Областной конкурс методических разработок педагогов (Ю-С 2025-2026)

Результаты заочного этапа областного конкурса методических разработок педагогов Сахалинской области "К 100-летию памяти Патриарха Московского Тихона (Беллавина) (1865-1925)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_-_kruglyy_stol_patriarh_tihon.docx125.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Downloads\тихон.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Углегорска Сахалинской области

Методическая разработка

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«ПАТРИАРХ ТИХОН – СИМВОЛ СТОЙКОСТИ ДУХА

 И НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРЫ»

Автор: Малекина Гузель Мунировна

педагог-психолог, дефектолог, учитель музыки

Углегорск, 2025

Аннотация

Тематика взаимоотношений Церкви и государства советского периода в настоящее время продолжает оставаться весьма актуальной сферой научных исследований, диспутов, полемик и прений, как среди научного и философского сообщества, так и в среде старшеклассников и студентов, которые заинтересованы в понятии тем, касающихся государства, общества, церкви в истории России XX века.

В критические периоды истории России, особенно военное лихолетье, именно Русская Православная Церковь сыграла роль важного духовно-психологического стабилизатора. Советский народ, переживший колоссальные страдания, нуждался в духовной опоре и помощи.

И ярчайшим примером многих человеческих качеств, как любовь к ближнему и врагам, принципиальность в вопросах веры и непримиримость к изменам Церкви, терпимость к людям, но при этом непримиримость к тем, кто хотел сделать Церковь инструментом государства, смирение, надежда на Бога и полагание на молитву, служение единству Церкви, противостояние гонениям, был и остается Патриарх Московского и всея Руси Тихон (Беллавин) – не до конца закрытый лакун во взаимоотношениях Церкви и государства советского периода, человек, который своей жизнью явил редкий нравственный облик христианина-монаха, отличаясь глубокой религиозной настроенностью, духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и психологической стойкости, которая  проявлялась в способности Тихона сохранять единство и достоинство Церкви в условиях жестоких гонений.

Основные вопросы круглого стола:

  • образ Патриарха Тихона как «живого человека» с сильным характером и глубокой верой, который выстоял под давлением; 
  • именно  молитва укрепляет и помогает принимать правильные решения в трудное время;
  • стойкость, как невероятное качество чтобы сохранить единство и достоинство, даже когда человеческий разум не может полностью осмыслить происходящее;
  • лидерские качества Патриарха - символом святости, которую можно было противопоставить гонениям;
  • смирение и неамбициозность – побуждающие факторы к самоанализу, способствуют саморазвитию, путь к здоровым отношениям между людьми, сохранению внутреннего спокойствия, развивают необходимую эмпатию, как условие сострадания и понимания;
  • сложность личности «Товарища Патриарха».

Введение

Актуальность рассмотрения данного вопроса на круглом столе состоит в том, что бы рассмотреть и понять, что святость Патриарха Тихона заключается в понимании духовного наследия Церкви, а это крайне важно в настоящее время для воспитания поколений  и укрепления веры общества. Изучение его жизни поможет понять роль Тихона в истории России, а также расширить свое понимание о личности,  духовном опыте, который является примером, призывающим как говорить с современным обществом и нести Евангельское послание, затронув пристальное внимание на ключевых словах:

  • святость – пример для подражания;
  • достоинство как важная человеческая ценность;
  • «школа благочестия» позволяет приобщиться к прекрасному опыту;
  • нравственный ориентир – показатель убеждений и принципов, которые помогают различать добро и зло и служат стержнем личности.

Цель круглого стола:

  • понять духовное богатство и наследие Патриарха Тихона, как пример твердости перед лицом гонений и испытаний XX века, а также дать возможность учащимся старших классов самостоятельно оценить его роль в сохранении православной веры в годы советской власти.

Задачи круглого стола:

  • анализ действий Патриарха в условиях гонений;
  • понимание причин и следствий канонизации Патриарха Тихона;
  • изучение исторического и духовного наследия, характера, христианского мужества верующих;
  • изучение стойкости и характера Патриарха, которые помогли ему сохранить нравственную крепость, подвергаясь преследованиям. 

Тематический круглый стол рассчитан на учащихся 10-11 классов.

Условия проведения круглого стола.

В начале дискуссии четко определяется цель круглого стола, форма работы, например, обмен мнениями по конкретной психологической проблеме в контексте православной веры, изучения жизни Патриарха Тихона, поиск путей решения или обобщение практического опыта.

