Методическая разработка урока "Семейство растений класса Однодольные" и презентация к уроку.

Рыбкина Зоя Ивановна

Целью урока является ознакомление с многообразием растений класса Однодольные, ознакомление с признаками двух семейств.

Урок с примененим ИКТ, использован матерал по многообразию растений этого семейства Тверской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.19 КБ
Файл prezentaciya_k_uroku.rar1 байт

Предварительный просмотр:

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект урока. Учитель: Кусочкина Елена Валерьевна.

Предмет: Окружающий мир. 3 класс.

Программа Начальная школа «Школа России». Автор А.А.Плешаков.

Тема: Развитие растения из семени.

Цель: дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени; установить последовательность развития растения из семени; определить, из чего образовалась каждая часть взрослого растения; учить наблюдательности;

Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени».

Ход урока.

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы урока.

        Загадка: Дышит, растёт,

                      А ходить не может. (растение)

- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения.

- Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях.

3. Повторение пройденного и проверка знаний.

- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме?

растение

питается

 

- Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце(свет,тепло), вода)

- Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений.

На доске: рисунки: дерево, кустарник, травянистое растение.

- Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их.

На доске: растение фасоли.

- Какую часть растения используют для размножения? (семена)

4. Работа по теме урока. Этапы развития семени фасоли.

- Мы знаем, для того чтобы выросло растение нужно посадить в землю семя.

На доске -  вопросы:

                - Какие изменения происходят с семенем в земле?

                - Из чего образуется и развивается каждая часть взрослого растения?

- На эти вопросы найдём ответы, если проведём сложную работу – наблюдение над семенами.

- У вас на столах пронумерованные семена фасоли и иголочки.

- Возьмите семя №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.

- Результат? (с сухого семени кожура не снимается)

- Попробуйте ногтём поцарапать кожуру.

- Результат? (целостность кожуры не нарушается)

- У вас на столах листочки, где написаны выводы. Найдите правильный вывод и зачитайте.

Вывод: кожура семени плотная и с сухого семени не снимается.

- Зачем нужна такая кожура семени?

- Какую роль она играет? (защищает внутренние части семени от повреждения)

- Семя положили в сырую землю. Что с ним произошло?

- Берём в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1.

- Чем они отличаются?

- Результат? Семя №2 увеличилось в размерах, сырое.

- Почему так происходит? Найдите вывод.

Вывод: в семя через кожуру проникает вода, и оно набухает, увеличивается в размерах.

- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.

- Результат? (кожура легко снимается с набухшего семени)

- Что находится под кожурой? (две половинки)

- Это семядоли.

- Осторожно иголочкой разъединяем половинки семени – семядоли. Что мы видим на одной из семядоли?

- Это зародыш будущего растения. Он ещё очень мал и в нём трудно рассмотреть части будущего растения.

- Возьмите в руки семя №3, снимите кожуру, разъедините семядоли и найдите зародыш.

- Зародыш уже заметно подрос и можно рассмотреть какие – то части.

- Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка. (зарисовать на семядоли у доски, ученики в тетради)

- Это корень. Он мал и не похож на корень взрослого растения.

- Найдите два маленьких листочка (почку). Это будущие листья. (зарисовать)

- Между корнем и почкой находится круглый «шарик». Это будущий стебель. (зарисовать)

- Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы.

                1. оно набухает, в нём появляется зародыш

                2. из «червячка» - корень, из почки – листья, из «шарика» - стебель

5. Физкультминутка.

        Стал цветок и вдруг проснулся        вправо, влево

        Больше спать не захотел.                вперёд, назад

        Шевельнулся, потянулся,                руки вверх, потянулись                

        Взвился вверх и полетел.                руками вправо, влево

        Солнце утром лишь проснётся,

        Бабочка кружится, вьётся.                Покружиться

- Какую роль в жизни растений играет каждая его часть?

- Продолжим наблюдения.

- Посмотрите на зародыш. Какая часть зародыша развивается быстрее всего? (корень)

На доске: рисунок семени с развитым корнем.

- Почему раньше всех трогается в рост корень?

- Корень добывает из земли питательные вещества для всех остальных частей растения.

- Посмотрите на корень, он очень мал, он не дорос до земли.

- Откуда же берутся питательные вещества, чтобы корень рос на первых стадиях развития?

- Посмотрите на семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени и он начинает расти.

- Что происходит с семядолями потом?

На доске: рисунок следующей стадии развития зародыша.

- Семядоли постепенно стареют , сморщиваются, засыхают и, наконец, отпадают. Они свою роль выполнили.

- Какова роль семядоли в семени?

- Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»?

- Какие части растения он будет кормить?

На доске рисунок взрослого растения фасоли.

- Прочитайте последний вывод.

Вывод: корень растет быстрее, чтобы затем добывать питательные вещества для других частей растения.

- Вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелёными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как это происходит, вы узнаете в старших классах, изучая науку биологию.

6.Закрепление материала.

- Давайте по схеме назовём порядок развития растения из семени фасоли.

На доске поэтапное развитие растения. Пронумировать.

- Какое значение имеет кожура для семени?

- Что развивается из корешка зародыша?

- Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?

7. Итог урока.

8. Задание на дом.