5.Материалы, содержащие пед.опыт и образовательные технологии в сфере ДОУ

Рыжкова Татьяна Сергеевна

Самообразование — это форма индивидуальной учебной деятельности, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности.

Самообразование — это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование33 КБ
Файл Анализ игры19.18 КБ

Предварительный просмотр:

   Директор школы___________                                          Утверждаю:

Л.Н.Стряпкина

 Приказ от                                          №

           

                 Программа самообразования

      Воспитателя Рыжковой Татьяны Сергеевны

                                на 2016-2017г.

Тема: «Опытно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.»

на 2016-2017 уч.г

                                                              Содержание

  1. Актуальность проблемы                                                                          3
  2. Цель, задачи работы                                                                                3
  3. Прогнозируемый результат                                                                   3
  4. Методы и приёмы                                                                                     4
  5. Работа с родителями                                                                                6                                                                                  
  6. Планирование работы                                                                             7
  7. Мониторинг                                                                                                11
  8. Использованная литература                                                                  14

                                         

                                           Актуальность проблемы.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в экспериментально- исследовательской деятельности.

Задачи:

- изучить литературу о технологии проведения экспериментально-исследовательской деятельности в ДОО; - посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом;

 - применить полученные знания на практике; - обобщить личный опыт и опыт коллег об эффективности изучения экспериментально-исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей;

 - создание условий для исследовательской активности детей;

 - организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

 - изучение методик, технологий по экспериментально-исследовательской деятельности .

Прогнозируемый результат:

 - активное участие в работе МО дошкольной образовательной организации. - освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию.

- положительная динамика уровня сформированности экологических знаний через экспериментальную деятельность у обучающихся.

- повышение профессионального мастерства, переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс.

- совершенствование учебно-методического сопровождения.

 - внедрение современных технологий в образовательный процесс

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.Работа педагога:

 Изучение научно-педагогической литературы;

 Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

 Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

 Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

 Проведение открытых просмотров в ДОУ ,

 Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

 Активное участие в работе методического объединения района;

 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

 Обучение на курсах повышения квалификации;

 Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:

 умение анализировать научно-методическую литературу;

 умение применять полученные знания на практике;

 активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:  самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

 предлагать возможные варианты решения;

 исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности;
  • поощрять их  интерес к опытам;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
  • и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО модулю СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц 

 Тема

1.

сентябрь

Консультация «Опытно экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

2

октябрь

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

3

ноябрь

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

4

декабрь

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

5

январь

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

6

февраль

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

7

март

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

8

апрель

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

9

 май

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации:

  • «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации»;
  • «Требования к проведению наблюдений».
  • Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
  • Анкета для педагогов:

Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Планирование работы

Возрастная группа

2016-2017 уч.год

Старшая группа

Разбивка темы по годам

«Опытно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы»

Задачи:

1.Изучение методической литературы, передового педагогического опыта по данной теме

2.Обобщение и систематизация материалов(разработка календарно-тематического планирования, пополнение развивающей среды) по опытно-исследовательской деятельности  дошкольников.

3.Пропоганда собственных достижений по опытно-исследовательской деятельности дошкольников в педагогическом сообществе посредством консультативной деятельности, обобщения опыта..

.План самообразования:

Учебный        год

      Содержание работы

Этап работы

Целевая установка

Форма представления результата

2016-

В работе отражены познавательный, ценностный, нормативный деятельностный компоненты общего экологического образования через опытно-исследовательскую деятельность. Каждый комплекс занятий состоит из взаимосвязанных тем, отражающих в доступном для дошкольника уровне содержания трёх основных направлений экологии – биологической, социальной, прикладной, и реализуется через различные виды деятельности ребёнка.

1 этап (сентябрь-октябрь): Анализ затруднений. Постановка проблемы.Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Составление перспективного плана работы; Изучение уровня экологических знаний детей; Подбор методического оснащения; Составление конспектов НОД, развлечений). 2 этап (ноябрь-декабрь): Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2016 учебный год. . (Разработать перспективные планы работы по опытно-исследоательской деятельности ; Составить конспекты занятий по опытно –исследовательской деятельности  детей; Организация опытно-исследовательской деятельности детей (иллюстративного и текстового материала); Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей.) 3 этап (ноябрь-декабрь): Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016 учебный год по опытно-исследовательской деятельности детей старшей группы (Демонстрация презентации индивидуальных проектов)

Развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника; развитие основ поисково-исследовательской деятельностий дошкольника; приобщение детей к общечеловеческим ценностям

