Главные вкладки

    Родителям

    Хозяинова Рауза Исакуловна

    Предварительный просмотр:

    Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям

    Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям

    Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника. 
    Возможные причины школьной неуспеваемости: 
    у ребенка не сформирована мотивация к учению; 
    он не владеет способами и приемами учебной деятельности; 
    не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память; 
    преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.  Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости. 
    Причины снижения успеваемости учащихся 
    Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий. Учащиеся объясняют неуспеваемость: наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т.е. индивидуальными особенностями; сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса; профессиональной некомпетентностью учителей. Учителя считают, что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.; родители плохо помогают детям в учебе; программы обучения слишком сложны. Родители называют такие причины: недоступность программы, ее сложность; высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие. Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
    Рекомендации родителям учащихся

    Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д. 

    Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность. Родителям необходимо помнить: 

    1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые. 
    2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо: 
    уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов; 
    задачи ставить ясно и четко; 

    обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.). 

    3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.: 
    иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни; 

    повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома; 

    способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей; 

    относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы; 

    постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем. 

    Рекомендации родителям учащихся начальных классов 

    1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?","Как дела?" , а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д. 

    2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность. 
    3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%. 
    4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение. 
    5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок. 
    6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам. 
    7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом. 
    8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению. 
    9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится. 
    10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п. 
    11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п. 
    12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя. 

    13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя. 
    14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю. 
    15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу. 

    Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов 

    1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: 
    бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.; 
    эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.; 
    культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п. 
    2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п. 
    3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи. 
    4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели. 
    5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями. 
    6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении. 

    7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой. 

    8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят. 

    9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

    10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе. 
    11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых. 

                                                                                                                                         



    Предварительный просмотр:

    Организация режима дня школьника

    (советы родителям)

    Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.

    Правильно организованный режим дня — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний. У подростков, не соблюдающих режим дня, наблюдается отставание в умственном и физическом развитии.

    Совсем не обязательно, чтобы режим дня Вашего ребенка минута в минуту укладывался в рамки режима, рекомендованного в какой-то статье или книжке.

    Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.

    Конечно, самый значимый вопрос «Когда ребенку садится за уроки?». Вопрос этот не простой. Ведь как часто получается, многие школьники после школы долго «раскачиваются»: обед длится часами, плавно перетекая в ужин, при этом ребенок играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, разговаривает по телефону. Так же неограниченно бывает и прогулка, которая заканчивается лишь по Вашему требованию. Мозг ребенка к этому моменту утомлен, запоминается все с трудом.

    Вы понимаете, что нельзя идти в школу с невыученными уроками, и заставляете ребенка выполнять домашнее задание. Но в этом случае все против Вашего ребенка: он утомлен, его все отвлекает, а кроме того, мысль, что надо спешить, уже поздно, а он не успевает, огорчает и его и от этого работоспособность ребенка еще более ухудшается. Ребенок делает усилия, заставляет себя читать один тот же текст по нескольку раз, а результат ничтожен.

    А если такой распорядок у вашего ребенка ежедневно, то изо дня в день увеличивается усталость, ухудшается настроение, а успехов в школе все меньше и меньше. 

    В этой таблице приведены гигиенические нормативы продолжительности основных видов деятельности школьников в сутки  (в астрономических часах).

    Класс

    Домашнее задание

    Прогулка

    Внеклассные и внешкольные занятия

    Просмотртелепередач

    Ночной сон

    I

    До 1 часа (со II полугодия)

    4 часа

    0,5-1 час

    0,5 часа

    11,0-10,5 часов

    II

    До 1,5 часов

    3,5 часа

    1-2 часа

    1 час

    11,0-10,5 часов

    III

    до 2 часов

    3,5 часа

    1-2 часа

    1,5 часа

    11,0-10,5 часов

    IV

    до 2 часов

    3,5 часа

    1-2 часа

    1,5 часа

    10,5 часов

    V

    до 2,5 часов

    3 часа

    1-2 часа

    1,5 часа

    10,5 часов

    VI

    до 2,5 часов

    2,5 часа

    1-2 часа

    1,5 часа

    10,0 часов

    VII

    до 3 часов

    2,5 часа

    1-3 часа

    2,5 часа

    9,5 часов

    VIII

    до 3 часов

    2,5 часа

    1-3 часа

    2,5 часа

    9,5 часов

    IX

    до 4 часов

    2,5 часа

    1-3 часа

    2,5 часа

    9,0 часов

    X-XI

    до 4 часов

    2,5 часа

    1-3 часа

    2,5 часа

    9,0-8,5 часов

    Выделите время и вместе с Вашим ребенком критически оцените организацию режима его дня. Вместе с ребенком составьте правильный режим дня, который будет для него удобен. Для этого необходимо помнить, что все основные элементы режима выполнялись строго в одно и то же время.

    Для правильной организации режима дня можно воспользоваться примерным распорядком дня школьника, обучающегося в первую и во вторую смену. Составлены эти распорядки с учетом изменения состояния организма в течении дня. Эти распорядки дня можно использовать как ориентир, в какое время лучше садится за уроки, идти гулять, отдыхать.

    Примерный распорядок дня для школьников,

    которые учатся в первую смену

    Пробуждение

    7.00

    Зарядка, туалет

    7.00 – 7.30

    Завтрак

    7.30 – 7.50

    Дорога в школу

    7.50 – 8.20

    Занятия в школе

    8.30 – 14.30

    Дорога из школы домой

    14.30 – 15.00

    Обед

    15.00 – 15.30

    Прогулка на воздухе

    15.30 – 17.00

    Приготовление домашнего задания

    17.00 – 20.00

    Ужин, свободные занятия

    20.00 – 21.30

    Приготовление ко сну

    21.30 – 22.00

    Сон

    22.00 – 7.00 

    Примерный распорядок дня для школьников,

    которые учатся во вторую смену

    Пробуждение

    7.30

    Зарядка, туалет

    7.00 – 8.00

    Завтрак

    8.00 – 8.30

    Приготовление уроков

    8.30 – 11.30

    Прогулка на воздухе

    11.30 – 12.30

    Обед

    12.30 – 13.00

    Дорога в школу

    13.00 – 13.20

    Занятия в школе

    13.30 – 18.30

    Дорога из школы домой

    18.30 – 19.00

    Ужин, прогулка, свободные занятия

    19.00 – 22.00

    Приготовление ко сну

    22.00 – 22.30

    Сон

    22.30 – 7.30

    Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.

     Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.

    Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития — волевых усилий родителей и других близких людей.

    Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.

                                   



    Предварительный просмотр:

    Советы родителям. Как помочь своему ребенку выбрать профессию

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

    Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции и интересы.

    Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

    • обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

    • рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

    • учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

    • если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

    • "не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

    • поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

    • если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это, ошибку можно исправить;

    • если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

    Сделать правильный выбор—значит найти профессию, которая:

    • интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

    • доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

    • имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

    Типичные ошибки, которые совершают родители выпускников школ при выборе профессии:

    • желание реализовать свою несбывшуюся мечту навязчиво переносят на своего ребёнка;

    • родители хотят, чтобы ребёнок пошёл по их стопам;

    • родители считают, что ребёнок недооценивает или переоценивает свои возможности;

    • родители убеждены, что ребёнок должен иметь высшее образование;

    • родители настойчиво рекомендуют обратить внимание на «денежные» профессии.

    Ошибки школьников при выборе профессии:

    • Незнание мира профессий - слабая информированность о мире профессий; - устаревшие сведения о характере и условиях труда; - предубеждения в отношении престижности профессии.

    • Незнание себя - необъективная оценка своих способностей; - незнание своего здоровья; - нежелание или неумение соотнести свои способности к требованиям профессии.

    • Незнание правил выбора профессии - отождествление учебного предмета с профессией; - перенос отношения к человеку на профессию; - выбор профессии «за компанию»; - выбор профессии перекладывается на родителей Как поддержать ребёнка в выборе профессии:

    • В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

    • Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают; престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство.

    • Если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

    • Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с личностными особенностями (уровень знаний, здоровье, способности и т. д.). В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе реалистичнее.

    • Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени.

