Основные понятия о форме и силуэте одежды

Волошина Галина Николаевна

Основные понятия о форме, о ее структуре, о простых и сложных структурах, об основных, дополнительных и декоративных частях формы, о способах характеристики конфигурация формы, об объеме, пластике и рельефе формы, о конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных и декоративно- функциональных элементах фотмы, а так же понятия о модели и силуэте одежды. Знать эти понятия необходимо для  последующего изучения учебных материалов швейного производства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция №2 : Основные понятия о форме и силуэте одежды

Форма одежды – объёмное очертание, конфигурация или пространственная  структура модели,  которую она принимает  на фигуре человека (или  манекене), в определённый момент времени. Одежда не имеет устойчивой формы. Одно и то же изделие на фигуре человека, манекене, вешалке и т.п. может принимать различные очертания и объёмные формы. Основными характеристиками формы являются структура, конфигурация, размеры, и вид поверхности (пластика, рельеф и разработка). Они не постоянны, зависят от вида, материалов одежды, направлений моды и господствующих в данный момент эстетических норм, от строения, размеров фигуры и  возраста человека.

Модель одежды – объемная форма одежды, представляющая собой, воплощенный в материале, в объеме эскиз модели, характеризующийся определенными размерами, силуэтом, покроем, композиционным и конструктивным решением и декоративно - конструктивными элементами.

Структура характеризует строение формы по числу и виду её частей. Различают сложные и простые структуры. Простые формы состоят из одной структурно целой части (детали), например, юбка-солнце. Сложные формы – структуры, состоящие из нескольких частей, объединённые в единое целое - в изделие. В зависимости от функций и назначения одежды различают основные, дополнительные и декоративные части формы.

Основные части формы – части формы, которые определяют вид одежды. Например, для платья основными частями будут лиф и юбка, а для пальто кроме лифа и юбки основными частями будут являться ещё рукава, и воротник. Дополнительные части формы – части формы, наличие которых для данного вида изделия является не обязательным (например, рукава и воротник для платья), но их наличие расширяет функцию одежды, вносит некоторое разнообразие в её внешний вид и видоизменяют исходную форму основных частей. Декоративные части формы - части формы, которые почти не влияют на назначение и функции одежды, но разнообразят, усложняют и видоизменяют основные и дополнительные части формы. К ним относятся воланы, жабо, оборки и т. п.

Конфигурация формы – очертание  внешних контуров формы или силуэт изделия (проекция объёмной формы на вертикальную плоскость). Характеристику конфигурации формы одежды можно дать только в данный момент времени, потому что форма постоянно меняет свои параметры и положение всех точек её поверхности. Поэтому такие характеристики относительны и даются в основном  вербальным и графическим способами описания внешнего вида модели. Рисунок модели является наиболее приемлемым графическим способом характеристики конфигурации формы. Технический рисунок (с соблюдением размеров и пропорций формы) несёт больше информации для построения чертежей. Но рисунок выполненный в свободной манере в большей степени передаёт художественную идею и замысел художника. Вербальный (словесный) способ характеристики конфигурации формы сводится к описанию внешнего вида одежды и образного сравнения её формы с формами геометрических фигур (прямоугольника, трапеции, овала и т.п.) и их сочетаний; с формами предметов (фонарика, бочонка, карандаша и т.п.) или с буквами и цифрами ( формы Х, Л, 8,О и т.п.). Иногда для описания применяются определённые названия изделий, например, «юбка-годе», платье покроя «принцесс», «редингот», брюки покроя «банан» и т. п. В процессе описания, форму одежды и её части сопоставляют с формой тела человека по основным конструктивным линиям (плеч, груди, талии, бедер, колен и низа) и с формой верхних и нижних конечностей на уровнях измерений обхватов (плеча, локтя и запястья руки и бедра, колена и щиколотки ноги). В результате чего, даётся характеристика кривизны боковой образующей поверхности формы изделия в соотношении с конфигурацией боковой поверхности тела человека и его частей. По линии плеч определяется соотношение одежды с шириной и высотой плеч. По линии груди устанавливается соотношение размеров одежды и тела по ширине и уровню положения нижней точки проймы. По линиям талии, бёдер, колена и низа определяют соотношение размеров одежды и тела по ширине, а в низу ещё и по длине.

Конфигурация боковой поверхности изделия может повторять форму тела, иметь чётко или не чётко выделенную линию талии или вообще не выделять эту линию. По этим характеристикам определяют степень выраженности и уровень положения линии талии. Конфигурация боковой поверхности изделия в фас характеризуется соотношением ширины формы с шириной фигуры на уровнях линий плеч, груди, талии, бёдер и низа. По этим признакам определяют степень прилегания изделия к фигуре человека (различная степень повторения формы фигуры и  приближения к ней на разных уровнях) и силуэт модели.

Силуэт формы одежды – плоскостное выражение формы одежды в виде условного схематизированного изображения (рис.1.1.), не несущего подробной информации о конкретной форме, но акцентирующего важнейшие характеристики силуэта. Основные силуэты одежды определяются по принципу соотношения её с фигурой - повторение форм, приближение или контраст. Приталенный силуэт (рис.1.1, а) характеризуется плотным прилеганием к линии талии и увеличенными или различными объёмами лифа и юбки. Его схема напоминает восьмёрку или песочные часы. Прилегающий или полуприлегающий силуэт (рис. 1.1, б) характеризуется более свободной степенью прилегания по линии талии и меньшими объёмами по линиям груди и бёдер, в сравнении с приталенным силуэтом. Его схема имеет более обтекаемые и плоскостные конфигурации, приближённые к силуэту фигуры человека. Прямой силуэт (рис. 1.1, в) характеризуется большей или меньшей свободой облегания и одинаковой шириной на уровнях линий бёдер и груди. Его схема напоминает прямоугольник. Расширенный (трапециевидный) силуэт (рис. 1.1, г) характеризуется значительной свободой расширения или на уровне линии бёдер или на уровне линии груди. Символически такой силуэт изображается в виде трапеции зауженной или расширенной книзу.

Силуэтная форма модели зависит от объёма, конфигурации и положения боковой линии (рис. 1.2,) - (- положения её вершины, - конфигурации, - степени прилегания к фигуре), линии плеча (рис. 1.2, а)  положение линии плеча (1- естественная, 2 - повышенная, 3 - спущенная, 4 - прямая -, 5 - пониженная, 6 овальная –, 7 седловидная, 8 удлиненная, 9 укороченная, 10 мягкая и т.п.), (1.2. б) положение линии глубины проймы (1- уровень, 2 - форма, 3 –ширина), - её уровень, - форма, -ширина и т.п., линии талии – наличие линий членения, - подрезов,  - вытачек,  - рельефов,  - сборок и т.п.,  - уровень и  - степень их прилегания к фигуре, линии низа - уровень,  - объём относительно других конструктивных поясов фигуры,  - конфигурация и т.п.).

Объём формы одежды –  степень прилегания внешней поверхности изделия к фигуре человека на различных участках. Определяется величиной суммарной конструктивной прибавки и её распределением между участками конструкции изделия. Различают умеренные (рис. 1.3, а), большие (рис. 1.3, б) и малые (рис. 1.3, в) объёмы одежды, а также с равномерным (рис. 1.3, г) и неравномерным (рис. 1.3, д) прилеганием к фигуре человека и её участкам.

Вид поверхности формы – характеристика пластики, рельефа,  разработки и заполнения поверхности формы различными элементами. Пластика поверхности формы – характер или конфигурация кривизны поверхности изделия в местах сопряжения её частей (рукава с проймой, лифа с юбкой и т.п.). Различают плоский (плавный переход одной части в другую) и рельефный (со слабо, средне и резко выраженным рельефным переходом) изгиб материала в местах сопряжения частей формы. Рельеф поверхности формы – характер укладывания материала в форму, определяющий объём и сущность конструкторских работ, величины прибавок и особенности технологии изготовления одежды. Различают гладкую, рельефную и комбинированную поверхность формы. Рельефную поверхность формы получают с помощью разработки и заполнения поверхности формы различными элементами (складками, сборками, карманами и т.п.). По этому признаку различают конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные и декоративно- функциональные элементы - как средства формообразования и декорирования одежды.

Конструктивные элементы – элементы формы, являющиеся основным средством формообразования и не участвующие в декорировании одежды. Это основные конструктивные швы – боковые, плечевые, средние швы спинки и полочки и т.п. Декоративно-конструктивные элементы – элементы формы, являющиеся средством формообразования и выполняющие функции украшения одежды. Это могут быть рельефные швы, подрезы, фигурные вытачки и т.п. Функционально- декоративные элементы – элементы формы, относящиеся средствам разработки поверхности формы и выполняющие определённую служебную и декоративную функции. К ним относятся различные варианты карманов, застёжек, капюшонов, шлиц и т.п. Декоративные элементы – элементы, являющиеся средствами декорирования поверхности формы и выполняющие роль только украшения одежды. К ним можно отнести бейки, канты, вышивку, воланы, кружева и т.п. При разработке чертежей конструкций одежды следует установить, какую роль в модели выполняют те или иные элементы, являющиеся средствами  разработки её поверхности.