Материалы к урокам
Материалы к урокам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Физические термины. Наблюдения и опыты» 8.09.2017год.
Цели и задачи: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления.
Оборудование: проектор, экран, презентация, линейка из дерева, железа и пластмассы; термометр, секундомер; гиря на веревочке.
Конспект урока:
Этап урока | Время | Учитель | Ученики |
Организационный момент | 1 мин. | Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку физики. | Готовятся к уроку. |
Актуализация знаний | 3 мин. | Сегодня на уроке мы продолжим заниматься первоначальными физическими понятиями. Как же происходят открытия в физике? Вот на этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить. | Делают предположения. |
Изучение нового материала. | 25 мин. | Запишите тему урока «Физические термины. Наблюдения и опыты» (слайд 1).
| Делают записи в тетрадях. |
Закрепление. | 10 мин. | А теперь закрепим полученные знания. Сопоставим физические тела и вещества из которых они состоят (слайд 8). Ответьте на вопросы:
| Сопоставляют физические тела и вещества. Отвечают на вопросы. |
Итог. | 3 мин. | Подводим итоги. Выставляем оценки. | Слушают. |
Домашнее задание. | 3 мин. | Записываем домашнее задание (слайд 9). | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
1 урок. Конспект урока физики в 8 классе.
Тепловые явления. Температура
Цели урока:
- Охарактеризовать особенности движения молекул тела;
- Ввести понятие температуры;
- Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов;
- Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул;
- Выделить тепловое движение как особый вид движения.
План урока:
1. Повторение;
2.Определение тепловых явлений;
3.Измерение температуры. Термометр;
4.Тепловое движение;
5.Закрепление изученного;
6.Выводы
Ход урока
Здравствуйте, мы продолжаем с вами изучать курс физики. В 7 классе вам говорили, что физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, происходящие в природе – это физические явления: механические, световые, тепловые, электрические, звуковые, магнитные(примеры). Именно о тепловых явлениях мы с вами и поговорим.
I. Повторение
-Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекула)
-Что такое диффузия? (диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)
-Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?
-Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные
молекулы? (существует взаимодействие друг с другом - притяжение)
-Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? Какие три состояния вещества вы знаете? (твёрдое, жидкое и газообразное)
-Как расположены молекулы газа (почти не взаимодействуют друг с другом), жидкости (взаимодействие сильное) и твердого тела (упорядоченное расположение молекул)?
II. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Определение тепловых явлений.
2. Измерение температуры. Термометр.
3. Тепловое движение.
1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.
Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.
В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:
а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй — с холодной и третий — с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую — в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая — холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;
б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой — до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая — холод. Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.
Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.
В 7 классе вам подробно объясняли, как находить цену деления измерительного прибора. Мы с вами сегодня вспомним правила нахождения цены деления и предела измерения.
1) Определить цену деления шкалы и предел измерения по карточкам – работа по группам (по 2 человека за партой)
(Цена деления – разность показаний двух соседних цифр на число делений между ними, предел измерения – max значение на шкале)
Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.
Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.
Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.
Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, а при понижении – уменьшается.
Температура зависит от скорости движения частиц вещества.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми.
Тепловое движение отличается от механического движения тем, что в нем участвуют много частиц и каждая движется беспорядочно.
Тепловоe движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы — ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы.
Температура — это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.
III. Закрепление изученного
1.По карточкам определить цену деления и предел измерения термометра (по группам за партой)
Домашнее задание
§ 1, вопросы после параграфа, заполнить таблицу «Агрегатные состояния вещества»:
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе по теме
«Механические волны. Виды волн»
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием: механических волн, их свойствами, механизмом возникновения и распространением волн.
Задачи урока:
Образовательные: получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде.
Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие исследовательских умений, умений анализировать, сравнивать, умение самостоятельно «добывать» знания и делать выводы.
Воспитывающие: воспитание культуры общения, умение выражать свои мысли, слушать товарищей.
Оборудование: стакан с водой, пипетка, штатив, пружина, шнур , видеофрагменты, слайды.
На доске эпиграф: «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта» «Кант.»
Ход урока
1.Организационный момент (1мин)
2. Д/з 31,32
3. Актуализация опорных знаний:
- какое движение мы изучили?
- что представляет собой простейшая система для получения колебаний?
- какие это колебания?
- почему?
- эти колебания маятника вызывают какие либо изменения в пространстве? ( Да)
Следовательно, наряду с механическими колебаниями отдельных изолированных систем, колебания происходят и в сплошных упругих средах : воздухе ( газах) , жидкостях, твердых телах.
-- чем же колебания маятника отличаются от колебаний воздуха?
3. Изложение нового материала
Звучит музыка( шум волны)
Что напоминает вам этот звук?
Озвучиваю тему урока , задачи. (Слайд №1-3)
Записываем в тетради тему урока ( озвучиваю тему урока, на доске записаны вопросы на которые учащиеся должны ответить по ходу урока )
Волна – это одно из самых замечательных понятий в физике, встречающихся в самых разнообразных проявлениях, практически во всех областях: волны на поверхности воды, в межзвездной среде, кристаллических решетках ,волны бегут по проводам. доносят до нас многообразие цветов и изобилие звуков,
Это все колебания, которые совершаются в различных средах (слайды с видами различных проявлений волн) ( слайд №4,5)
Главной особенностью таких колебаний является то, что они распространяются в пространстве. Наглядную картину таких волн дает волна на поверхности воды (Слайд №6)
На примере этой волны мы и рассмотрим свойства, причины возникновения и распространения волн.
Проведение эксперимента: Приложение 1 (план проведения эксперимента у каждого на столе)
- Что вы наблюдали во всех этих опытах?
- Что же такое волна? ( слайд №7)
- Что является источником волны? (Слайд №8)
- В каких средах могут распространяться волны
- Каковы условия необходимы для распространения волны? ( слайд № 9- 11)
1. упругая среда
2. источник колебаний (слайд №8)
(по результатам эксперимента учащиеся заполняют карточки)
Рассмотрим механизм распространения колебаний ( анимация колебаний частиц)
Записываем определение волны
Виды волн
А) поперечная ( слайд №12)
Причина образования волны ( демонстрация видеофрагмента)
Среда распространения
Б) продольная ( слайд №13)
Причина образования волны
Среда распространения
В) волна на поверхности воды(слайд №13)
4. Промежуточный контроль (на столах карточки с вопросами)
( Таблица №1)
Собираю карточки с ответами
Переносит ли волна вещество?
Основное свойство волны: Волна не переносит вещество, но переносит энергию. (Слайд №13)
Определение бегущей волны (опыт с поплавками на воде: один выводим из равновесия а другой начинает колебаться)
Мир можно считать царством разных колебаний и волн. Одни мчатся со скоростью света, другие значительно медленнее. Череда холмов на равнине- это как бы застывшие волны. Волны гуляют на море и звучат в атмосфере. Они могут вызывать стихийные бедствия,
На фоне фрагмента землетрясений и волн цунами читается текст:
Все описать не хватит слов,
Весь город перекошенный.
Тут обрушение домов, и транспорт покореженный
И люди в панике бегут.
Всех охватила паника
С квартир на улицу скорей.
Нельзя секунды мешкать.
Пока идет просмотр видеофрагмента, проверяю задания промежуточного контроля
Землетрясение и волны цунами - это тоже волна, только гигантских масштабов (фрагмент видео о источниках землетрясений), когда они спокойные и мелодичные, успокоить и убаюкать человека. Мир полон больших и маленьких волн, в этом мы с вами убедились сегодня на уроке.
- Рефлексия (слайд с текстом для итогового контроля ( слайд № 15-19)
На фоне звука волны учащиеся отвечают на вопросы (текст см Презентация слайды☺
- Итог урока. Оценки. Д/з (слайд 21)
Приложение 1
План проведение эксперимента
1. Возьмите стакан в руки и совершите колебательное движение.
2 .Наберите в пипетку воду и капайте из нее в воду.
Ответьте на вопросы:
- что произошло с поверхностью воды?
- что вы наблюдаете на поверхности воды?
3. Подвесьте груз к пружине.
4 Выведите ее из положения равновесия
ответьте на вопросы
что произошло с пружиной?
- что вы наблюдаете при колебаниях груза на пружине?
Что вы наблюдали во всех этих опытах?
Какие общие закономерности вы заметили7
7 Обратите внимание как происходят колебания частиц
8 В каком направлении распространяется волна
9 Дайте определение продольной и поперечной волне.
Заполните таблицу.№1
Характеристики волн |
определения | |
волна | ||
Источник волны | ||
Причина возникновения | ||
Виды волн | ||
определение | ||
Причина образования | ||
Среда распространения |