Обобщение педагогического опыта

Прилепина Лариса Сергеевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы.

«Эффективные формы подготовки обучающихся к ОГЭ по физике»

Добрый день! Я представляю опыт собственной деятельности по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физике в форме ГИА

В своём выступлении расскажу о сложившейся системе работы, направленной на эффективную подготовку и успешную сдачу учащимися экзамена

В настоящее время проблема подготовки к  ГИА очень актуальна. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Сразу скажу, что идеального варианта подготовки нет, каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов по физике проводится в форме ГИА не так давно.  Считаю, что времени, и опыта,  чтобы ежегодно получать стабильно высокие результаты недостаточно.

В прошедшем учебном году в  школе  ОГЭ по физике сдавали 7 учеников.

Для учеников 9 класса вызвали затруднения – задания 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 19, 23, 24, 25.

Думаю, что делать выводы о низком уровне освоения отдельных тем по такому количеству учащихся невозможно, но в то же время эта информация нужна для подготовки к экзаменам в текущем учебном году.

Коротко расскажу о том, как готовились к итоговой аттестации в прошлом учебном году.

Подготовку к итоговой аттестации обязательно начинаю со знакомства учащихся с формой проведения ЕГЭ  критериями оценивания и  основными разделами (ИХ 12) Каждый  учащийся получает такой  бланк с возможностью минимального времени для нахождения интересующей или недостающей информацией. На основании этого материала я составила ОТМ по классам.

Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные пособия по подготовке к ОГЭ .

Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами.

Оценка подготовки предполагает выявление уровня обученности учащихся по предмету. Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД. Работы провожу придерживаясь их графика. Тексты работ нахожу в Интернете. За прошедший учебный год тексты работ сохранены и используются мною для подготовки  в этом учебном году.

Экзамен в форме ГИА в 9 классе отличается от ЕГЭ 11 класса практической частью. Для проведения экзамена в 2018 году будут приобретены ГИА- наборы, чтобы каждый ученик имел представление о полном  комплекте  оборудования, с которым ему придется выполнять практикум.

 Экзамен в форме  ГИА имеет ряд существенных особенностей, которые нужно обязательно учитывать при подготовке. Но самое главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит, что процесс изучения физики не следует подменять только процессом подготовки к экзамену.

В этом учебном году я уделяю больше внимания изучению материала учебника.

В 7, 8 и 9 классах для изучения курса физики используется учебно-методический комплект Перышкина А.В.

В этом учебном году изучение материала учебника строю на основе применения методов развития критического мышления:  составление кластера, синквейна и некоторых других.

На уроках использую разноуровневые тематические задания. В кабинете создан необходимый банк таких заданий.

Также большое внимание уделяю проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Во время проведения лабораторных работ в  кабинете использую виртуальные лаборатории.

Работа по подготовке к ОГЭ становится эффективной только в том случае, если всё вышеперечисленное носит системный характер, а не проводится от случая к случаю.

Для доведения информации о ЕГЭ и ГИА до учащихся и родителей в кабинете оформлен стенд, в котором размещены образцы работ, бланки, критерии, памятки.

Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов.

В этом учебном году я снова провожу работы, пользуясь системой СТАТГРАД.

На слайде представлены результаты учебной деятельности учащихся 9 класса. Из диаграммы видно, что все учащиеся находятся в допустимой зоне преодоления минимального порога сдачи ЕГЭ.

 Учащиеся 9 класса также выполнили тренировочную работу. Ученики, выбравшие экзамен по физике, показали удовлетворительные результаты.

Результаты диагностической   тренировочной работы 9 класса стали основанием для организации индивидуальной коррекционной работы.  

Для получения полного представления об условиях изучения физики и затратах на подготовку к итоговой аттестации необходимо сказать о количестве часов Учебного плана. Курс физики начинается с 7 класса и изучается по 2 часа в неделю до 11 класса. Получается, что ученик изучает физику на протяжении 70 часов в год и 210 часов за весь период обучения до 9 класса, а минимальный первичный балл по физике выше в 2 раза, чем по математике

Таким образом, на сегодняшний день остаются нерешенными проблемы:

  • На мой взгляд, основная трудность в подготовке к  ГИА состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учитель должен найти время (на уроке или после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала.
  • Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач. А контрольно-измерительные материалы и 9  состоят именно из задач. На уроке мы можем решить только стандартные одношаговые задачи. Это значит, что совершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.

Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат.

