Главные вкладки

    "Я - учитель"

    Хозяинова Рауза Исакуловна

    Сочинение - эссе "Я - учитель"

                      Учитель должен быть артист, художник,

     горячо влюбленный в свое дело.

                                                                         А.П. Чехов

              1983 год – начало моей педагогической деятельности.  По окончании Астраханского пединститута, по распределению, уехала  я далеко от дома, в Новосибирскую область. Мне казалось, что я делаю великое дело, похожее на строительство БАМа или освоение целины. То было замечательное время, время коммунистической партии и комсомола… И если партия говорила «надо», то комсомол отвечал «есть». Не было «моего», потому что все было «наше»!  Не хватало учителей в Сибири – значит,  надо ехать. И вот одиннадцать хрупких девчонок поехали «сеять разумное, доброе, вечное» за тысячи километров…

              Немного лирических отступлений. У моих родителей нас было четверо. Дети нашего времени собирались  на улице вечерами, где находили возможность  играть и занимать себя.  Старшие товарищи всегда были организаторами, они направляли детскую самодеятельность в нужное русло, где не было ссор, а была только радость от общения друг с другом. Через какое-то время и мне стали доверять присматривать за младшими… Было так здорово видеть загоравшиеся глаза детей,  когда мы ставили очередную сценку. Переодевания, перевоплощения так занимали меня, что я быстро научилась шить и вязать, сочинять стихи и рассказы, а еще готовить. Мне хотелось всегда удивлять других и познавать что-то новое. Став старше, я влюбилась в английский язык, вскоре - в химию, физику, математику… В будущем я видела себя переводчицей, ученой  в лаборатории, автогонщицей, во сне прыгала с парашютом…

              Большую  роль в выборе моей будущей профессии сыграли моя мама и  учитель математики Валентина Ивановна Рудикова. Вообще мне нравилось учить других, учиться самой. И училась всегда с большим интересом.  Осознание, что я на своем месте, пришло с практикой: в пионерском лагере п. Яксатово, в СОШ № 1 г. Астрахани, в СОШ № 37 п. В-Баскунчак.  Я с удивлением отмечала, что люблю обучать разных детишек: спокойных, озорных, ленивых, лукавых, открытых, смешных, сердитых… А они бежали мне навстречу, чувствуя мою любовь к ним.

               К учительской профессии  я пришла через любовь к детям, через  большой интерес к точным наукам, благодаря  заботам и советам  моей мамы, учителя-предметника,  и, конечно, через  огромное желание  учить детей и быть им полезной.    Я бы  еще  добавила, что учителями иногда рождаются. Для этой профессии  должно быть настоящее призвание, хотя  при этом я ни в коем случае не исключаю профессиональную компетентность. Однако труд учителя,  я уверена, - это особая миссия, которую он должен выполнить в своей жизни.

               А.П. Чехов утверждал, что педагог должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело. Писатель размышлял о школьном учителе. Понятие "артист" подходит ко всем педагогам независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки – будь то математика или физика, история или география – преподавались как искусство.

                Как уже писала выше, я люблю сочинять рассказы или мини-зарисовки. Откуда они появляются? К примеру, вижу, как свет через окно падает полосой на макушку мальчика, склонившегося над тетрадью, и появляется мысль, что это новый материал для твоего творения. И проводишь параллель между начатой строкой своего рассказа и уроком, который должен блистать, - надо взять лучшее из насыщенного банка учебных материалов, из огромного арсенала форм,  методов и приемов обучения.  Главное – разрозненные вначале фрагменты расположить в логически правильном порядке, грамотно чередовать различные способы действий, красной нитью пустить главную мысль урока – и тогда получится целостное учебное занятие.  Как подобрать нужный фрагмент? Основной критерий – органичность и гармония. И поэтому еще до начала работы нужно ясно представлять себе, каким мы хотим видеть будущее творение.

    Чему я хочу и чему могу научить своих детей? Может быть, красоте? Ведь математика – самая красивая наука. В ней  прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество  доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. А замечательные свойства и философичность ленты Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.

    Я хочу научить познанию. Я хочу научить мыслить… Это не многовариантную геометрическую задачу мы исследуем, а учимся понимать, что любое явление нужно рассматривать с разных сторон, что необходимо предвидеть и прогнозировать разные направления вектора развития ситуации, что, получив некий результат, нельзя останавливаться, а нужно продолжать исследование дальше. Логика и критичность, внимание и наблюдательность, сравнение и выбор лучшего требуются не только на уроках математики.

    Я хочу научить общению… Математика – это один из языков описания действительности, и, овладев этим языком, мы усиливаем способность к эффективной коммуникации.

    Я хочу научить ответственности… Доведенное до конца решение, устранение малейших вычислительных недочетов, аккуратность в построении чертежа помогают в развитии самодисциплины.

              Я хочу научить доброте… Решая вместе задачку, мы учимся слышать каждого, а анализируя чье-то решение, признаем за другим человеком право на ошибку.

              Когда-то всерьез задуматься меня заставили слова Августа Бебеля:

    «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».  Или  «гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».

              Сейчас  на своих уроках я стараюсь развить способности каждого ребенка, вовлекая своих учеников в различные виды деятельности и давая им возможность попробовать себя в разных амплуа. А интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяем мне выявить их таланты и расширить возможности их применения.

              Теперь я  совершенно уверена, что все дети талантливые, одарённые.  Они уже рождаются такими. И моя задача: выявить, развить и найти применение детской одарённости. Ведь, кроме предметных талантов, у них существует множество других, не менее замечательных качеств. Кто-то лучший танцор, кто-то лучший актёр, а кто-то — лучший друг. Если мы, учителя, поможем нашим ученикам развить лучшие стороны их личности, то в будущем мы получим уверенное в себе поколение людей, знающих, чего они хотят, стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Это ли не главная цель истинного современного образования?!