Консультации для родителей (ежемесячно);

2017г

В работе отражено познание экологии непосредственно связанное с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем

1 этап январь-февраль Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.Формирование методического комплекса.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.Корректировка работы.Изучение методической литературы по опытно-исследовательской деятельности дошкольников. Составление перспективного плана работы; Изучение уровня исследовательских знаний детей; Подбор методического оснащения; Составление конспектов НОД, развлечений). 2 этап (март-апрель):Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2017 учебный год. . (Разработать перспективные планы работы по опытно-исследовательской деятельности ; составить конспекты занятий по опытно-исследовательской деятельности  детей; организация работы по опытно-исследовательской деятельности  детей; изготовление дидактических игр, пособий по экспериментальной деятельности, памяток, рекомендаций для родителей и детей.) 3 этап (май): Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2017 учебный год по опытно-исследовательской детей подготовительной к школе группы (Демонстрация презентации проектов»)

Воспитание и развитие ребенка, направленно на формирование у него заинтерессованности в занятиях опытно-исследовательской деятельностью, которое проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в естественном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных нравственных норм, в системе ценностных ориентации.

Методический материал для родителей и воспитателей (ежемесячно);

    Мониторинг экологического воспитания дошкольников.

Оценка исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим комплексным показателям, в которых выделяется три стороны исследовательской деятельности: мотивационная, операционная, организационная.

1. Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;

2. Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;

3. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);

4. Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата);

5. Настойчивость, вариативность исследовательского поиска;

В соответствии с выделенными показателями нами определены следующие уровни исследовательской деятельности дошкольников:

1 уровень (высокий). Дошкольники этого уровня отдают предпочтения исследовательской деятельности. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практическая, они пробуют действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.

2уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствует нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца и выражают досаду. У детей этого уровня мотивация, стремление к репродуктивному виду деятельности уравновешены с интересом к деятельности исследовательского характера. Желание к решению исследовательских заданий прослеживается эпизодически. Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования и самоконтроля.

3 уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, т.е. исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. Детей этого уровня способен привлечь лишь яркий факт, эффектный опыт. По своей инициативе не стремятся к самостоятельным действиям, к поиску объяснения и доказательства фактов, явлений. Детей характеризует овладение элементарными операциями анализа-синтеза, которые позволяют вскрыть лишь внешние признаки, связи объекта исследования. Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования, самоконтроля и регулирования.

На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей в экспериментировании и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице.

Анкета для родителей:Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.

Анкета для педагогов:Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

                               

                                                     

                                                           Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.



Предварительный просмотр:

                                 

Тема: ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С РАСТЕНИЯМИ

 

Название:СОБЕРИ РАСТЕНИЕ

(игра для детей 4-5 лет)

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Задачи:

-воспитательная, направлена на формирование бережного отношения к объектам природы, эмоциональной отзывчивости при общении с ней.

-развивающая, направлена на развитие интереса к природе, сенсорного опыта, умение выражать различные эмоциональные состояния при взаимодействии с природой, формировать умение делать простейшие выводы.

-образовательные, направлены на закрепление первоначальных представлений о растениях как живых организмах, их свойствах, признаках, приспособлениях к среде обитания, основных жизненных функциях.

Игровые правила:

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Игровые действия:

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Алгоритм проведения:

  1. Педагог: читает стихотворения о цветах
  2. Одуванчик
  3. Одуванчик золотой
    Был красивый, молодой,
    Не боялся никого,
    Даже ветра самого!
    Одуванчик золотой
    Постарел и стал седой,
    А как только поседел,
    Вместе с ветром улетел.

  4. Ромашки
  5. - Эй, ромашки,
    Дайте мне ответ:
    Вы откуда,
    Если не секрет?
    - Не секрет, -
    ответили ромашки, -
    Нас носило солнышко
    В кармашке!
  6. Колокольчик
  7. О чём колокольчик 
    Звенит на лугу? 
    Ответить на это 
    Я вам не могу. 
    Но думаю так: 
    Зазвенит он с утра 
    И слышат цветы -
    Просыпаться пора.
  8. Ребята .а какие цветы вы ещё знаете?

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

— Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

Образец самоанализа занятия в ДОУ

Тема

Название

Цель:  Задачи:
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива..
Занятие динамичное, оно включает приемы. Беседа - сидя на стульчиках, работа с пособиями развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя,. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать цветок по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название цветов, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать . Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, 
. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, 
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия были заданы вопросы по теме дидактической игры. так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. 
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.