Лекция №3. Толстые и тонкие вопросы.

Бурнашова Тамара Ивановна

В лекции представлен материал для обучения школьников составлению простых и сложных вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_no3._tolstye_i_tonkie_voprosy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №3.

Толстые и тонкие... вопросы

Вам приходилось когда-нибудь слышать выражения типа «Какой вопрос, такой и ответ!», «На правильно заданный вопрос ответ не нужен» и т. п.? Темы вопросов мы подробно касались во второй главе. Напомним, что речь шла о том, каким образом надлежит использовать вопросы, чтобы задействовать разные аспекты мышления детей. Теперь обсудим так называемые «толстые и тонкие» вопросы.

Из своего жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» (например, «Сейчас ночь?» Если вы читаете эту книгу в ночное время, вы ответите «да»; если нет, то «нет»). Гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий слишком общий вопрос, требует на него однозначного ответа. Если вы не ответите прямо сейчас, он может даже обидеться.

Мы считаем, что для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (их мы назовем «тонкими»), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным (их назовем «толстыми»).

После того как они освоит этот навык, их надо обучить навыку уточнения (или «утончения») толстых вопросов. Предложите им этакую систему «утончающей вопросоробики»!

Для достижения первой из двух заявленных целей предлагаем использовать таблицу «Толстых и тонких вопросов».

?

Кто...

Дайте объяснение, почему...

Что...

Почему вы думаете...

Когда...

Почему вы считаете...

Может...

В чем разница...

Будет...

Предположите, что будет, если

Могли...

Что, если...

Как звали...

Что будет если...

Было ли...

Согласны ли вы...

Верно...

Вы можете прочесть те слова, с которых обычно начинаются как тонкие (левая графа), так и толстые вопросы. Если бы вы решили потренироваться в задавании толстых и тонких вопросов при чтении стихотворения С. Я. Маршака, то могло бы получиться следующее: «Что делала синица?», «Где Джек хранит пшеницу?» (тонкие вопросы), «Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?» (толстый вопрос), «Что изменится в стихотворении, если "исчезнет" один из героев, например пастух?» (толстый вопрос).

Давайте на примере рассмотрим, как можно использовать эту таблицу для развития мышления на одном из уроков чтения во втором классе. В этом возрасте можно начинать обучать детей навыку различения толстых и гонких вопросов, с этими детьми такая работа проводилась не впервые, и они уже знают, чем отличается один тип вопроса от другого. (Использовался текст сказки Михаила Зощенко «Глупая история».)

Для того чтобы дети успевали записывать (а в возрасте 8—9 лет они делают это очень медленно), необходимо при чтении останавливаться.

Ребята, сейчас мы прочтем сказку «Глупая история» писателя Михаила Зощенко (его портрет, годы жизни, имя и фамилию вы видите на доске). Как это уже было на некоторых наших уроках, мы будем, читая, заполнять табличку «Толстых и тонких вопросов»

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов

1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа сданным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чем состоят их ошибки.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие —только один.

  1. В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему мы рекомендуем использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон. Но такую форму проведения урока можно применять не часто. Стремление учиться ради жетонов может привести только к временному успеху.
  2. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. В классах средней школы эту таблицу (как и другие способы работы с текстом — кластеры, таблицу ЗХУ, таблицу ИНСЕРТ) дети смогут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, экзаменам.
  3. По нашим наблюдениям, не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу. Не стоит настаивать — поощряйте даже незначительные успехи.
  4. Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно грамотно разделить группы. Помните о том, что задавать тонкие вопросы гораздо легче.