Лекция 1. Методы психологического исследования
психоллогическое исследование: требования к организации и его этапы
классификация методов исследования
характеристика основных эмпирических методов психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_1._metody__issledovaniya__p__psihologii.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологическое исследование: требования к организации и его этапы
Классификация методов исследования
Характеристика основных эмпирических методов психологии
Владение методами изучения психологии личности является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности юриста. Юрист должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индиви-дуально-психологические особенности личности (свидетеля, подозре-ваемого, обвиняемого) цели их действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависит от целей, которые стоят перед ним, и от характера вопросов, требующих разрешения.
Психологическое исследование:
требования к организации и его этапы
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности выступает научное исследование. Психологическое исследование − это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей.
Психологическое исследование включает ряд обязательных этапов (рис. 1)[1].
Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:
- Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов.
- Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям.
Э
Т
А
П
Ы
И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Н
И
Я
1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования
2. Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции. Выдвижение гипотез
3. Планирование исследования
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании – поиск и отбор фактов, их систематизация
5. Обработка данных
Определение целей и задач исследования
Определение экспериментальных планов
Выбор методов и методик исследования
Определение математических методов обработки данных
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы
Рис. 1. Основные этапы психологического исследования
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность.
5. Инструкция для испытуемых должна быть четкой, краткой и однозначной.
6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).
7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных[2].
Классификация методов исследования
Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей.
Следует отметить, что, хотя все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это в соответствии с присущими ему особенностями.
Будущим юристам необходимо отчетливо представлять особенности каждого метода, чтобы активно их использовать в своей профессиональной деятельности. В психологии выделяют четыре группы методов исследования (рис. 2)[3].
Организационные методы. Данная группа включает срав-нительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения.
Классификация
Методы психологического исследования
Организационные
Способы обработки данных
Интерпретацион-ные методы
Эмпирические
Сравнительный
Филогенетический
Онтогенетический
Типологизация
Методы математико-статистического анализа данных
Методы качественного анализа
Генетический
Структурный
Комплексный
Лонгитюдный
Анализ процессов и продуктов деятельности
Биографический
Наблюдение
Эксперимент
Психодиагностические методы
Метод экспертных оценок
Рис. 2. Классификация методов психологического исследования
Б.Г. Ананьева
Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 3).
Основные
Вспомогательные
Психодиагностические
методы:
- беседа
- анкетирование
- тестирование
Наблюдение
Наблюдение:
- открытое
- скрытое
- пассивное
- активное
- лабораторное
- естественное
- случайное
- систематическое
- включенное
- невключенное
- сплошное
- выборочное
- лонгитюдное
- периодическое
- одиночное
Эксперимент:
- лабораторный
- естественный
- констатирующий
- формирующий
Метод экспертных
оценок
Метод анализа процесса и продуктов
деятельности
Биографический метод
Эмпирические методы исследования
Наблюдение
Рис. 3. Основные эмпирические методы психологии
Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Характеристика основных эмпирических методов
психологии
Метод наблюдения
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психо-логии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенап-равленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан[4].
Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
- пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.);
- мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.);
- речь (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство и т.д.);
- поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении и т.д.);
- наличие противоречий в поведении (демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);
- поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, своим личным вещам);
- поведение в психологически значимых ситуациях (выполнение задания, конфликт);
- поведение в основной деятельности (работе).
Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:
- многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;
- многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;
- уникальный характер и неповторимость психических явлений [5].
Существует следующая классификация видов наблюдения
(рис. 4)[6].
С хронологической точки зрения организации наблюдения
В зависимости
от позиции
наблюдателя
По упорядоченности
В зависимости
от
регулярности
В зависимости от активности
наблюдателя
Активное
Случайное
Систематическое
Систематическое
Выборочное
Сплошное
Случайное
Скрытое
Пассивное
Открытое
Лабораторное
Естественное
Клиническое
Одиночное
Периодическое
Лонгитюдное
Наблюдение
Невключенное
Включенное
Включенное
Невключенное
Рис. 4. Классификация видов наблюдения
В зависимости от позиции наблюдателя:
- открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
- скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.
2. В зависимости от активности наблюдателя:
- пассивное – наблюдение без какой-либо направленности;
- активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
- лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной: от минимальной в непринужденной беседе в привычной об становке до максимальной в эксперименте с ис пользованием специ альных помещений, технических средств и принудительных инструк ций. В медицинской практике эта разновидность наблюдения часто именуется клиническим наблюдением, т.е. наблюдением за пациен том в процессе его лечения;
- естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
3. В зависимости от регулярности:
- случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
- систематическое – преднамеренное наблюдение, со вер шаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику;
- включенное – наблюдение, при котором наблюдатель вхо дит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
- невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодейст вия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
4. По упорядоченности:
- случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
- сплошное – постоянное наблюдение за объектом без пере рыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необ хо димости получить наиболее полную информа цию о динамике изу чаемых явлений;
- выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные про ме жутки времени, выбираемые исследователем по своему ус мотрению;
- систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее со ставлен ному графику.
