Материалы к урокам

Прилепина Лариса Сергеевна

Предварительный просмотр:

Тема: «Физические термины. Наблюдения и опыты» 8.09.2017год.

Цели и задачи: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научить различать физические явления.

Оборудование: проектор, экран, презентация, линейка из дерева, железа и пластмассы; термометр, секундомер; гиря на веревочке.

Конспект урока:

Этап урока

Время

Учитель

Ученики

Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку физики.

Готовятся к уроку.

Актуализация

знаний

3 мин.

Сегодня на уроке мы продолжим заниматься первоначальными физическими понятиями. Как же происходят открытия в физике? Вот на этот вопрос мы и постараемся сегодня ответить.

Делают предположения.

Изучение нового материала.

25 мин.

Запишите тему урока «Физические термины. Наблюдения и опыты» (слайд 1).

  1. Законы физики являются объективным отражением развития природных закономерностей. Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. Даже смена дня и ночи на планетах обусловлена вращением их вокруг своей оси. Любая наука использует свои специальные слова – научные термины. (слайд 2). Физик, говоря о движении (машин, самолетов, мяча, планеты), обычно не считаются с тем, что движется, т.к. для изучения механического движения это несущественно во многих задачах. Поэтому в этих случаях говорят о физическом теле, понимая под этим любой предмет. Все объекты, и в том числе физические тела являются материей. Все что нас окружает материально. Воздух, вода, звезды – любые физические тела материальны. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Материя существует в нашем мире в виде вещества и поля. И если с веществом все понятно, это то из чего состоят физические тела, то с полями не все так просто. Поля это то что, мы не можем увидеть или потрогать, но точно знаем, что они есть, например, радиоволны. О различных полях вы узнаете из курса физики в дальнейшем, а пока запишем что такое физическое тело, вещество и материя (слайд 3). Наши сны нельзя считать материальными, т.к. это – продукт нашего сознания.
  2. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? Многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого, собственно, и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Герон, Птолемей, в основном вели наблюдения. (слайд 4) Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знания установленного закона на службу человеку. Очевидно, многие слышали имя Архимед, которому приписывают такие известные всем слова, как: «Дайте мне точку опоры, и я вам подыму весь мир»; «Эврика!» (слайд 5)
  3. (слайд 6) Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона целиком из золота или же в нее подмешено серебро. Эта задача занимала Архимеда довольно долго, пока не помог случай. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружался в воду, тем больше воды выливается из ванны. Он понял, что это явление даст ключ к разгадке задачи, в восторге выскочил он из ванны, восклицая: «Эврика». Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед применил следующий метод: он опустил в сосуд, наполненной водой, золотой слиток того же веса, что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду.  Затем Архимед повторил такой же опыт со слитком серебра того же веса и нашел, что воды вылилось больше. Повторив опыт с короной вместо слитков, Архимед получил результат, лежащий где-то посередине между результатами двух предыдущих опытов, откуда и заключил, что корона сделана не из чистого золота. (слайд 7) Галилео Галилей изучал падение различных тел с Пизанской башни. Выполняя различные измерения, он определил общий закон падения тел в поле тяготения земли.

Делают записи в тетрадях.

Закрепление.

10 мин.

А теперь закрепим полученные знания. Сопоставим физические тела и вещества из которых они состоят (слайд 8).

Ответьте на вопросы:

  • Что называется физическим телом?
  • Что происходит с физическими телами в природе?
  • Что называется физическими явлениями?
  • Что такое физика?
  • Что изучает физика?

Сопоставляют физические тела и вещества.

Отвечают на вопросы.

Итог.

3 мин.

Подводим итоги. Выставляем оценки.

Слушают.

Домашнее задание.

3 мин.

Записываем домашнее задание (слайд 9).

Записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

1 урок. Конспект урока физики в 8 классе.

Тепловые явления. Температура

Цели урока:

  1. Охарактеризовать особенности движения молекул тела;
  2. Ввести понятие температуры;
  3. Познакомиться с основными характеристиками тепловых процессов;
  4. Обозначить связь между температурой тела и скоростью движения его молекул;
  5. Выделить тепловое движение как особый вид движения.

План урока:

1. Повторение;

2.Определение тепловых явлений;

3.Измерение температуры. Термометр;

4.Тепловое движение;

5.Закрепление изученного;

6.Выводы

Ход урока

Здравствуйте, мы продолжаем с вами изучать курс физики. В 7 классе вам говорили, что физика – это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят. Изменения, происходящие в природе – это физические явления: механические, световые, тепловые, электрические, звуковые, магнитные(примеры). Именно о тепловых явлениях мы с вами и поговорим.

I. Повторение

-Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекула)

-Что такое диффузия? (диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого)

-Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?

-Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные

молекулы? (существует взаимодействие друг с другом - притяжение)

-Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества? Какие три состояния вещества вы знаете? (твёрдое, жидкое и газообразное)

-Как расположены молекулы газа (почти не взаимодействуют друг с другом), жидкости (взаимодействие сильное) и твердого тела (упорядоченное расположение молекул)?

II. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Определение тепловых явлений.

2. Измерение температуры. Термометр.

3. Тепловое движение.

1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.

Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре. Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.

В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:

а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй — с холодной и третий — с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую — в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая — холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;

б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой — до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая — холод. Отсюда делается выводс помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Температуру тел измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

В 7 классе вам подробно объясняли, как находить цену деления измерительного прибора. Мы с вами сегодня вспомним правила нахождения цены деления и предела измерения.

1) Определить цену деления шкалы и предел измерения по карточкам – работа по группам (по 2 человека за партой)

(Цена деления – разность показаний двух соседних цифр на число делений между ними, предел измерения – max значение на шкале)

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени.

Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

Вам уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, а при понижении – уменьшается.

Температура зависит от скорости движения частиц вещества.

Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.

Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми.

Тепловое движение отличается от механического движения тем, что в нем участвуют много частиц и каждая движется беспорядочно.

Тепловоe движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы — ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы.

Температура — это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.

III. Закрепление изученного

1.По карточкам определить цену деления и предел измерения термометра (по группам за партой)

Домашнее задание

§ 1, вопросы после параграфа, заполнить таблицу «Агрегатные состояния вещества»:



Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме

«Механические волны. Виды волн»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием: механических  волн,  их свойствами, механизмом возникновения и распространением волн.

Задачи урока:

Образовательные: получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде.

Развивающие: расширение  кругозора  учащихся,  развитие исследовательских умений, умений  анализировать, сравнивать, умение самостоятельно «добывать» знания и делать выводы.

Воспитывающие: воспитание культуры общения, умение выражать свои мысли, слушать товарищей.

Оборудование: стакан с водой, пипетка, штатив, пружина, шнур , видеофрагменты, слайды.

                                   

На доске эпиграф:  «Без сомнения все наши знания начинаются с опыта»  «Кант.»

Ход урока

1.Организационный момент (1мин)

2. Д/з  31,32

3. Актуализация опорных знаний:

  • какое движение мы изучили?
  • что представляет собой простейшая система для получения колебаний?
  • какие это колебания?
  • почему?
  • эти колебания  маятника  вызывают  какие  либо изменения в пространстве? ( Да)

Следовательно, наряду с механическими колебаниями отдельных изолированных систем, колебания происходят и в сплошных  упругих средах : воздухе ( газах) , жидкостях, твердых телах.

--  чем же колебания маятника отличаются от колебаний воздуха?

3. Изложение нового материала

Звучит музыка( шум волны)

Что напоминает вам этот звук?

