Читательский дневник.
Предварительный просмотр:
Читательский дневник.
Читательский дневник – это особый дневник, который помогает думать о книге, ее героях, авторе и таким образом воспитывает мысли. Дневник читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, радуется, мечтает и делает все это так, как свойственно только ему.
Правила ведения дневника:
1. В дневник можно записывать любые прочитанные книги – но именно прочитанные (а не прослушанные в аудиозаписи, например). И только те, в которых ребенок хотя бы несколько страниц прочитал сам.
2. Обязательно надо записать название книги и ее автора. Если можешь – напиши, чтó в этой книге тебя больше всего заинтересовало и что больше всего удивило.
3. Если хочешь – нарисуй иллюстрацию к книге.
Вот, что говорит учитель начальных классов: «Мне казалось странным вести дневник лишь ради того, чтобы что-то писать. Я видела смысл такой работы в том, чтобы показать свои рисунки другим, рассказать о прочитанной книге. На мой взгляд, читательский дневник – это инструмент, а не цель. Поэтому один урок чтения в неделю я отдала под читательские дневники. Ребята садились в круг, и каждый по очереди рассказывал о том, что прочитал. Для этого и нужны были дневники: ребята вспоминали авторов и художников, рассказывали о непонятном и удивительном, показывали собственные иллюстрации. Как-то само собой получилось, что часто ребята приносили вместе с дневниками и книги, которые они туда записали. Пока они рассказывали, я держала книгу лицом к классу, листала ее, а ребенок-рассказчик что-то пояснял и комментировал. Для детей это была очень непростая работа, потому что рассказывать надо было коротко – детей и книг много, выступить хотели все. Мы учились выделять главное, кратко пересказывать, обращать внимание на основные сюжетные повороты. В результате я поняла, что дневник – отличный помощник в развитии речи. И в том, чтобы научить детей краткому пересказу, вычленению сути, выделению основной мысли».
Заполняя читательские дневники, дети получают очень важный навык «формализации» книги: им приходится искать имя автора или переводчика, запоминать точное название. Кроме того, они учатся видеть книжку целиком, а не по частям или главам. Очень полезно выписывать из книги то, что было непонятно (слова, ситуации). Во время обсуждения это позволяет сразу перейти к актуальной для ребенка теме и найти ответы на интересующие его вопросы.
На мой взгляд, дневники могут стать очень мощным подспорьем в развитии читающего человека. Но они должны становиться инструментом не контроля, а помощи в разговорах о книге между начинающими читателями.
Автор статьи: библиотекарь Бутурлиновской ООШ №1 – Кривякина Е.И.