Данные проблемы определили перспективу моей работы:

  1. Провести анкетирование учащихся на выявление трудностей подготовки к ГИА по физике.
  2. Организовать совместную работу по подготовке  с учителями математики.
  3. Предоставлять учащимся возможность неоднократно выполнять тесты в форме  ГИА на стандартных бланках ответов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ГИА по физике. Тема Используемый материал учебников для подготовки к ГИА Интернет – ресурсы и видио - уроки Кинематика 7 класс п 13 стр.30 –п.17.стр 40 9 класс п.1 стр5 – п.9 стр.34 10 класс п.1 стр.6-п.21.стр.56 Подготовка к ОГЭ 2017 по физике Центр онлайн обучения «Фоксфорд» -( разбор всех заданий) Демоверсия ЕГЭ 2017 http://4ege.ru/fizika/53265-demoversiya-ege-2017-po-fizike.html Онлайн – курс подготовки к ЕГЭ «Фоксфорд»(необходима регистрация) Группа видио – уроков по предметам на сайте: vid . Exp . com Проверь себя на сайте: «Решу ЕГЭ, ОГЭ» Д.Гущина Динамика 7 класс п 18 стр.42 –п.32.стр 74 9 класс п.10 стр39 – п.19 стр.70 10 класс п.22 стр 58 –п.40 стр.106 Статика и гидростатика 7 класс п 45 стр.108 –п.52.стр 126; п.56 стр137 –п.60 стр 147 10 класс п.54 стр140 –п56 стр148 Законы сохранения 7 класс п 62 стр.152 – п.64 стр.154 9 класс п.20 стр 74 – п.23 стр 88 10 класс п.41 стр 110 п.53 стр 138 Молекулярная физика 7 класс п 7 стр.16 – п.12 стр.38; п 33 стр 77 –п 44 стр 106 8 класс п.1 стр 3 – п.24 стр 56 10 класс п.57 стр 150 п.84 стр 234 Колебания и волны 9 класс п.24 стр 92 – п.40 стр 133 11 класс п.18 стр 53 п.26 стр 75 Электродинамика 8 класс п.25 стр 58 – п.55 стр 128 10 класс п.85 стр 243 п.126 стр 341 11 класс п.8 стр 27 – п.17 стр 46 Магнитное поле 8 класс п.56 стр 130 – п.61 стр 143 11 класс п.1 стр 3 п.17 стр 46 Электромагнитные колебания и волны 9 класс п 51 стр 173 – п 56 стр200 11 класс п.18 стр 53 п.41 стр 122 Оптика 8 класс п 62 стр 147 – п 67 стр165 11 класс п.59 стр 170 п.74 стр 221 СТО 9 класс п.9 стр34 11 класс п.59 стр 170 п.74 стр 221 Квантовая физика и физика атомного ядра 8 класс п.30 стр 68 9 класс п.65 стр 226 – п.80 стр.266 11 класс п.87 стр253 – п.115 стр 336

Слайд 2

ОТМ по физике 7 класс с учетом материала вынесенного на ГИА: Название раздела в кодификаторе: Вопросы основного теоретического материала Используемый материал учебников для подготовки ОБЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ 1.Как определить цену деления любого прибора? 2.Как перевести км/ч в м/с? Стр.9 Стр.36 учебника под редакцией А.В. Перышкина 7 класс Кинематика 3.Что такое механическое движение? Как рассчитывается скорость равномерного движения? 4.Равномерное и неравномерное движение? Как рассчитывается скорость равномерного движения? п13 стр.30 –п.17.стр 40 Динамика 5.Что такое сила? Как рассчитать силу тяжести? 6. Что такое сила? Как рассчитать силу упругости? 7.Что такое вес? Как рассчитать вес тела? 8.От чего зависит результат действия силы? Как силу изобразить графически? 9. Виды и причины силы трения?. Каким прибором измеряют силу? п18 стр.42 –п.32.стр 74 Молекулярная физика 10.Что такое физические тела и вещества? Из чего они состоят? Что такое диффузия ? 11. Какими свойствами обладают вещества, находящиеся в трех агрегатных состояниях. 12. Что такое давление? Как образуется давление газа? 13.Как рассчитать давление твердых тел? 14. Как давление газа зависит от температуры и объема п 7 стр.16 – п.12 стр.38; п 33 стр 77 –п 44 стр 106

Слайд 3

ОТМ по физике 8 класс с учетом материала вынесенного на ГИА Название раздела в кодификаторе: Вопросы основного теоретического материала Используемый материал учебников для подготовки ОБЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ 1.Как определить цену деления любого прибора? 2.Как перевести км/ч в м/с? Стр.9 Стр.36 учебника под редакцией А.В. Перышкина 7 класс Молекулярная физика 3.Что такое тепловое движение молекул? 4.Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете? 5.Что такое количество теплоты и в каких единицах измеряется? 6.Что такое уд. Теплоемкость вещества? 7.Как рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания и охлаждения? 8.Как рассчитать количество теплоты, необходимое для плавления и отвердевания? 9.Как рассчитать количество теплоты, необходимое для горения? 10 .Как рассчитать количество теплоты, необходимое для конденсации и парообразования? 12.Что такое испарение и как его ускорить? 13.Что такое кипение и отчего зависит? 14.Как рассчитать КПД теплового двигателя? 8 класс п.1 стр 3 – п.24 стр 56 учебника под редакцией А.В. Перышкина 8 класс Электродинамика 16.Какие два рода зарядов существуют в природе и как они взаимодействуют? 17. Что такое электрический ток, что выбрано за направление тока? 18.Как измерить ток аналитически и практически и в каких единицах? 19. R ак измерить напряжение аналитически и практически и в каких единицах? 8 класс п.25 стр 58 – п.55 стр 128 Квантовая физика и физика атомного ядра Каково строение атомного ядра? 8 класс п.30 стр 68


Предварительный просмотр: