Городское методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ

Парамонова Татьяна Степановна

ГОРОДСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                                                                                       

         



Предварительный просмотр:

                     

                                                                                                 



Предварительный просмотр:


C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Буравлев папка\customLogo_1.pngПрограмма семинара                                          

14.30-14.40 Открытие семинара. Т.С.Парамонова методист МБУ ДПО ЦЭМ и ИМС.

14.40-15.10 «Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС. Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС».                    С.А. Юрченко, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Средняя школа №12»

15.10- 15.30 «Из опыта  по внедрению ФГОС  в процесс обучения ОБЖ»  Яманова Н.Ю., учитель ОБЖ                      МБОУ «Средняя школа №6»

15.30-16.00 Итоги семинара

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Буравлев папка\23.jpg

_______________________________

__________________________________

Требования к современному уроку ОБЖ  в условиях введения ФГОС нового поколения:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  •  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  •  вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  •  время-сбережение и здоровье-сбережение;
  •  в центре внимания урока – учащиеся;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Буравлев папка\фгос.jpg

__________________________________

__________________________________

Основные типы уроков

по предмету ОБЖ:

урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет,  смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Буравлев папка\radochaya-uchebnaya-programma-istor1_600x400.jpg

__________________________________

__________________________________

Методы и формы современного урока ОБЖ

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция).
  • метод проектов

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии современного урока ОБЖ

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ

____________________________

_________________________________

Универсальные учебные действия.
УУД – основа для развития ребенка.
Свойства и качества УУД определяют содержание, организацию и эффективность образовательного процесса.

C:\Users\urc\Desktop\Эмблема школы.png

МБОУ «Средняя школа  №12» 606000 Нижегородская область,

г.Дзержинск, б-р Мира,д.36 а

телефон 8 (8313) 25-66-94

_______________________________________

______________________________________C:\Users\urc\Desktop\Эмблема школы.png

МБОУ «Средняя школа №12» 

Городской семинар

для учителей

основ безопасности жизнедеятельности

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Буравлев папка\img1.jpg

Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

14 ноября 2018 г.

_______________________________________



Предварительный просмотр:

 

Методический семинар:

«Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС».

 

(Слайд 1) Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучения современных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современным требованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной не только для педагогов, но и для всего общества и государства.

(Слайд 2)   Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС  имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями, педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организации процесса обучения.

(Слайд 3) Одним из современных методов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС    является интерактивный подход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы,  выставки, представления,); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов,); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.

В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие использования интерактивных технологий в обучении предмета ОБЖ. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости.

Создание ситуации успеха начинается с отношения к ученику как к личности, что предусматривает способность и умение учителя ставить себя в положение учащегося, проникаться его состояниями. Иначе говоря, правильно организованная система обучения представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развивать способности каждого ученика, что в конечном итоге позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для него самого.

(Слайд 4) Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач, использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных. Хотелось бы, чтобы каждое учебное заведение было оснащено всеми необходимыми техническими средствами, к которым можно отнести не только компьютеры, но и интерактивные доски и проекторы, без которых учитель не может на практике в полной мере использовать интерактивный подход к обучению предмета ОБЖ.

Также к материально-технической базе можно отнести электронно-библиотечную систему, с помощью которой каждый ученик имел бы доступ к электронным ресурсам сети Интернет, что значительно помогает в процессе обучения.

(Слайд 5) Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок –современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

(Слайд 6) Требования к современному уроку ОБЖ в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способны к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ?

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- время-сбережение и здоровье-сбережение;

- в центре внимания урока – учащиеся;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

(Слайд 7) Принципы педагогической техники на уроках:

- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

- высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

(Слайд 8) Основные типы уроков по предмету ОБЖ.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

(Слайд 9) Методы и формы современного урока ОБЖ: - метод проектов;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровье сберегающие технологии (интеграция);

(Слайд 10) Без применения ИКТ не может быть современного урока ОБЖ.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

- создание презентаций к урокам;

- работа с ресурсами Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

- разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ,

Возможности ИКТ:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, демонстрационные таблицы);

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

(Слайд 11) Технологических карт урока ОБЖ. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание предмета ОБЖ. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС , существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока.

(Слайд 12-13) Типология учебных ситуаций ОБЖ может быть представлена такими ситуациями, как:

 - ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного, а зачастую нестандартного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

 - ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

- ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

- ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

(Слайд 14-15)  Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

(Слайд 16) А  для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по  формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ.

(Слайд 17) Проводится современный урок сетевого взаимодействия для организации сотрудничества равноправных партнеров - учителя и учащихся. Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства. Именно поэтому сетевое взаимодействие, расширяя свободу действий его участников, все чаще обнаруживается и в педагогическом взаимодействии учителя и учащихся на современном уроке.

(Слайд 18) Так что же представляет из себя современный урок Основ безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Это: - урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- урок, содержащий разные виды деятельности;

- урок, на котором ученику должно быть комфортно;

- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

- современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Из опыта по внедрению ФГОС в процесс обучения ОБЖ»

Слайд 2

Федеральный государственный стандарт образования – это закон непрямого действия. Создан для повышения качества образования. Процесс обучения становится более технологичен, структурирован и контролируем. Качество образования должно повышаться за счет повышения уровня мотивации учащихся.

Слайд 3

Формирование учебной мотивации – одна из центральных задач современной школы. Формирование мотивации к обучению ОБЖ будет протекать успешно, если: а) преподаватель в своей деятельности опирается на психолого-педагогические знания, способствующие формированию положительной мотивации школьников к обучению; б) будет использовать в образовательном процессе интерактивные методы, приемы и средства обучения.

Слайд 4

Схема педагогического процесса Мотивация Цель Содержание Средства Деятельность Результат Контроль

Слайд 5

Все наши замыслы и поиски превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться В. А. Сухомлинский

Слайд 6

Постановка дидактических целей уроков Цель урока отражает основную направленность урока и соотносится с его темой. Согласно ФГОС, задачи: обучающая – направлена на достижение предметных результатов, воспитывающая – на достижение личностных образовательных результатов, развивающая – на достижение метапредметных результатов. Учитель может создать условия для их достижения. Постановка целей до внедрения ФГОС: Обучающая: Ученик знает…, умеет… Воспитывающая: …

Слайд 7

Технологическая карта урока Преимущества перед конспектом: Четко расписана структура урока. Легко заполняется. Легко повторить урок другим.

Слайд 8

Универсальные учебные действия. УУД – основа для развития ребенка. Свойства и качества УУД определяют содержание, организацию и эффективность образовательного процесса. Чтобы легко с ними разобраться, нужно иметь их классификацию и согласно ей легко подбирать для каждого этапа урока УУД У УД Коммуникативные: Сотрудничество,постановка вопросов, разрешение конфликтов,… Регулятивные:целеполагание , оценка, прогнозирование, … Личностные: самоопределение, нравственно-этическая оценка, смыслообразование ,… Познавательные: анализ, синтез, моделирование, выдвижение гипотез,…

Слайд 9

Технологии, применяемые на уроках ОБЖ. Технология развития критического мышления. Коллективные системы обучения. Индивидуального обучения. Эвристическая беседа. Проектной деятельности. Уровней дифференциации. Игровые. Проблемного обучения. Применения схем. Педагогического сотрудничества. Традиционного обучения. ИКТ-технологии .

Слайд 10

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                     

                                                                                       

         



Предварительный просмотр:

                     

                                                                                       

         


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                     

                                                                                       

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар: «Организация процесса обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС. Методы обучения ОБЖ в условиях реализации ФГОС». 14 ноября 2018 г.

Слайд 2

Основная целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы.

Слайд 3

Интерактивный подход работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, выставки, представления,); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов,); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем .

Слайд 4

Формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивные Электронная библиотечная система

Слайд 5

Государственный стандарт образования Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Слайд 6

Т ребования к современному уроку ОБЖ в условиях введения ФГОС нового поколения. Каковы же требования предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ? - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся; - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - время-сбережение и здоровье-сбережение; - в центре внимания урока – учащиеся; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; - умение демонстрировать методическое искусство учителя; - планирование обратной связи;

Слайд 7

Принципы педагогической техники на уроках: - свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); - открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); - деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); - высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); - обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Слайд 8

Основные типы уроков по предмету ОБЖ. Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет ц елью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками .

Слайд 9

Методы и формы современного урока ОБЖ информационно-коммуникационные технологии; Здоровьесберегающие технологии (интеграция). метод проектов;

Слайд 10

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии современного урока ОБЖ создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ внеурочной работы по предмету ОБЖ Возможности ИКТ: - создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, демонстрационные таблицы); - создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; - обобщение методического опыта в электронном виде

Слайд 11

Технологических карт урока ОБЖ Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС к результатам образования.

Слайд 13

Развитие регулятивных универсальных учебных действий на уроках ОБЖ Индивидуальные или групповые учебные задания

Слайд 14

Формирование предметных и метапредметных компетенции обучающихся на уроках ОБЖ

Слайд 15

Что же представляет из себя современный урок Основ безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? - урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.); - урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику; - урок, содержащий разные виды деятельности; - урок, на котором ученику должно быть комфортно; урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика; современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.