Что бы обеспечить содержательное и конструктивное общение создается атмосфера доверия, в которой участники не боятся делиться своими мыслями и подготовленным заранее материалом. Обсуждение будет носить «психологический православный» характер, связывая психологические аспекты с духовной составляющей. Участники делают краткие доклады (до 4-5 минут), затем их обсуждают. Важно выбрать модератора, который будет направлять беседу, и подготовить материалы. Также следует обеспечить краткие и содержательные выступления и подвести итоги встречи. 

Оформление и оборудование:

  • Вывеска темы на доске;
  • Картина "Патриарх Тихон". Художники Константин Мирошник, Наталия Кургузова-Мирошник;
  • Русское церковное пение - Мужской хор "Оптина пустынь", Художественный руководитель Александр Семенов;
  • Голгофа патриарха Тихона, часть 1, отрывки. Автор: Владислав Бахревский; читает: Лина Музырь., Жанр: Исторический роман, год выпуска: 2011

  • Святитель Тихон Патриарх Московский и всея Руси (Житие) – аудио альбом;

  • Карточки с ключевыми опорными словами (давление, сильный характер, «живой человек», глубокая вера, выстоять, молитва, правильное решение, стойкость, единство, достоинство, человеческие качества, лидерские качества, лидер, смирение, неамбициозность, самоанализ, саморазвитие, здоровые отношения между людьми, сохранение внутреннего спокойствия, эмпатия, понимание, сложность личности, духовное наследие, школа благочестия, благочестие, духовный опыт, нравственный ориентир, стержень личности, добро, зло, духовное, богатство, наследие, канонизация, христианское мужество, нравственная крепость, психологический православный характер, непоколебимая вера, святость, непоколебимая вера, непоколебимость, надежда на Бога, дух целомудрия, смиренномудрие, Русская православная церковь, стабилизатор, военное лихолетье, духовная опора, кротость, способность к покаянию, благодарность и умение прощать);

  • Анна Вельк-Деер — автор песни «Вижу Бога каждый день» (на заключение).

Основная часть

Ход мероприятия

  1. Звучит Русское церковное пение - Мужской хор "Оптина пустынь", Художественный руководитель Александр Семенов.

На середине круглого стола стоит картина "Патриарх Тихон". Художники Константин Мирошник, Наталия Кургузова-Мирошник, Книга «Патриарх Тихон». – 3-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 383[1] с.: ил. Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 877)., карточки с выделенными ключевыми опорными словами.

Вступительное слово педагога:

Ценность нашего сегодняшнего круглого стола — в умении по-настоящему услышать друг друга. Предлагаю воспринимать эту встречу как совместное путешествие в прошлое и настоящее, чтобы понять, почему пример стойкости патриарха Тихона остаётся таким значимым спустя столетие. Его жизнь — это не просто исторический факт, а настоящий урок верности своим убеждениям перед лицом невиданных испытаний. Надеюсь на  объединение взглядов, которое поможет по-новому взглянуть на личность патриарха. Я приглашаю всех вас к открытому, искреннему диалогу, где не будут готовые ответы, но будет пространство для живых вопросов и совместных размышлений. А также серьёзным результатом нашей встречи станет самоанализ  и вывод ваш об особенностях характера, духа Патриарха, который считал важными такие человеческие качества, как смирение, кротость, способность к покаянию, благодарность и умение прощать. Он также подчеркивал важность соблюдения нравственных принципов, таких как честность и совестливость, и призывал к раскаянию и возрождению в духовном плане. 

Вы твердо убедитесь, что «ПАТРИАРХ ТИХОН – СИМВОЛ СТОЙКОСТИ ДУХА

 И НЕПОКОЛЕБИМОЙ ВЕРЫ» (обращаем внимание учащихся на тему на доске).

Мы будем касаться множества ключевых слов (вот они, обратить внимание на карточки), в которых наиважнейшие и наиценнейшие слова, взятые из жизни Патриарха Московского и всея Руси Тихона, благодаря которым, вы, сегодняшнее поколение станете достойными людьми, с ценностями, с внутренним убеждением, которое проявляется в поступках, как проявлялось всю тяжелую жизнь Патриарха Тихона. В конце нашей встречи, вам предстоит каждому взять по одной карточке и дать короткий, но глубокий ответ на связь слова с темой нашего сегодняшнего круглого стола. Это будет и рефлексия сегодняшней темы обсуждения.

Сейчас слово получают участники нашей встречи, которые специально подготовили дополнительные сообщения о жизни Тихона, начиная с его детства и до последних дней своей жизни, через миссионерство в Северной Америке, через наказания советской властью в виде преследований, лишения продуктового пайка и заключения под стражу.

Выступают учащиеся № 1, 2, 3. (приложение 2, 3, 4). По ходу своего рассказа, они демонстрируют карточки со словами, обращая внимание присутствующих на важность этих слов и связывая их с сегодняшними реалиями.

Задают вопросы остальным…

А что для тебя значит это слово сегодня?

Где оно актуально и реально в 21 веке находится с нами сегодня?

Приведите примеры… (идет обсуждение небольшое).

Педагог:

Несколько вопросов, которые можно задать учащимся при обсуждении особенностей характера и личности Патриарха Тихона:

- В чём вы видите гражданское и человеческое мужество Патриарха Тихона? 

- Какой урок мы, люди XXI века, можем извлечь из его жизни и служения?

- Легко ли быть голосом совести в эпоху «смутных времён»? 

- Актуальны ли сегодня идеи примирения и личной ответственности, которые он проповедовал? 

- Как вы думаете, каким человеком был Патриарх Тихон (добрым, мудрым, строгим)? 

- Каков был Патриарх Тихон как человек (не по долженствованию, а по сердцу), какой это был характер? 

- Были ли у Патриарха Тихона близкие люди, друзья, которым он полностью доверял? 

Выступает учащийся № 4.    (приложение 5)

Примерные вопросы для обсуждения:

Учащиеся 10-11 классов уже начинают задумываться о более серьезных темах, у них формируется собственное мнение, и они готовы к более активным дискуссиям. Однако важно сохранять баланс: вопросы должны быть интересными, актуальными и не слишком абстрактными. Вот примеры вопросов, которые подойдут для этой возрастной группы:

Главное — создать атмосферу, где подростки чувствуют себя комфортно, могут задавать вопросы и выражать свои мысли без страха осуждения. Такие обсуждения помогут им глубже понять вопросы практической христианской жизни, критически посмотреть на глубину своей веры и научиться применять ее в жизни. 

Как сделать обсуждение интересным для подростков?

Использовать актуальные примеры: Связать вопросы с их повседневной жизнью (школа, друзья, увлечения).

Добавляем интерактив: Пусть подростки работают в группах, обсуждают вопросы друг с другом, а потом делятся своими мыслями.

Используем медиа: Показать короткий видеоролик или песню, которые связаны с темой.

Подростки ценят, когда с ними говорят на равных и делятся личным опытом.

Дать возможность выбора: Пусть они сами выберут, какие вопросы им интереснее обсуждать.


Вопросы о Боге и вере

  1. Как ты думаешь, почему Бог позволяет трудности в нашей жизни?
  2. Как ты можешь почувствовать присутствие Бога в повседневной жизни?
  3. Что для тебя значит “вера”? Как ты можешь укрепить свою веру?
  4. Как ты думаешь, почему Иисус приходил на землю? Что это значит для тебя лично?
  5. Были ли у тебя моменты, когда ты сомневался(ась) в Боге? Как ты с этим справлялся(ась)?

Вопросы о Библии и библейских героях

  1. Какой библейский герой тебя вдохновляет? Почему?
  2. Как ты думаешь, почему Бог выбирал таких разных людей для Своих целей (например, Давид, Моисей, Павел)?
  3. Что бы ты сделал(а) на месте Ионы, если бы Бог попросил тебя сделать что-то сложное?
  4. Как ты думаешь, почему Иисус говорил притчами? Какая притча тебе нравится больше всего?
  5. Как ты можешь применить уроки из Библии в своей жизни?

Вопросы о молитве

  1. Как ты думаешь, почему молитва важна? Что она меняет?
  2. Были ли у тебя моменты, когда ты чувствовал(а), что Бог ответил на твою молитву?
  3. Как ты молишься: своими словами или используешь готовые молитвы? Почему?
  4. О чем ты чаще всего молишься? О себе или о других?
  5. Как ты думаешь, можно ли молиться не только словами, но и действиями?

Вопросы о дружбе и отношениях

  1. Как ты думаешь, что делает дружбу настоящей?
  2. Как ты можешь быть хорошим другом для кого-то, кто отличается от тебя?
  3. Что бы ты сделал(а), если бы твой друг начал делать что-то плохое?
  4. Как ты думаешь, почему важно прощать других? Легко ли тебе это дается?
  5. Как ты можешь показать любовь к тому, кто тебя обидел?

Вопросы о трудностях и испытаниях

  1. Как ты справляешься с трудностями? Можешь ли ты доверять их Богу?
  2. Были ли у тебя ситуации, когда ты чувствовал(а), что Бог помог тебе преодолеть что-то сложное?
  3. Как ты думаешь, почему Бог позволяет нам проходить через испытания?
  4. Что бы ты посоветовал(а) другу, который переживает трудные времена?
  5. Как ты можешь поддержать кого-то, кто чувствует себя одиноким?

Вопросы о будущем и мечтах

  1. О чем ты мечтаешь? Как ты думаешь, Бог поддерживает твои мечты?
  2. Как ты можешь понять, что Бог хочет от тебя в будущем?
  3. Какие дары или таланты ты хотел(а) бы развить? Как ты можешь использовать их для Бога?
  4. Что бы ты хотел(а) изменить в мире, если бы у тебя была возможность?
  5. Как ты думаешь, что значит “жить для Бога” в твоем возрасте?

Вопросы о современном мире и вере

  1. Как ты думаешь, почему некоторые люди не верят в Бога?
  2. Как ты можешь объяснить свою веру другу, который не верит?
  3. Как ты думаешь, что самое сложное в том, чтобы быть христианином сегодня?
  4. Как ты можешь оставаться верным Богу, когда вокруг тебя много соблазнов?
  5. Что бы ты сказал(а) тому, кто считает, что Бог несправедлив?

Рефлексия

- учащиеся в закрытом варианте вытягивают карточки и каждый обобщает, объединяет и раскрывает смысл связи слова или выражения с темой круглого стола. Также осознанно отвечает на сколько важно и необходимо данное качество лично человеку.

Заключение

Слово педагога:

Патриарх Тихон оставил бесценное наследие всем будущим поколениям.

Послания и воззвания патриарха Тихона — ценный источник духовной мудрости, который свидетельствует о том, чем явились для Православной России богоборческая революция, братоубийственная Гражданская война, гонения на верных Православию священнослужителей и мирян. Патриарх Тихон не предал свою паству и не выдал её безбожникам, но сам стал мучеником жестокой эпохи. Благодаря усилиям святителя Тихона Церковь к концу его жизни, несмотря на гонения, расколы и антирелигиозную агитационную кампанию, продолжала оставаться самодостаточным и влиятельным фактором общественной жизни. Ему приходилось принимать важнейшие решения, от которых зависело положение Церкви, и он не думал о последствиях этих решений лично для себя — главное, о чём он заботился, была польза для Церкви.

Святитель обладал смирением и во всех тяжких обстоятельствах своей жизни в первую очередь видел спасительный Промысл Божий и Его святую волю.

Его качества характера, Патриарха Тихона, которые могут и должны служить примером для современной молодёжи. Это подвиг души и духа!

Включается песня «Вижу Бога каждый день».

Желающие подпевают.

Используемые источники:

  • https://www.optina.ru/audio/songs/spb_1/
  • Патриарх Тихон. – 3-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 2004. – 383[1] с.: ил. Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 877).
  • https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin - «Святитель Тихон (Беллавин),
  • патриарх Московский и всея России» // сайт «Азбука веры».
  • https://music.apple.com/ru/album/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BD-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%8F-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8-%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-ep/1811151744
  • Протоиерей В. М. Вивчар* «Взаимоотношения церкви и государства: Патриарх Тихон (Беллавин) как ключевая персоналия 1918–1922 гг.» // DOI 10.25991/VRHGA.2024.1.1.010 УДК 1(091)
  • Государство, общество, церковь в истории России ХХ–XXI веков., Материалы XX Международной научной конференции Иваново, 31 марта – 1 апреля 2021 г.
  • https://history.ru/read/articles/on-nies-vsiu-tiazhiest-tsierkvi-o-sudbie-patriarkha-tikhona - «Он нес всю тяжесть Церкви». О судьбе патриарха Тихона» // сайт «История. РФ».
  • «Судьбы последних насельников московского Донского монастыря. 1918-1952гг.» доклад на конференции «Прославление и почитание святых» XXVI Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» 25 января 2018 г., Сергиевский зал Храма Христа Спасителя, г. Москва., Артюшенко М.В. «Судьбы последних насельников московского Донского монастыря. 1918-1952гг.»
  • Христианский лагерь - https://super.lager.lt/
  • Сайт Старт в науке