Лекция 5. Способы организации учебной деятельности с использованием ЭОР

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
  • Особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР
  • Изменение позиции учителя и ученика при использовании ЭОР НП в учебном процессе
  • Характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе
  • Различные варианты взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе
  • Что дают ЭОР ученику и учителю?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы организации учебной деятельности с использованием ЭОР

Особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР НП в учебном процессе могут быть положены:

• характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе;

• характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе.

При планировании учебного процесса с использованием ЭОР рекомендуется учитывать:

• уровень технического оснащения образовательного учреждения (от нескольких компьютеров в школе - в кабинете директора, библиотеке и т.п. до наличия мобильных компьютерных классов из нетбуков или наличия учебного компьютера у каждого ученика, включая оснащение проекционным оборудованием, интерактивными досками и т.п.);
• состояние и степень развитости информационной среды образовательного учреждения (в том числе обусловливающей использование ИКТ в административном обеспечении образовательного процесса);
• наличие или отсутствие качественного подключения к Интернет;
• уровень ИКТ-компетентности работников образовательного учреждения (педагогов и администраторов);
• наличие компьютеров дома у учащихся.

В зависимости от различных вариантов сочетания вышеназванных характеристик можно рекомендовать следующие модели организации учебного процесса с использованием ЭОР, успешно реализуемые в лучших учреждениях общего образования Российской Федерации.

Модель 1. Использование ЭОР при подготовке к уроку

Эта модель достаточно универсальна, так как может использоваться как при наличии небольшого числа компьютеров в школе (в административной части, в библиотеке, в учительской), на начальном этапе развития информационной среды школы, так и при развитой информационной среде ОУ и высоком уровне технического оснащения. Она в небольшой степени зависит от уровня ИКТ-компетентности педагога, потому что он может выбрать удобный для себя режим работы, уровень используемых программных продуктов и ЭОР. Минимальные требования к техническому оснащению этой модели таковы: операционная система, в том числе мультимедиа проигрыватель, почтовый клиент, браузер, файловый менеджер; антивирусная программа; интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций и электронные таблицы; звуковой редактор; простой редактор Web-страниц. Желательны, хоть и не обязательны, программа-архиватор, растровый и векторный графические редакторы; для продвинутого уровня необходимы система управления базами данных; геоинформационная система; система автоматизированного проектирования; виртуальные компьютерные лаборатории; программа-переводчик; система оптического распознавания текста; система программирования; (входит в состав операционных систем или др.); программа интерактивного общения.

Очевидно, что при использовании этой модели учителем интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ зависит от уровня технической оснащенности школы (места, где будет проводиться конкретный урок). Тексты учебника, диапозитивы и слайды, транспаранты и плакаты, интерактивные правила, таблицы, демонстрационные карточки, изобразительный и иллюстративный материал, звукозаписи, кино-, теле-, видеофрагменты и целые видеоуроки, упражнения и задания, тренажеры и практикумы, тестовые системы - все эти средства обучения представлены сегодня в электронном формате в составе открытых коллекций и могут быть с успехом использованы в самых разных учебных ситуациях, на разном этапе урока. Если в школе используется автоматизированная комплексная информационная система, то учитель может заранее подобрать себе ЭОРы к каждой теме учебного плана, разместить их в своем виртуальном кабинете в нужном порядке, продумать, какие элементы урока будут ими оснащены (представление нового материала, самостоятельная работа, закрепление, контроль и т.п.).

Когда модель используется учащимся, то степень ее интерактивности и самостоятельности регулируется только полученным заданием, которое может варьироваться от подбора иллюстративного материала по теме до выполнения проекта.

Из возможного перечня ЭОРов наибольшей востребованностью здесь будут отличаться наборы ЭОР к конкретным учебникам, а также предметные и тематические коллекции ЭОР - они являются полезным ресурсом для формирования разнообразного раздаточного материала, создания собственных заданий, подборки примеров к объяснению, дополнения системы классных и домашних работ, выступая в роли учебных пособий, которые, с одной стороны, дополняют традиционную систему средств обучения, расширяют инструментальную основу обучения и возможности учителя, позволяют варьировать классические модели уроков, внося разнообразие в учебный процесс. Например, гипертекстовые определения и правила, анимации и иллюстрации, интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, электронные задания и тесты, фрагменты учебных словарей, справочников и учебников могут найти свое применение для подготовки печатного раздаточного материала, включающего таблицы и схемы, списки примеров, рисунки, задания и упражнения, для формирования комплекта материалов для работы в классе и домашних заданий. Если планируется урок в кабинете, оснащенном компьютером на рабочем месте учителя и интерактивной доской или проектором, можно говорить о подготовке выступления с опорой на мультимедиа презентацию.

Особую роль в подготовительной работе учителя -лингвиста играют электронные учебные словари и справочники. Они служат рабочим материалом, своеобразной базой данных для подбора примеров к уроку, составления собственных заданий и упражнений, подготовки разных видов раздаточного материала и т.д.; основой для организации самостоятельной словарной работы учащихся на уроке (подбор примеров, перегруппировка единиц, дополнение словаря и т.п.) и поисковой деятельности (сбор необходимого языкового материала, его анализ и синтез, поиск единиц в разных учебных словарях и т.п.).

Модель 2. Использование ЭОР на уроке в ситуации "один-пять компьютеров в рабочей зоне класса"

Эта модель в значительной мере рассчитана на использование индивидуального подхода в работе с учащимися. Такое оснащение вкупе с соответствующим программным обеспечением набором ЭОРов позволяет работать со слабыми учащимися в плане отработки определенных технических или предметных навыков, и с сильными учащимися, например, в плане организации индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения.

Кроме того, данная модель позволяет организовать групповую работу для выполнения определенных исследовательских и проектных заданий, а также для игровых форм урока (например, группа "аналитиков" проверяет достоверность представленной информации или обеспечивает информационную поддержку для выступающих в дискуссии товарищей, и т.д.) - в этом случае компьютер приходится на каждого участника группы. Работа может быть организована в малых группах по модели "один компьютер на группу". При этом учитель отбирает необходимые для проведения урока ЭОРы в зависимости от учебной задачи и ориентирует учащихся на проведение совместных исследований, разработку групповых проектов, коллективное выполнение электронных заданий.

В малых группах за одним компьютером учащиеся могут совместно:
• наблюдать, анализировать и обсуждать предметные явления, представленные в таблицах, интерактивных схемах;
• работать с гипертекстовыми определениями и правилами;
• наблюдать за поведением некоторых единиц в динамичных схемах;
• искать решение задач, сопровождающих интерактивные тексты;
• моделировать ситуации в виртуальной лаборатории или конструкторе;
• коллективно выполнять электронные задания и тесты;
• вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со справочниками;
• готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и разнообразный иллюстративный материал;
• и др.

Перечисленные виды работы могут проводиться как изолированно, так и в различных сочетаниях. По окончании работы ее результаты (в виде текстов, презентаций, планов, тезисов, или устных выступлений, докладов, сообщений) выносятся на обсуждение и коллективную оценку.

В техническом и программном обеспечении данной модели желательны, прежде всего, тестовые системы, инструменты учебной деятельности, коллекции информационных источников; для продвинутого уровня важны и наиболее ценны для достижения компетентностных результатов образования среды для моделирования и проектирования.

При наличии интерактивной доски или экрана и проекционного оборудования возможности эффективного использования модели существенно расширяются - в зависимости от учебной задачи, она может быть использована как в виде дополнения фронтальной работы с классом, представления и обсуждения индивидуальных результатов.

Наборы ЭОР к учебным пособиям и курсам, а также ЭОРы из тематических и предметных коллекций могут послужить предметом коллективного обсуждения, опорой для фронтального опроса учащихся, индивидуального опроса у доски или с места.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭОР НП В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Построение учебного процесса на основе использования ЭОР НП предполагает изменение роли учителя. Происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени координатором или наставником, чем непосредственным источником знаний и информации.

Исходя из вышесказанного, представляется оптимальным способом проектирования и организации образовательного процесса на основе ЭОР НП, при котором:

• основной акцент делается на организацию активных видов познавательной деятельности обучаемых, формирование открытой познавательной позиции;

• учитель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить учащимся необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;

• учебная информация используется как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;

• обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Специфика деятельности учителя в новых условиях

Сформулируем основные тезисы, отражающие роль учителя в условиях нового подхода к организации процесса обучения.

1. Учитель — не единственный источник информации.

2. Учитель организует поиск учащимися информации и ее отбор, переработку в соответствии с выделенными критериями и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации.

3. Учитель определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность ЭУМ в соответствии с результатами диагностики.

4. Учитель определяет форму контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями.

5. Учитель — инициатор новых форм взаимодействия учащихся с учителем и между собой на уроке и во внеурочное время.

6. Учитель — организатор (модератор) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочное время.

В соответствии с высказанными положениями можно утверждать, что в корне изменяется и процесс подготовки учителя как к организации процесса обучения в целом, так и к конкретному уроку в отдельности.

Организация самостоятельной деятельности обучающихся на основе использования ЭОР НП предполагает следующие позиции педагога, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности обучающегося

Педагог-консультант

Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала учителем, обучающая функция заменяется консультированием, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы.

Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель учителя в такой модели обучения — научить, как учиться.

Педагог-модератор

Модерирование — деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей.

В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего ученика к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Основными методами работы педагога - модератора являются методы, которые побуждают обучающихся к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Педагог-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между учащимися.

Педагог-тьютор

Педагог-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение обучающихся. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность педагога-тьютора, как и педагога-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом обучающегося. Учитель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности.

Задачи педагога-тьютора: помочь учащемуся получить максимальную отдачу от учебы; следить за ходом учебы; давать обратную связь по выполненным заданиям; проводить групповые тьюториалы; консультировать и поддерживать обучающегося; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения предмета.

Изменение роли ученика при организации обучения на основе использования ЭОР НП

Сформулируем основные тезисы, отражающие роль ученика в учебном процессе в условиях использования ЭОР НП.

1. Ученик — не пассивный участник учебного процесса.

2. Ученик определяет цель своей деятельности и пути ее достижения.

3. Ученик — активный участник дискуссии, обсуждения, исследования.

4. Ученик выбирает способ взаимодействия с ЭУМ: определяет порядок усвоения учебного содержания, темп и порядок выполнения заданий.

5. Ученик отбирает необходимый для достижения цели материал.

6. Ученик осуществляет поиск необходимой информации в рекомендованных учителем ЭУМ, в ЭУМ, отобранных самостоятельно, в дополнительных материалах.

7. Ученик демонстрирует полученные в результате своей деятельности результаты, обосновывая их выбранными материалами ЭУМ.

В конечном итоге, ученик становится активным участником проектирования своей индивидуальной траектории освоения учебного материала соответствующего учебного предмета и, как следствие, своего индивидуального образовательного маршрута.


ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭОР НП В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В соответствии с одним из подходов к классификации методов обучения (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) по характеру деятельности учащегося в учебном процессе можно выделить следующие группы методов обучения:

  1. объяснительно-иллюстративные методы;
  2. репродуктивные методы;
  3. методы проблемного изложения изучаемого материала;
  4. частично-поисковые методы;
  5. исследовательские методы.

Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР НП в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.

Объяснительно-иллюстративные методы. Учитель использует содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности.
Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.

Репродуктивные методы. Данная группа методов предполагает использование учителем ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. При организации учебного процесса преимущественно используются:

  1. практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
  2. контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного.

Учитель использует ЭОР НП для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

Методы проблемного изложения изучаемого материала. Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР НП как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического типов) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.

В ходе урока учитель, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Учитель может использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.

Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение домашнего задания), учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.

Частично-поисковые методы. Данная группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:

  1. информационных ЭУМ, содержание которых носит проблемный характер;
  2. практических ЭУМ, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;
  3. контролирующих ЭУМ, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирование многоаспектного осмысления явлений.

Учитель, используя содержание разных типов ЭУМ, организует самостоятельную работу обучающихся поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.

Содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций.

Исследовательские методы. ЭОР НП используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей:

  1. самостоятельное изучение материала;
  2. организация и проведение лабораторных и практических работ;
  3. написание учащимися исследовательских работ;
  4. создание учебных проектов;
  5. организация учебных игр.


ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НП В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование ЭОР НП в учебном процессе позволяет реализовывать различные варианты взаимодействия учителя и учащегося.

0 уровень взаимодействия. ЭОР используется только учителем и только на этапе подготовки к уроку. В данном случае учитель применяет по своему усмотрению ЭУМ всех типов. Уровень интерактивности ЭОР не влияет на результат обучения.