    Уважаемые родители, помните, что вашему ребенку особенно нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

    • ребенок отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;

    • сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;

    • выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями. 

    «Ценность жизни не во внешних изменениях, но в субъективных переживаниях»Гарди

    Можно быть несчастным и при большом богатстве, и порхать от счастья, когда по мнению окружающих, ситуация хуже быть не может. Так и нелюбимая, но денежная и престижная профессия не принесёт радости, если выбор был сделан без опоры на личные предпочтения. Любимая работа, которая дарит не только возможность реализации своих знаний и возможностей, но и чувство довольства собой, будет способствовать состоянию душевного равновесия.



    Предварительный просмотр:

    Советы психологов родителям

    Как помочь детям подготовиться к экзаменам

    Уважаемые родители!


    ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.
    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.
    Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».
    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. -Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
    Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
    Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
    2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);
    3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

    4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.
    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    Признаки стресса:

    • физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).
    • эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.
    • поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.
      Источник http://schools.keldysh.ru/sch1216/Ege-gia/sov-rod.htm



    Предварительный просмотр:

      НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ   РОДИТЕЛЯМ.

    1. Хорошо или плохо идёт воспитание- об этом достоверно можно судить по тому, может ли ребёнок сказать: «Я счастлив !»

    2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

    3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

    4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы.

    Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

    5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

    6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

    7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

    8. Чаще говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не унывай!

    Не бойся! Не пищи!».

    9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков- один

    Из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

    10. Иногда дети принимают близко к сердцу все школьные неприятности. Учите их различать, что важно, а что не очень.

    11. Если дети слишком увлечены ТВ: не ходят гулять и потеряли друзей, то ТВ должен… сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока ребёнок не придёт в себя. А как же взрослые? Воспитание детей , как искусство требует жертв.

    12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

    13. Джон Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в мужчине». Хотите вырастить мужчину-

    Создавайте такую необходимость в доме.

    14. Вы пришли домой и увидели, что ваш 8-летний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто дети играли в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».

    15. Говорите ребёнку : «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

    16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом : «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы

    тебя кормим, поим».

    17. Старайтесь ни кого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

    18. Самое трудное в воспитании- научить детей человеколюбию.

    Хвалите ребёнка, но чаще хвалите людей в его присутствии.

    19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

    20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого

    Слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

    21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты»…Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

    22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.

    23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

    24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу : «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

    25. Говорят: «Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год».

    Хвалите ребёнка с утра до вечера!

    26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья : «Ты хорош, но не лучше других».

    27. Скажите ребёнку : «Не будь чистюлей- в классе не любят чистюль, не будь грязнулей- в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».

    28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? А какую оценку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».

    Источник http://festival.1september.ru/articles/567752/



    Предварительный просмотр:

    Проблема подросткового суицида

    Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка -  глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

    Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Иногда, настаивая на своих желаниях, они   нас шокируют,  заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!»

    Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что  можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят в голову.

                   Подростковый суицид.

    Пик суицидной активности  приходится на старший подростковый возраст (14 — 16 лет).

     

    Сами подростки не могут четко обозначить причину, по которой  они решили совершить самоубийство

    (обычно причина суицида воспринимается подростком как тяготящая его проблема, решить  которую не представляется возможным).  Подросток может решить, самоубийство – это удел всех гениальных людей, несчастных в своем одиночестве и непонимании окружающими.

                   У подростка искаженное и незрелое представление о смерти. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном,  приходящим и уходящим.  В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая или цепляются за машины, различным играм на строительных площадках.  Такое своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростка еще не сформирована ориентация на будущее,  прежде всего на отдалённое будущее.

    Подросток, который намеренно совершает суицидальные действия.

    Что послужило этому? 

                   Тяжелые переживания, связанные  с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в сою очередь, может  привести к возникновению суицидальных намерений.  Для  подросткового возраста это особенно характерно, так как  ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Действительно, у большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективно переживания даже при острых кризисных состояниях.       Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами.

    Причины    депрессии у подростков

     

    ·        негативное отношение к своему телу (телосложению) в период полового созревания;

    ·        приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выполнять свои суждения,  не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого,  возможной фиксацией на негативных оценках жизни;

    ·        одиночество, низкой популярностью среди сверстников;

    ·        трудностями  в  обучении,  низкой школьной успеваемостью.

