Лекция 5. Дорожно-транспортные происшествия.

В лекции раскрыты вопросы связанные в дорожно-транспортными происшествиями и правилами поведения в ЧС данного вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.

Дорожно-транспортным происшествием называется ситуация, возникшая в процессе движения механических транспортных средств и повлекшая за собой гибель или телесные повреждения людей, либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

        Риск пострадать от ДТП – один из самых высоких рисков в городе. Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями дорожного движения:

На данный момент в Российской Федерации количество аварий и число погибших в ДТП, по сравнению с зарубежными странами, в несколько раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран.

Основными причинами смерти пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях являются травмы, не совместимые с жизнью, кровотечение, шок, а также другие травмы, приводящие к гибели в первые минуты и часы после происшествия. Значительная часть из пострадавших погибает от неоказания им своевременной первой медицинской помощи, неадекватного извлечения пострадавших, зажатых в деформированных транспортных средствах.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животное и прочие дорожно-транспортные происшествия.

Основными причинами ДТП являются:

  1. Различные нарушения правил дорожного движения;
  2. Превышение скорости;
  3. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;
  4. Плохие дороги;
  5. Неисправности машин.

        Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огражденные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Вопрос:

Перечислите основные виды нарушений правил дорожного движения водителями.

Ответ:

Основными видами нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, приводящими к возникновению дорожно-транспортных происшествий, являются:

  1. несоответствие скорости конкретным условиям движения;
  2. нарушения, связанные с отсутствием права на управление транспортных средств;
  3. управление транспортными средствами в состоянии опьянения;
  4. выезд на полосу встречного движения;
  5. превышение установленной скорости;
  6. несоблюдение очередности проезда;
  7. нарушение правил проезда пешеходных переходов;
  8. неправильный выбор дистанции;
  9. нарушение правил обгона;
  10. эксплуатация технически неисправного транспорта и др.;
  11. нарушения, связанные с отсутствием права на управление транспортными средствами соответствующей категории.

Общие обязанности водителей

Если произошло дорожно-транспортное происшествие, то водитель, причастный к нему, обязан:

- немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь

- освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.

- сообщить о ДТП на ближайший пост ГИБДД, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Вопрос:

Что запрещается водителю?

Ответ:

Водителю запрещается:

  1. управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;
  2. передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке – временного разрешения кроме случаев обучения вождению;
  3. пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Обязанности пешеходов

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств. Нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.

При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Вопрос:

Перечислите основные виды нарушений ПДД, которые совершают пешеходы и которые могут привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Ответ:

Основными видами нарушений ПДД пешеходами, приводящими к возникновению ДТП, являются:

  1. переход проезжей части в неустановленном месте;
  2. состояние алкогольного опьянения;
  3. неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортного средства, деревьев, сооружений и других видов препятствий;
  4. неподчинение сигналам регулирования дорожного движения;
  5. передвижение по проезжей части при наличии тротуара;
  6. игра на проезжей части.

Основными видами неудовлетворительного состояния автомобильных дорог, приводящими к возникновению ДТП, являются:

низкие сцепные качества покрытия;

недостаточное освещение и ограниченная видимость;

неровное покрытие;

дефекты покрытия;

неисправное освещение и др.

Правила действия  при дорожно-транспортных происшествиях.

        Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенкой кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы больше всего повреждений получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

И все же что делать, если авария неизбежна?

Водитель:

  1. Не покидать машину до ее остановки;
  2. Управлять машиной, до последней возможности сохранять самообладание;
  3. Самое опасное столкновение - когда кто-то врезается в бок. При лобовом столкновении Вас защищает деформация капота. По этой причине иногда даже безопаснее врезаться в хвост тормозящего перед Вами автомобиля, чем в дерево или столб.
  4. Врезайтесь в препятствие под острым углом правым или левым краем капота. Уклоняясь от лобового столкновения, не подставьте свой бок другому автомобилю. Не врезайтесь в другой автомобиль в том месте, где у него бензобак.
  5. На заполненной машинами дороге не пытайтесь спастись на полосе встречного движения.
  6. При лобовом столкновении: препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову (наклонить вперед между рук), руками упереться в руль, левой ногой - в кожух левого колеса, правой -в педаль тормоза.

