Конспекты лекций по теоретической подготовке "Профессия кассир"

Конспекты лекций по теоретической подготовке "Профессия кассир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lektsiy_1.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лекций

Теоретическая подготовка по профессии «Кассир».  

Специальность 38.02.01  «Экономика и бухгалтерский учет».

Тема: «Доверенность, правила заполнения и использования».

По содержанию и объему полномочий, можно выделить три вида доверенности:

генеральные (общие доверенности, которые выдаются для совершения разнообразных сделок и иных юридических действий в течение определенного времени);

специальные доверенности, которые выдаются на совершение ряда однородных действий или иных юридических действий. К ним можно отнести доверенности для представительства в суде;

разовые доверенности, которые выдаются для совершения строго определенной сделки или иного юридического действия.

В качестве другого основания классификации доверенностей можно предложить срок ее действия, который не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Требования ГК РФ к оформлению доверенностей:

  • доверенность оформляется в письменном виде (то есть текст доверенности излагается на бумажном носителе) (образец);
  • в ней указывается дата выдачи, причем полностью (то есть указываются число, месяц и год);
  • в тексте доверенности должно быть изложено передаваемое уполномочие (то есть действие, которое лицо совершает за доверителя); наименования доверителя и лица, которое выполняет поручение, указываются полностью (то есть фамилия, имя и отчество (если имеется) данного лица);
  • доверенность должна быть скреплена подписью доверителя.

Тема: «Кассовый чек».

Кассовый чек — фискальный (т. е. имеющий отношение к уплате налогов в Российской Федерации, а так же других странах Содружества Независимых Государств) документ, который печатается на специальной ленте кассовой машиной. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» все организации и индивидуальные предприниматели (ИП), обязаны применять контрольно-кассовую технику на территории Российской Федерации при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Также в ФЗ N 54-ФЗ перечислены некоторые виды деятельности, для которых разрешены денежные расчёты без использования контрольно-кассовой техники.

Согласно ст. 5 ФЗ N 54-ФЗ, подтверждением применения контрольно-кассовой техники является обязательная выдача покупателям в момент оплаты товара кассового чека. Статьей 493 Гражданского Кодекса установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Кассовый чек является документальным подтверждением договора купли-продажи и его наличие является одним из условий для возврата, обмена купленного товара. Хотя согласно ст. 25 п. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» возврат товара возможен при наличии свидетеля, лучше выработать у себя привычку сохранять кассовый чек, ведь иногда свидетеля совершения покупки может и не оказаться.

Согласно п. 4 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий» на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты: наименование организации; идентификационный номер организации-налогоплательщика; заводской номер контрольно-кассовой машины; порядковый номер чека; дата и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима. Если смысл всех реквизитов понятен из названия, то с последним (признак фискального режима) не все так просто. Рассмотрим его подробнее.

Согласно п. 5 Постановления чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью контрольно-кассовых машин в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти. Согласно Федерального закона N 54-ФЗ: фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов; фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти; фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

В настоящее время все используемые на территории нашей страны кассовые аппараты должны иметь специальное устройство – фискальную память (ФП). Когда организация или предприниматель покупает новый контрольно-кассовый аппарат, в нём изначально установлен нефискальный режим и ФП не заполняется. При этом на чеках некоторых моделей так и написано: «нефискальный». Машину можно изучать, тренироваться на ней сколько угодно, запрещено только осуществлять реальные расчеты с покупателями с выдачей кассовых чеков. Но когда ККТ приносят на регистрацию в налоговую инспекцию, там аппарат переводят в фискальный режим. После этого на каждом кассовом чеке будет обозначен признак фискального режима. Способ его отображения зависит от конкретной модели кассового аппарата. Это, например, особый шрифт, особый графический знак, словосочетания типа «фискальный документ», «фискальный чек» или «ККМ с ФП», слово «фискальный», его часть — «фиск», две или одна буква (например, ФП, ФР или Ф), сочетание перечисленных признаков. Иногда слова или буквы размещаются на серой или черной полосе, печатаются курсивом и т. д. Но могут быть и другие признаки фискального режима. Например, чрезвычайно распространено наличие строки «* ПФП *». При этом ПФП расшифровывается как признак (или показатель) финансовой памяти. В соответствии с «Классификатором контрольно-кассовых машин», используемых на территории нашей страны (Государственная налоговая служба Российской Федерации, письмо от 5 февраля 1998 г. N ВК-6-16/84 в редакции Протокола заседания Государственной Межведомственной Экспертной Комиссии (ГМЭК) от 26.09.2002 N 6/71-2002), в зависимости от возможности подключения к компьютерным системам ККМ подразделяются на четыре группы (типа): автономные; пассивные системные; активные системные; фискальные регистраторы (ФР). Автономная контрольно-кассовая машина (в том числе портативные аппараты) подключается к компьютеру только через специальные устройства ввода-вывода. Пассивная системная ККМ может работать в компьютерно-кассовой системе без управления работой этой системы. У активной такая возможность есть. К группе активных системных ККМ относят, в частности, кассовые терминалы и POS-терминалы. Фискальный регистратор – это ККМ, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы и получать данные по каналу связи. В том же Классификаторе предусмотрены четыре сферы применения ККМ: торговля, услуги, торговля нефтепродуктами и газовым топливом, отели и рестораны. Решением ГМЭК (протокол № 14 от 10.11.94, письмо от 28.11.94 N АО-7-272 в редакции от 19.12.2002) утверждены технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам для четырех сфер применения для первых трех групп. Для четвертой группы (фискальных регистраторов) такие требования утверждены Решением ГМЭК от 27.12.95 (протокол № 9/25-95, письмо от 30.01.96 № 26-1-06 в редакции от 24.06.2003).

На основании названных документов дополнительными обязательными реквизитами кассового чека в торговой сфере признаются: сумма, полученная от покупателя, и сумма сдачи – для всех ККМ; идентификатор секции (отдела) – кроме портативных ККМ; наименование или код товара, шифр (идентификатор) кассира – кроме автономных ККМ; вид оплаты (наличная, безналичная (платежной картой), косвенная безналичная (например, талонами), смешанная) – только для ФР. В сфере оказания услуг: сумма, внесенная клиентом, и сумма сдачи – только для активных ККМ и ФР; наименование или код услуги – для всех ККМ; шифр (идентификатор) оператора (кассира) – кроме автономных ККМ; идентификатор секции (отдела), вид оплаты, номер счета – только для ФР. В сфере обеспечения нефтепродуктами (бензоколонки) – для всех ККМ: марка нефтепродукта, количество; идентификатор (номер) оператора, номер раздаточного крана или топливно-раздаточной колонки, вид оплаты, номер карты при безналичной оплате, сумма, внесенная покупателем, и сумма сдачи при наличной оплате, поле для отметки о номере и сумме чека коррекции. В отелях и ресторанах: номер счета, шифр официанта (портье), тип услуги или подразделения, наименование (шифр) блюда (услуги) – для всех ККМ; сумма, внесенная клиентом, сумма сдачи, вид оплаты – только для ФР.

Согласно Техническим требованиям к электронным ККМ, встроенным в таксометры, в сфере услуг на автомобильном транспорте (утверждены Решением ГМЭК от 27.12.95, протокол № 9/25-95, письмо от 30.01.96 № 26-1-06 в редакции от 24.06.2003) отраслевыми обязательными реквизитами являются госномер автомобиля, идентификатор водителя или табельный номер, признак заказа (абонирование), текущая такса, оплаченный пробег. На парковочном билете должны быть указаны не дата и время услуги, а две даты и два времени – начала и окончания парковки (Технические требования к ККМ для осуществления денежных расчетов с населением за парковку автомобилей, утвержденные Решением ГМЭК от 14.07.99, протокол № 4/52-99).

Тема: «Необходимые реквизиты кассового чека».

Главный принцип, которым следует руководствоваться при установлении подлинности кассового чека, – наличие обязательных реквизитов, установленных и регламентируемых законодательно закрепленным положением.

Одним из первых принципиальных документов в этой сфере стал принятый еще 30 июля 1993 года  пункт 4 Постановления Совета Министров — Правительства РФ «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий».  Данная норма установила системный перечень обязательных реквизитов, представляющих собой данные:

- Устанавливающие наименование организации.

- ИНН.

- Порядковое число, присуждаемое кассовому аппарату при выпуске с завода-изготовителя.

- Номер кассового чека, присуждаемый согласно категории порядка.

- Сведения о дате, времени совершения покупки или оказанной услуги.

- Сведения о цене совершенной покупки или приобретенной услуги.

- Указания на фискальный режим, отражающий функциональный уровень контрольно-кассовой техники.

Аббревиатура ЭКЛЗ

На большинстве кассовых чеков имеется расшифровка аббревиатуры ЭКЛЗ

: электронная предохраненная кассовая лента. Подобная лента является дублёром фискальной памяти кассовой машины. Если она установлена в кассовой машине, то на чеке отпечатываются две строки:
«ЭКЛЗ» далее число номера регистрации, которое состоит из десяти цифр.
№ КПК и его обозначение (после символа «#»). Номер – число из восьми цифр, а обозначение – шестизначное.

При условии отсутствия ЭКЛЗ реквизита на чеке покупатель не получит ничего хорошего, так как суд или же налоговый орган могут приравнять этот факт к использованию кассового аппарата, фискальная память которого неисправна. А, соответственно, чек не будет считаться достоверным. Однако такое происходит не всегда. Такой риск появляется только в случае, если кассовый чек отпечатан на модели ККМ, поддерживающей функцию ЭКЛЗ. Даже в настоящее время встречаются в использовании машины, в которых не поддерживается ЭКЛЗ. Чеки из таких аппаратов признаются действительными.

Второстепенные обязательные реквизиты для некоторых областей:
Сумма, переданная покупателем, а также сдача.
Способ оплаты товара (наличный, безналичный, и т.д).
Идентификатор отдела предприятия.
Идентификатор кассира.

Тема: «Оформление первичной учетной документации по учету торговых операций».

Для выполнения работы студент должен использовать следующие теоретические знания:

Формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132.

При учете денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин применяются формы первичной учетной документации №№КМ-1, КМ-2, КМ-3, КМ-4, КМ-5, КМ-6, КМ-7, КМ-8, КМ-9.

Номер формы

Наименование формы

КМ-1

Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины.

КМ-2

Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию

КМ-3

Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам

КМ-4

Журнал кассира - операциониста

КМ-5

Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира - операциониста

КМ-6

Справка-отчет кассира - операциониста

КМ-7

Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации

КМ-8

Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ

КМ-9

Акт о проверке наличных денежных средств

Тема: «Оформление книги кассира – операциониста».

Для выполнения работы студент должен использовать следующие теоретические знания:

Журнал кассира-операциониста (книга кассира) (форма № КМ-4) применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью. Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации. При совпадении показаний их заносят в журнал за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного администратора.

Графа 01: указывается дата смены, согласно чека Z-отчет.

Графа 02: номер отдела (секции). Это необходимо в том случае, если ККМ обслуживает несколько торговых секций и организация ведет по ним раздельный учет выручки.

Графа 03: фамилия, имя, отчество кассира-операциониста.

Графа 04: поставить номер счетчика отчетов, т.к. в большинстве современных ККМ это только один счетчик, то можно поставить прочерк, либо цифру 1.

Графа 05: указывается номер Z-отчета, соответствующий чеку с отчетом.

Графа 06: показания счетчика "Гросс итого" (НИ, не обнуляемая сумма, Гросс) на начало дня. Эту сумму ККМ указывает в Z-отчете и показания на начало дня – это те же показания, что и на вечер предыдущего дня.

Графа 07: подпись кассира-операциониста.

Графа 08: подпись администратора (старшего кассира).

Графа 09: показания счетчика "Гросс итого" " (необнуляемый итог/ сумма) на конец дня, то, что напечатано в соответствующей графе Z-отчета.

Графа 10: сумма выручки за день, согласно показаниям счетчика. Определяется как разность между графами 09 и 06. Если ККМ не указывает в Х-отчете показания счетчика "Гросс итого" (НИ, не обнуляемая сумма, Гросс), то можно сразу записать указанную в нем сумму выручки за день, после чего путем суммирования граф 07 и 11 вывести показания счетчика "Гросс итого" (НИ, не обнуляемая сумма, Гросс) на конец дня и занести их в графу 10.

Графа 11: сумму наличных денежных средств (выручку).

Графа 12: количество платежных документов (банковских чеков , оплат проведенных через банковский терминал и т.п., если они принимаются организацией)..

Графа 13: общую сумму, оплаченную платежными документами. Сумму безналичных оплат можно посмотреть в отчете банковского терминала по приему оплаты банковскими картами. Обычно, она должна совпадать со строкой «кредитом» в Z-отчете, либо другим регистром, в котором учитывается оплата безналичными платежами. Если этого не происходило, то необходимо поставить прочерки.

Графа 14: указывается общая сумма выручки граф 11 и 13.

Графа 15: отражается сумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным (в том числе ошибочно пробитым чекам). Сумма граф 14 и 15 должна соответствовать сумме, указанной в графе 10.

Графа 16/17/18: подписи соответствующих должностных лиц организации.

Тема: «Оформление возврата денег».

Для выполнения работы студент должен использовать следующие теоретические знания:

Правила и рекомендации по учету оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, а также Порядок ведения кассовых операций в РФ (Решение № 40 Совета директоров ЦБ России 22.09.93 г.). Бывают два вида возврата по кассе: возврат в день покупки и возврат не в день покупки.

Возврат в день покупки проводится следующим образом: по кассе проведите возвратный чек, после чего оставьте акт возврата денежных средств (КМ 3).

К акту КМ 3 необходимо приложить кассовый продажный и возвратный чеки. Если покупатель отказывается вернуть продажный чек, то он должен составить объяснительную записку на имя директора магазина с указанием причин невозврата продажного чека. Чтобы обезопасить себя на случай возможной кассовой проверки, посоветуйте покупателю указать в качестве причины невозврата чека его утерю.

Кроме того, к акту необходимо приложить товарный ЧК или корешок приходного кассового ордера.

Провести возврат не в день покупки возможно следующим образом: получите от покупателя заявление на имя директора магазина о возврате денежных средств и причине возврата, а затем верните покупателю деньги из кассы организации по расходному кассовому ордеру.

Возврат денег может осуществляться только по главной кассе организации. Соблюдайте правильность оформления всех кассовых документах, помните, что исправления в платежных документах не допускаются.

Тема: « Приходный кассовый  ордер».

Одним из документов оформления кассовых операций является приходный кассовый ордер(унифицированная форма № КО-1). Рассмотрим его бланк и заполнение. Приходный кассовый ордер (ПКО) выписывается при приеме наличных денег в кассу. Оформлен он может быть вручную на бланке или с помощью вычислительной техники. ПКО всегда выписывается в одном экземпляре.

Бланк приходного ордера состоит из двух частей: основной и квитанции. Заполняются обе части одинаково. После оформления ПКО отрывная квитанция передается лицу, вносящему деньги, для подтверждения факта оплаты.

ПКО выписывается при поступлении денег с расчетного счета, поступлении оплаты за товары или услуги, возврате подотчетных сумм, поступлении розничной выручки и других случаях пополнения кассы.

Исправления в ордере не допускаются. При ошибке в заполнении реквизитов, необходимо выписать новый документ. Все приходный ордера регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3).

Тема «Расходный кассовый ордер»

Расходный кассовый ордер должен быть подписан главным (старшим) бухгалтером; он также должен содержать распорядительную подпись руководителя организации или лица на то уполномоченного письменным распоряжением руководителя.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир должен потребовать предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записать наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и получить расписку получателя. 
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, в тексте ордера после наименования получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя, отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности". Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости. 
Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам. 
Расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть разборчиво и четко заполнены бухгалтерией чернилами, шариковой ручкой или выписаны на компьютере. Подчистки, помарки и исправления в первичных кассовых документах не допускаются. 
Все расходные кассовые ордера и документы, заменяющие их, должны иметь регистрационный номер, то есть все первичные кассовые документы подлежат обязательной регистрации.

Тема: «Кассовая книга».

Кассовая книга – это учетная ведомость, предназначенная для регистрации операций по поступлению и выдаче наличных денежных средств в организации. Порядок ведения кассовой книги регулируется ч. III Порядка ведения кассовых операций в РФ.

Согласно порядка ведения кассовой книги и хранения денег организации могут вести кассовую книгу в одном экземпляре ручным или автоматизированным способом.

Порядок ведения кассовой книги ручным способом

При ведении кассовой книги ручным способом листы книги перед использованием должны быть пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной или мастичной печатью. На последнем листе кассовой книги указывается общее количество листов и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.

Для ведения кассовой книги используется бланк унифицированной формы № КО-4

Записи в кассовую книгу производятся сразу же после получения или выдачи наличных денежных средств по каждому кассовому документу (приходному или расходному кассовому ордеру). Все записи делаются в двух экземплярах через копировальную бумагу шариковой ручкой. Первый экземпляр называется вкладным листом кассовой книги, второй – отрывным листом. Первый и второй экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

В конце каждого рабочего дня кассиром рассчитываются итоги зарегистрированных за день кассовых операций, и выводится остаток денег в кассе на следующее число. Эти данные вносятся в кассовую книгу, после чего второй (отрывной) экземпляр листов книги (содержащий копию записей) отрывается и передается в бухгалтерию в качестве отчета кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами.

Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера организации.

Порядок ведения кассовой книги автоматизированным способом

Согласно ч. III Порядка ведения кассовых операций в РФ допускается ведение кассовой книги автоматизированным способом (например в программе 1С:Бухгалтерия). При этом способе листы кассовой книги формируются автоматически, на основании зарегистрированных в программе кассовых документов. В соответствии с требованиями порядка ведения кассовой книги необходимо к началу следующего рабочего дня формировать в программе и выводить на печать вкладной лист кассовой книги и отчет кассира. Сформированные листы должны иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в программе должна осуществляться автоматически в порядке возрастания с начала года.

Вкладной лист книги, сформированный последним за месяц, должен содержать общее количество листов кассовой книги, сформированных за прошедший месяц, а вкладной лист, формированный последним за год - общее количество листов книги за год.

После распечатки отчета кассира и вкладного листа кассир обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.

Сформированные вкладные листы кассовой книги брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Тема: «Документы по учету кассовых операций».

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, предназначенные для юридических лиц всех форм собственности (кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц) утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

№КО-1 «Приходный кассовый ордер»,

№КО-2 «Расходный кассовый ордер»,

№КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»,

№КО-4 «Кассовая книга»,

№КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».

Тема: «Цена и ценообразование».

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия. От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а, следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты. Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли. Для работающих на рынке производителей (независимо от форм организации собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. Цена находится в тесной связи со многими определяющими маркетинга. От нее зависит рентабельность фирмы, финансовая стабильность и жизнеспособность. Проводя определенную ценовую политику, фирма активно воздействует как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация не ставит целью получение сиюминутной «наживы», реализуя товар (услугу) по максимальной цене. На размер цены оказывают влияние внешние факторы (сектор потребителей, рыночная среда, уровень конкуренции, поставщики и посредники, экономическая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование цен) и внутренние факторы (цели фирмы, стратегия маркетинговой политики, политика ценообразования). Общими целями любой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение максимальной прибыли, «захват» максимальной части рынка, лидерство по качеству продукции.

Система методов ценообразования включает следующие методы:

• на основе издержек производства;

 • ориентацией на ценностную значимость товара;

• ориентацией на конкуренцию;

• на основе нахождения равновесия между издержками производства и состоянием рынка;

• параметрические методы; метод статистических игр.

Тема: «Штрих-код товаров, его элементы».

Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения объекта классификации или классификационной группировки. Цель кодирования – систематизация объектов и присвоение условного обозначения (кода), по которому любой объект можно найти и распознать среди множества других

Штриховой код – это чередование светлых и темных вертикальных полос разл. толщины, содержащих в себе цифровые и алфавитные данные

Пробелы между темными полосами никакой информации не несут. Имеет значение ширина темных полос. Самая узкая из них называется модулем.

Считывают символы штрихового кода сканеры, они преобразуют оптическую информацию в сигналы для автоматической обработки данных и передачи их в компьютер

Штриховое кодирование предназначено для автоматизированного учета и контроля товарных запасов, оперативной идентификации товара и производителя, оперативного управления процессом товародвижения. Главное преимущество штрих-кодирования перед другими средствами – в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи

В 1977 г. в Европе была создана европейская система штрихового кодирования ЕАN. За каждым государством было закреплено идентифицирующее его число. Страны бывшего СССР получили код 46 (от 460 до 469). В настоящее время широко используется унифицированная система BAR – CODE

Первые 2 (3) цифры штрих-кода несут информацию о стране-производителе товара. Следующие 5 цифр содержат данные о предприятии-изготовителе. Третья группа из 5 цифр указывает наименование товара. Последняя цифра является контрольной

Применение системы штрих — кодирования дает много преимуществ: позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов, способствует повышению конкурентоспособности товаров, увеличивает спрос на товары, имеющие код

При проведении внешнеторговых операции наличие штрих-кода является обязательным условием. Во многих экономически развитых странах товары, не имеющие штрих-кода, запрещены к импорту и реализации. Внедрение системы штрих-кодирования экономически оправдано, если штриховую маркировку имеют не менее 85% товаров

В наше время многие крупные магазины, имеющие компьютеризированные узлы расчета, внедряют свою, внутреннюю систему штрих – кодирования, содержащую информацию о цене товара. Это значительно упрощает процедуру расчета с покупателями, экономит время покупателей, повышает культуру обслуживания, способствует увеличению товарооборота

Тема «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».

Применяется для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации (предпринимателя - физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

      Проверка наличных денежных средств проводится в соответствии с установленным порядком. Результаты проверки оформляются представителями контролирующей организации и лицом, ответственным за сохранность денежных средств, и доводятся до сведения руководителя проверяемой организации.

      Акт составляется в трех экземплярах при проверке наличных денежных средств с участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), а в случае проверки наличных денежных средств со стороны администрации организации, где работает кассир - операционист (продавец, официант, приемщик заказов), - в двух экземплярах.

      Один экземпляр акта передается в контролирующую организацию, второй - в бухгалтерию проверяемой организации, третий - остается у материально ответственного лица, принявшего денежные средства на ответственное хранение

Тема: «Оформление акта об уничтожении документов».

Акт о выделении дел к уничтожению является документальным результатом предшествующей ему процедуры отбора документов, подлежащих уничтожению. Он представляет собой список видов документов (позиций), которые должны быть уничтожены.

Акт о выделении дел к уничтожению составляется на основании проведенной экспертизы ценности документов в организации.

Как правило, в организации существует не менее десятка позиций документов, несмотря на то, что в каждой из них может присутствовать лишь небольшое количество бумаг. Несколько десятков позиций – наиболее стандартная ситуация при составлении акта о выделении дел к уничтожению. В некоторых случаях это количество приближается к сотням, если организация крупная или акты на выделение к уничтожению составляются нерегулярно и происходит накопление документов с истекшими сроками хранения.

Необходимо указывать действительное количество документов по каждой разновидности без завышения или занижения этой цифры. Даже если количество документов в какой-то позиции ничтожно мало, ее все равно нужно занести в акт о выделении документов на уничтожение.

Если впоследствии будет обнаружено, что количество документов, попавших под уничтожение, не соответствует действительности, сама законность уничтожения документов может быть поставлена под сомнение. Кроме того, это может создать путаницу в самой организации в том случае, если уничтоженный документ фактически будет значиться «живым» согласно документам организации.

Акт о выделении дел к уничтожению оформляется согласно приложению № 4 Основных правил работы архивов организаций», одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 г.

Акт о выделении дел к уничтожению составляется на дела всей организации. В том случае, если в акте указываются дела нескольких структурных подразделений, то название каждого подразделения ставится перед группой заголовков дел данного подразделения.

Дела, подлежащие уничтожению, передаются на переработку (утилизацию). Вместе с актом на уничтожение документов оформляется специальный акт (приемно-сдаточная накладная), в котором обозначена дата передачи, общее количество и вес принятых на уничтожение дел. Это приложение является важной частью всего технологического процесса уничтожения, поскольку без него акт на уничтожение документов признается недействительным.

Тема: «Договор о полной материальной ответственности».

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности регулирует меры ответственности за нанесение ущерба одной из сторон трудового договора (работник и работодатель). Договор заключается в том случае, когда между предпринимателем и гражданином уже заключен трудовой договор. В образце договора о материальной ответственности оговариваются:

обязанности администрации и работника по обеспечению сохранности имущества предприятия, вверенного работнику

устанавливается материальная ответственность работника за необеспечение сохранности этого имущества.

Следует различать виды материальной ответственности:

ограниченная, которая возникает вне зависимости от того, заключен ли договор о материальной ответственности или нет, в случае причинения работодателю прямого действительного ущерба (ст. 238 ТК РФ). Этот вид ответственности предполагает возмещение причиненного работодателю ущерба в пределах среднего месячного заработка работника;

полная, которая наступает в строго определенных законом случаях на основании заключенного договора и предполагает полное возмещение причиненного работодателю ущерба.

Кроме понятия индивидуальной материальной ответственности Трудовым Кодексом вводится понятие коллективной (бригадной) материальной ответственности. Договор коллективной материальной ответственности заключается, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба.

Договор о материальной ответственности может заключаться с работником, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Круг лиц, на которых может быть возложена полная материальная ответственность определяет постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности". Заключение договора с работником, чья должность не входит в этот перечень и которому ценности непосредственно не вверяются, неправомерно.

Договоры заключается в письменном форме, оформляется и подписывается сторонами в двух экземплярах, по одному для каждой стороны.

Условие о том, что сотрудник несет полную материальную ответственность, включенное в трудовой договор, не будет иметь юридической силы. Необходимо заключать отдельный договор. Исключение составляют руководители организации, его заместители и главный бухгалтер - условие о полной материальной ответственности этих сотрудников можно предусмотреть прямо в трудовом договоре (ст. 243 ТК РФ). Однако рекомендуется включать в трудовой договор условие об обязанности работника заключить договор о материальной ответственности во избежание дальнейших разногласий.

Материальная ответственность возникает, только если сотрудник виноват в причинении ущерба. Если же ущерб причинен вследствие непреодолимой силы (форс-мажора), нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, материальная ответственность работника исключается

Тема: «Требования к устройству магазина»

Мебель - классифицируется по следующим признакам: месту применения (для торговых залов, подсобных помещений); назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для показа товара, для выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей); по товарному профилю (универсальная, специализированная); по конструкции (неразборная, сборно-разборная).

Требования, предъявляемые к мебели: эксплуатационно-технические (должна быть стандартной, универсальной, емкой, иметь большую площадь экспозиции, прочной, устойчивой, надежной); экономические (недорогая, экономичная в эксплуатации, возможность массового производства на основе современной технологии); эргономические (основные размерные соотношения мебели должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать минимальную утомляемость, хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним); эстетические (форма, пропорции и цвет должны соответствовать своему функциональному назначению, интерьеру торгового зала); санитарно-гигиенические требования (устройство мебели, материалы, используемые для изготовления не должны затруднять чистку).

Торговый инвентарь — приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных и хозяйственных операций.

Классификация: по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов), по назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки к продаже и отпуска, выкладки и рекламы, счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный).

Торговое измерительное оборудование — весы, гири, меры длины и объема.

Весы — классифицируются по принципу действия (рычажные, электромеханические); по месту и способу установки (настольные, передвижные, стационарные); по виду указательного устройства (тарные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные, цифровые, электронные); по виду отсчета показаний взвешивания (визуальный отсчет, с документальной регистрацией); по способу снятия показаний (с местным и дистанционным способами снятия показаний).

Контрольно-кассовое оборудование — контрольно-кассовые машины делятся на типы по следующим признакам: количеству суммирующих счетчиков, количеству рядов для набора, суммы, вводимой в машину, количеству операционных счетчиков, наличию съемных клавиш-ключей.

Коэффициент установочной площади - доля площади зала занятой под торговую мебель, от общей площади магазина. Эта величина должна быть в диапазоне: 0.25-0.35. Рассчитать этот коэффициент несложно, зная площадь торгового зала и размеры предполагаемого в Вашей аптеке торгового оборудования.

K уст. = S уст. (сумма площадей всех оснований ТО)/ S торгового зала

где:

S – площадь зала магазина;

ТО – торговое оборудование.

Показатель отражает эффективность размещения оборудования в торговом зале. Определяется размерами внешних границ торгового оборудования и дополнительных торговых конструкций.

Установочная площадь рассчитывалась как сумма площадей оснований оборудования, предназначенного для выкладки, продажи товаров и обслуживания покупателей.

Тема: «Размещение и выкладка товаров в торговом зале».

От размещения и выкладки товаров в торговом зале зависят уровень обслуживания покупателей и эффективность труда продавцов

Размещение товаров в торговом зале – это система их расположения по отдельным ассортиментным признакам (видам, группам, размерам, фасонам, сортам)

При размещении товаров в залах самообслуживания необходимо соблюдать следующие правила:

  • Товары частого спроса размещают вблизи от входа
  • За каждым товаром следует закрепить его постоянное место.

Это позволяет покупателям легче ориентироваться в торговом зале, работникам – своевременно пополнять товарный запас и контролировать сохранность товаров

Товары, размещаемые в торговом зале, делят на рабочий, выставочный, резервный запасы

Выкладкой товаров называют способы показа и укладки отдельных видов товаров, с помощью которых демонстрируют свойства, цвет, форму как каждого вида товаров, так и всего ассортимента предлагаемых товаров

Выкладка может быть товарной и декоративной

Декоративная выкладка служит рекламным целям, демонстрирует товар в наиболее выигрышном свете для привлечения внимания покупателей

Товарная выкладка используется для отпуска товаров в магазинах самообслуживания. В ней предпочтительна лёгкая небрежность; увеличению продаж способствуют выкладка россыпью, навалом

При размещении товаров на торговом оборудовании применяют вертикальный и горизонтальный способы выкладки

Вертикальный предусматривает размещение однородных товаров на всех полках по вертикали шириной не более 0,9 м

При горизонтальном для одного вида товара выделяют 1 – 2 полки по всей ширине

Тема: «Стандартизация и сертификация продукции».

Стандартизация – это установление и применение правил, норм и требований к объектам стандартизации (товарам). Стандартизации подлежат все объекты, связанные с жизнедеятельностью людей.

Задачами стандартизации  являются:

1) защита интересов потребителей, повышение качества товаров;

2) обеспечение безопасности  для жизни, здоровья людей и окружающей среды.

3) конкурентоспособность тов. на мировом рынке

Результатом стандартизации являются нормативно-технические документы – стандарты, технические условия, технические описания

Категории стандартов:

  • Международные (ИСО, МЭК):
  • Региональные (ГОСТ – межгосударственный стандарт стран бывшего СССР)
  • Государственные.
  • Отраслевые (ОСТ) Стандарт предприятия (СТП)
  • Стандарты и технические условия (ТУ) имеют силу закона и обязательны для выполнения

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия продукции показателям научно-технической документации

Участниками сертификации могут быть изготовители продукции, исполнители услуг, продавцы

Бывает добровольной и обязательной

* Обязательная проводится государством (утверждается список товаров, подлежащих обязательной сертификации, например: все товары для детей, медикаменты, и пр.). Широко распространена в нашей стране.

* Добровольная проводится по инициативе заявителя, распространяется на товары, не подлежащие обязательной сертификации, способствует рекламе и повышению конкурентоспособности товара; широко распространена за рубежом.

Результатом сертификации является выдача сертификата и проставление знака соответствия на изделии (упаковке, этикетке, документации)

Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий соответствие указанной продукции требованиям научно-технической документации по стандартизации

Тема: «Организация торгово-технологического процесса и обслуживания покупателей».

Основные правила розничной торговли обязательны к выполнению всеми торговыми предприятиями независимо от формы собственности.

Все торговые предприятия должны соблюдать установленный режим работы и товарный профиль, а также санитарные требования, предъявляемые к ним.

 Магазины должны быть оборудованы с соблюдением правил охраны труда, здоровья людей, пожарной безопасности.

На входных дверях торгового объекта должна находиться вывеска с указанием названия магазина, его принадлежности, № лицензии, режима работы.

В торговом зале на видном и доступном для покупателей месте должен находиться стенд «Уголок покупателя», где размещают Книгу замечаний и предложений, копию лицензии на право торговли, копию ассортиментного перечня, др. информацию.

О закрытии магазина на ремонт, переоборудование, покупатели должны извещаться за 5 дней соответствующим объявлением, в котором указывают также адрес ближайшего магазина аналогичного профиля.

Доступ покупателей в магазин прекращается только с наступлением перерыва или по окончании работы. За 10 минут до окончания работы покупатели предупреждаются о завершении обслуживания. Касса должна прекращать работу в точном соответствии с установленными для нее часами работы. Но все покупатели, имеющие на руках чеки или находящиеся в зале самообслуживания, должны быть обслужены.

В витринах магазинов выставляются образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. По требованию покупателя они должны быть ему проданы.

 Принятый по количеству и качеству товар приходуется в тот же день. Запрещается хранить в магазине неоформленный товар. Принятые товары направляются в продажу не позднее 2 дней – продовольственные, 3 дней – непродовольственные, 1 дня – плодоовощная продукция, скоропортящиеся товары – тот же час.

Запрещены к продаже товары, подлежащие сертификации и не имеющие сертификата, товары с истекшим сроком годности.

На все реализуемые товары должны быть документы с указанием реквизитов поставщика, количества, цены.

Перед открытием магазина должна быть выполнена работа по подготовке к обслуживанию: пополнены товарные запасы в торговом зале, обновлена выкладка, весь товар снабжен ценниками.

Магазины самообслуживания должны быть обеспечены инвентарной тарой: корзинками, тележками, и т. п. Покупатель должен входить в зал самообслуживания только с ней.

Алкогольные напитки, табачные изделия, игральные карты не должны продаваться несовершеннолетним до 18 лет; детям до 15 лет запрещено продавать также спички, зажигалки, ядохимикаты, горючие жидкости.

 При оплате товара покупателю выдается кассовый чек. Если товар сопровождается паспортом, в нем делают отметку о дате продажи. По требованию покупателя должен быть выписан товарный чек

Отобранные покупателем неоплаченные непродовольственные товары хранятся на контроле 2 часа с пометкой «до … часов»

Оплаченные крупногабаритные товары могут храниться в магазине не более суток. Далее за хранение взимается плата

Продавец на рабочем месте не должен нарушать установленную форму одежды, обслуживать покупателей сидя, жевать, курить, вести посторонние разговоры во время обслуживания покупателей, покидать рабочее место, не закончив обслуживание покупателя

Тема: «Прием документов, фискализации и регистрация ККТ».

Все ККМ должны быть зарегистрированы в инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Предприятия и организации, а также физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, обязаны зарегистрировать применяемые ими ККМ в налоговом органе по месту своего нахождения. Согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) местом нахождения организации является место его государственной регистрации, местом жительства физического лица — место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. Если организация состоит на налоговом учете в одном регионе и имеет обособленные подразделения (торговые точки) в других регионах, то все используемые ККМ этой организации согласно действующему законодательству о ККМ должны быть зарегистрированы в налоговом органе по адресу, указанному в учредительных документах организации, т.е. по месту учета.

