Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

Чудинова Оксана Викторовна

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

Проблема содержания музыкального образования детей дошкольного возраста у му зыкальных руководителей ДОУ в ряду других педагогических проблем всегда стоит на первом месте, поскольку их в первую очередь волнует, чему учить детей. Для всех оче видно, что современное состояние музыкального воспитания детей в дошкольных учреж дениях в последнее десятилетие характеризуется устойчивыми тенденциями к обновле нию его содержания. Правда, этот процесс характеризуется некоторой противоречиво стью.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности и характеризуется возникновением новых видов комплексных и вариативных программ.

Появление новых документов, в том числе, «Концепции дошкольного воспитания» ставят перед ДОУ достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и отвечала бы принципам «Концепции дошкольного воспитания», а также способствовала бы эффективному творческому развитию детей.

В последние годы появилась возможность использовать в работе альтернативные программы и методики, новые методические разработки наводнили прилавки магазинов. С другой стороны вседозволённость в использовании музыкального материала привела к тому, что детям предлагаются без разбора самые различные произведения.
Наряду с классической и народной музыкой, детскими песнями часто звучат современные шлягеры. Само по себе это, может быть, нормально и даже неплохо, но вот уже дети поют не только «Маленькую страну», но и танцуют под сентиментальные по содержанию песни типа «зайка моя», либо отплясывают канкан под восторженные аплодисменты родителей и воспитателей.

В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей - «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.

Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.

Первое - преподнесение детям музыкального  искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.

Второе     преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной  для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время - программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.

Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание  в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.

Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Все это послужило основанием для разработки принципиально новой по задачам и содержанию программы музыкального образования детей раннего и дошкольного воз раста.

Программа «Камертон» 

Была издана в 1999 и 2001 годах Нижегородским гумани тарным центром. Экспертным Советом Министерства образования РФ в 2002 году про грамма «Камертон» была допущена к использованию в дошкольной практике России и в настоящее время подготовлена издательством «Просвещение» (г. Москва) к изданию в октябре 2003 года.

Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха».

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Ядром программы являются задачи освоения ребенком музыкального искусства через призму детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, то есть осуществляется полноценное развитие личности ребенка.

Термин «овладение деятельностью» взят неслучайно. Тем самым подчеркивается бережное отношение к личности ребенка. Главное - ребенок должен сам желать познакомиться с музыкальным искусством, освоить музыкальную деятельность, а педагогу необ ходимо помочь ему в ее овладении. Поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, развитие их музыкального воображения и мышления, сти мулирование желания самостоятельно (в любом возрасте) включаться в музыкально-твор ческую деятельность.

Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.

В программе учтены и представлены «современные требования к образовательной программе, а именно:

  1. она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое и системное развитие музыкальности каждого ребенка;
  2. заложена возможность развивающей коррекционной работы с детьми;
  3. учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка  

Данная программа представлена в виде семи разделов – ступеней развития, охватывающих весь дошкольный период от рождения до семи лет.

В каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях. Автор, выписывая определенный репертуар для освоения детьми, в то же время говорит о праве выбора репертуара. Системный подход в выборе изучаемого репертуара дает возможность логично и последовательно усложнять музыкально-художественные образы в произведениях для слушания. Примечательно, что автор выписывает репертуар на каждой ступени развития, классифицируя его по темам.

На третьем году развития (третьей ступени образования) выделяются следующие темы: мир ребенка; мир природы; мир животных и птиц; мир игрушек. Э. П. Костина опирается на большой выбор детского репертуара советских композиторов, и композиторов XIX столетия, частично используя обработки народных мелодий. Большое количество музыкальных произведений, подобранных по типу тождества и контраста, позволяет ребятам с помощью учителя все более внимательно прислушиваться к отличиям в сходных по настроению пьесах.

С четвертой ступени добавляются такие темы как: предметный мир, рукотворный мир, мир сверстников и взрослых. Что же касается реализации данной программы, то автор отсылает нас к учебному пособию О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М. А. Палавандишвили «Методика музыкального воспитания» (М., 1994).

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические прин ципы, актуальные для современного дошкольного образования и принципы педагогики искусства.              

 Основными из них являются:

• принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства: народного, классиче ского и современного;

• принцип последовательности, подразумевающий логическое усвоение каждой за дачи музыкального образования детей (1-7 года) и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

• принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, Родины России и с их мирами: ребенка и сверстников, взрослых людей, а также с миром природы и рукотворным миром;

принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумеваю щий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве;

• принцип деятеяльностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физиче ских), познавательных процессов, личностных новообразований.  А при освоении детьми программы подразумевается учет других принципов:

• принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущая линия - музыкальное развитие ребенка;

• принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

• принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно-ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ;

• принцип учета возрастных возможностей детей для определения индивидуального пути музыкального развития каждого ребенка.

Возможно, именно отсутствие разработанных поурочных планов или примерных конспектов занятий не дает возможности педагогам более широко применять данную программу на практике. Что касается предлагаемого репертуара, то, конечно, бросается в глаза ограниченное количество классической музыки при развернутом репертуаре детской музыки советских композиторов. Определенную трудность для педагога будет представлять поиск данного музыкального материала, поскольку автор не ограничивается произведениями, используемыми во всех программах.

Концепция программы направлена на преодоление:

•рассогласования цели и задач музыкального образования с его содержанием, кото рое, прежде всего, в основе своей должно быть сориентировано на сущность музы кального искусства и природу ребенка;

• рассогласования задач приобщения детей к различным видам детской музыкальной деятельности и нахождение основы для их интеграции, поскольку все виды музы кальной деятельности в совокупности представляют единое разноликое музыкальное искусство;

•рассогласования основ как эстетических, так дидактических и психологических для выстраивания логики подбора музыкального репертуара для детей различного воз раста (от рождения до 7 лет);

•дисбаланса воспитательных, обучающих и развивающих задач  в музыкальном образовании детей;

•отчуждения музыки от ребенка, а самого ребенка от музыки.

Основными положениями концепции являются:

• самоценность музыкального искусства, помогающего ребенку познать мир и са мого себя в этом мире;

• опора музыкального образования детей на закономерности самой музыки, обуславливающих педагогическую технологию музыкального образования детей, построенную на единстве принципов музыкальной педагогики и общей дидактики;

• неразрывное единство видов музыкальной деятельности: восприятие исполнение- творчество, представляющих логику развертывания музыкальной деятельности, что является условием существования музыкального искусства в целом;

• содержание музыкального образования как содержание триединого целостного процесса (обучение, воспитание, развитие), характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека (В.С. Леднев). На основе каких принципов создана программа?

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические прин ципы, актуальные для современного дошкольного образования и принципы педагогики искусства.              

 Основными из них являются:

• принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства: народного, классиче ского и современного;

• принцип последовательности, подразумевающий логическое усвоение каждой за дачи музыкального образования детей (1-7 года) и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

• принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, Родины России и с их мирами: ребенка и сверстников, взрослых людей, а также с миром природы и рукотворным миром;

принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумеваю щий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь в музыкальном искусстве;

• принцип деятеяльностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физиче ских), познавательных процессов, личностных новообразований.  А при освоении детьми программы подразумевается учет других принципов:

• принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов: цель, содержание, средства, результат, ядром которого выступают ведущая линия - музыкальное развитие ребенка;

• принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

• принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно-ориентированной модели музыкально-педагогического процесса ДОУ;

• принцип учета возрастных возможностей детей для определения индивидуального пути музыкального развития каждого ребенка.

Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» 

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова, 1999 года ориентирована на возраст детей от трех до семи лет. Мы рассмотрим ее подробнее, поскольку в настоящее время это единственная программа по слушанию музыки.

В программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраст, воплощающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей с разнообразными видами детской деятельности.

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает пробуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной. Детям  с трудом даётся  усвоение раздела «слушание музыки»,  им тяжело воспринимать и понимать классическую музыку и это понятно почему, наши дети не имеют возможности ходить в театр, в филармонию, слушать живое исполнение музыки

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма).

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры

Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду

по программе “Музыкальные шедевры” О.П. Радыновой

  1. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
  2. Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
  3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка, музыки, жанра и др.);
  4. Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
  5. Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);
  6. Расширять знания детей о музыке;
  7. Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки,  представления о красоте;
  8. Побуждать к оценки музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения

Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

  1. музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
  1. песня, танец, марш;
  2. музыка рассказывает о животных и птицах;
  3. природа и музыка;
  4. сказка в музыке;
  5. музыкальные инструменты и игрушки

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический. Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей. Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Сама автор говорит о более 350 образцов! Целесообразно слушать больше, ведь чем богаче внутренний опыт, тем ярче и эмоциональный отклик ребенка. Чем легче ребенку выразить свои эмоции о музыке, тем сильнее он будет чувствовать потребность самовыражения через музыку.

   Разработанные циклы занятий предоставляют возможность выбора и творческого поиска. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, оркестрирования, танцевальные и игровые импровизации - всё это значительно обогащает процесс слушания музыки, делает его интересным и увлекательным.

«Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

 Первая её особенность - богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Перед музыкальным руководителей всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала. Не имея хореографической подготовки, постановка новых танцев становилась проблематичной. Эта программа предоставляет 100 различных танцевальных и ритмических композиций для детей от 3 до 9 лет.

Вторая  её особенность и может быть наиболее важная - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из художественных фильмов. Сейчас дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинский, «Разноцветная игра» Савельева, «Кошки мышки», «Волшебный цветок» В. Чичкова и т. д., и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Третья особенность этой программы заключается не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Большое место уделяется в ней и развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.

Основные задачи по музыкальной деятельности в детском саду

по программе “Ритмическая мозаика” А.И. Бурениной

  1. Развитие музыкальности:

  1. Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
  2. Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
  3. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
  4. Развитие музыкальной памяти

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

  1. Развитие ловкости,   точности, координации движений;
  2. Развитие гибкости и пластичности;
  3. Воспитание выносливости, развитие силы;
  4. Формирование правильной осанки, красивой походки;
  5. Развитие умения ориентироваться в пространстве;
  6. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
  1. Развитие творческого воображения и фантазии;
  2. Развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

  1. Развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  2. Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
  3. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли.

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  1. Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  2. Воспитание умения веси себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Программа Н.А.Ветлугиной. 

В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников Н.А Ветлугиной.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой),индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия –литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

В разделе пение на музыкальных  занятиях  акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина  считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением  движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения  оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

Программа О.П.Радыновой

Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка» (20,стр.7). Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают  и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики

Программа «Синтез»

Программа «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет.

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр.3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр.4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

  1. Специальный подбор музыкального репертуара;
  2. Использование синтеза искусств;
  3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.
  4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Авторы программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.

Программа "Гармония".

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.

Главный  акцент  в  программе  сделан  на  музыкальном  движении,  которое  в дошкольном возрасте, во   всяком  случае  в  младшем  и  среднем, является ведущим видом музыкальной деятельности.

       Занятия, проводимые по программе, очень нравится детям и проходят практически "на одном дыхании". Все виды деятельности объединены   одной тематикой, что позволяет избежать разробленности занятия. Занимаясь по программе "Гармония" от педагога требуется максимум желания, творчества, умения чувствовать детей и следовать за ними

     Пакет материала включает: программу с методическими рекомендациями , "Хрестоматию музыкального репертуара", аудиокассету с записью музыки для каждого возраста детского сада. В программе чётко обозначены разделы музыкальной деятельности детей с программным содержанием, задачами и репертуаром. Работать по программе "Гармония" очень интересно и удобно с точки зрения подбора и планирования музыкального материала.

 

Программа "Играем в оркестре по слуху" М.А.Трубникова.

Это новая программа и методика обучения детей дошкольного возраста подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментов в ансамбле и оркестре.

Программа включает музыкальный репертуар (партитуры для ансамблей и оркестра детских музыкальных инструментов) и иллюстрации.

Программа построена по различным ступеням обучения (темброво-ориентировочная, ритмическая, мелодическая), может быть использована на усмотрение музыкального руководителя.

Программа "Элементарное музицирование с дошкольниками" Тютюнникова Т.Э.

     Данная программа предполагает занятия по музицированию с детьми дошкольного возраста в детском саду, группах раннего эстетического развития  и в дошкольных группах ДМШ. Она успешно может быть использована в начальной школе. В основу заложено сочетание принципов  педагогики Карла Орфа и отечественной детской музыкальной педагогики, что позволяет с особой эффективностью решать поставленные педагогами задачи.

     Программа рассчитана на 2 года обучения - старшую и подготовительную группу (5-7 лет). Чтобы достичь хороших результатов, работая по данной программе, автор рекомендует соблюдать следующие условия: 

систематичность - 2 спец. занятия в неделю по 30 минут;

небольшое количество детей в группе (10-15 человек);

достаточное оснащение учебного процесса инструментами.

     В основу методики программы положены два метода: метод активизации творческих проявлений ребёнка (детское творчество, направляемое педагогом, создание ситуаций для детского творчества) и метод моделирования элементов музыкального языка, позволяющий показать и почувствовать ребёнку все особенности выразительных средств, их отношения. 

     Особое внимание в программе уделяется развитию чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом.

     Работая по программе, возникает необходимость другого подхода к обучению со стороны педагога. Педагог живёт на занятиях вместе с детьми, помогает им, радуется. Это - педагогика сотрудничества.

     Программа "Элементарное музицирование с дошкольниками" гармонично может войти в раздел работы музыкального руководителя детского сада, называемый "детским оркестром".

     К данной программе разработан дополнительный курс "Звуки окружающего мира или из чего рождается музыка", который включает в себя альбом "Музыка 6-7 лет", методическое пособие и аудиокассету. Аудиокассета состоит из 75 фрагментов природных звуков (дождь, гроза, ветер, капель, шумы и т.д.) и 45 фрагментов из стихотворений для детей. Звуки группируются по тематическим разделам. 

     В начале каждого раздела обычно представлены бытовые звуки и природные шумы, а затем и специально подобранные музыкальные фрагменты. Всё это способствует развитию чуткости и тонкости тембрового слуха, помогает активизировать внимание и ассоциативное мышление детей, расширяет из представление об окружающем мире.

Программа "Росинка" Л.В. Куцакова,  С.И.Мерзлякова

В ряде программ особое внимание уделено интеллектуальному, творческому, художественно-эстетическому воспитанию. Таковыми являются: «Росинка» (от 3 до 7 лет), «Красота — радость — творчество» (от 2 до 7 лет), «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от 3 – 10 лет), «Синтез искусств в эстетическом воспитании», «В мире бального танца» (от 5 до 7 лет), «Путешествие в страну хореографию» (от 4 до 7 лет), «В мире музыкальной драматургии» (от 3 до 7 лет), «Волшебный мир театра» (от 5 до 7 лет), «Театр- творчество – дети».

 Основные положения программы: «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» должны активно использоваться с раннего возраста.

Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка: развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий. РОСИНКА – это педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3до 7 лет. Это комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников. Музыкальной деятельности посвящен достаточно объемный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной деятельности в саду.

Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска, поскольку так «развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт» . Эти положения уместно отнести и к раннему возрасту, поскольку именно эксперимент и поиск – основа детской деятельности (Н. Поддъяков).

Так музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности передачи эмоционального состояния самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности – в рисовании, лепке, художественном труде. «Все это позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств». В программе привлекает внимание обилие циклограмм и схем, отражающих формы музыкальной деятельности, виды музыкальных занятий; в приложении даны примерные конспекты различных занятий и праздников, развлечений. В каждой возрастной группе выделены разделы, посвященные видам музыкальной деятельности, определены задачи музыкального развития и даны общие рекомендации. Музыкальный репертуар не выписан, поскольку авторы подчеркивают, что педагогу легче самостоятельно проявить инициативу в подборе репертуара. К сожалению, данная программа не рассматривает ранний возраст.

Программа «Красота. Радость. Творчество» авторов Т.С. Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной

Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет исправленная и дополненная вышла в 2002 году.

В названии программы заключена ее направленность. Через восприятие красоты окружающего мира, ребенок, испытывая положительные эмоции, на основе которых формируются чувства восхищения и радости. Все это вызывает стремление детей передать и запечатлеть явления и предметы через свое творчество. Таким образом, основная цель данной программы: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.

Содержание программы реализуется в следующих разделах:

Искусство в жизни ребенка.

Эстетическая развивающая среда.

Красота природы.

Знакомство с архитектурой.

Литература.

Изобразительная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Досуг и творчество.

Творчество.

Эти разделы разбиты на части, соответственно каждому году жизни ребенка.

Авторы подчеркивают свои основные принципы такие как «принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста» (с.4).

В разделе «Музыкальная деятельность» выписаны задачи музыкального образования и воспитания детей, которые включают:

развитие музыкального восприятия; формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса; приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии).

воспитание музыкального и эстетического вкуса, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее;

развитие интереса и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов;

приобщение ребенка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге

В конце каждого раздела предлагается информация об ожидаемых результатах, в процессе обучения по данной программе.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:

  1. эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;

внимательно слушает ее;

  1. может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
  2. слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
  3. определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;
  4. может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
  5. занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;
  6. поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;
  7. способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ;
  8. держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание;
  9. овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм.

Программа «Оберег» Е. Г. Борониной

Вышла в 2003 году, предназначена для комплексного изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством, поскольку изучение музыкального фольклора в единой системе не планируется вообще. Содержание программы рассматривается в двух разделах: народоведение и музыкальный фольклор. Раздел «Народоведение» содержит три темы: народный календарь, обычаи и обряды; быт и уклад жизни; жанры литературного фольклора. Раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах, народный театр.

Содержание программы реализуется в трех подпрограммах:

Гуленьки (от 2 до 3 лет) – введение в мир фольклора, где основными видами деятельности являются слушание-восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение (подпевание взрослым).

Теремок (от 3 до 5 лет) – знакомство с основами народной культуры: изучение народного календаря. Практический материал программы имеет четыре раздела в соответствии с календарем и имеет четыре раздела – по каждому времени года. Изучаются также: тема дома и домашнего уюта, народный костюм, элементарные игровые хороводы и пляски, игра на детских музыкальных инструментах.

Беседушка (от 5 до 7 лет) содержит обширный этнографический и музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций. Серьезное внимание уделяется детскому пению и овладению умения импровизации на народных музыкальных инструментах.

Данная программа в настоящее время очень активно используется многими ДОУ, а также различными коллективами и кружками дополнительного образования. Но поскольку, фольклор не является нашей целью, то более подробно мы не будем анализировать эти программы 

Программа «Малыш» В. А. Петровой

Предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр. Издано и методическое пособие «Музыка – малышам». В пособии три раздела, каждый из которых посвящен музыкальному воспитанию детей определенного возраста. Первый – детям младенческого возраста (первый год жизни), второй и третий – музыкальному воспитанию детей второго и третьего года жизни.

В каждом разделе определены:

  1. Характеристика возрастных особенностей;
  2. Задачи развития;
  3. Содержание и условия педагогической работы;
  4. Примерный музыкальный репертуар.

Музыкальный материал первых двух разделов включает слушание музыки, песни, музыкально-двигательный показ, пляски и игры. Автором большинства из них является Т. Бабаджан. Ее работа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста особенно ценна, так как проходила совместно с ведущими специалистами (психологами, врачами, методистами, педагогами, группой актива музыкальных руководителей) и является образцом для всего последующего музыкального материала, разработанного и предложенного другими музыкальными руководителями, еще

В третьем разделе, посвященному музыкальному воспитанию детей третьего года жизни, более подробно освещены все стороны музыкального воспитания детей и шире представлен музыкальный материал, даются методические советы и рекомендации музыкальным руководителям. В конце третьего раздела есть подраздел «На заметку музыкальному руководителю» о часто встречающихся в работе ошибках.

В данное пособие включен музыкальный материал советских композиторов, построенных по принципу тождества и контраста, например: «Зайчик» Г. Фрида, «Зайка» Е. Тиличеевой, «Зайчики бегут по лесу» А. Гречанинова; «Зайцы» Е. Тиличеевой. К программе «Малыш» автором разработаны 24 дополнительных занятия по слушанию классической музыки и сделана подборка из 54 произведений. Очень важно, что произведения подобраны по принципу тематического контраста, использованы как программные, так и непрограммные сочинения различных композиторов: от Ж.-Ф. Рамо и И.С. Баха до Д. Шостаковича и Г. Свиридова.

Программа «Ладушки» авторы И. Каплуновой, И. Новооскольцевой

Вышла в 1998 года,  ориентирована на возраст от трех лет.

Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки [6,4], целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем [6,5].

Программа ориентирована на четыре возрастных периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший (от 5до 6 лет) и подготовительный (от 6 до 7 лет).

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение:

  1. музыкально-ритмическое движение;
  2. развитие чувства ритма, музицирование;
  3. пальчиковая гимнастика;
  4. слушание музыки;
  5. распевание, пение;
  6. пляски, игры, хороводы.

Авторами также разработаны другие пособия. Серия «Ладушки» состоит из:

  1. Праздники в детском саду;
  2. Игры, аттракционы, сюрпризы;
  3. Топ-топ, каблучок (танцы в детском саду),
  4. Музыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии);
  5. «Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду);
  6. «Левой-правой!» (марши в детском саду);
  7. Развитие чувства ритма;
  8. Ансамбль ложкарей в детском саду;
  9. Оркестр в детском саду;
  10. Вечера развлечений;
  11. Слушание музыки в детском саду;
  12. Комплексные занятия;
  13. Спортивные вечера развлечений в детском саду;
  14. Играем в театр;
  15. Праздники в детском саду;
  16. Колыбельные песни.

Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп, выпущенные в 2007 году. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей, то есть одно занятие в младшей группе длится 15 минут. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

Программа «Топ, хлоп, малыши» Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной

 Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.

 Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Программа состоит из трех частей: содержание работы в течение года; подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами; и сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала. Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» (С.Д.Руднева). Но недостаток, который влияет на общее впечатление - некорректная запись музыки на аудиодиск. Недопустимо детей раннего возраста приучать к искусственному звуку, с жесткими битами ритм-секции и тяжелыми басами. Это портит слух, это раздражает нервную систему.

Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для музыкального руководителя.

В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной. Кардинально нового материала в содержании программы мы не обнаружили.