Методическая разработка «Внедрение информационных технологий в учебный процесс с целью повышения информационной компетенции выпускников» Применение информационных компьютерных технологий на уроке по теме «Организационно-правовые формы предприятий»

Прохорова Марина Станиславовна

 

Современный урок по «Экономике отрасли» в идеале не должен быть ограничен дисциплиной и преподавателем. Схема его проведения предполагает несколько этапов.  На каждом из них можно использовать информационные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по дисциплине, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Тверской области

ГОУ СПО «Осташковский электромеханический техникум»

Методическая разработка

«Внедрение информационных технологий в учебный процесс с целью повышения информационной

компетенции выпускников»

Применение информационных компьютерных технологий на уроке по теме «Организационно-правовые формы предприятий»

Составил:

преподаватель Осташковского электромеханического техникума Прохорова М.С.

Одобрена предметной комиссией профессиональных и специальных дисциплин 140613

Председатель:_______________

(Прохорова М.С.)

2010

Содержание

Введение                                                                                                3

Внедрение информационных технологий в учебный процесс

с целью повышения информационной компетенции выпускников

Применение информационных компьютерных технологий

на уроке по теме «Организационно-правовые формы

предприятий»                                                                                        8

Ход урока:

1. Организационный момент –1 мин.

2. Целеполагание и мотивация – 2 мин.

3. Объяснение нового материала

    с использованием презентации  – 70 мин.                                        9

4. Систематизация и обобщение

    (тестирование см. приложение 1)  – 15 мин.

5. Домашнее задание – 2 мин.                                                                19

Приложение 1                                                                                        20

Приложение 2                                                                                        26

Приложение 3                                                                                        27

Введение

Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций и овладение навыками самообразования – приоритетные задачи педагогики, которые требуют преобразования учебной деятельности путем внедрения различных методов, средств и технологий обучения, повышающих качество и эффективность образовательного процесса.

Одна из основных задач учебного заведения – своевременная реакция на запросы рынка труда: необходимо готовить компетентных специалистов.

Одной из составляющих  профессиональной компетентности является информационная компетентность, которая включает в себя следующие элементы:

1. Теоретические знания, практические умения и навыки использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

2. Творческий подход в применении информационных технологий при решении практических задач, а также при организации обработки, хранения и передачи информации.

3. Гибкость мышления, способность к самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области информационных технологий.

4. Сформированное мировоззрение и система личностных ценностей и жизненных приоритетов.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс дает возможность существенно изменить к лучшему его содержание и формы и способствует формированию информационной компетентности выпускников, решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса, распространению передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан на получение полноценного образования.

Информационные технологии могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях. При этом они вписываются в рамки традиционного обучения и могут способствовать активному включению студентов в учебный процесс, пониманию и запоминанию учебного материала, поддерживать интерес к изучению дисциплины.

Целью изучения курса «Экономика отрасли» является усвоение студентами аспектов экономической деятельности организаций, основных путей эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, методики разработки бизнес-плана; выработка у студентов умения рассчитывать и анализировать технико-экономические показатели работы организации,  а также умения использовать в своей работе экономическую информацию.

В ходе обучения студентов технических специальностей дисциплине «Экономика отрасли» возникает ряд противоречий, которые породили необходимость внедрения информационных технологий в изучение дисциплины:

1. Государственными образовательными стандартами СПО, разработанными для технических специальностей, на изучение дисциплины «Экономика отрасли» предусмотрено 105 часов аудиторного времени (20 из которых отведено на выполнение курсовой работы). Данное количество часов не дает возможности в полной мере изучить большое количество теоретических вопросов в области экономики организаций и научить студентов решать различные экономические задачи, производственные ситуации, составлять бизнес-план, рассчитывать и анализировать технико-экономические показатели деятельности организаций. В связи с этим преподавателю необходимо найти пути оптимального и эффективного использования учебного времени, качественно организовать самостоятельную работу студентов.