Озвучиваю тему урока , задачи.                                   (Слайд №1-3)

Записываем в тетради тему урока ( озвучиваю тему урока, на доске записаны вопросы на которые учащиеся должны  ответить по ходу урока )

 Волна – это одно из самых замечательных понятий в физике, встречающихся в самых разнообразных проявлениях, практически во всех областях: волны на поверхности воды, в межзвездной среде, кристаллических решетках ,волны бегут по проводам. доносят до нас многообразие  цветов и изобилие звуков,  

Это все колебания, которые совершаются в различных  средах (слайды с видами различных проявлений волн)   ( слайд №4,5)

Главной особенностью таких колебаний является то, что они распространяются в пространстве. Наглядную картину таких волн дает волна на поверхности воды (Слайд №6)

На примере этой волны мы и рассмотрим свойства, причины возникновения и распространения волн.

 Проведение эксперимента: Приложение 1 (план проведения эксперимента у каждого на столе)

  • Что вы наблюдали во всех этих опытах?  
  • Что же такое волна?  ( слайд №7)  
  • Что является источником  волны?      (Слайд №8)
  • В каких средах могут распространяться волны
  • Каковы условия  необходимы для распространения волны?    ( слайд № 9- 11)

1. упругая среда

2. источник колебаний    (слайд №8)

(по результатам эксперимента учащиеся заполняют карточки)

Рассмотрим механизм распространения колебаний      ( анимация колебаний частиц)

Записываем определение волны

Виды волн

А) поперечная       ( слайд №12)

Причина образования волны         ( демонстрация  видеофрагмента)

Среда распространения

Б) продольная          ( слайд №13)

Причина образования волны

Среда распространения

В) волна на поверхности воды(слайд №13)

4. Промежуточный контроль (на столах карточки с вопросами)

( Таблица №1)

Собираю карточки с ответами

Переносит ли волна вещество?

Основное свойство волны: Волна не переносит вещество, но переносит  энергию.    (Слайд №13)

Определение бегущей волны   (опыт с поплавками на воде: один выводим из равновесия а другой начинает колебаться)

Мир можно считать царством разных колебаний и волн. Одни мчатся со скоростью света, другие значительно медленнее. Череда холмов на равнине- это как бы застывшие волны. Волны гуляют на море и звучат в атмосфере. Они могут вызывать стихийные бедствия,

На фоне фрагмента  землетрясений и волн цунами  читается  текст:

Все описать не хватит слов,

Весь город перекошенный.

Тут обрушение домов, и транспорт покореженный

И люди в панике бегут.

Всех охватила паника

С квартир на улицу скорей.

Нельзя секунды мешкать.

Пока идет просмотр видеофрагмента, проверяю задания промежуточного контроля

Землетрясение и волны цунами -  это тоже волна, только гигантских масштабов (фрагмент видео о источниках землетрясений), когда они спокойные и мелодичные, успокоить и убаюкать человека. Мир полон больших и маленьких волн, в этом мы с вами убедились сегодня на уроке.

 

  1. Рефлексия  (слайд с текстом для итогового контроля ( слайд № 15-19)

На фоне звука волны учащиеся отвечают на вопросы (текст см  Презентация слайды                                   

  1. Итог урока. Оценки. Д/з (слайд 21)

Приложение 1

План проведение эксперимента

1.  Возьмите стакан в руки и совершите  колебательное движение.

2  .Наберите в пипетку воду и капайте из нее в воду.

Ответьте на вопросы:

- что произошло с поверхностью воды?

-  что вы наблюдаете на поверхности воды?

3.   Подвесьте груз к пружине.

4    Выведите ее из положения равновесия

ответьте на вопросы

что произошло с пружиной?

- что вы наблюдаете при колебаниях груза на пружине?

Что вы наблюдали во всех этих опытах?

Какие общие  закономерности вы заметили7

7   Обратите внимание  как происходят колебания частиц

8    В каком направлении распространяется волна

9     Дайте определение продольной и поперечной волне.

Заполните таблицу.№1

Характеристики         волн

 

                                    определения

волна

Источник волны

Причина возникновения

Виды волн

определение

Причина образования

Среда распространения