Данный уровень взаимодействия предполагает, что ЭОР является источником дополнительной информации. На основе материалов ЭОР учитель готовит план-конспект урока, раздаточные материалы для учащихся, комбинируя фрагменты информации, иллюстрации, карты, схемы, задания. На этом уровне взаимодействия раздаточные материалы готовятся учителем преимущественно в традиционном печатном виде, поэтому непосредственного взаимодействия учащихся с ЭОР не происходит.

Очень низкий уровень взаимодействия. ЭОР используется учителем при проведении урока. На данном уровне учитель использует материалы ЭОР для подготовки презентации. Фрагменты ЭОР используются в электронном виде.

При проведении презентации, подготовленной на основе материалов ЭОР, учитель:

  1. предъявляет фрагменты текста информационных модулей;
  2. демонстрирует методы и образцы решений, используя материалы практикумов и тренажеров;
  3. демонстрирует объекты, используя материалы виртуальных экскурсий;
  4. использует материалы информационных и практических модулей (например, виртуальных лабораторий) для постановки проблемы, выявления противоречий, создания проблемной ситуации;
  5. демонстрирует поиск решения проблемы или задачи;
  6. демонстрирует ход эксперимента, поясняя демонстрируемый процесс;
  7. использует материалы ЭОР для демонстрации отдельных этапов исследования, пояснения и аргументации выполняемых действий.

Учащийся взаимодействует с материалами ЭОР пассивно, а именно:

  1. воспринимает готовую информацию, модели решений;
  2. наблюдает за ходом эксперимента или решением задачи;
  3. запоминает информацию;
  4. воспроизводит готовые способы деятельности, методы решений;
  5. на основе информации, предъявленной учителем, осознает проблемную ситуацию, формулирует проблему;
  6. осознает процесс поиска решения проблемы или задачи, его этапы;
  7. воспринимает сущность этапов исследования и исследования в целом.

На данном уровне взаимодействия ЭОР выполняет в основном мотивационную функцию. Преимущество использования ЭОР обеспечивается возможностью выбора учителем:

  1. способа предъявления информации с учетом ведущего канала восприятия учащихся класса в целом и отдельных его групп;
  2. сложности предъявляемой информации, соответствующей уровню подготовленности учащихся класса;
  3. структурирования информации.

Таким образом, на вышеназванном уровне взаимодействия ЭОР НП используются учителем в качестве дополнительного источника информации. Характер взаимодействия ученика с содержанием ЭОР не имеет принципиальных отличий от работы с традиционными источниками информации на уроке. Как и на предыдущем уровне, уровень интерактивности ЭОР не оказывает существенного влияния на результат обучения.


Низкий уровень взаимодействия. Учащиеся взаимодействуют с материалами ЭОР на уроке под непосредственным руководством учителя (например, фронтальная работа учащихся). Ученик может работать индивидуально, в паре или в группе, он выполняет действия в соответствии с указаниями учителя. На этом уровне все учащиеся работают с одним и тем же содержанием в одном и том же темпе.

При организации взаимодействия учащихся с ЭОР учитель:

  1. отбирает содержание (фрагменты ЭУМ);
  2. формулирует задание;
  3. определяет способы отчетности учащихся;
  4. демонстрирует фрагменты заданий, проблем и их решений;
  5. контролирует процесс и результат усвоения готовых способов, методов решения проблем и задач, способов деятельности, воспроизводимых учащимися;
  6. мотивирует учащихся к выполнению задания.

При взаимодействии с содержанием ЭУМ ученик:

  1. под руководством учителя воспринимает готовые методы и образцы решений, модели ситуаций;
  2. наблюдает за ходом эксперимента или решением зада чи в рекомендуемом учителем ЭУМ;
  3. запоминает информацию;
  4. при помощи учителя воспроизводит готовые способы деятельности, методы решений в процессе взаимодействия с модулями практического и контрольного типов;
  5. на основе информации, представленной в ЭУМ, осознает проблемную ситуацию, формулирует проблему с помощью учителя;
  6. осознает процесс поиска решения проблемы или задачи, его этапы;
  7. при помощи учителя воспринимает сущность этапов исследования и исследования в целом;
  8. воспроизводит отдельные этапы исследования в процессе взаимодействия с модулями практического типа.

На вышеуказанном уровне взаимодействия ЭУМ выполняют мотивационную, информационную функции, а также функции закрепления и контроля; создаются предпосылки для стимулирования самостоятельной работы учащихся, в том числе на уровне применения проблемных методов.

Средний уровень взаимодействия. Учащиеся взаимодействуют с материалами ЭУМ на уроке или во внеурочное время при опосредованном руководстве учителя.

В отличие от предыдущего уровня, учитель не руководит непосредственно деятельностью учащихся, не контролирует жестко процесс и промежуточные результаты деятельности. Руководство осуществляется опосредованно, за счет использования методических указаний для учащихся по организации их деятельности на основе работы с ЭУМ.

В отличие от предыдущего уровня, работа с ЭУМ организуется не фронтально, когда все учащиеся работают с одним и тем же материалом, примерно в одном и том же темпе, а индивидуально или в малых группах. В этом случае работа учащихся может быть организована в одном из следующих вариантов:

  1. Каждый учащийся (пара, группа) выполняет одно и то же задание, но в индивидуальном темпе. В этом случае результат выполнения задания у всех будет разный: это зависит как от темпа работы, так и от уровня подготовки учащегося, а также от объема дополнительной информации и меры помощи учителя, необходимых учащемуся для успешного выполнения задания.
  2. Каждый учащийся (пара, группа) выполняет индивидуальное задание, которое определяется учителем на основе уровня подготовки учащегося, предпочитаемого вида деятельности, ведущего канала восприятия информации, других индивидуальных особенностей.
  3. Комбинированная работа, когда часть учащихся работает самостоятельно без непосредственного руководства учителя с индивидуальными заданиями, а часть учащихся (менее подготовленных или, наоборот, работающих над решением более сложной задачи) работает с учителем. При этом степень руководства учителем деятельностью второй группы учащихся может быть как очень жесткой (в случае работы со слабыми учащимися), так и незначительной. Работа второй группы учащихся может быть организована как на основе ЭУМ, так и в традиционной форме.

При организации взаимодействия учащихся с ЭУМ учитель отбирает содержание (фрагменты ЭУМ), формулирует задание, индивидуальное для каждого учащегося (пары, группы), которое может предполагать:

  1. выполнение практических заданий репродуктивного характера, включенных в материалы модулей практического типа, на основе информации, полученной от учителя;
  2. самостоятельное изучение способов, методов решения задач или проблем и последующее их решение на основе изученного материала;
  3. ознакомление с материалами ЭУМ, предложенными учителем, формулировка на их основе проблемной ситуации и осуществление отдельных этапов исследовательской деятельности или проведение мини-исследования.

В ходе работы учащихся с ЭУМ учитель определяет способы отчетности учащихся; демонстрирует фрагменты заданий, проблем и их решений; контролирует процесс и результат усвоения способов, методов решения проблем и задач, способов деятельности, воспроизводимых учащимися; мотивирует учащихся на выполнение задания.

Учитель также формулирует домашнее задание для самостоятельного выполнения во внеучебное время. Отметим, что домашнее задание в данном случае может носить различный характер: в зависимости от индивидуальных особенностей ученика задание может быть репродуктивного, продуктивного или творческого уровня.

При взаимодействии с содержанием ЭУМ ученик самостоятельно:

  1. воспринимает готовые методы и образцы решений, модели ситуаций;
  2. наблюдает за ходом эксперимента или решением задачи в рекомендуемом учителем ЭУМ, фиксирует результаты, делает выводы;
  3. запоминает информацию;
  4. воспроизводит готовые способы деятельности, методы решений в процессе взаимодействия с модулями практического и контрольного типов;
  5. на основе информации, представленной в ЭУМ, осознает проблемную ситуацию, формулирует проблему;
  6. осознает процесс поиска решения проблемы или задачи, его этапы;
  7. осознает сущность этапов исследования и исследования в целом;
  8. воспроизводит отдельные этапы исследования в процессе взаимодействия с модулями практического типа.

Следует учитывать, что на среднем уровне взаимодействия ЭУМ выполняют мотивационную, информационную функции, а также функции закрепления, контроля и самоконтроля.

На данном уровне усиливается мотивация выполнения учащимися заданий за счет многообразия предъявляемой информации и использования индивидуальных заданий, организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной работе. Появляется возможность усиления доли самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей за счет использования вариативных ЭУМ, что создает условия для формирования умений самостоятельного определения учащимися целей своей деятельности, самостоятельного поиска необходимой информации, самостоятельного решения поставленных задач, самоконтроля и рефлексии. В большей степени это проявляется на ходе использования учителем частично-поисковых и исследовательских методов.

На этом уровне учитель все еще играет определяющую роль при выборе ЭУМ для учащегося, однако уже здесь создаются предпосылки для перехода от ведущей роли учителя к ведущей роли ученика в обучении, когда учитель начинает играть роль консультанта, тьютора, а также модератора дискуссий.

Высокий уровень взаимодействия. Учащиеся самостоятельно взаимодействуют с ЭУМ на уроке и во внеурочное время на основе самостоятельного их выбора для выполнения заданий, сформулированных учителем, на основе рекомендаций учителя.

При организации взаимодействия учащихся с ЭУМ на данном уровне учитель:

  1. выявляет проблемную ситуацию, и/или определяет проблему, и/или определяет область (круг), в которой может возникнуть проблемная ситуация/проблема, которую нужно проанализировать, выделить противоречие, осознать проблемную ситуацию, сформулировать проблему, определить направления поиска пути ее решения;
  2. формулирует цель, и/или ставит задачи поиска, и/или определяет направление, в котором нужно осуществлять поиск;
  3. формулирует цель, и/или ставит задачи исследования, и/или определяет направление, в котором нужно осуществлять исследование;
  4. определяет сроки выполнения задания;
  5. определяет способ предъявления результатов;
  6. оценивает результаты.

Деятельность ученика на вышеуказанном уровне носит более самостоятельный характер. Отметим направления деятельности учащегося:

  1. самостоятельное освоение содержания рекомендованных учителем ЭУМ информационного типа, отработка умений на основе ЭУМ практического типа, демонстрация на уроках результатов своей деятельности в ходе выполнения заданий ЭУМ контролирующего типа;
  2. осознание проблемной ситуации, формулировка проблемы, подбор ее обоснования;
  3. постановка задачи для решения проблемы и решение их с использованием отобранных материалов;
  4. выполнение заданий проблемного характера;
  5. отбор информации, ознакомление с содержанием модулей, выбранных самостоятельно на основе сформулированной цели;
  6. поиск решения поставленной задачи или вопроса;
  7. подбор обоснования;
  8. предъявление результатов с их обоснованием при помощи материалов ЭУМ;
  9. определение этапов исследования;
  10. проведение исследования;
  11. выбор формы представления результатов исследования и способа их предъявления для оценки.

Предполагается использование модулей, включающих задания проблемного, поискового, исследовательского характера, а также задания для самоконтроля. Для увеличения степени индивидуализации обучения предполагается использование вариативных модулей по содержанию, уровню сложности, ведущему каналу восприятия информации, уровню интерактивности, стилю изложения.
На данном уровне ЭОР выполняют мотивационную, информационную функции, а также функции закрепления, обобщения и систематизации, контроля и самоконтроля.

Усиление мотивационной функции ЭОР при доминировании объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения приводит к возможности изменения позиции обучающегося в сторону усиления самостоятельной работы. Однако данные методы принципиально не предполагают самоопределения учащегося.

Степень самостоятельности учащегося возрастает при использовании учителем проблемных, частично-поисковых и исследовательских методов. Это достигается за счет усиления позиции ЭОР, которые становятся индивидуализированным источником информации, источником знания о других источниках информации, источником идей, источником знания о способах деятельности и основой формирования способов деятельности. Одновременно изменяется и позиция учителя, который из источника информации и генератора проблем и решений становится исследователем личности учащихся, определяющим наиболее благоприятные условия работы каждого отдельного учащегося, групп учащихся и всего класса в целом (в том числе с использованием ЭОР), консультантом при возникновении затруднений, координатором деятельности учеников.

В процессе обучения создаются условия для самостоятельного определения учащимися цели собственной деятельности за счет правильно организованной системы рекомендаций ЭОР.

Очень высокий уровень взаимодействия. Учащиеся самостоятельно взаимодействуют с ЭУМ на уроке и во внеурочное время на основе самостоятельного их выбора для выполнения заданий, сформулированных учителем или поставленных учащимися самостоятельно.

Организуя учебный процесс, основанный на взаимодействии учащихся с ЭУМ на этом уровне, учитель:

  1. рекомендует ЭУМ в соответствии с интересующим ученика вопросом или выбранной темой;
  2. при необходимости корректирует ход деятельности учащегося и набор выбранных ЭУМ;
  3. консультирует по возникающим вопросам;
  4. организует дискуссию по итогам работы;
  5. оценивает результаты деятельности учащихся.

Деятельность ученика на вышеуказанном уровне предполагает следующие направления:

  1. самостоятельное выявление проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение путей ее решения;
  2. отбор информации, необходимой для решения проблемной ситуации;
  3. поиск решения поставленной задачи или вопроса;
  4. самостоятельная формулировка цели и задачи поиска (исследования), определение его этапов;
  5. ознакомление с содержанием информационных ЭУМ, выбранных самостоятельно на основе сформулированной цели;
  6. проведение исследования;
  7. решение проблемы;
  8. выбор способов предъявления решения;
  9. подбор обоснования, предъявление результатов с их обоснованием при помощи материалов ЭУМ;
  10. оценка результатов выполнения задания;
  11. рефлексия собственной деятельности;
  12. определение круга дальнейших проблем, направления дальнейшего исследования.

Так же, как и на предыдущем уровне, предполагается использование модулей, включающих задания проблемного, поискового, исследовательского характера, а также задания для самоконтроля.
ЭОР выполняют мотивационную, информационную функции, а также функции закрепления, обобщения и систематизации, контроля и самоконтроля.

На последнем уровне взаимодействия не предполагается преимущественного использования объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов. Элементы данных методов, очевидно, являются необходимыми составляющими при формировании необходимых умений и навыков (роль источника информации и способов действий в этом случае выполняет ЭУМ), однако ведущую роль они играть не могут. В данном случае ЭОР занимают центральное место в организации самостоятельной деятельности учащихся и их самоорганизации. Учитель переходит на позицию тьютора, фасилитатора, консультанта, модератора.

На первых четырех уровнях ведущая роль в определении содержания обучения, а соответственно, и определения типов и видов используемых ЭУМ принадлежит учителю. Ученики, в основном, действуют под его руководством.
Последние два уровня инициируют изменение позиции учителя: он начинает играть роль консультанта, модератора, тьютора.

В соответствии с выделенными уровнями использования ЭОР НП можно попытаться выделить несколько групп моделей уроков, при проведении которых деятельность учащихся организуется на основе ЭОР нового поколения.

В условиях проведения урока в компьютерном классе все учащиеся имеют возможность работать за компьютером – по одному или парами.

Работа учащихся в классе может быть организована:

  1. фронтально (знакомство с содержанием ЭОР, наблюдение за демонстрацией эксперимента);
  2. индивидуально (выполнение практических и лабораторных работ, решение задач в индивидуальном темпе и на основе различных заданий);
  3. малыми группами (выполнение группового задания на основе ЭОР).

В структуре урока могут быть отражены все его этапы. Кроме этого, целесообразно чередование видов деятельности за компьютером и без него. Рассмотрим основные этапы урока с использованием ЭОР:

  1. Актуализация знаний и умений учащихся может осуществляться как с использованием ЭУМ, так и в традиционной форме. Для этой цели могут быть использованы задания, включенные в электронные учебные модули практического типа, а также ключевые и проблемные вопросы, сформулированные в модулях информационного типа.
  2. Введение новой информации в зависимости от специфики вводимого содержания также можно проводить с использованием или без использования ЭУМ.
  3. Первичное закрепление материала целесообразно организовывать в форме индивидуальной деятельности на основе заданий, включенных в модули практического типа (тренажеры, простейшие практические задания).
  4. Применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях целесообразно организовывать на основе различных практических модулей, которые предполагают самостоятельное выполнение учащимися лабораторных, практических, исследовательских работ.
  5. Диагностика процесса усвоения учебного материала в зависимости от уровня и диагностируемого предмета может быть организована как с использованием ЭУМ, так и в традиционной форме.

Что дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

Но, во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель – это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе – неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика.

Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога – воспитателя, носителя культуры.

Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы.

В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы – ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации.

Наконец, школа – это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

  1. конспекты не писать;
  2. сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  3. экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
  4. решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны (имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок), либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  5. вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.