Лекция 7. Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием ЭОР
- Понятие учебного проекта
- Основные этапы подготовки и реализации учебного проекта
- Особенности использования такого дидактического приема, как веб-квест
- Роль ЭОР в проектной деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_7._tehnologiya_organizacii_proektnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_s_ispolzovaniem_eor.docx | 125.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием ЭОР
Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно:
- проблематизации (рассмотрения проблемного поля и выделения подпроблем, формулирования ведущей проблемы и постановки задачи, вытекающей из этой проблемы);
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
- презентации (самопредъявления) хода своей деятельности и результатов;
- подготовки материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
- практического применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе нетиповых ситуациях;
- выбора, освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).
Основой обучения с использованием метода проектов могут являться вариативные ЭУМ разного типа, а также дополнительные источники информации.
ЭУМ могут быть использованы при определении замысла проекта; на этапах определения плана выполнения проекта, поиска информации и подготовки конечного продукта для презентации.
В данном случае учитель выполняет следующие действия:
- формулирует проблему или организует проблемную ситуацию;
- организует деятельность учащихся в соответствии с этапами проектной деятельности;
- оказывает помощь и осуществляет консультирование учащихся.
В педагогической науке и практике разработаны различные подходы к организации проектной деятельности учащихся.
Подготовка и реализация проекта включает в себя следующие этапы:
- Этап ориентирования
- Этап разработки проекта
- Этап реализации проекта
- Этап презентации результатов проекта
- Этап оценки проекта
Этап ориентирования в зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) длится 3 – 4 недели и включает в себя следующие фазы:
- Фаза индивидуального и коллективного обсуждения, в рамках которой выявляются различия между проектным и традиционным школьным обучением (приобретение нового опыта, возможность сделать какой-нибудь продукт и при этом получать образование).
- Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и проекты и могут быть введены новые формы работы. Такая работа требует от педагогов проведения интенсивной коллективной работы для того, чтобы в группе создавалась атмосфера доверия, и могли развиваться социальные и коммуникативные формы.
- Фаза анализа личного опыта.
Этап разработки проекта включает в себя следующие фазы:
- Фаза разработки индивидуальных задач.
- Фаза анализа личного опыта учащихся.
- Фаза разработки коллективных задач.
- Фаза определения целей.
- Фаза определения ресурсов.
Именно на этом этапе разработки проекта в качестве ресурсов учащимся могут быть предложены ЭУМ
Этап реализации проекта включает в себя следующие фазы:
- Фаза обсуждения и выбора методов исследования и поиска информации. В процессе выбора методов исследования учащиеся осваивают общенаучные логические методы (обобщения, анализа, синтеза, сравнения). Данные методы учащиеся осваивают при работе с практическими и контролирующими ЭУМ.
- Фаза самостоятельной работы учащихся над задачами.
- Фаза промежуточных обсуждений достигнутых результатов.
- Фаза оформления проекта.
Ключевыми фазами на этапе презентации результатов проекта являются подготовка презентации и защита проекта.
При подготовке презентаций своих проектов учащиеся могут использовать фрагменты ЭУМ. Причем на ранних этапах введения данной технологии в образовательный процесс и в случае применения ее на первой ступени основной школы с младшими подростками возможным становится применение приемов и заданий, помогающих учащимся развить умения готовить презентацию разработанных продуктов деятельности учащихся.
Примером подобного приема с применением ЭУМ может служить дидактический прием «WEB-квест».
Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Веб-квест (webquest), как правило, представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого могут быть использованы ЭУМ.
Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала ЭУМ, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т. п.
Примеры вариантов проектов, разработанных при помощи данного приема: детективная история, плакат, виртуальная выставка, головоломка, таинственная история и т. д.
Для создания веб-квестов разработаны специальные электронные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.
Оценка проекта осуществляется в соответствии со следующими критериями:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- полнота использования содержания ЭУМ;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.
Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая, очень важна, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.
Выделяют следующие возможные продукты проектной деятельности: