Главные вкладки

    Что такое "КОСМОС"

    Цой Любовь Владимировна

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 128»

    г. Хабаровск

    Конспект непосредственно образовательной деятельности составила и провела в подготовительной группе воспитатель

     Цой Любовь Владимировна

    Конспект открытого НОД по развитию речи

     и формированию целостной картины мира в подготовительной группе

    (с использованием презентации)

    Тема НОД «Что такое «Космос».

    Цель: сформировать у детей понятие «космос».

    Задачи:

    1.Образовательные:

      - познакомить с понятием «космос» (Вселенная); Солнцем (раскаленным космическим объектом); строением солнечной системы (название, размеры планет, расположением их к солнцу);

       - ввести понятия «космонавт», «спутник», «планета»;

       - объяснить, для чего проводятся исследования космоса.

    2.Воспитательные:

       - добиваться активности, инициативности, умения работать в коллективе;

       - воспитывать уважение и гордость к людям, которые занимаются освоением космоса.

    3.Развивающие:

       - развивать фантазию, воображение;

       -активизировать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие;

       -  поощрять знания детей о космосе.

    Словарная работа:

    Активизация словаря: космос, космонавт, Земля, Луна, планета.

    Существительные: космос, Луна, Земля, планета, звезда, ракета, орбита.

    Прилагательные: космический, лунный, земной, планетный, звездный.

    Глаголы: прилуниться, приземлиться, полететь, двигаться.

    Материалы: демонстрационный: карта звездного неба с созвездиями, шапочки для детей с нарисованными на них планетами, пояс с ленточками, разной длины на ребенке, шапочка-Солнце, модель Солнечной системы: желтый шарик – Солнце, 9 шариков на ниточках разной длины – планеты, глобус, портрет Ю.А. Гагарина, книги о космосе;

     демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки.

     Методы, использованные в процессе НОД:

     - наглядные – карта звездного неба, шапочки с названием планет, пояс с Солнцем и ленточками, модель солнечной системы;

     - практические – активное общение с детьми;

     - словесные – проговаривание детьми стихов;

     - информационно-коммуникативные технологии – показ фильма.

    Организационный момент.

    (дети подходят к воспитателю, рассматривают карту звездного неба).

    Воспитатель показывает карту, читает стихи.

    Светятся звезды, светятся…

    Даже порою не верится,

    Что так велика Вселенная.

    В небо смолисто-черное

    Гляжу, все забыв на свете я…

    А все-таки это здорово,

    Что ночью нам звезды светят.

    Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

     - Наблюдали ли вы за ночным небом? (да)

     - Что же вы видели на небе? (ответы детей: много разных звезд, луну).

    Космосу или Вселенной нет начала и конца. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел. И видите вы звезды маленькими, почему? (они находятся очень далеко).

     Да, и звезды, и планеты находятся очень далеко и от Земли, и друг от друга. Понятно, что обо всем этом сегодня поговорить мы с вами не сможем. Поэтому предлагаю сегодня побеседовать о планетах.

    Основная часть.

     Ребята, давайте посмотрим фильм о планетах. Сядьте, пожалуйста, полукругом, чтобы всем было хорошо видно (дети садятся на стульчики).

    (демонстрация слайдов из Энциклопедии всезнайки о космосе)

     - Интересный фильм? (да, очень).

    А теперь немножко отдохнем и представим себя космонавтами.

    Физ. Минутка.

    Раз-два, стоит ракета.      (поднимают руки вверх)

    Три-четыре, скоро взлет.       (развести руки в стороны)

    Чтобы долететь до Солнца     (круг руками)

    Космонавтам нужен год.     (берутся руками за щеки, качают головой)

    Но лететь туда не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

    Каждый ведь из нас атлет.    (сгибают руки в локтях)

    Пролетая над Землею            (развести руки в стороны)

    Ей передадим привет.            (поднимают руки вверх, машут).

    Молодцы. Так как мы космонавты, занимаем места в своих космических кораблях (дети садятся на большие мячи), и полетели.

    Воспитатель: Космос. Космос, это Земля. Космонавты, расскажите, что вы видите.

    Матвей:

    На небе есть звезды, но странные очень.

    Гуляют по небу они между прочих

    Других, настоящих, мерцающих звезд.

    И звезды ль они? – нас волнует вопрос.

    По небу блуждающий странник-звезда -

     Совсем не звезда, а планета она!

    Катя:

    Планеты, в отличье от звезд, холодны –

    Не светят, лишь свет отражают, они!

    И свет этот ярок, но разных оттенков.

    Они отличаются чем-то, наверно.

    Различны поверхности – вот в чем секрет.

    Изучим планеты – поищем ответ.

    Космические корабли приземлились. А теперь, космонавты, расскажите о том, что же вы видели в космосе. (видели звезды, луну, солнце).

     - Ребята, а что же такое Солнце? (ответы детей). Да, Солнце – это огромный раскаленный газовый шар, который находится в постоянном движении и вокруг него вращаются планеты. И Солнце, и планеты – это как бы одна семья, а называется она Солнечная система.

     - Сколько же планет вращаются вокруг Солнца? (ответы детей - 9). Правильно. Вокруг Солнца вращаются 9 планет. И каждая из них вращается по своей орбите. А что такое орбита? (ответы детей – это дорожки, по которым кружатся планеты). Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя? Почему они не разлетаются в разные стороны? 

     Проведем опыт. Представьте себе, что желтый шарик на палочке – Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если же палочку остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? Солнцу помогает вечное движение. А если Солнце не будет двигаться вся система развалится и все планеты могут просто столкнуться, взорваться, погибнуть.

    Давайте послушаем другого космонавта

    Кристина:

    В пространстве космическом воздуха нет.

    И кружат там девять различных планет,

    И Солнце – звезда в самом центре системы.

    И притяжением связаны все мы.

     Уважаемые космонавты предлагаю вам выбрать себе любую планету и поиграть в игру

    «Расположи планеты правильно».

     (выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс. На поясе 9 ленточек разной длины. На каждой ленточке цифра от 1 до 9. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет. Ребенок выходит, берет свою ленточку, читает стихотворение и так все 9 детей. Потом начинают идти по кругу, как бы вращаясь вокруг «Солнца»).

    Воспитатель:

    У каждой планеты свой собственный путь.

    Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

    Вкруг Солнца вращаются наши планеты.

    По-разному они Солнцем согреты.

    Солнце-светило клокочет вулканом,

    Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,

    Солнце-звезда преогромнейший шар

    Свет излучает, как будто пожар.

    Ну а планеты тот свет отражают,

    Солнце-светило они обожают!

    Много планет вокруг Солнца летают.

    Может быть люди на них обитают?

    1.МЕРКУРИЙ

    Я –Меркурий! Меркурий – это планета, самая близкая к Солнцу. Меркурий называют двойником Луны, они так похожи!

    2.ВЕНЕРА

    Я – Венера! Венера – это планета, самая близкая к Земле, вторая планета от Солнца.

    3.ЗЕМЛЯ

    Есть одна планета – сад

    В этом космосе холодном.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелетных,

    Лишь на ней одной цветут

    Ландыши в траве зеленой,

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивленно…

    Береги свою планету –

    Ведь другой, похожей, нету!

    4.МАРС

    Я – Марс! Марс – это планета, на которой есть день и ночь, времена года. Марс является загадкой для ученых и на сегодняшний день.

    5.ЮПИТЕР

    Я – Юпитер! Юпитер – это самая большая планета в Солнечной системе. На Юпитере очень холодно.

    6.САТУРН

    Я – Сатурн! Сатурн – это вторая огромная планета. На Сатурне еще холоднее, чем на Юпитере. Самое удивительное и интересное у Сатурна – это кольца, похожие на обручи, которые вращаются вокруг планеты.

    7.УРАН

    Я – Уран! Уран – это тоже большая планета, на которой есть день и ночь. Она отличается от всех планет тем, что вращается вокруг своей оси, как бы лежа на боку.

    8.НЕПТУН

    Я – Нептун! Нептун – это большая планета. История открытия этой планеты очень интересна, ее открыл математик.

    9.ПЛУТОН

    Я – Плутон! Плутон – это самая дальняя планета Солнечной системы, поэтому тепла и света от Солнца Плутон получает очень мало.

    Воспитатель читает:

    Кружится хоровод планет.

    У каждой свой размер и цвет.

    Для каждой путь определен,

    Но только на Земле мир жизнью заселен.

    (дети снимают с себя шапочки, садятся на стульчики).

     Воспитатель: Ребята, 12 апреля все люди нашей страны будут отмечать праздник.  Кто знает, что это за праздник? (День космонавтики).

     - А что вы знаете об этом празднике? (ответы детей).

    Да, в этот день первый человек полетел в космос. И это был?  (космонавт Ю. А. Гагарин). Но прежде, чем отправить человека в космос нужно было запустить спутник и не один. Спутник фотографирует и передает на Землю снимки. Эти снимки нужны ученым для исследований.  А для чего нужно исследовать космос? (ответы детей).

    Правильно, для того, чтобы изучать Землю, лучше знать, где что происходит, а также для того, чтобы изучать другие планеты - есть ли на них жизнь. Может быть где-то в космосе есть живые существа, и мы пока не знаем об этом. И кто-то из вас вырастет и станет космонавтом, или исследователем.

    Заключительная часть.

    Ребята! Давайте вспомним, что же нового и интересного узнали мы сегодня на нашем занятии.

      - Мы узнали, что такое космос, Вселенная.

      - Познакомились с Солнцем, строением солнечной системы.

      - Много узнали о планетах, об исследовании космоса.

      - Мы посмотрели интересный фильм о планетах.

     - Узнали, кто такие космонавты,

    - Мы узнали, что такое спутники для чего они нужны.

    Молодцы, ребята. Все очень активно работали, хорошо вели себя, прекрасно справились с домашним заданием по изготовлению шапочек с изображением планет и заслуженно получаете награды. (детям вручаются памятные сувениры).

    А дальнейшее знакомство с космосом мы продолжим с вами на следующих занятиях.