Лекция 6. Модели уроков с использованием ЭОР

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
  • Типология уроков с использованием ЭОР НП
  • Роль ЭОР НП в зависимости от модели урока
  • Особенности организации различных моделей уроков с использованием ЭОР НП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekciya_6._modeli_urokov_s_ispolzovaniem_eor.docx482 КБ

Предварительный просмотр:

Модели уроков с использованием ЭОР

Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования ЭОР НП.

При проведении урока в традиционной форме его содержание теряет свою актуальность. При использовании ЭОР НП в учебном процессе получение учащимися новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ими содержания модулей, работе с интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами (книгами, словарями, энциклопедиями и т. д.).

В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них.

УРОК – ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР НП ПРИ ВЕДУЩЕЙ РОЛИ УЧИТЕЛЯ

УРОК – ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР НП И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

УРОК – ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР НП. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА

При организации данного урока материал для изучения готовится учащимися на основе материалов ЭОР НП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока, подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя и начинаться не менее чем за 3 – 4 недели до его проведения.

Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения вышеуказанных моделей уроков с той разницей, что в данном случае формулировка заданий и их последующая проверка, ответы на вопросы и комментарии осуществляются непосредственно самими учащимися.

В ходе данного урока задача учителя заключается в следующем:

  1. определение темы урока – обучающего семинара;
  2. формулировка цели урока на этапе его подготовки и проведения;
  3. определение учебного материала (ЭУМ И- и П-типа), на основе которого будет строиться содержание урока, и дополнительных источников информации;
  4. координация работы учащихся как в процессе подготовки к уроку, так и в процессе его проведения.

УРОК – ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НП

Целью данного урока является введение нового материала. Урок – виртуальная лабораторная работа предполагает деятельность учащегося по изучению реальных объектов, проведению виртуального эксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке их справедливости.

Эффективность лабораторного занятия во многом зависит от детальных инструкций, грамотно выстроенной системы вопросов и заданий, регулирующих выполнение учащимися действий, осмысления получаемых результатов. Все это реализовано в соответствующих ЭОР НП.

Значимость такого рода занятий определяется также возможностью способствовать становлению умений осмысленной работы, углубленного анализа подвергающихся изучению материалов, развитию исследовательских навыков.

Схема урока близка логике, применяемой при изучении нового материала. Однако специфика состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме в значительной мере осуществляется ориентация на передачу уже готовых знаний и репродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий, предлагаемых учителем. В то время как при проведении лабораторной работы важно, устанавливая соотношение изучаемого материала с содержанием урока, конкретизировать, иллюстрировать, углублять понимание темы и, главное, содействовать становлению у учащегося умений анализа, обобщения, внутреннего рассуждения, постановки проблемы.

УРОК-ПРАКТИКУМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР НП

Основной обучающей целью уроков-практикумов является формирование умений и навыков решения определенных типов задач. Поэтому количество задач, предлагаемых учащимся в процессе проведения такого урока, должно быть достаточно большим при сравнительно небольшом уровне их сложности.

Можно выделить следующие виды уроков-практикумов с использованием ЭОР:

  1. Практикум, носящий репродуктивный и неиндивидуализиро ванный характер.
  2. Индивидуализированный практикум.
  3. Творческий практикум.

Практикум, носящий репродуктивный и неиндивидуализированный характер. Основной такого урока являются ЭУМ П-типа, включающие в себя задания тестового характера и направленные на отработку элементарных навыков, или задания, решения которых носят алгоритмический характер и не предполагают осуществления поиска.

Индивидуализированный практикум. Основой такого урока являются вариативные ЭУМ П-типа. Отличается от неиндивидуализированного практикума тем, что разным группам учащихся, в зависимости от уровня их теоретической подготовки, успеваемости, стиля обучения предлагаются разные ЭУМ. Учащиеся работают в индивидуальном темпе.

Творческий практикум. В рамках творческих практикумов на основе применения полученных учащимися теоретических знаний организуется:

  1. поиск возможностей применения известного способа для решения новой задачи;
  2. интерпретация учащимися теоретических фактов в соответствующей области на основе предложенных дополнительных материалов;
  3. моделирование процессов и явлений реальной жизни и других предметных областей на основе предложенных дополнительных материалов.

Учитель проверяет результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.
Основой таких практикумов являются ЭУМ И- и П-типов, а также дополнительные источники информации.

УРОК – РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.

Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.

Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. Перечень модулей для проведения урока определяет учитель.

Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти модули, включающие в себя необходимые сведения.

УРОК-ДИСКУССИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НП

Целью таких уроков является формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.

Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения – интегрированное, основными его составляющими являются следующие умения:

  1. определять цель деятельности;
  2. отбирать информацию в соответствии с определенной целью;
  3. выстраивать цепочку обоснований;
  4. находить (подбирать) контраргументы (контрпримеры);
  5. последовательно излагать материал и т. д.

Кроме того, в процессе урока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализировать суждения противной стороны и др.

Урок-дискуссия обычно посвящен обсуждению поставленной проблемы, или проблемной ситуации, или проблемного вопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссии может являться:

  1. алгоритм решения задачи;
  2. метод решения задачи;
  3. классификация;
  4. модель ситуации и т. п.

Основой проведения урока-дискуссии являются ЭУМ И-типа, которые используются на этапе изучения нового материала (ЭУМ – источник новой информации), а также на этапе демонстрации аргументов (ЭУМ – источник аргументов). Учитель использует модули, в которых сформулирована проблема, требующая разрешения, заложено некоторое противоречие, предлагается несколько способов решения той или иной проблемы или несколько трактовок того или иного явления.

В ходе проведения урока-дискуссии используются также ЭУМ П-типа, которые содержат задания, предполагающие осуществление поиска решения; включают в себя лабораторную или практическую работу, предполагающую неоднозначность выводов.

Урок-дискуссия может быть организован на основе предварительной самостоятельной работы учащихся дома, результатом которой является:

  1. освоение учащимися содержания рекомендованных учителем ЭУМ, а также дополнительного материала, рекомендованного учителем или найденного самостоятельно;
  2. разработка системы аргументов в защиту выбранной позиции.

Однако может быть предусмотрена организация дискуссии на основе материалов ЭУМ, изученных во время урока в классе.

УРОК – ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ

При подготовке данного урока учителем проводится предварительное разделение учащихся на группы, в которых затем им предстоит совместно выработать аргументы в пользу того или иного мнения.

Основой проведения такого урока могут являться ЭУМ И- и П-типов, обладающие теми же особенностями, указанными в описании предыдущей модели урока.

УРОК – ОБСУЖДЕНИЕ (ВЫДВИЖЕНИЕ) ИДЕЙ

Целью данного урока является формирование умения высказывать предположения и гипотезы на основе анализа информации, полученной различными способами.

Умения, формируемые в процессе урока:

  1. анализ собственного опыта;
  2. синтезирование мнений (точек зрения);
  3. анализ высказываемых суждений.

Основой проведения данного урока, так же как и урока-дискуссии, являются ЭУМ И- и П-типов. При этом наличие в содержании урока какого-либо противоречия или проблемы является необязательным. В условиях проведения урока-обсуждения материалы ЭУМ используются в качестве основы для выдвижения идеи, обоснования ее продуктивности.

УРОК – ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР

В условиях использования ЭОР НП появляется реальная возможность организации полноценного семинара, учитывающего, помимо подготовки учащегося на основании изучения различных источников, еще и устный доклад, и развернутую дискуссию по проблеме.

Основой проведения таких уроков могут являться ЭУМ всех типов. При этом выбор ЭУМ осуществляется преимущественно учащимся, поскольку такие уроки предполагают обобщение и систематизацию уже изученного материала, содержание уже освоенных ЭУМ. Необходимым является его переосмысление и переструктурирование.

Однако подготовка к семинару учитывает не только повторение учеником учебных материалов ЭУМ, но и обращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиям журналов, газет, ресурсам Интернета. Рекомендуется предоставить учащимся список основных источников, но при этом не ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Как известно, умение осуществлять деятельность по выполнению учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:

- анализ личного опыта;

- формулирование цели и задач;

- планирование деятельности;

- поиск информации, ее анализ и преобразование;

- применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач;

- умение осуществлять самоанализ и рефлексию;

- подготовку презентации результатов собственной деятельности.

ЭОР НП могут являться основой такой деятельности. При этом в качестве основы могут служить ЭУМ всех типов. Выбор необходимых ЭУМ или их фрагментов осуществляется учащимся.