Пассажир:

  1. закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребенок – крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок.
  2. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сиденье. Заднее сиденье безопаснее переднего.  Середина заднего сиденья безопаснее края.  
  3. Отрегулируйте привязной ремень по своим габаритам. Должно быть тесновато, иначе при столкновении инерция выдернет Вас из ремня.

  При  столкновении:

  1. Если сидите сзади, упритесь руками и ногами в переднее сиденье, прижмите голову к рукам.
  2. Если сидите спереди, упритесь в передний щиток, но не в стекло.
  3. Самые частые и самые опасные травмы - травмы головы.
  4. Садясь в машину, не снимайте головной убор, а натяните потуже.

При опрокидывании:

Если автомобиль вот-вот опрокинется - пригнитесь к сиденью и держитесь за него рукой. Не хватайтесь за ручку двери - дверь может быть сорвана.

Рассмотрим опасные факторы на дороге:

Лужа может скрывать яму или острый предмет.

Мокрые опавшие листья делают дорогу скользкой, как лед.

Только что начавшийся или очень слабый дождь делает дорогу скользкой: он превращает дорожную пыль в грязь, которая действует как смазка.

Оказание помощи

Первая медицинская помощь проводиться непосредственно на месте происшествия. Ее могут оказывать сами участники ДТП, участники аварийно-спасательных работ с использованием табельных и подручных средств, а также лица, которые оказались на месте ДТП и стали свидетелями аварии.

В этом вопросе мы рассмотрели причины дорожно-транспортных происшествия, обязанности водителей и пешеходов.

Resource id #1222


Предварительный просмотр:

1. Транспортные аварии и их последствия.

 Аварии на автомобильном транспорте.

        Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч. из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в часы пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

        В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения обязаны:

 водитель – соблюдать правила дорожного движения; обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; быть пристёгнутым ремнём безопасности; не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности; оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

 пассажир – быть пристёгнутым ремнём безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

 пешеход – соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населённых пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

 Аварии на общественном транспорте.

        Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности: не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки; не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна; внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай экстренного торможения (надёжная точка опоры – поручень над головой); стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на неё среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадёте лицом вперёд, что гораздо безопаснее падения на спину); в случае столкновения и невозможности удержаться в вертикальном положении пытаться в падении сгруппироваться, закрыть голову руками и увидеть место приземления.

Определённую угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.

        Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти и отойти на 10-15 м  в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами. Не ждите, когда ситуация станет критической. Разбивайте окна, для чего используйте любые подручные тяжёлые предметы: находящийся в салоне огнетушитель, тормозной башмак, жёсткий дипломат и т.п.; в крайнем случае выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках на потолочных поручнях. Перед выходом обязательно очистите проём окна от оставшихся стёкол.

        При запахе гари такие меры следует признать обязательными, так как времени на выстаивание очереди, ведущей к действующему выходу, у пассажиров может не быть. При пожаре городской троллейбус горит очень быстро. Нос и рот в этом случае заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

        В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери с помощью аварийного открывания, аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

        При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе – сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперёд, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

 Аварии в метрополитене.

        Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.

        Зоны опасности в метрополитене:

 турникет – запрещается: перепрыгивать через турникет; проходить через турникет группой.

 эскалатор – запрещается: бежать по эскалатору; садиться на ступеньки эскалатора и ставить вещи на поручни; задерживаться на выходе с эскалатора и создавать давку.

 перрон – запрещается: спускаться на пути метрополитена; выходить за ограничительную линию у края платформы; подходить близко к вагону до его полной остановки.

 вагон – запрещается: прислоняться к дверям; препятствовать открытию и закрытию дверей; открывать двери во время движения и на остановках.

        При чрезвычайной ситуации, например пожар в вагоне поезда, для оповещения пассажиров на станции используется громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде – устройство поездного громкоговорящего оповещения. 

        Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах. Высадка пассажиров на перегоне производится по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением мер личной безопасности. После выхода из вагонов необходимо перемещаться по тоннелю в указанном направлении. В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры информируются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены. Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах, высадку осуществляют в первую очередь из них. В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.  

Из правил пользования метрополитеном. 

        При падении людей и предметов на пути метрополитена, задымлении, загорании и возникновении других опасных ситуаций свяжитесь с дежурным по станции или машинистом поезда по системе «пассажир – машинист».

        При обнаружении в метрополитене или вагоне поезда забытых, бесхозных и подозрительных вещей и предметов немедленно сообщите об этом сотрудникам милиции, работникам метрополитена или машинисту поезда.

        В целях безопасности запрещается провозить: легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, взрывчатые и зловонные вещества; огнестрельное оружие; колющие и легко бьющиеся предметы и вещи без футляров и надлежащей упаковки; животных и птиц без клеток и спецконтейнеров (сумок); длинномерный и громоздкий багаж.

 Действия пассажиров при аварии на железнодорожном транспорте. 

        Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах.

        Всем, кто оправляется в поездку на железнодорожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне – это полки купе, расположенные в сторону движения. При экстренном торможении или столкновении поездов вас только прижмёт к стенке, в то время как пассажиры с противоположных полок слетят на пол. Последним после полной остановки падает человек, лежащий на верхней по ходу движения полке.

        Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда. Первый сминается и сбрасывается с пути при столкновении в лоб. С последним то же самое происходит при столкновении сзади, только в ещё более катастрофических масштабах, так как его, в отличие от первого, не буферят локомотив и багажный вагон.

Во время поездки соблюдайте следующие правила:

 при движении поезда не открывайте наружные двери, не стойте на подножках и не высовывайтесь из окон;

 тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках и не перегружайте их вещами или закрепляйте так, чтобы при резком торможении не стать жертвой собственных чемоданов или коробок;

 не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

 не возите с собой горючие, химически – и взрывоопасные вещества;

 не включайте в электросеть вагона бытовые приборы;

 при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;

 при реальной угрозе немедленно покидайте вагон  через тамбурные двери и аварийные выходы; в крайнем случае выбивайте подручными предметами (лестницами – стремянками, жёсткими портфелями – дипломатами, вырванными из гнёзд столиками и одежными полками) оконные стёкла;

 не тянитесь к чемоданам, бросьте их; ваша жизнь не стоит находящихся в них вещей.

        При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряжёнными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

        Пожар в поезде страшен не пламенем, а, в первую очередь, ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании – секунды.

Бывают ситуации, когда движущийся поезд невозможно остановить.

 Действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте.

        Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжёлым последствиям. Аварии при взлёте и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолёт ещё на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта. Где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.  

        В отличие от автомобиля самолёт, налетая на стационарное сооружение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавливается, а несётся дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, когда самолёт сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

        В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полёте экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При её подготовке нужно немедленно освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. По команде бортпроводника «Внимание посадка» следует наклониться вперёд, голову закрыть мягкими вещами и положить её на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолёта. После остановки самолёта расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Покидая самолёт через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно не останавливаясь, прыгать на него, а садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации.

        Для уменьшения или даже избегания возможного травматизма при авариях на взлёте и посадке:

 старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труднорасплавляемых материалов;

 продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придётся воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолёт;

 при каждом взлёте и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бёдер;

 знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолёта; если всё указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу;

 знайте, где на самолёте расположены выходы и как они открываются.

        При_декомпрессии, разрежении воздуха в салоне самолёта в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из лёгких человека быстро выходит воздух и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребёнок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

        При пожаре в самолёте помните, что на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой.  

        Вынужденная посадка самолёта на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолёт может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Однако, если фюзеляж повреждён, это время значительно меньше.