Для регистрации ККМ необходимы следующие документы: заявление владельца по установленной форме. В заявлении должны быть указаны вид объекта торговли и вид деятельности организации;

свидетельство о регистрации предприятия для уточнения реквизитов, сроков регистрации предприятия и др.;

доверенность на право регистрации ККМ в налоговом органе, оформленную в установленном порядке, если регистрацию ККМ будет осуществлять не руководитель организации, а любой другой сотрудник организации, и документ, удостоверяющий личность;

Книга кассира-операциониста, которая должна быть прошнурована, пронумерована, скреплена подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью организации. Государственный налоговый инспектор заверяет Книгу подписью, штампом налогового органа и ставит дату фискализации ККМ; технический паспорт на подлежащую регистрацию ККМ; договор на техническое обслуживание ККМ и ее ремонт. Кроме указанных документов проверяется наличие средств визуального контроля: голограмм «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание».

При регистрации ККМ у владельца проверяются наличие задолженности перед бюджетом и своевременность представления бухгалтерской отчетности.

В Федеральной налоговой службе Российской Федерации проводятся регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККМ, фискализация ККМ, выдача Карточки регистрации ККМ.

При осуществлении фискализации ККМ налоговые органы могут применять следующие варианты:

в назначенный день для фискализации ККМ приглашают в налоговую инспекцию по месту нахождения организации — владельца ККМ должностное лицо организации и кассира-операциониста, которые согласовывают присутствие специалиста ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ, и доставляют ККМ, предназначенные для фискализации и регистрации;

государственный налоговый инспектор выезжает для фискализации ККМ на место их установки, если организацией предъявлено к регистрации большое количество ККМ, где также обязательно присутствие представителя администрации, кассира-операциониста и специалиста ЦТО.

Государственный налоговый инспектор должен проверить у представителя обслуживающей организации документ, удостоверяющий его личность как специалиста ЦТО.

Государственный налоговый инспектор проверяет: представленные для регистрации ККМ документы;

достоверность изложенных в заявлении на регистрацию данных (модель ККМ, заводской номер, год выпуска, адрес места установки);

проверяет приобретение ККМ: в паспорте должны быть запись продавца с обязательным указанием даты продажи ККМ и круглая печать продавца.

Днем регистрации ККМ считается день ввода пароля налогового инспектора. С этого дня контролируется включение фискальной памяти ККМ.

Государственный налоговый инспектор записывает пароль доступа к фискальной памяти зарегистрированной ККМ в Журнал паролей, который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписью руководителя и печатью налогового органа.

Одновременно в налоговой инспекции при регистрации ККМ заверяется Книга кассира-операциониста на данную ККМ.

Допускается передача ККМ в аренду, но арендатор должен зарегистрировать ККМ по месту регистрации предприятия, убедившись в том, что ККМ снята с учета по прежнему месту регистрации.

Сотрудник налоговой службы оформляет Карточку регистрации ККМ и подписывает ее у руководителя (заместителя руководителя) инспекции в день фискализации или в следующий приемный день, но не позднее 5 дней с момента получения пакета документов. При этом он выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе и возвращает Книгу кассира-операциониста, паспорта на регистрируемые ККМ и договор о техническом обслуживании и ремонте с ЦТО.

С 1 июля 2004 г. ГМЭК приняла решение о переходе на ККМ с использованием ЭКЛЗ. Замена ККМ на новые, уже снабженные этим устройством, будет проходить постепенно.

Устройство ЭКЛЗ разработано Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ) для ККМ и призвано защитить их от несанкционированного доступа и коррекции выручки.

Электронная контрольная лента защищенная представляет собой энергонезависимое устройство, встраиваемое в машину и защищенное от коррекции памяти. Оно обеспечивает регистрацию и долговременное хранение информации о каждом из проведенных денежных расчетов с использованием ККМ. В память ЭКЛЗ будут заноситься данные кассового документа (чека, отчета), в том числе сумма, дата, время операции, идентификатор отдела, секции, товара, а также тип кассовой операции (продажа, возврат), код кассира-операциониста и закодированная контрольная сумма документа.

Этим устройством должны быть в обязательном порядке оснащены новые и используемые ККМ в случае их регистрации и перерегистрации.

Остальные ККМ, находящиеся у потребителей, могут использоваться без внедрения ЭКЛЗ до истечения нормативного срока амортизации (до 7 лет).

Монтаж будет производиться специалистами ЦТО. ЦТО также будут осуществлять замену ЭКЛЗ у пользователей при ее заполнении, при перерегистрации в налоговом органе или при неисправности.

Пользователи ККМ обязаны обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение 5 лет с момента снятия ее с ККМ.

Использование ККМ с наполненной ЭКЛЗ будет невозможно, поскольку при получении из нее кода ошибки, свидетельствующего о заполнении

ЭКЛЗ, ККМ будет блокировать выполнение практически всех функций аппарата, за исключением некоторых (отчет по закрытиям смен в диапазоне дат и номеров смен, итоги смен по номеру смен и др.).

Контрольно-кассовые машины, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, могут продаваться и перепродаваться либо с неактивированной ЭКЛЗ, либо без нее. Не допускается продажа ККМ с активированной ЭКЛЗ.

Электронную контрольную ленту защищенную можно будет использовать вторично после истечения обязательного срока ее хранения.

Срок эксплуатации ЭКЛЗ — до полного заполнения памяти. Наименование ККМ, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должно заканчиваться специальным буквенным обозначением «К».

Тема: «Требования к ККТ».

Ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание, а также ремонт и списание кассовых аппаратов должно производиться предприятиями-изготовителями или специализированными предприятиями (ЦТО), имеющими соответствующие договора с предприятием-изготовителем на гарантийное и техническое обслуживание. Ввод в эксплуатацию фиксируется в формуляре на кассовый аппарат

К работе на кассовых аппаратах допускаются лица, изучившие Типовые правила, имеющие квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей и прошедшие обучение и получившие удостоверение на право работы на кассовом аппарате в установленном порядке.

Кассовый аппарат должен иметь заводской номер, который обязательно указывается во всех документах. На кассовом аппарате должны помещаться наименование, адрес, номер телефона ЦТО.

Кассовые аппараты должны быть установлены в местах доступных для визуального просмотра покупателями и для подтверждения совершенной покупки выдавать потребителям кассовые чеки.

По месту установки и использования кассового аппарата должен находиться его технический паспорт. Эксплуатация без техпаспорта запрещена. Запрещается эксплуатировать кассовый аппарат не опломбированный ЦТО или с нарушенной пломбой.

Пользователь кассового аппарата обеспечивает регулярное и полное ведение учетной документации.

Организацию эксплуатации кассовых аппаратов осуществляет владелец или назначенный приказом работник администрации.

Обо всех обнаруженных неисправностях пользователь должен сообщить в ЦТО. Дата и время передачи сообщения регистрируются в журнале вызова технического специалиста.

При вводе кассовых аппаратов в эксплуатацию должны присутствовать материально ответственные лица, которые будут работать на аппарате. До включения аппарата, замок должен быть закрыт, а ключ храниться у ответственного администратора.

На каждый кассовый аппарат заводится книга кассира-операциониста, которая служит для ежедневной контрольной регистрации накапливающих денежных счетчиков кассового аппарата.

Кассир не имеет права снимать кассу без разрешения ответственного администратора.

Тема: «Основные механизмы ККМ».

ККМ состоят из следующих основных механизмов:

- Установочный механизм, выполненный в виде набора клавиш, служит для набора денежных сумм, проводимых через кассовую машину, установки шифра и счетчика, на котором должна быть отражена сумма, и включения электропривода

- Индикаторный механизм необходим для информации кассира и покупателя о набранной сумме, установленном шифре чека и номера секционного счетчика, по которому проведена информация.

- Счетный механизм состоит из набора суммирующих, контрольных и операционных счетчиков.

- С помощью чекопечатающего механизма получается чек с соответствующими реквизитами. Он служит также для печатания контрольной ленты.

- Передаточный механизм передает данные, набранные на установочном механизме, на суммирующие счетчики, печатающее устройство, индикатор данных.

- Приведение в действие всех узлов ККМ осуществляется электрическим или ручным приводным механизмом.

- Блокировочный механизм служит для блокирования (запирания) механизма включения машины при обрыве или отсутствии чековой или контрольной ленты.

- Замыкающий механизм применяется для замыкания всего механизма машины или ее отдельных узлов. С его помощью осуществляется включение машины в определенные режимы работы и выполнение операций по снятию и гашению показаний суммирующих счетчиков. Он состоит из замков и набора ключей к ним.

Тема: Электронная контрольно-кассовая машина АМС-100Ф.

Для выполнения работы студент должен использовать следующие теоретические знания:

Чекопечатающая машина (ЧПМ) АМС 100 производства ОАО «Аркус-Д», изготавливливается по ТУ 4017-019-34593017-09 в полном соответствии с требованиями ГОСТ 23411-84 «Машины электронные контрольно-регистрирующие.

Чекопечатающая машина ЧПМ АМС 100 относится к категории контрольно-кассовых машин (ККМ), предназначенных для автоматизации процедур учета, контроля и первичной обработки полученной в результате кассовых операций информации с регистрацией данных на печатаемых документах (чеках) предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг.

ЧПМ АМС 100 может работать как с денежным ящиком, так и без него, совместно со сканером – считывателем штрих кодов, периферийными устройствами POS-систем при непосредственной связи по интерфейсу RS-232C или через LAN сеть (безопасный WLAN сегмент LAN сети) с интеграцией через порты RS-232C или RS-485.

АМС 100 оборудована энергонезависимыми часами реального времени с функцией установки и коррекции времени с дискретностью менее 1 минуты, встроенным калькулятором, работает с термохимическая бумага по ТУ 81-04-578, ТУ ОП-13-04-02 или ISO.9002, имеет пять типов программируемых кодов защиты доступа к режимам работы, обеспечивает вывод Х-отчета, отчета по товарам, отчета по кассирам, Z-отчета (нумерации чеков, стоимости продаж, номера отдела (группы услуг), кода продажи, даты/времени выдачи чека, номера кассира), контрольного отчета, беспрерывную круглосуточную работу в диапазоне температуры окружающей среды от 0°С до +45°С при относительной влажности до 80%, сохранность информации в долговременной памяти после выключения в течение не менее 1440 часов.

 Невысокая в сравнении с зарубежными аналогами цена на АМС 100 полностью компенсируется безопасностью и комфортом работы с АМС 100 - ЧПМ АМС 100 сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ МЭК 60950-2002 «Безопасность оборудования информационных технологий», а в части уровня звукового давления в октавных полосах частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц – требованиям ГОСТ 12.1.036-81 «ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях»

Из положительных качеств следует отметить высокую надежность, очень удобную и прочную клавиатуру, позволяющую быстро работать при большом потоке покупателей, хорошо читаемый дисплей, быстрый доступ к основным функциям: Х-отчет, Z-отчет, режим кассира. В новой версии установлен таймер с независимым питанием, поэтому уменьшена вероятность ошибки кассира, когда при каждом включении ККМ необходимо было вводить дату и время.

Из недостатков : вес- 8,8 кг и размер 455х370х250 мм (Ш х Г х В); информация об ошибках выдается на индикаторе в виде кодов; без денежного ящика работать нельзя, подключение к компьютеру хотя и возможно, но лучше этого не делать, НДС хоть и выделяется на чеке, но как-то непонятно, кассиру необходимо четко запомнить алгоритм работы.

Аппарат отлично подходит для торговых точек с большим количеством покупателей, когда требуется быстрота обслуживания, надежная клавиатура и нет проблем с электропитанием.