2. Как правило, студенты технических специальностей проявляют низкий интерес к изучению экономических дисциплин, в том числе дисциплины «Экономика отрасли». Следовательно, преподавателю необходимо заинтересовать студентов, чтобы они осознали потребность в экономических знаниях.

3. Наблюдается низкий уровень умений студентов работать с различными источниками экономической информации, с текстовой, графической и цифровой экономической информацией. Особенно явно это проявляется при выполнении студентами самостоятельных работ, докладов, рефератов, курсовых работ, экономической части дипломных проектов (работ), когда требуется ее поиск, структурирование, обработка и анализ. В связи с этим преподавателю необходимо научить студентов правильно работать с экономической информацией.

4. Тематическим планом по дисциплине «Экономика отрасли» предусмотрено проведение рубежного контроля знаний после изучения каждого раздела, кроме того, требуется систематически оценивать теоретические знания и практические умения студентов в ходе изучения дисциплины. Студенты также должны иметь возможность самоконтроля и самокоррекции знаний. Обычно контроль знаний и умений затрачивает много  времени. Следовательно, требуется другой подход к контролю и анализу качества знаний и умений студентов, который позволил бы сэкономить аудиторное время, оперативно оценить усвоение студентами определенного минимума основного материала, проверить способности студентов самостоятельно мыслить и  выявить проблемы в изучении дисциплины.  

5. По дисциплине «Экономика отрасли» для технических специальностей СПО на сегодняшний день отсутствует учебная литература. Некоторые студенты в современных экономических условиях вынуждены работать и обучаться по индивидуальному графику, в основном, самостоятельно изучая дисциплину. Поэтому необходимы средства (электронные учебники, электронные учебные пособия, электронная библиотека), с помощью которых студенты смогут самостоятельно изучать дисциплину, прибегая к помощи преподавателя лишь в качестве консультанта.

В изучении дисциплины «Экономика отрасли» особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность студента по поиску, осознанию и переработке новых экономических знаний. Преподаватель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности студентов, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Современный урок по «Экономике отрасли» в идеале не должен быть ограничен дисциплиной и преподавателем. Схема его проведения предполагает несколько этапов.  На каждом из них можно использовать информационные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по дисциплине, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для преподавателя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого студента. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Критериями отбора учебного материала для изучения с применением информационных технологий являются значимость данного учебного материала, возможность его представления средствами статической и динамической наглядности в виде схем, графиков, диаграмм, чертежей, картинок; структурированность по определенным параметрам (свойствам, характеристикам), содержание в учебном материале новых элементов знания по сравнению с ранее известными.

Применение информационных технологий регламентируется также рядом гигиенических требований, ограничивающих частоту и время работы учащихся на компьютерах.

Решение вопроса о внедрении информационных технологий обучения во многом связано с кадровым потенциалом учебного заведения. Работа преподавателя при этом требует более высокой квалификации, чем при традиционном обучении. Преподаватель должен обладать знаниями, не меньшими, чем те, что содержатся в компьютерной программе. Реальное достижение индивидуального обучения возможно только при использовании различных методик, различных подходов к изучению учебного материала, совместного их применения в процессе обучения. Преподаватель должен в совершенстве владеть этими методиками, чтобы быть в состоянии в любой момент работы компьютера проконсультировать студентов и перейти от компьютерного обучения к традиционному. Преподаватель должен глубоко изучить применяемое программное обеспечение и, учитывая открытость его, привносить собственный опыт в имеющиеся разработки.

При внедрении информационных технологий в изучение дисциплины «Экономика отрасли» от студентов требуется владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, табличную, графическую); умение обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программных электронных таблиц; умение пользоваться базами данных; умение распечатывать информацию на принтере.

Преподаватель, в свою очередь, должен в совершенстве знать намеченные к использованию в изучении дисциплины «Экономика отрасли» информационные технологии, уметь их применить; уметь видеть и отбирать материал для изучения его с применением информационных технологий; владеть умением организовать самостоятельную работу студентов.

К ожидаемым результатам от внедрения информационных технологий в изучение дисциплины «Экономика отрасли» можно отнести повышение качества знаний по дисциплине, мотивации студентов к ее изучению, уровня компьютерной грамотности и информационной компетентности студентов, психологической, методической и педагогической компетенции преподавателя, оптимизацию учебного процесса.

На уроках по дисциплине «Экономике отрасли» можно использовать такие формы подачи материала и оценки знаний с помощью информационных технологий, как презентация изучаемого материала, информационно-обучающие программы, самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами, тесты. Кроме того, студенты в ходе выполнения и защиты рефератов и курсовой работы по дисциплине получают навыки создания и представления электронной презентации.

Следует отметить, что формирование информационной компетентности не может быть целью только одной учебной дисциплины «Экономика отрасли» - необходимо внедрение новых информационных технологий в учебный процесс по всем дисциплинам.

В едином информационно-образовательном пространстве  внедрение информационных технологий в изучение дисциплин разного цикла дает средства и методы для развития способностей к ориентации в быстро меняющемся мире, позволяет успешно осваивать любую профессиональную область деятельности и способствовать саморазвитию выпускника.

Литература:

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2008.
  2. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2007.
  3. Михайлова Н.Н. Проектирование образовательных технологий в профессиональном колледже. Монография. – М.:НИИРПО, 2007.

Применение информационных компьютерных технологий

на уроке по теме

«Организационно-правовые формы предприятий»

Основное направление в компьютеризации обучения: использование компьютера в качестве средства, повышающего эффективность обучения. Можно выделить четыре основные цели использования компьютерных технологий на уроках:

  • сообщить информацию;
  • научить;
  • создать мотивацию;
  • развлечь

Сообщить информацию – это значит дать аудитории ключевую информацию.

Научить – означает связать знания или информацию с опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.

Создать мотивацию – значит обеспечить стимул, который придавал бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать.

Развлечь – значит создать в аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.

Методика использования компьютерных технологий на учебных занятиях в техникуме предполагает:

  • Совершенствования системы управления обучением на различных этапах урока (освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний).
  • Усиление мотивации обучения.
  • Улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру студентов и уровень готовности к трудовой деятельности в современном обществе.
  • Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.
  • Демонстрацию возможностей компьютера.

Урок по теме «Организационно-правовые формы предприятий»

Тип урока: урок освоения новых знаний и систематизации знаний и умений.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цели: создать условия для систематизации изученного материала, выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная: закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы создания фирмы, приобретение умений и навыков

Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.

Воспитывающая: воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через групповые и игровые формы.

Средства обучения: карточки с тестами.

Оборудование: компьютер, ОС Windows XP, пакет Microsoft Office (Power Point), мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент –1 мин.

2. Целеполагание и мотивация – 2 мин.

3. Объяснение нового материала с использованием презентации – 70 мин.

4. Систематизация и обобщение (тестирование см. приложение 1) – 15 мин.

5. Домашнее задание – 2 мин.

Организационный момент - приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности студентов к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания.

Целеполагание и мотивация - формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, обеспечение желания студентов работать на учебном занятии.

Объяснение нового материала:

Цели изучения темы

  • ознакомиться с организационно-правовыми формами отдельных видов юридических лиц.

 Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представление:

  • об учредительных документах отдельных видов юридических лиц.

Студент должен знать:

  • основные положения хозяйственных товариществ и обществ;
  • основные положения производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Студент должен уметь:

  • определить организационно-правовую форму предприятия.

Ключевой термин  -  юридическое лицо.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Второстепенные термины

  • хозяйственные товарищества и общества;
  • акционерные общества;
  • производственные кооперативы;
  • муниципальные унитарные предприятия;
  • некоммерческие организации.

В гражданском праве принято разграничение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации - в зависимости от цели их создания и деятельности.

Коммерческой организацией признается юридическое лицо преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Такие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и товарищество на вере) и обществ (ООО, ОДО, АО и т.д.), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не ставящее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 Гражданский кодекс РФ предусматривает большое количество различных видов юридических лиц. Кроме того, он позволяет дееспособным гражданам заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 К коммерческим организациям, то есть имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, относятся:

  • полное товарищество (ст.69-81 ГК РФ);
  • товарищество на вере (ст.82-86 ГК РФ);
  • общество с ограниченной ответственностью (ст.87-94 ГК РФ);
  • общество с дополнительной ответственностью (ст.95 ГК РФ);
  • акционерное общество (открытое и закрытое) (ст.96-104 ГК РФ);
  • производственные кооперативы (ст.107-112 ГК РФ);
  • государственное и муниципальное унитарные предприятия (ст.113-115 ГК РФ).

Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В некоторых случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товариществами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не предусмотрено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества и общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Полное товарищество

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Он должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Полное товарищество ликвидируется по основаниям, предусмотренным для всех юридических лиц, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество.

Товарищество на вере

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Он должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочной капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел.

Вкладчик товарищества на вере имеет право:

  • получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
  • знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;
  • по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
  • передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу.

Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Передача всей доли иному лицу вкладчиком прекращает его участие в товариществе.

Товарищество на вере ликвидируется:

  • при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков;
  • по основаниям ликвидации полного товарищества (однако, оно сохраняется, если в нем остается по крайней мере один полный товарищ или вкладчик);
  • в случае банкротства.

 

                Общество с ограниченной ответственностью ООО

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать условия: о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. В обществе создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.

Общество с дополнительной ответственностью ОДО

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила об обществе с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество

Деятельность акционерных обществ определяется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "0б акционерных обществах".

Акционерное общество (АО) - это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

АО несет ответственность по финансовым и другим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность АО вызвана действиями или бездействием его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные указания, то на указанных акционеров или других лиц в случае недостаточности имущества АО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Банкротство АО считается вызванным действиями или бездействием его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность АО.

АО имеет свое фирменное наименование, которое содержит указание на его организационно-правовую форму и тип: закрытое или открытое. АО может иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов РФ.

Создается АО путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. АО считается созданным с момента его государственной регистрации.

Важно, что решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций, принимается учредителями единогласно. Избрание органов управления АО осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей акции. Учредители заключают между собой договор о создании АО, определяющий порядок совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является его учредительным документом.

АО не может иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Учредители АО несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его созданием и возникающим до государственной регистрации данного общества. АО несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Единственным учредительным документом АО является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Уставом могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Внесение изменений и дополнений в устав или утверждение устава в новой редакции осуществляются по решению общего собрания акционеров.

Дочерние и зависимые хозяйственные общества

Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица (ст.6 закона “Об АО”, см. также ст.105-106 ГК РФ).

Статья 105. Дочернее хозяйственное общество

1.  Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество   или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

2.   Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

3.  Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

Статья 106. Зависимое хозяйственное общество

  1. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
  2. Хозяйственное общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах.
  3. Пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных капиталах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества, определяются законом.

Конструкция "основное - дочернее" общества используется главным образом при создании холдинговых компаний в крупном бизнесе. Создание дочерних и зависимых обществ дает возможность основному ("материнскому") обществу расширить свою предпринимательскую деятельность за счет высокой степени влияния на их деятельность и принимаемые ими решения.

Общество признается дочерним, если другое (основное) общество

  • в силу преобладающего участия в его уставном капитале,
  • либо в соответствии с заключенным между ними договором,
  • либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

 Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Основное общество в случаях, определенных законодательством, несет ответственность по обязательствам дочернего общества.

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20% голосующих акций первого общества.

Заметим, что у основного общества возникает ряд обязанностей в связи с появлением у него дочерних или зависимых обществ. Так, например, общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и федеральным антимонопольным органом.

Производственные кооперативы

Финансовые отношения в производственных кооперативах строятся с учетом того, что это добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем объединения имущественных паевых взносов, а также при личном трудовом участии членов кооператива.

Члены производственного кооператива несут ответственность по его обязательствам общим имуществом, а при его недостаточности - и своим собственным имуществом. Имущество производственного кооператива формируется за счет паевых взносов его членов, полученных доходов и других источников. Для осуществления своих уставных задач кооператив привлекает к участию юридических лиц.

Анализ деятельности производственных кооперативов показывает, что это удобная форма организации совместного труда.

Финансовые особенности производственных кооперативов определены в Федеральном законе от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ "О производственных кооперативах".

Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане РФ, достигшие возраста 16 лет. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива наравне с гражданами РФ. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Член кооператива имеет право:

  • участвовать в деятельности кооператива, в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;
  • избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива;
  • вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;
  • получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;
  • запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности;
  • выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные законом и уставом кооператива выплаты;
  • обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения общего собрания членов и правления, нарушающие права члена кооператива.

Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной или натуральной формах.

К обязанностям члена кооператива относятся:

  • внесение паевого взноса;
  • участие в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом;
  • соблюдение установленных для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности, правил внутреннего распорядка;
  • соблюдение требований субсидиарной ответственности по долгам кооператива.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Основная особенность этих форм заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Государство или муниципальные образования передают этим предприятиям имущество на праве хозяйственного ведения, т.е. с ограничениями в праве распоряжения (передачи, отчуждения) имуществом. В форме УП могут быть только государственные или муниципальные предприятия, т.е. имущество - в собственности государства или муниципального образования.

Термин унитарное в наименовании этих предприятий определяет неделимость их имущества, т.е. невозможность разделения уставного фонда на доли, акции и т.п.

Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, а также невозможно получить долю в таком предприятии другим юридическим или физическим лицам.

Заметим, что термин "уставный капитал" в этих предприятиях трансформирован в "уставный фонд".

УП по способу управления имуществом делятся на:

  • УП, основанное на праве хозяйственного ведения,
  • УП, основанное на праве оперативного управления (только для имущества, находящегося в федеральной собственности - называется “федеральное казенное предприятие”).

Деятельность унитарных предприятий регламентируется: Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, ГК РФ (ст.113-115 ГК РФ), а также Главой 19 “Право хозяйственного ведения, право оперативного управления” кодекса (ст.294-300 ГК РФ), а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства и др.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества (т.е. Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) (ст.113 ГК РФ).

УП на праве хозяйственного ведения. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного (муниципального) органа. Ответственность предприятия: собственник не отвечает по обязательствам предприятия. УП владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности; контроль за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли.

Казенное предприятие. Имущество находится в государственной собственности. Создается по решению Правительства РФ.  Ответственность предприятия: предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем имуществом и не отвечает по обязательствам собственника. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет правительство РФ.  ФКЗ владеет и  пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Распоряжается имуществом лишь с согласия собственника. Самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами. Собственник вправе изъять лишнее или не по назначению используемое оборудование.

Некоммерческие организации

Финансовые особенности некоммерческих организаций состоят в том, что их основная деятельность не связана с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников.

При отсутствии прибыли от результатов собственной деятельности финансирование осуществляют участники либо собственники некоммерческих организаций.

Финансовые особенности некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

К некоммерческим организациям относятся:

  • общественные и религиозные организации;
  • некоммерческие партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы;
  • организации в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Некоммерческие организации имеют существенные различия, но объединены они по принципу основной цели деятельности. Взносы участников в некоммерческие организации являются добровольными. Предпринимательская деятельность в некоммерческих организациях подчинена достижению целей их создания, а основная цель таких объединений - удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение общественно полезной деятельности, защита общих интересов.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Выводы по теме

  1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  2. В гражданском праве принято разграничение юридических лиц на коммерческие организации, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, и некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных формах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие предприятия относятся к хозяйственным обществам, их учредительные документы?
  2. Какие предприятия относятся к хозяйственным товариществам, какие учредительные документы они должны иметь?
  3. Опишите организационно-правовую форму производственных кооперативов и муниципальных унитарных предприятий.
  4. Какие организации считаются некоммерческими?

Ссылки на дополнительные материалы:

  1. Мандрица В.М. Российское предпринимательское право.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  2. Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации, часть 1.
  3. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие, 2000.

  1. Домашнее задание: 

Задание 1.  Написать сообщения на темы:

«Особенности создания акционерных обществ», «Понятие, признаки и правоспособность юридического лица, лицензирование его деятельности», «Правовые основы деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий»,  «Реорганизация и ликвидация юридического лица», «Правовое положение акционерных обществ», «Юридическое лицо. Понятие и сущность», «Хозяйственные товарищества и общества», «Производственные кооперативы», «Некоммерческие организации».

Задание 2.

  1. Дайте понятие юридического лица.
  2. Какие организации являются коммерческими?
  3. Какие организации являются некоммерческими?
  4. Назовите четыре признака юридического лица.
  5. Какие предприятия относятся к хозяйственным обществам, их учредительные документы?
  6. Какие предприятия относятся к хозяйственным товариществам, какие учредительные документы они должны иметь?
  7. Опишите организационно-правовую форму производственных кооперативов и муниципальных унитарных предприятий.
  8. Какие организации считаются некоммерческими?

Задание 3.

Дайте юридическую характеристику полного товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества открытого типа, акционерного общества закрытого типа (по возможности с использованием зарубежного опыта). Составьте следующую таблицу:

Вид юридического лица

Учредители

Форма учредительных документов

Задание 4.

Составить сравнительную таблицу юридических лиц.

Параметры сравнения:

  • наименование;
  • наличие и размер уставного, складочного капитала;
  • количество и состав учредителей;
  • ответственность участников юридического лица;
  • право учредителей на имущество юридического лица;
  • право юридического лица на своё имущество.

(Пример см. Приложение 2.)

Приложение 1.

Тест № 1.

1. Из перечисленных ниже выберите формы, в которых могут создаваться:

а)        коммерческие юридические лица; б)         некоммерческие юридические лица;

  1. производственный кооператив;
  2. фонд;
  3. ассоциация;
  4. государственное или муниципальное унитарное предприятие;
  5. потребительский кооператив;
  6. хозяйственное товарищество;
  7. хозяйственное общество;
  8. общественная организация;
  9. учреждение.

2. Имущество унитарного предприятия используется на праве_______

а)  право собственности;

б)  право оперативного управления;

в)  право хозяйственного ведения или право оперативного управления;

г)   право хозяйственного ведения.

3. Число членов закрытого акционерного общества по общему правилу должно быть не более:

а)  10;

б)  25;

в)  50;

г)  ограничений не установлено.

4. Правовой статус производственного кооператива определяется его:

а) положением;

б) уставом;

в) уставом и учредительный договором;

г) учредительным договором.

5. Коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, называется:

а)        фондом;

б)        акционерным обществом;

в)        полным хозяйственным товариществом;

г)        обществом с ограниченной ответственностью.

Тест № 2.

1. Как определяется количество голосов, принадлежащее члену кооператива, при принятии решений общим собранием членов кооператива?

а) каждый член кооператива имеет один голос;

б) количество голосов у члена кооператива пропорционально размеру его паевого взноса;

в)  каждый член кооператива имеет один голос, если иное не предусмотрено Уставом;

г)  количество голосов у члена кооператива определяется исходя из размера его паевого взноса и трудового вклада.

2. Как называется некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах:

а) фонд;

б) ассоциация;

в) учреждение;

3. Акционерное общество считается зависимым, если количество его голосующих акций, принадлежащих другому обществу, составляет более:

а)        10%;

б)        20%;

в)        30%;

г)        50%.

4.  Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций:

а)   не определен;

б)  определен в ГК РФ;

в)  определен в ГК РФ и иных законах;

г)  определен в Законе "О коммерческих организациях".

5. Учредительным(и) документом(ами) коммандитного товарищества являются:

а) положение;

б)  устав;

в) устав и учредительный договор;

г) учредительный договор.

Тест № 3.

1. Как осуществляется размещение акций при учреждении открытого акционерного общества:

а)  по закрытой подписке;

б) между учредителями;

в)  по открытой подписке;

г)  размещение не осуществляется.

2. Могут ли быть членами производственного кооператива лица, не принимающие личного трудового участия в его деятельности:

а)  могут;

б)  не могут;

в)  могут, но их число не должно превышать 25% от общего числа членов кооператива;

г)  могут, но их число не должно превышать 25% от числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

3. ОДО  имеет в отношении имущества, переданного в качестве взноса в уставный  капитал:

а)  право собственности;

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

4. Учредительный(ые) документ(ты) акционерного общества — это:

а) положение;

б) устав;

в) устав и учредительный договор;

г) учредительный договор.

5. Полное товарищество имеет в отношении имущества, переданного в качестве вклада в складочный капитал:

а)  право собственности;

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

Тест № 4.

1. Число членов кооператива не должно быть менее:

а)  1;

б)  2;

в)  3;

г)  5.

2. Какие из перечисленных ниже лиц могут выпускать акции?

а)  акционерные общества;

б) производственные кооперативы;

в) трудовые коллективы;

г)  все перечисленные лица.

3. Учредительным(и) документом(ами) общества с ограниченной ответственностью являются:

а) положение;

б)  устав;

в) устав и учредительный договор;

г) учредительный договор.

4. Число участников общества с ограниченной ответственностью должно быть не менее:

а)  1;

б)  2;

в)  3;

г) нет ограничений.

5.Какие лица (собственники) могут наделить создаваемые ими организации имуществом на праве хозяйственного ведения:

а)  любые субъекты права;

б)  государство;

в)  государство и лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

г)  государство и коммерческие организации.

Тест № 5.

1. Ассоциация (союз) юридических лиц считается:

а)  коммерческой организацией;

б)  некоммерческой организацией;

в)  коммерческой организацией, если ее членами являются коммерческими организациями;

г)   коммерческой организацией, если ее уставом предусмотрена возможность ведения предпринимательской деятельности.

2.ООО  имеет в отношении имущества, переданного в качестве взноса в уставный  капитал:

а)  право собственности;

б)  право оперативного управления;

в)  право собственности или право оперативного управления;

г)  право хозяйственного ведения.

3.Число членов кооператива не должно быть более:

а)  5;

6) 20;

в)  35;

г)  не ограничено.

4.  Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций:

а) не определен;

б) определен в ГК РФ;

в)  определен в ГК РФ и иных законах;

г)  определен в Законе "О коммерческих организациях".

5. Учредительным(и) документом(ами) полного товарищества являются:

а) положение;

б) устав;

в) устав и учредительный договор;

г) учредительный договор.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Прохорова Марина Станиславовна

Внедрение информационных технологий в учебный процесс дает возможность существенно изменить к лучшему его содержание и формы и способствует формированию информационной компетентности выпускников, решению задач интенсификации и индивидуализации обучения, формированию познавательных способностей студентов, улучшению организации учебного процесса, распространению передового педагогического опыта, реальному обеспечению права всех граждан на получение полноценного образования. Информационные технологии могут быть с успехом использованы на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях. При этом они вписываются в рамки традиционного обучения и могут способствовать активному включению студентов в учебный процесс, пониманию и запоминанию учебного материала, поддерживать интерес к изучению дисциплины. Целью изучения курса «Экономика отрасли» является усвоение студентами аспектов экономической деятельности организаций, основных путей эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, методики разработки бизнес-плана; выработка у студентов умения рассчитывать и анализировать технико-экономические показатели работы организации, а также умения использовать в своей работе экономическую информацию.