5. С точки зрения хронологической организации наблюдения:
- лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;
- периодическое – наблюдение в течение определенных промежут-
ков времени;
- одиночное – описание отдельного случая.
Метод наблюдения имеет свои особенности (рис. 5).
Особенности применения метода наблюдения
Богатство собираемых сведений (анализ как вербальной информа-ции, так и действий, движений, поступков)
Субъективность (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности исследователя)
Сохранение естественности усло-вий деятельности
Допустимо использование разнооб-разных технических средств
Необязательно получение предва-рительного согласия испытуемых
Значительные затраты времени вследствие пассивности наблюдателя
Невозможность контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения
Рис. 5. Особенности применения метода наблюдения
Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъек-тивной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.
Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:
- адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;
- точность и образность формулировок;
- обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой наблюдаемое поведение имело место.
Метод наблюдения широко используется и в юридической практике. Для психолога и юриста внешнее наблюдение – это один из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь судит о внутренних причинах поведения человека, его эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии, например, свидетеля события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Используется данный метод в юридической практике и в познавательных целях (например, следователем в ходе проведения следственных действий). Следователь во время обыска, допроса, следственного экспе-римента имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего наблюдения.
Освоение юридическими психологами и юристами метода «поведенческий портрет» позволяет создавать более полное представление о конкретном человеке, за которым ведется наблюдение (психическое состояние человека, особенности характера, социальный статус). Поведенческий портрет помогает следователям и оперативным работникам в установлении личности подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, в розыске и задержании скрывшихся преступников.
Самонаблюдение (интроспекция) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, но в то же время наблюдение и за их внешними проявлениями.
В юридической практике показания потерпевших, свидетелей представляют фактически самоотчеты о своих состояниях, переживаниях. Самонаблюдение может использоваться юристом как метод самопознания, позволяющий ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегруз-ками.
Эксперимент
Эксперимент – это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния[7]. Выделяют следующие виды эксперимента: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий (рис. 6, табл. 1).
а
Эксперимент
Естественный
(проводится в реальных
жизненных условиях)
Лабораторный
(проводится в условиях
лаборатории)
б
Эксперимент
Формирующий
(предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)
Констатирующий
(ограничивается констатацией изменений изучаемых
психических явлений)
Рис. 6. Классификация видов эксперимента:
а – в зависимости от условий проведения эксперимента;
б – в зависимости от позиции экспериментатора в изучении
психических явлений
Таблица 1.
Особенности применения лабораторного и естественного эксперимента
Лабораторный эксперимент | Естественный эксперимент |
Обеспечивается высокая точность результатов | Относительная точность результатов |
Возможны повторные исследования в аналогичных условиях | Исключается проведение повторных исследований в аналогичных условиях |
Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными | Отсутствие полного контроля за все-ми переменными |
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности | Условия деятельности соответствуют реальности |
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследования | Испытуемые не знают о том, что они являются объектами исследований |
Психологический эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого (табл. 2)[8].
Таблица 2
Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
Наблюдение | Эксперимент |
В зависимости от природы вопросов | |
Вопрос остается открытым. Наблюдатель не знает ответа или имеет о нем смутное представление | Вопрос становится гипотезой, т.е. предполагает существование какой-то зависимости между фактами. Эксперимент ставит своей целью проверку гипотезы |
В зависимости от контроля ситуации | |
Ситуации наблюдения определяются менее строго, чем в эксперименте. Переходные ступени от естественного к спровоцированному наблюдению | Ситуация эксперимента четко определена |
В зависимости от точности регистрации | |
Процедура регистрации действий испытуемого менее строгая, чем в эксперименте | Точная процедура регистрации действий испытуемого |
В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент распространен в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. При проведении лабораторного эксперимента используют сложное лабораторное оборудование (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.).
С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимание, наблюю-дательность и др. Естественный эксперимент широко применяется долж-ностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Однако применение его ни в коем случае не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.
Беседа
Беседа – вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может представлять собой свободный или стандартизированный опрос (рис.7).
Стандартизированный опрос
Свободный опрос
Исключаются ошибки при формулировке вопросов
Полученные данные сложнее сравнить друг с другом
Полученные данные легко сравнимы друг с другом
Носит отпечаток искусствен-ности (напоминает устную анкету)
Позволяет гибко корректи-ровать тактику исследования, содержание задаваемых вопро-сов, получать на них нестандартные ответы
Рис. 7. Особенности применения стандартизированного и свободного опроса
Стандартизированный опрос − опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.
Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
В юридической практике может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза (анамнез – сведения о прошлом испытуемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц).
Непринужденная беседа позволяет следователю изучить основные особенности личности собеседника, выработать индивидуальный подход и вступить в контакт с допрашиваемым. Такая беседа очень часто предшествует основной части допроса и достижению главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. Во время беседы следователю необходимо обратить внимание на налаживание личного контакта с собеседником. Благоприятный для беседы климат создают:
- ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;
- проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам;
- положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);
- искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.
