Статья на тему "Формирование экономического мышления на примере курса по дополнительному образованию "Учебная фирма""

Казенкина Валентина Анатолььевна

В старшем школьном возрасте процесс социального развития является наиболее осознанным, формируются навыки и умения. Переход от физической к социальной зрелости сопровождается главным его содержанием — вовлечением во взрослую жизнь. Таким образом, открываются возможности для выбора будущей профессии.  Можно сказать,  что изучение экономики в школе выполняет функцию профориентации, так как школьный экономический курс дополнительного образования может стать началом   для дальнейшего профессионального развития.

В курсе дополнительного образования можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, направленные на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и являться моделью какой либо ситуации. Например, создание виртуальных учебных фирм, где в ходе игры учащиеся рассматривают существующие ключевые моменты, такие как, постановка цели, разработка бизнес-планов, привлечение ресурсов, составление отчетности и другие механизмы дальнейшей работы предпринимателя. Например, курс «Основы предпринимательства. Учебная фирма» является элективным учебным предметом или объединения в дополнительном образовании по выбору обучающихся из компонента общеобразовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование экономического мышления на примере курса по дополнительному образованию «Учебная фирма»

 Жизнь в современной России требует всесторонней подготовки учащихся к любым ситуациям. В последнее  время все больше возрастают требования работодателей к уровню подготовки будущих сотрудников, качеству образования, к профессиональной компетенции работника. Это является определяющим фактором в необходимости изучения экономики со школы, для формирования экономического мышления, адаптации в изменяющейся  среде. Основы  финансовой грамотности и экономического мышления необходимо закладывать еще в школьном возрасте.

В старшем школьном возрасте процесс социального развития является наиболее осознанным, формируются навыки и умения. Переход от физической к социальной зрелости сопровождается главным его содержанием — вовлечением во взрослую жизнь. Таким образом, открываются возможности для выбора будущей профессии.  Можно сказать,  что изучение экономики в школе выполняет функцию профориентации, так как школьный экономический курс дополнительного образования может стать началом   для дальнейшего профессионального развития.

В курсе дополнительного образования можно использовать такие активные методы обучения, как деловые игры, направленные на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и являться моделью какой либо ситуации. Например, создание виртуальных учебных фирм, где в ходе игры учащиеся рассматривают существующие ключевые моменты, такие как, постановка цели, разработка бизнес-планов, привлечение ресурсов, составление отчетности и другие механизмы дальнейшей работы предпринимателя. Например, курс «Основы предпринимательства. Учебная фирма» является элективным учебным предметом по выбору обучающихся из компонента общеобразовательной организации и выполняет три основные функции:

1) развитие содержания базового учебного предмета «Обществознание», а также поддержка изучения смежных учебных предметов на профильном уровне, получение дополнительной подготовки для сдачи единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета «Экономика»;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

В основе элективного курса лежит образовательная технология «Учебная фирма», которая, сегодня с успехом применяется более чем в 40 странах мира.

В основе дидактической концепции «Учебная фирма» лежит принцип: «Делая, познаю!».

Учебная фирма – это модель предприятия, созданная на базе образовательного учреждения, в которой реальная ситуация имитируется с обучающими целями.

В соответствии с профилем фирмы, сотрудники осуществляют основные виды деятельности реальной фирмы: проходят процедуру учреждения и регистрации фирмы, организуют покупку и продажу товаров и услуг; проводят маркетинговые мероприятия; ведут бухгалтерский учёт; принимают управленческие решения. В отличие от реальной фирмы, в учебной фирме предлагаемых товаров и услуг, а также денег, с помощью которых ведутся расчёты, не существует. На самом деле в учебной фирме происходит обмен информацией и документами, относящимися к деятельности фирмы. Такая виртуальная модель реальной фирмы учит бизнесу в защищённых условиях.

Учебная фирма может вступать в деловые отношения с другими учебными фирмами, созданными на базе различных образовательных учреждений, образуя сеть учебных фирм, которая представляет собой единое образовательное пространство. Это взаимодействие рождает  большое количество обучающих ситуаций, способствует взаимному обучению, обмену и обогащению опытом, знакомит с международной деловой этикой, даёт возможность совершенствовать деловые коммуникационные навыки, в том числе на иностранных языках, воспитывает гражданскую ответственность.

Кроме того учебная фирма взаимодействует с организациями «внешней среды», которую имитирует либо педагог на занятии, либо Центральный офис, созданный образовательными организациями на уровне города, региона или страны. Центральный офис имитирует работу организаций рыночной инфраструктуры (поставщики, покупатели, банки), а также органы государственной власти (налоговая инспекция, Фонд поддержки предпринимательства, Комитет по управлению государственным имуществом, Внебюджетные фонды). Центральный офис играет роль «системного интегратора», формируя условия для развития творческих инициатив, взаимного обучения всех участников сети.

Учебная фирма, своего рода, тренажёр, который позволяет на практике закрепить и приумножить знания, полученные на различных школьных предметах, получить и развить навыки, необходимые для дальнейшего профиля обучения. Учебная фирма создаёт условия для развития разносторонне развитой личности, способной к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Создание учебной фирмы и работа в ней– это важнейший элемент получения опыта практической деятельности, так необходимого для социализации личности школьника, его для адаптации к окружающей жизни.

Повышение экономической грамотности у подрастающего поколения является серьезной базовой основой для дальнейшего культурного, экономического развития, финансовой неуязвимости, грамотности и предпринимательской подготовки.