    Существуют факторы, которые помогают подросткам справиться с переходными процессами данного возраста:

    ·        хорошие  отношения с родителями и со сверстниками;

    ·        внешкольная занятость подростка в спортивных секциях, творческих кружках и т.п.;

    ·        определенная социальная роль,  подразумевающая высокую личную ответственность и моральные обязанности за выполняемые дела (например, шефство над младшими школьниками, уход за больными ит.п.) 

    Предпосылки к суициду

    ·        неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;

    ·        двойственность ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);

    ·        максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий

    Признаки намерения совершения суицида

    Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то  о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие

    Словесные признаки:

    ·        открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;

    ·        косвенные намеки на совершение самоубийства (например "Больше не буду никому мешать", "Скоро от меня отдохнете" ит.п.)

    ·        нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти, частые разговоры на эту тему(одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что, люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершают его);

    ·        высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме ( например, "… смерть – всего лишь одно из сторон жизни", чего бояться – мы и так значительную часть жизни тратим на сон")

    Поведенческие признаки:

    ·        безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;

    ·        налаживание отношений с непримиримыми врагами;

    ·        отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;

    ·        пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби;

    ·        отстранение от друзей и семьи;

    ·        частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;

    ·        безразличие к окружающему миру.

    Как уже упоминалось  выше, причины, подталкивающие подростков к совершению самоубийства, во многом для них самих остаются непонятными. И все же  можно выделить определенные  группы факторов риска совершения в этом возрасте суицида.

    Факторы риска совершения суицида

    Семейные проблемы.    неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку - грубость, унижение, побои.  Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.

    Проблемы интимно-сексуальной сферы.    Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.

    Аддиктивное поведение.  Употребление алкоголя,  и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.

    Незрелость личности и определенные черты характера.   Слабохарактерность и импульсивность действий.  Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.

    Школьные проблемы.    Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта  или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию.  Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. 

    Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему,  да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

    Если замечена склонность  школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:

    1.     внимательно выслушивайте.  В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас слушать.

    2.     внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделитесь накопившимися проблемами.

    3.     придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

      Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком.

     

    если вы слышите

    обязательно скажите

    никогда не говорите

    1

    "Ненавижу учебу, класс…"

    "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?"

    "Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй"

    2

    "Все кажется таким безнадежным…"

    "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь"

    "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе"

    3

    "Всем было бы лучше без меня!"

    "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит"

    "Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом"

    4

    "Вы не понимаете меня!"

    "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это  знать"

    "Кто же может понять молодежь в наши дни."

    "Никому не нужны чужие проблемы"

    5

    "Я совершил ужасный поступок…"

    "Давай сядем поговорим об этом"

    "Что посеешь, то и пожнешь!"

    6

    "А если у меня не получиться?"

    "Если не получиться, мы подумаем как это сделать по-другому"

    !Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное"

    "Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!"

     

                                                                                                                            Источник http://pedsovet.su/load/48-1-0-7671



    Предварительный просмотр:

    Понятие и формы жестокого обращения с детьми.

    Жестокое обращение с детьми – любое действие (или бездействие) родителей, иных законных представителей, воспитателей и других лиц, которое приводит (либо велика вероятность, что может привести) к смерти, серьёзному физическому или эмоциональному вреду, сексуальному насилию.

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

    Выделяют несколько форм жестокого обращения:

    1) Физическое насилие – действия со стороны родителей (иных законных представителей), других взрослых, в результате которых физическое и умственное развитие ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения: нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов, пощёчин.

    2) Психологическое (эмоциональное) насилие – включает в себя постоянное отвержение, обвинение в адрес ребёнка, унижение его достоинства, длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей.

    3) Пренебрежение потребностями и нуждами ребёнка – невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании. Пренебрежение включает в себя ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании и развитии, медицинской помощи при наличии у ребёнка хронических заболеваний.

    4) Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в  действия сексуального характера Согласие ребёнка не даёт основания считать его ненасильственным, поскольку ребёнок ещё не способен предвидеть все негативные последствия таких действий

    Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребёнком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

                         Последствия жестокого обращения с детьми.

    Проявления жестокого обращения с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием постоянно является: серьёзные убытки для здоровья, развития и социализации ребёнка, нередко – угроза для жизни. Пострадавшие от насилия дети отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами.

    Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

    К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения. Их следствием являются головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей. К ближайшим последствиям относятся острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста может быть развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

    Среди отдалённых последствий жестокого обращения к детям выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка.

    У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где дети лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей -  алкоголиков, наблюдаются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Такие дети часто отстают в росте и массе от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже  смеются, хуже успевают в учёбе, чем их ровесники.

    Почти все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, отрицательно влияющую на их дальнейшую жизнь. Они сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, позволяют себя обидеть. В обоих случаях нарушается общение со сверстниками.

    Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие является низкая самооценка. Вследствие этого ребёнку трудно достичь уважения окружающих, успеха, он убежден в собственной  неполноценности.

    Часто дети, пережившие любой вид насилия, решение своих проблем находят в криминальной среде, а это, в основном, формирует у них пристрастие к алкоголю, наркотикам. Они начинают грабить и совершать другие уголовно наказуемые действия.

    Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей и подростков, а также их самоубийств. Это убытки в их лице  производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного уровня, криминального поведения. Это убытки в их лице потенциальных родителей, способных воспитывать здоровых детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы часто становятся такими же, как их обидчики.

    Нормативно – правовые документы в области защиты прав детей от насилия.

    Самым ранним  международным документом по защите прав детей от насилия является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Принцип 9 гласит: «Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме».

    Основным международным документом по данной проблеме является Конвенция о правах ребёнка. Это первый официально утверждённый международный протокол, включающий полный перечень прав ребёнка,  был принят генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Положение о защите ребёнка от грубого обращения и отсутствия о нём заботы изложено в ст. 19:

    «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». Государства, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и наше, обязуются защищать детей от всех форм физического и психического насилия, оскорбления в ст. 37: «Государства – участники обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

     Основополагающим является конституционное положение о защите государством детства. Конституция РФ гласит:

    Ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

    Ст. 21: «Достоинство личности охраняется государством, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

    Ст. 22: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

    Ст. 38: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

    В  новом Семейном кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В статье 56 СК говорится о том,  что определяемые родителями способы воспитания должны исключать пренебрежительное, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65 СК), усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав (ст.69-71 СК), развитие получил     институт     судебного     ограничения       родительских      прав

     (ст.73-76 СК).

    В Уголовном кодексе установлена ответственность родителей и иных лиц, обязанных осуществлять надзор за детьми, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если это сопряжено с жестоким отношение с детьми (ст.110, ст. 111, ст.112, ст. 113, ст. 115, ст.116,  ст. 117, ст. 118, ст. 119, ст. 124, ст.125 , ст.131, ст. 132, ст. 133, ст.156, ст.157 УК).

    В ст.134, 135 УК говорится об уголовной ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим совершеннолетия, а также за развратные действия с несовершеннолетним. Уголовный кодекс допускает немедленное досудебное отобрание ребёнка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье (ст.77 УК).

    Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой.

    Федеральный закон «О  гарантиях основных прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124 ФЗ. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, предусмотренных Конституцией России, в целях создание социально-экономических условий для реализации прав и интересов ребёнка, защита его прав в различных сферах жизнедеятельности.  Особая чуткость при этом уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям – жертвам насилия, детям, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть их самостоятельно  или с помощью семьи.

    Государство имеет право встрять во внутреннюю жизнь семьи и брать на себя функции защиты, когда семья превращается в источник злоупотреблений и эксплуатации.

    Действия сотрудников социально–правовой сферы при обнаружении признаков жестокого обращения с ребёнком.

    Для предотвращения столь опасной проблемы, как насилие в семье, необходимо принятие обществом, в лице его государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан, обязанностей по защите детей. В них входит следующее:

    - обеспечение механизмов для правовой защиты детей с помощью уже существующих законодательных норм;

    - создание структур для выявления и оказания всесторонней помощи пострадавшим детям;

    - проведение профилактических мероприятий по предупреждению жестокого обращения с детьми: обучение родителей ненасильственным методам воспитания, просветительская деятельность;

    - внимательное отношение к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми и оперативное информирование правоохранительных органов о происходящем, если замечены следы побоев, истязаний, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия и т.д.), отсутствие нормальных условий существования ребёнка, пьянство родителей.

