Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Основы философии". Философский турнир

Дернова Марианна Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filosofskiy_turnir.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по дисциплине «Основы философии»

 «Философский турнир»

Дернова М.В., преподаватель общественных дисциплин

Зубово-Полянского педагогического колледжа

Цель: Создать развивающее пространство, способствующее формированию духовного мира будущих учителей, углублению общегуманитарных знаний.

     Результатом данного мероприятия должно быть развитие и саморазвитие способностей студентов

Коммуникативных:

- быстро и логично высказывать свои суждения, чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

- умение вести себя в публичной обстановке.

Рефлексивных:

- умение анализировать причины успехов и неудач в ходе реализации поставленных задач;

- умение объективно оценивать и анализировать свои суждения.

Алгоритм мероприятия

  1. Подготовительный этап
  2. Этап проведения

План проведения

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Представление команд и членов жюри
  3. Философская разминка
  4. Представление команд
  5. Брэйн- ринг
  6. Конкурс капитанов
  7. Конкурс философских презентаций
  8. Конкурс плакатов
  9. Подведение итогов
  10. Награждение победителей

 Оснащение

-эмблемы для команд

- компьютер, мультимедийный проектор

- кафедра

- чёрный ящик

- сковорода

- том истории государства Российского С.М.Соловьёва

- секундомер

- плакаты

- компьютерные презентации

Ход  философского турнира

     Ведущий -  Добрый день, дорогие друзья: участники, зрители, гости и судьи нашего Философского турнира.

Сегодня мы с вами понаблюдаем за тем, как будут соревноваться в эрудиции, в умении  мыслить и  быстро принимать  решения студенты трёх групп: 103, 202, 301.

    Философский турнир включает в себя несколько туров, каждый из них будет оцениваться нашими строгими судьями. (Представление судей)

      «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» сказал как-то известный античный поэт- комедиограф Аристофан. Последуем его совету, постараемся кратко, ясно и доступно излагать свои мысли.

     Другой совет нам даёт  писатель и историк античности Плутарх: «Высшая мудрость - философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьёзной цели». Значит, на нашем Философском турнире будет место и умной шутке и умному смеху, я обращаю ваше внимание на слово умный, так как по справедливому замечанию поэта Древнего Рима Катулла: «Нет ничего глупее глупого смеха».

     И последний совет из уст самого Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Не бойся высказывать свои мысли и оказаться непонятым, думай и  говори, тогда тебя увидят, заметят и оценят.

Ну что же, начинаем!

      Начинаем  турнир с философской разминки. Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из пьесы известного  драматурга Эдварда Радзинского «Беседы с Сократом», затем вам будут предложены вопросы, любой из вас может ответить и заработать баллы для команды, за которую вы болеете. Каждый правильный ответ оценивается 1баллом.                                      

( Студенты 103 группы представляют отрывок из пьесы.)

1 вопрос - Что ответил Сократ на вопрос своего ученика: «Жениться мне или нет?»

Ответ: «Женишься ты или не женишься,  всё равно раскаешься».

А другому ученику он сказал «Женись, несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена, будешь исключением, а если плохая- станешь философом».

2 вопрос – Как звали жену Сократа и как переводится с греческого языка её имя?

Ответ: Ксантиппа - в переводе тс греческого языка -  рыжая лошадь.

3 вопрос – За что осудили Сократа, как звучал текст обвинительного  заключения?

Ответ: Сократ не чтит старых богов, он создаёт новые божества и своими беседами развращает молодёжь.

4 вопрос – Как вы понимаете смысл слов Сократа: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

Подведём итог нашей философской разминки, слово судьям.

( судьи подсчитывают баллы и оглашают результаты).

2-й тур «Представление команд».

     Этот тур оценивается по пятибалльной системе, судьи оценивают оригинальность идеи и  качество её воплощения.

     Приглашаются  поочерёдно команды 103,  202 и 301 группы, они представляют на суд зрителей домашнее задание.

Ведущий:  Пока судьи совещаются, зададим вопрос зрителям: Чем прославился в философии Зигмунд Фрейд?

Ответ: Зигмунд Фрейд заложил основа психоанализа как философской концепции, открыл бессознательное в человеке и дал ему широкое философское толкование.

Судьи подводят итог конкурсу «Представление команд».

3-й тур «Брэйн-ринг».

     Три команды сидят за столами, у капитанов карточки, которые они поднимают, когда готов ответ. На размышление даётся одна минута, если ответ досрочный, но неверный, другие команды будут продолжать обсуждение в течение минуты.

     Внимание вопрос 1.

Как вы думаете, кто скрывается под следующими определениями?

Писатель Рабле - это животное способное смеяться и смешить других, философ А.Бергсон - это существо, способное к обману и постоянно обманывающее и себя и других, философ А.Шопенгауэр- это трагическое животное.

Ответ: Человек.

Вопрос 2.

Объясните смысл и происхождение слова циник, с каким философским течением античности связано это слово?

Ответ: С философским течением киников (собачников). Циник - человек, у которого нет ничего святого за душой

3 вопрос

     В какой работе Ф.Ницше  есть притча о трёх превращениях духа? Что это за превращения?

Ответ: «Так говорил Заратустра»  Сначала дух превратился в верблюда, затем во льва, а потом в ребёнка.

4 вопрос

Известный философ античности Платон определял человека как двуногое беспёрое существо. Кто и каким образом высмеял это определение?

Ответ: Диоген ощипал цыплёнка и бросил к ногам Платона со словами: «Вот твой человек!».

5 вопрос

Чёрный ящик. В этом ящике находится вещь, имеющая непосредственное отношение к имени известного украинского философа 18 века. Что же находится в чёрном ящике?

Ответ: сковорода, имя украинского философа- Г.С.Сковорода

6 вопрос

Почему девушки и юноши при выборе спутника жизни подсознательно сопоставляют образ своего избранника (избранницы) с образом своего отца (матери)?  Ответьте с позиции фрейдовского учения.

Ответ: Это связано с Эдиповым комплексом, который начинает развиваться в трёхлетнем возрасте и проявляется  в эмоциональной привязанности ребёнка к родителю противоположного пола с сопернической установкой , желанием избавиться от родителя одного пола с ним.

7 вопрос

Следующий вопрос связан с любовью.  А разговор о любви лучше всего начинать  с мифа. Напомните содержание платоновского мифа о  любви, изложенного в произведении «Пир».

Ответ: Когда-то природа людей была совсем не такой, как теперь. Люди были трёх полов: мужского, женского и андрогины. Последние сочетали в себе признаки обоих полов. Тело у них было округлое, 4 руки. 4 ноги, на круглой шее на общей голове два одинаковых лица. Эти шаровидные люди отличались чрезвычайной силой и мощью и даже посягали на власть богов. Если они торопились, то могли идти колесом, перекатываясь на 8 конечностях. Зевс, напуганный их силой, пожелал уменьшить их силу. Он разрезал их пополам и перемешал полученные половинки.

« А если они и после этого не угомоняться и начнут буйствовать, я,- сказал Зевс – рассеку их пополам снова, и они запрыгают а меня на одной ножке».

8 вопрос

Президент компании одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он любит читать, ответил:  «В конце рабочего дня люблю почитать труды Сократа».

Почему он сказал неправду?

Ответ: Сократ никогда ничего не писал.

9 вопрос

Известный философ античности Диоген днём бегал по людной площади с горящим факелом в руках, какую фразу он выкрикивал и какая пословица в связи с этим родилась?

Ответ: «Ищу человека!».  Днём с огнём не сыщешь.

10 вопрос

Известный средневековый философ, его жизнь наполнена взлётами и падениями, а любовная переписка с разлучённой возлюбленной вошла в сокровищницу мировой литературы. О ком идёт речь?

Ответ: Пьер Абеляр.

11 вопрос

Он вёл размеренный образ жизни, вставал и ложился спать в одно и тоже время, ежедневно в любую погоду совершал прогулку по аллее, которая в честь него стала называться аллеей философа, жители города по нему сверяли свои часы.

Кто этот философ и в каком городе он прожил всю жизнь?

Ответ: И.Кант, город Кенигсберг (Калининград).

12 вопрос

Кому из античных философов благодарные потомки поставили памятник в виде собаки?

Ответ: кинику Диогену.

13 вопрос

Чёрный ящик. В этом ящике лежит книга, она имеет непосредственное отношение к отцу выдающегося Русского философа, автора философии всеединства. Какая книга лежит в чёрном ящике?

Ответ: том  истории российской с древнейших времён, автор- С.М.Соловьёв, отец религиозного  философа Соловьёва В.С.

 Подведём итоги третьего тура. Пока наши судьи подсчитывают баллы, возьмём музыкальную паузу. Для вас музыкальный привет от студентов 103 группы.

Слово судьям.

4-й тур «Конкурс капитанов».

В этом туре участвуют только капитаны.

Первое задание. Особенностью этого задания является то, что здесь оцениваться будет не ваша эрудиция, а умение оригинально мыслить, красота вашего философского размышления.

Легенда о Будде с цветком.

Будда по утрам выходил к своим ученикам и в течение часа рассказывал им о сути своего учения. И вот как-то раз он вышел к своим ученикам, держа в руке цветок. Вышел и молчал, только время от времени приближал цветок к носу и наслаждался его ароматом. Так прошёл час. Будда удалился, а ученики остались в недоумении- что, собственно, учитель хотел этим выразить?

Второе задание - на листочках за одну минуту вы должны написать как можно больше терминов историко-философского смысла, оканчивающихся на «изм».

(Листочки сдаются судьям и они подводят итог.)                                    

Третье задание

Узнай по описанию.

  1. Известный философ нового времени, родоначальник эмпиризма, любимое изречение - «Знание-сила». Умер от простуды, которую подхватил при проведении опытов по консервированию кур путём их глубокой заморозки в снегу.

Ответ: Ф.Бэкон.

  1. После окончания гимназии преподавал в провинциальных городах, долгое время работал библиотекарем в Румянцевской библиотеке, жил напряжённой духовной жизнью, сведя до минимума материальные потребности, у него не было даже кровати, спал на сундуке, ни тёплого пальто, ходил в кацавейке, почти всё своё жалование раздавал студентам.

Ответ: Н.Ф.Фёдоров.

  1. Философ-иррационалист, родился с благочестивой семье протестантского священника, в 23 года без предварительной защиты докторской диссертации стал экстраординарным профессором классической филологии в Базельском университете, в конце своей жизни потерял рассудок.

Ответ: Ф.Ницше

Подведение итогов конкурса капитанов.

Пятый тур.

Философские презентации.

Каждая команда представляет на суд зрителей  философскую презентацию. Судьи оценивают содержательность, оригинальность и качество выполнения.

Шестой тур - Конкурс философских плакатов.

     Представители каждой команды  представляют на всеобщее обозрение плакаты, в шутливой форме отражающие философские идеи. Зрители пытаются  сформулировать  изображённую идею.

Общее подведение итогов, поздравление победителей.

Использованная литература

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995.

2. Таранов П.С. Золотая философия. – М.: Издательство АСТ, 1999.

3. Философия: Учебник / Отв. редактор В.Д. Губин. – М.: ТОН – Остожье, 2001.