Беседа психолога отдела внутренних органов с пострадавшим в результате совершения преступления может и должна вызвать психотерапевтический эффект. Постижение эмоциональных состояний другого человека, выражение сочувствия ему, способность поставить себя на его место, демонстрация участливого внимания к насущным потребностям человека – важное условие контакта с собеседником.
Проведение беседы является большим искусством, которым должны владеть и психологи, и юристы. Этот метод требует особой гибкости и четкости, умений слушать собеседника, разбираться в его эмоциональных состояниях, реагировать на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Беседа является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта со свидетелями, подозреваемыми и т.д.
Анкетирование
Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:
1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, отношениях.
2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуемому строить ответ в соответствии со своими желаниями, как по содержанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и непредполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос. Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа.
3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.
При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
- формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствовать его знаниям и образованию;
- сложные и многозначные слова должны исключаться;
- вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
- включать вопросы, проверяющие степень искренности.
Метод анкетирования широко применяется при исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время этот метод широко используется для исследования некоторых аспектов причин преступности (например, механизма образования преступного умысла и т.д.).
Метод тестирования
Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов.
Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности[9]. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, тесты, диагностирующие межличностные отношения и т.д. Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.
Выделяют следующие виды тестов:
- тест-опросник – основан на системе заранее продуманных, тща-
тельно отобранных и проверенных относительно валидности и надежности
вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности;
- тест-задание – включает серию специальных заданий, по итогам
выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств;
- проективный тест – в нем заложен механизм проекции, согласно
которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требования к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.
Разработка и использование любых тестов должны отвечать следующим основным требованиям:
- стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);
- надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или же его эквивалентной формы;
- валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего он предназначен;
- практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций (испытуемых) и видов деятельности.
К особенностям теста можно отнести слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношение испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, стресс, раздражительность и т.д.).
Результаты теста, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Так, тестирование лица, обвиняемого в совершении преступления (находящегося в СИЗО), при решении задач судебно-психологической экспертизы может дать неверное, искаженное представление о личности в связи с состоянием тревожности, возможной подавленности, отчаяния, озлобленности и т.д.
Применение тестов специалистами предполагает соблюдение ими целого ряда процедурных требований, о чем должен знать юрист, оценивающий результаты тестирования, изложенные в акте судебно-психологической экспертизы. Тестирование должно проводится в бла-гоприятных для испытуемого условиях с точки зрения времени, обстановки обследования, его самочувствия, отношения к нему психолога, профессионально грамотно ставящего перед ним задачи и проводящего обследование.
Отступления от этих обязательных требований могут свидетельствовать о недостаточной научной компетентности специалиста-психолога и негативно повлиять на оценку его заключения судом.
Метод экспертных оценок
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие субъекта и изучаемую проблему: инспектор по делам несовершеннолетних, родители, друзья и т.д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
В юридической практике данный метод позволяет собрать как можно больше независимых сведений о личности обвиняемого, чтобы составить о нем объективное мнение. Так, например, чтобы полно охарактеризовать обвиняемого, одной характеристики с его последнего места работы бывает недостаточно. Поэтому для следствия очень важно рассмотрение характеристик с мест, где обвиняемый учился или работал, мнение о нем соседей, коллег по работе, родственников и знакомых.
Метод анализа процесса и продуктов деятельности
Данный метод предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков. Данный метод чаще всего используется как вспомогательный, поскольку на его основе не всегда представляется возможным раскрыть все многообразие психической деятельности человека. В юридической практике метод анализа процесса и продуктов деятельности в совокупности с другими методами применяется при изучении личности разыскиваемых преступников. Так, по результатам преступной деятельности судят не только о степени общественной опасности содеянного, но и об определенных характерологических особенностях личности, психическом состоянии обвиняемого в момент совершения преступления, о мотивах преступления, об интеллектуальных способностях и т.д.
Биографический метод
Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.
В юридической практике назначение этого метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих психологическое значение в жизни человека, с момента рождения и до того периода, который интересует следователя и суд. Следователь в ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, и во время беседы с ним самим выясняет необходимые для следствия сведения: о его родителях, о его взаимоотношениях с окружающими, работе, интересах, склонностях, характере, перенесенных заболеваниях, травмах. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, личное дело, дневники, письма и т.д.
Для будущих юристов, учителей права изучение и применение методов научной психологии имеет большую практическую ценность. Они необходимы в работе с подростками, социальными группами, персоналом; кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании с тем, чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.
[1] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. – С. 50.
[2] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. – С. 28 – 29.
[3] См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1996. –
С. 296 − 298.
[4] См.: Психология: слов. / под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. − М., 1990. − С. 227.
[5] См.: Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. − Самара, 1997. − С. 54.
[6] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. − С. 42.
[7] См.: Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000. – С. 310.
[8] См.: Айсмонтас Б.Б. Указ. соч. − С. 46.
[9] См.: Дружинин В.Н. Указ. соч. − С. 309.