        Самолёты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

        При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолёт может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом – может развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

 Действия пассажиров при аварии на водном транспорте.   

        Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа.

        Оставление судна при аварии или кораблекрушении производится только по указанию капитана. Он отдаёт такое распоряжение в следующих случаях:

 имеются явные признаки наступающей гибели судна (опасный крен, вход в воду палубы, кормы, носовой части);

 судно остаётся на плаву, но распространение воды по судну ведёт к его затоплению, а достаточных средств для борьбы с водой экипаж не имеет;

 происходит смещение груза или обледенение, которое в конечном итоге приведёт к его опрокидыванию, а экипаж не имеет средств борьбы со смещением груза или обледенением;

 по судну распространяется пожар, а экипаж не имеет средств для его локализации и ликвидации;

 под воздействием ветра, волн или течения судно дрейфует на рифы, где оно может быть разбито или опрокинуто; при этом судно не имеет хода или лишено возможности управляться и не может противодействовать силе природы и т.п.

        На крупных морских и речных судах все действия, связанные с самоспасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлюпочную палубу и чёткому исполнению команд экипажа, организующего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее положение, а экипаж готовится к оставлению судна.

        При отсутствии спасательных средств, находясь в воде, подавайте сигналы свистком или поднятием руки. Двигайтесь как можно меньше, чтобы сохранить тепло. Потеря тепла в воде происходит в несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движение даже в тёплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватите руками с боков грудную клетку и поднимите бёдра повыше, чтобы вода меньше омывала область паха. Этот способ увеличит расчётный срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и ухватитесь за него, чтобы было легче держаться на плаву до прибытия спасателей. Отдыхайте лёжа на спине.

        При нахождении на спасательном плавательном средстве. Для сбережения тепла находитесь ближе к другим пострадавшим, делайте физические упражнения. Давайте пить только больным и раненым. Если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути, старайтесь оставаться рядом с другими шлюпками вблизи места гибели судна.

        Держите ноги по возможности сухими. Регулярно поднимайте и двигайте ими для снятия отечности. Никогда не пейте морскую воду. Сохраняйте жидкость в организме, сокращая бесполезные движения. Для уменьшения потоотделения днём увлажняйте одежду, а для снижения температуры внутри плота смачивайте водой его наружную оболочку. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на многочисленные малые дозы с самой большой вечером. Питайтесь только аварийным запасом пищи. Сохраняйте дымовые шашки до момента, когда появится реальная возможность того, чтобы сигнал, поданный вами, был замечен. Не применяйте шашки все вместе в надежде обнаружить себя, поручите это одному человеку.  

Resource id #1224


Предварительный просмотр:

2.2.1. Личная безопасность поведения  в общественном транспорте.

В повседневной жизни, при нахождении на улице или в общественном транспорте всегда нужно помнить и выполнять правила дорожного движения и личной безопасности.

Вопрос:

Какие правила необходимо соблюдать на улице?

Ответ:

Передвигайтесь только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине или краю дорожного полотна, навстречу движению транспорта;

дорогу переходите только по пешеходным переходам, а при их отсутствии – по кратчайшему пути на участке, где проезжая часть хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что по близости нет автотранспорта;

в ожидании транспорта не стойте у края посадочной площадки или тротуара: вас могут случайно толкнуть или вы можете споткнуться, и попасть под колеса.

Вопрос:

Какие правила необходимо соблюдать в транспорте?

Ответ:

Не засыпайте во время движения, опасно не столько проспать свою остановку, сколько получить травму при резком торможении или повороте. Посадку и высадку из транспорта производите только при его полной остановке. При посадке проходите в среднюю часть салона, не останавливайтесь около дверей, не мешайте проходу другим. Не используйте двери транспорта в качестве опоры, и не препятствуйте открытию и закрытию дверей;

держите на виду свои вещи;

во время движения обеспечьте себе устойчивое положение, держась за поручни, спинки кресел или ремни безопасности;

не отвлекайте водителя от управления транспортом;

с уважением относитесь к пожилым людям, женщинам и детям, уступайте им место в транспорте.

По американской статистике аварий, самый безопасный транспорт- автобус. В салоне автобуса ближнего следования шанс попасть в аварию со смертельным исходом - 1 против 5 миллионов. Это в 100 (!) раз меньше, чем за рулем собственного автомобиля. Шанс погибнуть в авиакатастрофе- 1 против 1,6 миллиона.

В автобусе, троллейбусе, трамвае.

          Середина салона - самое безопасное место. Лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения. Если сидите лицом вперед, то разобьете голову о спинку кресла, которое перед Вами. Сидеть по правому борту - безопаснее, чем по левому: подальше от встречного потока транспорта.

          Если стоите, размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовывала треугольник большой площади.   Заранее выберите, куда будете падать в случае столкновения, а также кто и что упадет на Вас.

          Держаться за поручни обязательно - даже если не качает. Когда качнет, будете хватать руками воздух. Качания поперек движения - чаще. Но резкое торможение опаснее резкого поворота.

        Что делать, если в салоне пожар?

        Во-первых, немедленно сообщить об этом водителю.

        Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания дверей. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обеими ногами  в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура).         В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне. Боритесь с паникой, спасая в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе позаботиться. Защитите рот и нос платком, шарфом, рукавом, полой куртки от дыма: первая опасность при таком пожаре – ядовитые газы от пластика; иной раз достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание. Выбравшись из горящего вагона, сразу же начинайте помогать другим.

          

В поезде.

Середина поезда - самое безопасное место при резком торможении неизбежно падение с полок, которые со стороны конца поезда. Меняйте место, или привязывайтесь, или делайте барьер из натянутой веревки.

Заранее решите, чем выбивать окно в случае аварии – ногой в туфле или тяжелым предметом из своего багажа.

  Если в воздуховоде под крышей вагона накопилась  пыль, то при пожаре вагон может быть охвачен пламенем за несколько минут.

Метро.

Опаснее всего нарушать инструкцию на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, при экстренной остановке машины инерция движения бросит вас вперед. Чемодан, который вы не придерживали или поставили на поручень, понесется вниз, сбивая других пассажиров и светильники.

Что делать, если вы все же оказались на пути? Прежде всего не пробуйте подтянуться за край платформы: как раз под ней проложен 800-вольтный контактный рельс. Если поезд еще не въезжает на станцию, надо бежать к «голове» платформы там, где зеленый свет и часы. Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами: глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека.

Если на ваших глазах кто-то упал между вагонами стоящего поезда, вы успеете подать знак  машинисту, перед отправлением он смотрит в зеркало заднего вида. Круговые движения рукой означают «стоп».

Если по какой-то причине вы оказались в тоннеле, от проходящего поезда можно укрыться в специальных нишах. Помните, что токопроводящий рельс находится слева от двух других (по ходу движения). Станции, как правило, расположены достаточно близко друг от друга. До ближайшей станции вы доберетесь за 15-20 минут.

Если из-за аварии или технических неполадок на линии ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего, сохраняйте спокойствие и выполняйте распоряжение работников метрополитена. Если поезд долго стоит и пассажиры начинают задыхаться и падать в обморок, видимо, не стоит  жалеть окон – разбейте их (например, огнетушителем). 

На железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт занимает важное место в перевозке пассажиров. Однако на нем также возможны аварии и катастрофы, связанные с крушениями, пожарами, повреждениями линий электропередачи и другими авариями связанных с угрозой для жизни окружающих.

        Основными причинами железнодорожных аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
        Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

        К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

Для уменьшения риска при пользовании железнодорожным транспортом необходимо соблюдать следующие основные правила и меры безопасности:

Вопрос:

Перечислите основные правила и меры безопасности при пользовании железнодорожным транспортом.

