Проблемы трудоустройства молодежи

Смирнова Ольга Константиновна

Доклад на тему "Проблемы трудоустройства молодежи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_problemy_trudoustroystva_molodezhi.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Саратовской Области

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Саратовской Области

Среднего Профессионального  Образования «Марксовский Электротехнический Колледж»

Проект «Проблемы трудоустройства молодежи»

Студент Безбах Д.А.

Руководитель Смирнова О.К.

г. Маркс, Марксовский электротехнический колледж

Маркс 2012г


В России в связи с переходом к новому типу рыночных отношений появилась серьезная проблема — безработица. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

· во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,

· во-вторых, они - будущее страны.

Молодежь – это одна из наиболее уязвимых возрастных категорий населения. Она относится к социально-демографической группе, переживающей один из важнейших жизненных периодов – вхождение в мир взрослых и адаптация к нему. Нельзя забывать о том, что именно на молодежный возраст выпадают одни из самых главных демографических и общественно значимых событий на жизненном пути человека – это окончание школы (получение общего образования), выбор образовательного учреждения для получения профессиональной подготовки и, следовательно, выбор будущей профессии, начало карьеры – трудовой деятельности.

Тема работы посвящена не только общим вопросам социальной работы с молодёжью в службе занятости, но, специального, профессиональному самоопределению в контексте жизненного пути. Данная тема на сегодняшний день довольно актуальна, так как изучение молодежи как группы и ее проблем во многом помогает определить проблемы общества в целом, а также перспективы его развития. Выбор профессионального пути в значительной степени определяет судьбу человека, его жизненный путь. Под выбором профессионального пути мы будем понимать не только выбор самой профессии, специальности по которой получают образование, но и поиск места работы, трудовой деятельности, которое может отличаться от полученного вначале образования


Приступить к рассмотрению проблем молодежи следует с периода 90-х годов. Главной проблемой молодежи в начале 90-ых годов стала неподготовленность к изменяющимся условиям жизни. Раньше такими ее проблемами как социализацией, образованием, профессиональным самоопределением занималось государство, различные молодежные организации. Позже, с изменением государственной системы, переходом к рынку, многие молодежные организации были упразднены, привычная идеология исчезла, а молодое поколение осталось один на один со своими проблемами.

Проблемы молодежи на рынке труда, существовавшие в начале 90-х годов, коснулись также и современных молодых людей. Было проведено много исследований, которые сравнивали положение молодежи конца 20 века и начала 21 в области трудовых отношений.  51,5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30-ти годам, т.е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994г. удельный вес тех, кто отличался высоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1,5 раза по сравнению с 1990г. Не имели возможности повысить квалификацию 31,2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату – 45,4%, продвинутся по службе – 48,2% респондентов.  В государственном секторе (хотя он и остается главным каналом трудовой социализации молодежи) наблюдается устойчивая тенденция, ведущая к сокращению молодежной занятости. «Если раньше в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый. Однако почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона. По сравнению с 1990 годом, уже в 1993 году количество тех, кто не работает и не учиться, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2,5 млн. человек. Число безработных в 1999 году  увеличилось более чем в четыре раза и достигло 10,4 млн. человек. С учетом скрытой безработицы официально признанные цифры необходимо увеличить в два-три раза.

 За последующие годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица.

По данным Департамента ФГСЗН по Саратовской области, доля молодежи среди граждан, обращающихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, в 2006 году составила 27,2%. В 3 квартале 2006 года в городских и районных центрах занятости населения области состояли на учете нарастающим итогом 33144 безработных (количество безработных на начало 3 квартала 2006 года + количество признанных безработными в течение 3 квартала 2006 года), из них 9032 человек (27,2 %) - молодежь в возрасте до 29 лет. В их числе 20,9 % (1884 чел.) составили выпускники профессиональных учебных заведений.

Рассматривая динамику обращения в службу занятости выпускников профессиональных учебных заведений в течение 3 квартала 2006 года, можно отметить, что в среднем по области их доля в общем числе обращений граждан по вопросам содействия трудоустройству по отношению к соответствующему периоду прошлого года снизилась на 1.4 п.п., а общее число обращений - на 17%. Из общего числа безработных выпускников, состоявших на учете в службе занятости в 3 квартале 2006 года, 513 человек (27,2 %) являлись выпускниками учебных заведений высшего профессионального образования, 817 (43,3 %) - среднего профессионального образования и 554 (29,4 %) - начального профессионального образования. Наименее востребованными на рынке труда были безработные выпускники учреждений высшего профессионального образования, уровень их трудоустройства по-прежнему был самым низким - 17,9%, по специальности - 11,1 %. У выпускников учреждений среднего профессионального образования уровень трудоустройства составил 25,7 %, по специальности - 16,8 %, у выпускников начального профессионального образования 27,4 % и 16,8 %, соответственно.

Наиболее высокие показатели трудоустройства по специальности наблюдались у безработных выпускников медицинского училища г. Балаково (100,0%), медицинского колледжа г. Саратова (61,9 %), медицинского колледжа г. Энгельса (50,0 %), сельскохозяйственного техникума г. Новоузенска (35,0%), сельскохозяйственного техникума г. Саратова (31,6%), техникума отраслевых технологий и финансов г. Саратова (25,8 %) и др.

Современная ситуация на рынке труда Саратовской области характеризуется следующими особенностями.

За январь-октябрь 2010 года в службу занятости населения обратились 326,9 тыс. чел., из них по вопросу трудоустройства 84,5 тыс. чел. Из числа поставленных на учет уволившиеся по собственному желанию составили 38,7 %, уволенные в связи с ликвидацией организации или сокращением численности - 14,4 %, длительно (более года) не работавшие - 21,2 %.

На 1 марта 2011 года численность граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости, составила 21523 человека, из них 20039 человек имели статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения области составил 1,5 % (по Российской Федерации - 2,2 %, по Приволжскому федеральному округу - 1,3 %). В 28 районах области уровень безработицы превышал средне областной. Наибольший уровень безработицы наблюдался в Балтайском - 3,8 %, Ершовском - 3,7 %, Советском - 3,1 % районах, наименьший в Волжском районе г. Саратова - 0,5 %.

На 11 января 2012 года численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составила 17486 чел. Уровень безработицы в Саратовской области – 1,2 %, по России этот показатель составляет 1,6 %. Каждый третий безработный гражданин проживает в г. Саратове. Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости г. Саратова – 4636 чел., уровень безработицы – 0,9 %.

Из числа безработных, уволенных с предприятий, самый высокий процент – 20 % – составляют ранее работавшие в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг, 15 % – в обрабатывающем производстве, 14 % – в государственном управлении, 14 % – на транспорте.

Количество вакансий по области на середину января составило 20000 ед., в г. Саратове – 11388 ед. По прогнозам в январе – марте 2012 года с 256 предприятий планируется высвобождение 3,8 тыс. чел., из которых 2,4 тыс. чел. обратится в службу занятости.

В настоящее время в режиме неполной занятости работает 2,2 тыс. чел. В простое по инициативе администрации находится 0,1 тыс. чел. В режиме неполного рабочего дня работает 0,3 тыс. чел. Неполную рабочую неделю работает 1,8 тыс. чел.

На 3 апреля 2012 года численность безработных, состоящих на учете в службе занятости, составила 17278 чел., уровень безработицы – 1,2 % (по России – 1,7 %).

Анализ позволяет заключить, что трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.

Выпускники профессиональных учебных заведений на рынке труда демонстрируют низкий уровень информированности о рынке труда профессий, образовательных услуг, отсутствие опыта работы, специального образования, правовую безграмотность, психологическую неготовность к самостоятельным действиям, низкий уровень инициативности, мотивации собственного трудоустройства. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Система образования в настоящее время оказалась  оторванной от работодателя в отличие от старой системы, когда государство оплачивало учебу и давало образование, после чего человек работал по специальности на благо государству. Теперь оно ушло от заботы и опеки каждого: учебное заведение (как государственное, так и негосударственное) выпускает большое количество молодых специалистов, которые, как показывает практика, не всегда востребованы. Поэтому получается, что молодые специалисты не находят применения своим знаниям и со временем теряют профессиональные навыки. Учебные заведения скорее ориентируются на обучение молодежи престижным специальностям, чем, на требования местного рынка труда. Отсюда вытекает противоречие между производством и системой образования, что выражается в изменении социальных приоритетов молодежи.

Поскольку молодежь является одной из самых уязвимых и восприимчивых к различным социальным изменениям возрастных групп, ее проблемы на рынке труда следует классифицировать отдельно. Выделяют следующие группы проблем молодежи на рынке труда.

·  Проблемы, касающиеся причин молодежной безработицы, объясняющие незащищенность молодых людей как следствие нестабильной экономики и проблем системы высшего и профессионального образования.

·  Проблемы, связанные с перспективами молодежи на рынке труда – описывают прогнозы, касающиеся будущего молодых людей.

·  Проблемы кадрового воспроизводства молодежи, описывающие комплекс основных мер и способов снижения и регуляции молодёжной безработицы.

В качестве одной из основных причин молодежной безработицы можно выделить недостаточный уровень мирового экономического роста, который неспособен сравняться с уровнем роста рабочей силы. Однако, эта причина, безусловно, не является единственной и причины безработицы могут быть связаны с множеством фактов. Можно также предположить, что в настоящее время молодежь находится без работы, так как в ее умах преобладает стремление к высокооплачиваемой работе, а такой работы недостает.

К немаловажным особенностям современной молодежи можно также отнести и состояние здоровья молодых. Согласно нейтральному прогнозу к 2050 году население России составит всего 121,3 млн. чел, по пессимистическому прогнозу - 102,5 млн. чел. Очевидно, что прогнозы неутешительные, однако, по  состоянию здоровья молодых людей можно говорить о том, что значительного увеличения численности населения ожидать не следует. Огромную роль в этом прогнозе играет распространение таких заболеваний, как наркомания, алкоголизм, СПИД, которые в свою очередь порабощают все больше и больше людей, относящихся к подростковой и молодежной возрастным группам.

Еще одну группу проблем молодежи можно отнести к нравственно-этическому аспекту жизни. У современной молодежи, по сравнению с более старшим поколением, изменилось отношение к добрачным и внебрачным половым контактам.

Непосредственно касаются также существующие проблемы молодежной преступности. Так, среди лиц в возрасте от 25 до 29 лет преступность за последние годы увеличилась на 13%, от 18 до 24 лет - на 65%, а от 16 до 18 лет - почти на 80%. Иными словами, в младших возрастных группах преступность растет опережающими темпами и, следовательно, речь идет о все более очевидном процессе активного омоложения преступности. Об активном процессе омоложения преступности в определенной мере могут свидетельствовать и данные о структуре преступности, хотя показатели здесь носят статичный характер. Так, доля виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений среди возрастной группы 18-24 года составляет 31,3%, а среди возрастной группы 25-29 лет - 14,2%; виновных, например, в грабежах и разбоях - 40,3 и 16,9%; в хулиганстве - 31,4 и 17,6%; виновных в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ, соответственно 44,1 и 22,4%. Как видно из приведенных цифр, в совершении различных видов преступлений преобладает доля более молодой возрастной группы. Безусловно, молодежная преступность не всегда вытекает из других проблем молодежи, но все же порождение одного – другим не исключено.

Таким образом, были рассмотрены основные проблемы, касающиеся современной российской молодежи. Конечно, это далеко не полный перечень существующих проблем, поскольку весь их спектр слишком широк. Сюда относятся проблемы алкоголизма и наркомании, трудоустройства, материально-бытовые проблемы, не достаточная организованность досуга, трудности с получением образования, проблемы здоровья, проблемы с родителями и непонимание в семье, преступность и криминал, нравственные и духовные проблемы молодого поколения, неуверенность молодежи в завтрашнем дне, трудности самореализации и многие другие.

Молодежь является одной из слабо защищенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства. Особенности молодежи как социально-демографической группы определяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и являются непривлекательными для работодателя.

Понятно, что «недостатки»в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с ее возрастом, и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий.

Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские работодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средства на «взращивание» молодого работника в своем коллективе до состояния зрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихся опытных специалистов.

Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

· к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

· снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

· усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

·  пересмотреть и доработать законодательную базу;

·  откорректировать политику в области трудоустройства;

· найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

· разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости).

2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:

· способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, бирж труда);

· следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий);

· формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

· стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений:

· выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - "Планирование профессиональной карьеры");

· выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

· учебное заведение должно быть нацелено не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного учебного заведения должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила.

 


В заключение своей работы хотелось бы подвести некоторые итоги.

В ходе исследований были выявлены ряд предпосылок для реализации данной проблемы.

Во-первых: в настоящее время на рынке труда России всё большее число молодых людей обращаются за помощью при трудоустройстве в службы занятости и зачастую пополняют ряды безработных, не найдя подходящей вакансии. Это обстоятельство вызвало необходимость создания специализированных учреждений – молодёжных бирж труда, которые, как показывает практика, более эффективно справляются с проблемами трудоустройства молодёжи.

Во-вторых: граждане в возрасте от 14 до 29 лет (подростки и молодежь) относятся к социально незащищенной группе населения в силу некоторых обстоятельств, главным из которых является отсутствие специальности или недостаток опыта работы.

В условиях российской рыночной экономики, которая ещё не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодёжи, ведь молодёжь – это будущее России.