чтоб было интересней,

    Запевайте дружно песню!

    Дети поют песню (по выбору музыкального руководителя).

    Детям раздают воздушные шары.

    Ребенок.

    Сегодня все ликует!

    В руках у детворы

    От радости танцуют

    Воздушные шары.

    Дети танцуют свободный танец под веселую музыку, подбрасывая шары.

    Капитан. Вот мы и вернулись в детский сад.

    Дорогие наши дети!

    Вам сегодня мы желаем

    Всем счастливого пути,

    Чтобы трудные преграды

    Вы легко могли пройти.

    Чтобы солнышко светило,

    Чтобы небо мирным было,

    Чтоб росли вы крепышами,

    Чтобы все гордились вами!

    Какие же подарки приготовила вам Королева островов Правильной речи? (Открывает сундук и вручает детям «паспорта первоклассников».)

    Счастливого пути! А я остаюсь в детском саду — буду ждать других ребят.

    Миронцева С.М.

    Взаимодействие участников процесса коррекционно – речевого развития дошкольников. – СПБ.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.-208с.



    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

    «Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1—4 лет»

    Для того чтобы ребенок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.

    1.  Развивать слуховое внимание:

    —  учить вслушиваться в звуки окружающего мира;

    —  определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»);

    —  определять источник звука (игры «Кто кричит?», «Что играло?», «Где звучало?»).

    2.  Развивать речевой слух:

    —  учить узнавать по голосу животных — больших и маленьких;

    —  учить различать интонацию, воспроизводить ее по заданию: «Скажи ласково/сердито» и т. п.;

    —  учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые: «Пойди и принеси», «Пойди, открой, найди и принеси» и т. п.

    3.  Развивать чувство ритма:

    —  упражнять в сочетании «движение и речь» (маршировка и гимнастика под счет или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов);

    —  читать сказки К. Чуковского, побуждая ребенка договаривать окончания.

    4.  Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.

    5.  Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание легких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей и т. д.).

    6.  Развивать голос: задания «Скажи громко/тихо», «Скажи как большой медведь/ как маленький медвежонок», «Скажи ласково/сердито/строго», т. е. работать над выразительностью, эмоциональностью речи.

    7.  Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики.

    Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.

    8.  Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА-ня, уууу-тка, сссс-лон, шшшш-каф.

    9.  Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание:

    аааа — девочка плачет, укачиваем куклу;

    оооо — зуб болит;

    уууу — паровоз гудит;

    шшшш — шарик лопнул;

    хххх — греем руки. (И т. д.)

    Работу сочетать с четкой артикуляцией звуков.

    Формировать словарь:

    —  соотносить слово с предметными картинками;

    —  отвечать на вопросы по картинкам, по образцу и самостоятельно.

    Памятка для родителей «Звуковой анализ слова»

    Фишка, обозначающая гласный звук [а], [о], [у], [ы], [и], [э], — красный квадратик.

    Фишки, обозначающие согласные звуки:

    твердые — [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — синий квадратик;

    мягкие — [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'], [ч], [щ], [и] — зеленый квадратик.

    К сведению родителей: согласные звуки образуют пары по твердости и мягкости:

    [б]-[б'], [в]-[в'], [г]-[г'], [д]-[д'], [з]-[з'], [к]-[к'], [л]-[л'], [м]-[м'], [н]-[н'], [п]-[п'], [р]-[р'], [с]-[с'], [т]-[т'], [ф]-[ф'], [х]-[х'].

    [ж], [ц], [ш] — всегда твердые;

    [ч], [щ], [и] — всегда мягкие.

    В дошкольном возрасте не следует брать для анализа слова с йотированными (двойными) гласными (я, е, ю, е), так как: буква одна, а звука два: (Я — [йа], Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ]);

    в начале слова: юла — [йула], соответственно, фишки — зеленая, красная, синяя, красная;

    в середине слова: мел — [мьэл], соответственно, фишки — зеленая, красная, синяя;

    но: заяц — [зайац], соответственно, фишки — синяя, красная, зеленая, красная, синяя.

    Следует внимательно прислушиваться к словам при выполнении звукового анализа.

    Памятка для родителей «Методика работы с предложением»

    Для анализа предложений по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением сводится к следующему.

    1.  Составить предложение по сюжетной картинке.

    2.  Сосчитать, сколько слов в предложении.

    3.  Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения.

    4.  Закончить начатое предложение по данному образцу.

    5.  Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.

    6.  Распространить  предложения  путем  увеличения  количества слов.

    7.  Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).

    8.  Составить предложения с определенным словом.

    9.  Составить графическую схему предложения.

    10.  Придумать предложения по графической схеме.

    11.  Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

    Памятка для родителей «Обучение чтению»

    Перед тем как учить ребенка читать, необходимо научить его звуковому анализу и синтезу. Данный навык состоит в следующем.

    1. Уметь выделить звук из начала, середины, конца слова.

    Примерные задания

    Какой звук ты слышишь в начале слова?

    Какой звук ты слышишь в середине слова?

    Какой звук ты слышишь в конце слова?

    Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в начале слова.

    Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в середине слова.

    Придумай слова с этим звуком, чтобы он был в конце слова.

    2. Уметь называть последовательно звуки в слове.

    Примерные задания

    Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «гласный — гласный» (АУ, УА и т. д.).

    Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «гласный — согласный» (ОХ, УХ, АМ...).

    Назови 1-й, 2-й звуки в сочетании «согласный — гласный» (СА, ХА, НА...).

    Назови гласный звук в односложных сочетаниях типа «согласный — гласный — согласный» (МАК, КОТ и т. д.).

    Назови по порядку звуки в словах типа: РАК, СУП, ЛЕС, ПЕС, ПЕНЬ.

    Назови по порядку звуки в словах типа: ЛУНА, КАША, ЛИСА, МАКИ.

    Назови по порядку звуки в словах типа: ТАНК, ВОЛК, ЛИСТ, ТИГР. Назови по порядку звуки в словах типа: КОШКА, СУМКА, ПИСЬМО.

    Назови по порядку звуки в любых словах.

    Одновременно работать над определением количества и порядка слогов в словах, слов в предложениях.

    Последовательность работы над выделением звуков в слове.

    1.  Гласные под ударением в начале слова (АНЯ, УТКА, ОСЕНЬ...).

    2.  Последний согласный в словах (МОТОР, КАТОК...).

    3.  Выделение начального согласного вне слияния с согласным (КТО, ШКАФ, ЗМЕЯ).

    4.  Выделение конечного гласного — сначала под ударением, затем — без ударения (ШКАФЫ, МОЛОКО, ОЧКИ, КОТЯТА, САНИ).

    5.  Выделение начального согласного в сочетании с гласным:

    —  шипящих (ШУБА, ЩЕТКА);

    —  свистящих (СОБАКА, ЗУБЫ);

    —  смычно-проходных (ВАТА, КОТ);

    —  других звуков.

    Не следует брать для анализа слова с йотированными (двойными) гласными [я], [е], [ю], [ё].

    Эта работа должна предшествовать чтению!

    Памятка для родителей «Алгоритм обучения письму»

    1.  Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приемы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз» и т. п.).

    2.  Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.

    3.  Обведение контуров домика улитки, клубка ниток и т. п. широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата.

    4.  Штриховка сверху вниз (вертикальные линии — «дождь идет», косые линии — «дождь с ветром», круги — «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.

    5.  Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.

    6.  Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.

    а) Подготовительные упражнения:

    —  очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;

    —  обводка контуров геометрических фигур пунктиром;

    —  проведение линий по точкам;

    —  штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);

    —  рисование бордюров;

    —  написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлей, овал и полуовал).

    б) Написание самих букв (печатных).

    Памятка для родителей «Общие упражнения на координацию движений»

    Для развития координации движений можно использовать ряд упражнений и игр (на выбор).

    1.  Ходьба и бег по прямой линии (начерченной мелом на асфальте, по веревке, по дорожке, выложенной из кубиков, катушек, пуговиц), по кривой, по кругу, зигзагообразно.

    2.  Бег при тех же условиях, только с вытянутыми вперед или разведенными в стороны руками.

    3.   1-е и 2-е упражнения выполняются с ношей на голове: картон, легкая коробка (сначала большая, постепенно ее объем уменьшается), книга, тетрадь, кубик, пластмассовая посуда и т. д.

    4.  Ходьба и бег с эмалированной (пластмассовой) кружкой, тарелкой, ложкой, в которой находится мячик (шарик, яблоко и т. д.). Содержимое посуды ребенок должен донести до цели, находящейся на удалении 5, 6, 7 и т. д. шагов.

    Летом на даче, в деревне, во дворе можно, наполнив небьющуюся миску или кружку водой, дать задание донести ее до указанного места, не разлив воду.

    5.  Прыжки:

    а) на месте на одной ноге (левой, правой; правой, левой), на обеих ногах вместе;

    б) на расстояние, обозначенное ориентирами (кубик, мячик, булава), затем в высоту на 5, 10, 20 см, увеличивая ее в зависимости от возможностей ребенка. Натянутая веревка, лента, рейка не должны быть закреплены, чтобы не вызвать у ребенка травму;

    в) через раскручиваемую за один конец веревку, узкую полоску материи, тесьму (к другому концу веревки привязывается мешочек, набитый песком, поролоном или мелкими лоскутками);

    г) игра в «классы» (во дворе, на площадке).

    6.  Игры, развивающие координацию движений, память и внимание, нужно чередовать, чтобы ребенок не уставал от однообразия:

    а)  игры с мячом: ударить мячом об пол перед собой и поймать его; ударить мячом об пол и, хлопнув в ладони перед собой, успеть его поймать; ударять мячом об пол, хлопая в ладони за спиной, над головой; перекидывать мяч партнеру; перекидывать мяч из одной руки в другую; бросать мяч в стену и ловить его сначала двумя руками, потом поочередно то левой, то правой; ударить мячом в стену и поймать его после того, как он стукнется об пол и т. д.;

    б) из игрушек и игр, которые бывают в продаже, хорошо использовать следующие:

    —  «Поймай рыбку» (цветные пластмассовые рыбки и удочка с магнитом);

    —  матрешки, пластмассовые или деревянные пирамидки разных цветов и размеров, коробки различного размера (вкладывание фигур одна в другую), клоун с разъемными частями;

    —  пластмассовые стержни с геометрическими фигурами разных цветов, цепи из пластмассовых звеньев (нанизывание звеньев, одинаковых по цвету и форме и т. д.);

    —  конструкторы: сначала из крупных элементов следует строить простейшие фигуры, затем переходить к постройкам, изображенным на коробке;

    в) строительство летом домиков и заборов из кубиков, из влажного песка, веток; зимой — лепка из снега крепости, снеговика. Деревянные конструкции изготавливают из бросового материала, можно использовать и природный материал — пеньки, ветки деревьев, ракушки

    и т. д.

    7. Игры на отгадывание действий бытового характера, например: «Отгадай, что делают?». Родители имитируют следующие движения: режут (мясо, хлеб); чистят (пальто, сапоги); копают (грядки, яму); просеивают (муку, крупу); моют (посуду, пол, лицо, руки); пилят (дрова, доски). Затем просят ребенка: «А теперь ты покажи: как режут хлеб? Как перекручивают мясо? Как рвут или поливают цветы?» и т. д. (пусть ребенок придумывает сам).

    Напоминаем, что упражнения и игры следует выбирать в соответствии с силами и возможностями вашего ребенка.

    Не забывайте о времени, которое вы отводите на занятия (от 5 до 10—15 минут). Игры можно проводить как в свободное время, так и между другими занятиями. Разнообразие и смена видов работы позволят увеличить длительность занятий до 45—60 минут. Но при этом надо следить за тем, чтобы ребенок не уставал, а значит, и не терял интереса к занятиям. Заниматься с ребенком нужно как можно чаще: пусть понемногу, но систематически и последовательно. Чтобы были видны результаты, рекомендуется проводить занятия не менее трех раз в неделю.

    Источник:

    Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно – речевого развития дошкольников. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.- 208с.