Главные вкладки

    Консультация для родителей

    Аношкина Елена Анатольевна

    Что должен знать и уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Что должен знать и уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет

     К 4-5 годам дети обычно полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность. Многих родителей начинает беспокоить вопрос: не отстает ли в развитии их малыш от своих сверстников по группе. Нет ли каких проблем и на что,  стоит обратить внимание.

    Итак, попробуем определить, что должен знать ребенок в этом возрасте.

    В области мышления/памяти:

    ·         находить отличия между сходными картинками

    ·         складывать различные пазлы, конструктор по образцу

    ·         собирать пирамиды, недостающие фигуры в другие фигуры

    ·         запоминать и рассказывать небольшие стихи

    ·         понимать почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно

    ·         уметь строить сложные предложения из 8-10 слов так, чтобы его могли понять все

    ·         уметь вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы

    ·         знать свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания

    В области окружающего мира:

    ·         знать времена года и их приметы

    ·         различать домашних и диких животных, овощей, фруктов, ягод

     

    Что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет

    ·         самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии

    ·         уметь хотя бы развязывать шнурки

    ·         отлично обращаться с ложкой и вилкой

    ·         уметь проводить прямые линии и ровные круги

    ·         раскрашивать картинки не выходя за их границы

    ·         различать правую и левую руку, правую и левую ногу.

    В этом возрасте ребенка также можно уже начинать учить одному другому иностранному языку. Главное учить правильно, чтобы в последствии учителям в школе не пришлось повторно его переучивать, да и ребенку будет сложно понять, почему нужно говорить совершенно по-другому....

     

    К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается активное  развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

    Математика.

     

    К 4-5 годам ребенок должен научиться считать в пределах первого десятка, от 1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10.

     

    Хорошо, если ребенок умеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера.  Начните с трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.

    В этом возрасте ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги, знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».

    Уметь делить группу предметов на две равные части.

     

    Развитие речи.

     

    К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы (слова, противоположные по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх.

    Научите ребенка образовывать обобщающие слова, например, шапка из меха-меховая шапка. А также, образовывать новые слова, например  сахар лежит где (в сахарнице).

    Изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет гулять — Они хотят гулять).

    Ребенок должен уметь объяснить смысл услышанного предложения или небольшого текста и вычленить главную мысль.

    Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая правильный порядок слов в предложении.

     

    Грамота.

     

    Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где находится буква «А» в слове аист: в начале, в середине или в конце слова.

    Уметь делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове.

    Различать на слух твердые и мягкие согласные.

    Хорошо, если ребенок может прочитать простые короткие слова.

     

    Окружающий мир.

     

     

    К 4-5годам ребенок должен знать имена и фамилии своих родителей, братьев и сестер.

    Называть признаки времен года.

    Знать части суток, уметь ориентироваться в них, а также рассказывать, чем он занимается в разное время суток.

    Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.

    Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных.

    Хорошо, если ребенок может рассказать о назначении служебных машин.

    Знать некоторые виды спорта.

     

    Внимание.

     

    Ребенок должен уметь находить предмет по контуру.

    Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.

    Из пяти-шести картинок уметь находить две абсолютно одинаковые.

    Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо тренирует это умение игра в кубики, пазлы.

    Находить общий признак у пяти предметов.

     

    Память

     

    В этом возрасте начинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можноиспользовать игры для развития памяти.

     

    В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должен запомнить 4-5 предметов, изображенных на ней.

    Учите ребенка запоминать пары предметов, используя ассоциативный способ запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок. Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую картинку ребенок должен вспомнить сам.

    Ребенок должен запомнить и воспроизвести количество предметов в пределах пяти, цвета пяти предметов.

    Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должен запомнить и воспроизвести как можно больше деталей.

     

    Мышление.

     

    К 4-5 годам ребенок должен уметь называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т.д.

    Уметь находить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой группе и объяснять свой выбор.

    Уметь находить предметы по описанию их признаков (придумывание и отгадывание загадок), находить общие признаки у 3-4 предметов.

    В этом возрасте ребенок должен научиться определять последовательность событий.

    Уметь решать несложные логические задачи.

     

    Мелкая моторика рук.

     

    Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму.

    Учить ребенка правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку.

    Учить аккуратно заштриховывать картинку.

    Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.

     

    Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может быть,  малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите  развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайте хвалить  малыша.