Образование как социокультурный феномен

Болдырева Александра Михайловна

Образование как социокультурный феномен

 

         План лекции:

         1. Образование как феномен.

         2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.

         3. Основы управления образовательными системами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_kak_sociokulturnyy_fenomen.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образование как социокультурный феномен

        План лекции:

        1. Образование как феномен.

        2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.

        3. Основы управления образовательными системами.

        Содержание лекционного материала

        1. Образование как феномен

Образование имеет в своей основе русское слово «образ», что говорит о том, что изначальная сущность образования заключалась в создании, окультуривании человека по образу, мысленно воссоздаваемом в определенной эпохе (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный и инициативный предприниматель, гармонично развитая личность).

В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования (В.Ф. Сидоренко). Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе»  образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».

Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями,  навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.).

Таким образом взаимосвязаны образование и общество. Образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:

  1. передача знаний от старшего поколения младшим;
  2. распространение культуры и культурных ценностей;
  3. социализация личности, интеграция молодежи в общество;
  4. социальный отбор и дифференциация членов общества, связанная с разделением общественного труда и воспроизводством специалистов (кадров);
  5. создание условий для профессионального и личностного самоопределения;
  6. социокультурные инновации, генерирование новых идей, создание открытий и изобретений;
  7. социальный контроль.

Само понятие «образование» в современной трактовке является многозначным и многогранным понятием, которое может рассматриваться и процесс получения образования, и как результат этого процесса, и как система образования, и как отрасль общественного производства.

В Законе об образовании понятие «образование» определяется как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

        Образование как результат предполагает овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Главный результат образования  - это образованность личности как характеристика, показатель уровня усвоения личностью знаний, опыта деятельности, норм и ценностей.

        Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

        Образование как отрасль  (сфера) представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников для общества (страны).

Свойства (принципы) образования:

1. Гуманность образования.

2. Демократичность образования.

3. Целенаправленность образования.

4. Историчность образования.

5. Целостность образовательного процесса.

6. Системность образования.

7. Процессуальность образования.

8. Непрерывность образования.

3.2. Система образования в России.

ОБРАЗОВАНИЕ (как система) – представляет собой совокупность взаимодействующих:

  1. преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2. сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3. органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [Закон об образовании]      

Система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей (по Пидкасистому П.И.).

Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.

Охарактеризуем каждый из этих компонентов системы образования.

  1. Государственные образовательные стандарты (ГОС) и программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности личности  и системы образования по достижению этого идеала. ГОС закрепляет цели образования, содержание образования, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся.

Назначение ГОС:

  1. сохранение единого государственного пространства;
  2. обеспечение качества образования;
  3. обеспечения социальной защиты граждан (право на образование);
  4. основа для оценки уровня образования и квалификации выпускников, а также оценки деятельности ОУ;
  5. основа для установления нормативов и расчетов финансирования в системе образования.

Структура ГОС: минимум содержания обучения по основным образовательным программам, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Уровни ГОС: федеральный компонент, региональный (национальный) компонент, школьный компонент (для ГОС общего образования).

Образовательные программы

Общеобразовательные

Направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Программы

  1. дошкольного образования
  2. начального общего образования
  3. основного общего образования
  4. среднего (полного) общего образования

Профессиональные образовательные

Направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательных уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Программы

  1. НПО
  2. СПО
  3. ВПО
  4. послевузовского  ПО

  1. Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  1. ОУ является юридическим лицом (т.е. имеет имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, имеет самостоятельный баланс или смету, имеет устав, прошло государственную регистрацию)
  2. Деятельность ОУ регламентируются Законом об образовании (как образов. учреждения), Бюджетным кодексом (как бюджетной организации), Гражданским кодексом (как некоммерческой организации, созданной как учреждением), Трудовым кодексом, Типовыми положениями и др.
  3. Статус ОУ устанавливается при его государственной аккредитации.
  4. Устав ОУ.

Типы ОУ:

  1. дошкольные,
  2. общеобразовательные,
  3. НПО, СПО, ВПО, ППО,
  4. учреждения дополнительного образования взрослых,
  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
  6. учреждения дополнительного образования,
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей,
  8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Выделяются следующие виды образования по разным основаниям:

  1. по типу и качеству научных знаний – математическое, экономическое, биологическое, физическое, географическое образование и т.д.;
  2. по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное, и т.д.;
  3. по видам человеческой деятельности -  музыкальное, художественное, техническое, военное, педагогическое, медицинское образование;
  4. по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и т.д.;
  5. по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
  6. по сословному признаку – элитное и массовое образование;
  7. по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее полное, среднее профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное образование;
  8. по форме получения образования – очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (дистантное) образование, экстернат.

        3.3. Основы управления образовательными системами

Менеджмент как теория и практика управления в социальных организациях (системах) сегодня считается достаточно универсальной областью знаний, и даже искусством, связанным с организацией совместной деятельности людей по достижению конкретных, заранее запланированных целей. Его универсальность  позволяет говорить об общих принципах, закономерностях, методах и формах управления людьми и процессами, имеющими некоторую специфику в отдельных сферах деятельности. Именно эти специфические особенности важно рассмотреть для сферы образования.

        Педагогический менеджмент – совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими (образовательными)  системами, направленная на повышение эффективности их функционирования и развития. Специфика педагогического менеджмента заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда управленца (менеджера) образования.

        Предметом труда является учебная деятельность обучающихся и педагогическая деятельность специалистов сферы образования. Продуктом служат образовательные услуги, оказываемые гражданам и в конечном итоге стране и обществу в целом. Орудиями труда являются средства педагогической деятельности, в первую очередь, это вербальные средства (слово, речь, вместе с невербальными сигналами), а также различного рода материальные средства учебного и вспомогательного назначения. Конечным результатом труда является уровень образованности, грамотности, воспитанности, компетентности субъектов образовательного процесса – обучающихся, воспитанников и даже самих педагогов.

Основными принципами управления образовательными (педагогическими) системами являются:

  1. демократизация и гуманизация управления;
  2. системность и целостность в управлении образовательными системами;
  3. сочетание централизации и децентрализации;
  4. взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
  5. научная обоснованность (научность) управления;
  6. объективность, полнота и регулярность предоставления информации;
  7. комплексность;
  8. систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.

        Методы управления – это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

  1. объекту управления (федеральные, региональные, внутришкольные или внутривузовские);
  2. по целям (стратегические, тактические, оператичные;
  3. по механизму влияния (социально-политические, организационно-управленческие, организационно-педагогические);
  4. по стилю управления (демократические, авторитарные, либеральные);
  5. по субъекту управления (административные, хозяйственные, финансовые и др.).

        Формы управления могут иметь различную структуру и направления. Для школы это педагогические советы, попечительские советы, родительские собрания, методические объединения, методические и теоретические семинары, школьные конференции, педагогические чтения, ученическое самоуправление. Для вуза можно выделить ректорат, Ученый совет, учебно-методический совет, научно-методический совет, совет факультета, кафедры и заседания кафедры, студенческий совет, научно-практические конференции, круглые столы и т.д.

        Государственная политика в сфере образования понимается как  концентрированное и формализованное выражение воли многонационального народа России, направленное на удовлетворение потребностей личности, общества, государства, семьи.

Государственная политика в области образования  закрепляется в ст.2 Закона РФ «Об образовании» и основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государственное регулирование в сфере образования:

  1. необходимость государственного бюджетного финансирования сферы образования, в том числе дополнительно для отдельных категорий обучаемых;
  2. необходимость прогнозирования развития сферы образования, ее масштабов и структуры, в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде и в самой системе образования;
  3. развитие рынка образовательных услуг, в т.ч. негосударственного и дополнительных платных образовательных услуг;
  4. неспособность индивидуального потребителя оценивать качество ОУ предполагает государственную систему контроля за ними;
  5. учет и решение вопросов локализации рынка ОУ (разграничение компетенций, источников финансирования, содержания образования и т.д. на региональных рынках);
  6. организация обратной связи (мониторинга) в системах управления образованием;
  7. возможность субсидирования как потребителей ОУ, так и производителей ОУ на целевой основе.

Функции государства в сфере образования (мировые тенденции):

  1. обеспечение равного доступа к образованию;
  2. поддержка справедливого и качественного обучения в школе;
  3. предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование;
  4. распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить.

Литература

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.

3. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

4. Зорин И.В. Методологические основы профессионального туристского образования. – М., 2004.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. – М., 1999.

6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. – М., 2001.