Лекция 7. Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием ЭОР

Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна
  • Понятие учебного проекта
  • Основные этапы подготовки и реализации учебного проекта
  • Особенности использования такого дидактического приема, как веб-квест
  • Роль ЭОР в проектной деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология организации проектной деятельности учащихся с использованием ЭОР

Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно:

  1. проблематизации (рассмотрения проблемного поля и выделения подпроблем, формулирования ведущей проблемы и постановки задачи, вытекающей из этой проблемы);
  2. целеполагания и планирования деятельности;
  3. самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
  4. презентации (самопредъявления) хода своей деятельности и результатов;
  5. подготовки материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  6. поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
  7. практического применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе нетиповых ситуациях;
  8. выбора, освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  9. проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения).

Основой обучения с использованием метода проектов могут являться вариативные ЭУМ разного типа, а также дополнительные источники информации.

ЭУМ могут быть использованы при определении замысла проекта; на этапах определения плана выполнения проекта, поиска информации и подготовки конечного продукта для презентации.

В данном случае учитель выполняет следующие действия:

  1. формулирует проблему или организует проблемную ситуацию;
  2. организует деятельность учащихся в соответствии с этапами проектной деятельности;
  3. оказывает помощь и осуществляет консультирование учащихся.

В педагогической науке и практике разработаны различные подходы к организации проектной деятельности учащихся.
Подготовка и реализация проекта включает в себя следующие этапы:

  1. Этап ориентирования
  2. Этап разработки проекта
  3. Этап реализации проекта
  4. Этап презентации результатов проекта
  5. Этап оценки проекта

Этап ориентирования в зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) длится 3 – 4 недели и включает в себя следующие фазы:

  1. Фаза индивидуального и коллективного обсуждения, в рамках которой выявляются различия между проектным и традиционным школьным обучением (приобретение нового опыта, возможность сделать какой-нибудь продукт и при этом получать образование).
  2. Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и проекты и могут быть введены новые формы работы. Такая работа требует от педагогов проведения интенсивной коллективной работы для того, чтобы в группе создавалась атмосфера доверия, и могли развиваться социальные и коммуникативные формы.
  3. Фаза анализа личного опыта.

Этап разработки проекта включает в себя следующие фазы:

  1. Фаза разработки индивидуальных задач.
  2. Фаза анализа личного опыта учащихся.
  3. Фаза разработки коллективных задач.
  4. Фаза определения целей.
  5. Фаза определения ресурсов.

Именно на этом этапе разработки проекта в качестве ресурсов учащимся могут быть предложены ЭУМ

Этап реализации проекта включает в себя следующие фазы:

  1. Фаза обсуждения и выбора методов исследования и поиска информации. В процессе выбора методов исследования учащиеся осваивают общенаучные логические методы (обобщения, анализа, синтеза, сравнения). Данные методы учащиеся осваивают при работе с практическими и контролирующими ЭУМ.
  2. Фаза самостоятельной работы учащихся над задачами.
  3. Фаза промежуточных обсуждений достигнутых результатов.
  4. Фаза оформления проекта.

Ключевыми фазами на этапе презентации результатов проекта являются подготовка презентации и защита проекта.

При подготовке презентаций своих проектов учащиеся могут использовать фрагменты ЭУМ. Причем на ранних этапах введения данной технологии в образовательный процесс и в случае применения ее на первой ступени основной школы с младшими подростками возможным становится применение приемов и заданий, помогающих учащимся развить умения готовить презентацию разработанных продуктов деятельности учащихся.

Примером подобного приема с применением ЭУМ может служить дидактический прием «WEB-квест».

Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Веб-квест (webquest), как правило, представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого могут быть использованы ЭУМ.

Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала ЭУМ, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т. п.

Примеры вариантов проектов, разработанных при помощи данного приема: детективная история, плакат, виртуальная выставка, головоломка, таинственная история и т. д.

Для создания веб-квестов разработаны специальные электронные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.

Оценка проекта осуществляется в соответствии со следующими критериями:

  1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
  3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
  5. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
  7. привлечение знаний из других областей;
  8. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  9. полнота использования содержания ЭУМ;
  10. эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  11. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая, очень важна, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов.

Выделяют следующие возможные продукты проектной деятельности: