Городское методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ
ГОРОДСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_1.doc | 752 КБ |
seminar_2017.doc | 482 КБ |
1._programma_seminara.docx | 594.64 КБ |
2._metodicheskiy_seminar.docx | 21.27 КБ |
3._iz_opyta_po_vnedreniyu_fgos.pptx | 97.14 КБ |
programma_seminara_po_obzh_02.2017.pdf | 610.06 КБ |
programma_seminara_po_obzh._05.2017.pdf | 968.83 КБ |
programma_seminara_po_obzh._09.2018.pdf | 817.63 КБ |
programma_seminara_po_obzh._12.2017.pdf | 823.5 КБ |
seminar_-_03.2018.doc | 2.53 МБ |
seminar_-_04.2017.doc | 858.5 КБ |
seminar_-_09.2018.doc | 910 КБ |
seminar_01.2018.doc | 1.28 МБ |
seminar_02.2018.doc | 758.5 КБ |
seminar_po_obzh.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа семинара
14.30-14.40 Открытие семинара. Т.С.Парамонова методист МБУ ДПО ЦЭМ и ИМС.
14.40-15.10 «Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС. Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС». С.А. Юрченко, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя школа №12»
15.10- 15.30 «Из опыта по внедрению ФГОС в процесс обучения ОБЖ» Яманова Н.Ю., учитель ОБЖ МБОУ «Средняя школа №6»
15.30-16.00 Итоги семинара
_______________________________
__________________________________
Требования к современному уроку ОБЖ в условиях введения ФГОС нового поколения:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – учащиеся;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи.
__________________________________
__________________________________
Основные типы уроков
по предмету ОБЖ:
урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
__________________________________
__________________________________
Методы и формы современного урока ОБЖ
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (интеграция).
- метод проектов
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии современного урока ОБЖ
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ
____________________________
_________________________________
Универсальные учебные действия.
УУД – основа для развития ребенка.
Свойства и качества УУД определяют содержание, организацию и эффективность образовательного процесса.
МБОУ «Средняя школа №12» 606000 Нижегородская область,
г.Дзержинск, б-р Мира,д.36 а
телефон 8 (8313) 25-66-94
_______________________________________
______________________________________
МБОУ «Средняя школа №12»
Городской семинар
для учителей
основ безопасности жизнедеятельности
Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС.
14 ноября 2018 г.
_______________________________________
Предварительный просмотр:
Методический семинар: «Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС. Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС».
(Слайд 1) Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства. (Слайд 2) Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения. (Слайд 3) Одним из современных методов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС является интерактивный подход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, выставки, представления,); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов,); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие использования интерактивных технологий в обучении предмета ОБЖ. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности, что предусматривает способность и умение учителя ставить себя в положение учащегося, проникаться его состояниями. Иначе говоря, правильно организованная система обучения представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать способности каждого ученика, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для него самого. (Слайд 4) Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач, использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных. Хотелось бы, чтобы каждое учебное заведение было оснащено всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению предмета ОБЖ. Также к материально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения. (Слайд 5) Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. (Слайд 6) Требования к современному уроку ОБЖ в условиях введения ФГОС нового поколения. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут: - анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; - отличаться мобильностью; - быть способны к сотрудничеству; - обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Каковы же требования предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ? - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся; - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - время-сбережение и здоровье-сбережение; - в центре внимания урока – учащиеся; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; - умение демонстрировать методическое искусство учителя; - планирование обратной связи; (Слайд 7) Принципы педагогической техники на уроках: - свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); - открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); - деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); - высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). (Слайд 8) Основные типы уроков по предмету ОБЖ. Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. (Слайд 9) Методы и формы современного урока ОБЖ: - метод проектов; - информационно-коммуникационные технологии; - здоровье сберегающие технологии (интеграция); (Слайд 10) Без применения ИКТ не может быть современного урока ОБЖ. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: - создание презентаций к урокам; - работа с ресурсами Интернет; - использование готовых обучающих программ; - разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ, Возможности ИКТ: - создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, демонстрационные таблицы); - создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; - обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. (Слайд 11) Технологических карт урока ОБЖ. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание предмета ОБЖ. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС , существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока. (Слайд 12-13) Типология учебных ситуаций ОБЖ может быть представлена такими ситуациями, как: - ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного, а зачастую нестандартного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); - ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); - ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; - ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). (Слайд 14-15) Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. (Слайд 16) А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ. (Слайд 17) Проводится современный урок сетевого взаимодействия для организации сотрудничества равноправных партнеров - учителя и учащихся. Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства. Именно поэтому сетевое взаимодействие, расширяя свободу действий его участников, все чаще обнаруживается и в педагогическом взаимодействии учителя и учащихся на современном уроке. (Слайд 18) Так что же представляет из себя современный урок Основ безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Это: - урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); - урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; - урок, содержащий разные виды деятельности; - урок, на котором ученику должно быть комфортно; - урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; - современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный стандарт образования – это закон непрямого действия. Создан для повышения качества образования. Процесс обучения становится более технологичен, структурирован и контролируем. Качество образования должно повышаться за счет повышения уровня мотивации учащихся.
Формирование учебной мотивации – одна из центральных задач современной школы. Формирование мотивации к обучению ОБЖ будет протекать успешно, если: а) преподаватель в своей деятельности опирается на психолого-педагогические знания, способствующие формированию положительной мотивации школьников к обучению; б) будет использовать в образовательном процессе интерактивные методы, приемы и средства обучения.
Схема педагогического процесса Мотивация Цель Содержание Средства Деятельность Результат Контроль
Все наши замыслы и поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться В. А. Сухомлинский
Постановка дидактических целей уроков Цель урока отражает основную направленность урока и соотносится с его темой. Согласно ФГОС, задачи: обучающая – направлена на достижение предметных результатов, воспитывающая – на достижение личностных образовательных результатов, развивающая – на достижение метапредметных результатов. Учитель может создать условия для их достижения. Постановка целей до внедрения ФГОС: Обучающая: Ученик знает…, умеет… Воспитывающая: …
Технологическая карта урока Преимущества перед конспектом: Четко расписана структура урока. Легко заполняется. Легко повторить урок другим.
Универсальные учебные действия. УУД – основа для развития ребенка. Свойства и качества УУД определяют содержание, организацию и эффективность образовательного процесса. Чтобы легко с ними разобраться, нужно иметь их классификацию и согласно ей легко подбирать для каждого этапа урока УУД У УД Коммуникативные: Сотрудничество,постановка вопросов, разрешение конфликтов,… Регулятивные:целеполагание , оценка, прогнозирование, … Личностные: самоопределение, нравственно-этическая оценка, смыслообразование ,… Познавательные: анализ, синтез, моделирование, выдвижение гипотез,…
Технологии, применяемые на уроках ОБЖ. Технология развития критического мышления. Коллективные системы обучения. Индивидуального обучения. Эвристическая беседа. Проектной деятельности. Уровней дифференциации. Игровые. Проблемного обучения. Применения схем. Педагогического сотрудничества. Традиционного обучения. ИКТ-технологии .
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.
Интерактивный подход работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, выставки, представления,); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов,); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем .
Формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивные Электронная библиотечная система
Государственный стандарт образования Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Т ребования к современному уроку ОБЖ в условиях введения ФГОС нового поколения. Каковы же требования предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ? - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся; - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - время-сбережение и здоровье-сбережение; - в центре внимания урока – учащиеся; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; - умение демонстрировать методическое искусство учителя; - планирование обратной связи;
Принципы педагогической техники на уроках: - свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); - открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); - деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); - высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков по предмету ОБЖ. Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет ц елью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками .
Методы и формы современного урока ОБЖ информационно-коммуникационные технологии; Здоровьесберегающие технологии (интеграция). метод проектов;
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии современного урока ОБЖ создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ Возможности ИКТ: - создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, демонстрационные таблицы); - создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; - обобщение методического опыта в электронном виде
Технологических карт урока ОБЖ Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.
Развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках ОБЖ Индивидуальные или групповые учебные задания
Формирование предметных и метапредметных компетенции обучающихся на уроках ОБЖ
Что же представляет из себя современный урок Основ безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? - урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); - урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; - урок, содержащий разные виды деятельности; - урок, на котором ученику должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.