    Действия сотрудников медицинских учреждений.

    В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребёнком:

    1) провести медицинскую оценку состояния ребёнка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте;

    2) при необходимости госпитализировать ребёнка;

    3) руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком в правоохранительные органы.

    4) руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних.

    Действия сотрудников образовательных учреждений.

    В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребёнком:

    1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребёнком;

    2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем направляет письменную информацию) о выявленном случае в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребёнка;

    3) общественный инспектор по охране прав детей образовательного учреждения совместно с сотрудников органов внутренних дел незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребёнка;

    4) по итогам проведённых мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребёнком;

    5) руководитель      образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков  жестокого обращения  с  ребёнком  в  комиссию  по  делам  несовершеннолетних.

    Действия сотрудников органа опеки и попечительства.

    Действия, предусмотренные статьёй 77 Семейного кодекса РФ:

    при получении информации о непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей  сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения  телесных  повреждений    или    иного     вреда        здоровью ребёнка в силу самых разнообразных причин (избиение родителями, не предоставление пищи, истязание и т.д.):

    1) совместно с сотрудниками правоохранительных органов  выйти на место для обследования условий жизни и воспитания ребёнка, составить соответствующий акт;

    2) вынести по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы акт об отобрании ребёнка и исполнить его немедленно;

    3) незамедлительно уведомить прокурора об отобрании ребёнка у родителей, который при наличии соответствующих оснований принимает меры, предусмотренные законом; 

    4) обеспечить временное устройство ребёнка (поместить в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации и лечении);

    5) в    течение   семи дней  после издания акта об отобрании ребёнка обратиться  в    суд    с иском  о  лишении родителей       родительских прав или об ограничении их родительских прав.

    Действия сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    1) при поступлении информации о жестоком обращении с ребёнком от граждан, дать поручение социальным педагогам или сотрудникам социозащитных учреждений провести обследование условий жизни и воспитания ребёнка;

    2) по результатам акта обследования направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности;

    3) при получении административного протокола, составленного на родителей по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей), в материалах к которому содержится информация об отсутствии в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для обеспечения должного ухода за детьми, о систематическом пьянстве родителей, даже если ранее родители не привлекались к административной ответственности по указанной статье, необходимо направить сообщение в правоохранительные органы для проведения соответствующей проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела  в   отношении  родителей, жестоко обращающихся с детьми.

     Обязанность защищать права и интересы детей возлагается на прокурора. Прокурор вправе в интересах детей предъявить в суд иск, в частности, о признании брака недействительным; о лишении родителей родительских прав; от отмене усыновления (ст.28, 70, 40 СК РФ). Прокурор также участвует в разбирательстве дел по спорам, связанным с воспитанием детей, в частности, о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст.72, 73 СК РФ). Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребёнка (ст.77).

    Но существует  несколько проблем по защите детей от насилия в семье. Семья – это закрытый институт, и не всегда удаётся вовремя узнать, что происходит за стенами дома. Дети бояться говорить кому-либо, потому что некоторые  родители  считают физические и психологические наказания нормальными методами  воспитания и внушают это своим детям. Многие дети   просто бояться потерять своих горе-родителей, так как они единственные родные люди.

     Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.

    В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.

    Административная ответственность.

    Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребёнка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Уголовная ответственность.

    Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психологическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

    Примеры: ст. 110 (доведение до самоубийства), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст.112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115 (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 (угроза убийством), ст. 124 (неоказание помощи больному), ст.125 (оставление в опасности), ст.131 (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера), ст. 133 (побуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей).

    Гражданско-правовая ответственность.

    Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

    Пример: ст. 69 (лишение родительских прав), ст. 73 (ограничение родительских прав), ст. 77 (отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью).

    Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

                                                                                                                             Источник http://pedsovet.su/load/208-1-0-10127