Ответ:

  1. переходите железнодорожные пути только в установленных местах;
  2. при переходе через железнодорожные пути, убедитесь в отсутствии движущегося транспорта, и ни в коем случае не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
  3. посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы и при полной остановке поезда;
  4. не открывайте наружные двери тамбуров на ходу поезда и не стойте на подножках и переходных площадках;
  5. не высовывайтесь из окон;
  6. не применяйте в вагонах открытый огонь и бытовые электроприборы (чайники, утюги, электроплитки);
  7. не перевозите в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества.

Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров в поездах устанавливаются системы пожарной сигнализации, аварийные выходы, оборудуются пожарные стенды.

Авиационный транспорт.

Обеспечение безопасности полетов является основной проблемой с момента возникновения авиации. В настоящее время ежегодно в мире происходит в среднем 60 авиакатастроф, из которых более половины связаны с гибелью всех пассажиров и экипажа. Вместе с тем риск погибнуть в авиационной катастрофе в десятки раз ниже риска попасть под машину (в мире ежегодно гибнет на дорогах около 170 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах – менее 2 тысяч).

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Безопасность полетов зависит, прежде всего, от надежности самолетов и профессионализма экипажей, но и вы, при пользовании авиационным транспортом, должны соблюдать определенные правила.

Вопрос:

Давайте рассмотрим основные правила и меры безопасности при пользовании авиационным транспортом.

Ответ:

Вот некоторые из этих правил:

  1. если у вас есть возможность выбора, то садитесь в кресло, которое расположено рядом с выходом и, по возможности, ближе к середине или хвосту самолета;
  2. поинтересуйтесь, где располагаются выходы (основные и аварийные), как они открываются;
  3. при взлете и посадке самолета следите за тем, чтобы ваш ремень безопасности был плотно затянут.

2.2.2. Правила действия  при дорожно-транспортных происшествиях.

        Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенкой кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы больше всего повреждений получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

И все же что делать, если авария неизбежна?

Водитель:

  1. Не покидать машину до ее остановки;
  2. Управлять машиной, до последней возможности сохранять самообладание;
  3. Самое опасное столкновение - когда кто-то врезается в бок. При лобовом столкновении Вас защищает деформация капота. По этой причине иногда даже безопаснее врезаться в хвост тормозящего перед Вами автомобиля, чем в дерево или столб.
  4. Врезайтесь в препятствие под острым углом правым или левым краем капота. Уклоняясь от лобового столкновения, не подставьте свой бок другому автомобилю. Не врезайтесь в другой автомобиль в том месте, где у него бензобак.
  5. На заполненной машинами дороге не пытайтесь спастись на полосе встречного движения.
  6. При лобовом столкновении: препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову (наклонить вперед между рук), руками упереться в руль, левой ногой - в кожух левого колеса, правой -в педаль тормоза.

Пассажир:

  1. закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребенок – крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок.
  2. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сиденье. Заднее сиденье безопаснее переднего.  Середина заднего сиденья безопаснее края.  
  3. Отрегулируйте привязной ремень по своим габаритам. Должно быть тесновато, иначе при столкновении инерция выдернет Вас из ремня.

  При  столкновении:

  1. Если сидите сзади, упритесь руками и ногами в переднее сиденье, прижмите голову к рукам.
  2. Если сидите спереди, упритесь в передний щиток, но не в стекло.
  3. Самые частые и самые опасные травмы - травмы головы.
  4. Садясь в машину, не снимайте головной убор, а натяните потуже.

При опрокидывании:

Если автомобиль вот-вот опрокинется - пригнитесь к сиденью и держитесь за него рукой. Не хватайтесь за ручку двери - дверь может быть сорвана.

Рассмотрим опасные факторы на дороге:

Лужа может скрывать яму или острый предмет.

Мокрые опавшие листья делают дорогу скользкой, как лед.

Только что начавшийся или очень слабый дождь делает дорогу скользкой: он превращает дорожную пыль в грязь, которая действует как смазка.

        
                

Resource id #1226

Предварительный просмотр: