Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Основы философии". Философский турнир
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по дисциплине «Основы философии»
«Философский турнир»
Дернова М.В., преподаватель общественных дисциплин
Зубово-Полянского педагогического колледжа
Цель: Создать развивающее пространство, способствующее формированию духовного мира будущих учителей, углублению общегуманитарных знаний.
Результатом данного мероприятия должно быть развитие и саморазвитие способностей студентов
Коммуникативных:
- быстро и логично высказывать свои суждения, чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;
- умение вести себя в публичной обстановке.
Рефлексивных:
- умение анализировать причины успехов и неудач в ходе реализации поставленных задач;
- умение объективно оценивать и анализировать свои суждения.
Алгоритм мероприятия
- Подготовительный этап
- Этап проведения
План проведения
- Вступительное слово ведущего
- Представление команд и членов жюри
- Философская разминка
- Представление команд
- Брэйн- ринг
- Конкурс капитанов
- Конкурс философских презентаций
- Конкурс плакатов
- Подведение итогов
- Награждение победителей
Оснащение
-эмблемы для команд
- компьютер, мультимедийный проектор
- кафедра
- чёрный ящик
- сковорода
- том истории государства Российского С.М.Соловьёва
- секундомер
- плакаты
- компьютерные презентации
Ход философского турнира
Ведущий - Добрый день, дорогие друзья: участники, зрители, гости и судьи нашего Философского турнира.
Сегодня мы с вами понаблюдаем за тем, как будут соревноваться в эрудиции, в умении мыслить и быстро принимать решения студенты трёх групп: 103, 202, 301.
Философский турнир включает в себя несколько туров, каждый из них будет оцениваться нашими строгими судьями. (Представление судей)
«Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» сказал как-то известный античный поэт- комедиограф Аристофан. Последуем его совету, постараемся кратко, ясно и доступно излагать свои мысли.
Другой совет нам даёт писатель и историк античности Плутарх: «Высшая мудрость - философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьёзной цели». Значит, на нашем Философском турнире будет место и умной шутке и умному смеху, я обращаю ваше внимание на слово умный, так как по справедливому замечанию поэта Древнего Рима Катулла: «Нет ничего глупее глупого смеха».
И последний совет из уст самого Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Не бойся высказывать свои мысли и оказаться непонятым, думай и говори, тогда тебя увидят, заметят и оценят.
Ну что же, начинаем!
Начинаем турнир с философской разминки. Я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из пьесы известного драматурга Эдварда Радзинского «Беседы с Сократом», затем вам будут предложены вопросы, любой из вас может ответить и заработать баллы для команды, за которую вы болеете. Каждый правильный ответ оценивается 1баллом.
( Студенты 103 группы представляют отрывок из пьесы.)
1 вопрос - Что ответил Сократ на вопрос своего ученика: «Жениться мне или нет?»
Ответ: «Женишься ты или не женишься, всё равно раскаешься».
А другому ученику он сказал «Женись, несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена, будешь исключением, а если плохая- станешь философом».
2 вопрос – Как звали жену Сократа и как переводится с греческого языка её имя?
Ответ: Ксантиппа - в переводе тс греческого языка - рыжая лошадь.
3 вопрос – За что осудили Сократа, как звучал текст обвинительного заключения?
Ответ: Сократ не чтит старых богов, он создаёт новые божества и своими беседами развращает молодёжь.
4 вопрос – Как вы понимаете смысл слов Сократа: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».
Подведём итог нашей философской разминки, слово судьям.
( судьи подсчитывают баллы и оглашают результаты).
2-й тур «Представление команд».
Этот тур оценивается по пятибалльной системе, судьи оценивают оригинальность идеи и качество её воплощения.
Приглашаются поочерёдно команды 103, 202 и 301 группы, они представляют на суд зрителей домашнее задание.
Ведущий: Пока судьи совещаются, зададим вопрос зрителям: Чем прославился в философии Зигмунд Фрейд?
Ответ: Зигмунд Фрейд заложил основа психоанализа как философской концепции, открыл бессознательное в человеке и дал ему широкое философское толкование.
Судьи подводят итог конкурсу «Представление команд».
3-й тур «Брэйн-ринг».
Три команды сидят за столами, у капитанов карточки, которые они поднимают, когда готов ответ. На размышление даётся одна минута, если ответ досрочный, но неверный, другие команды будут продолжать обсуждение в течение минуты.
Внимание вопрос 1.
Как вы думаете, кто скрывается под следующими определениями?
Писатель Рабле - это животное способное смеяться и смешить других, философ А.Бергсон - это существо, способное к обману и постоянно обманывающее и себя и других, философ А.Шопенгауэр- это трагическое животное.
Ответ: Человек.
Вопрос 2.
Объясните смысл и происхождение слова циник, с каким философским течением античности связано это слово?
Ответ: С философским течением киников (собачников). Циник - человек, у которого нет ничего святого за душой
3 вопрос
В какой работе Ф.Ницше есть притча о трёх превращениях духа? Что это за превращения?
Ответ: «Так говорил Заратустра» Сначала дух превратился в верблюда, затем во льва, а потом в ребёнка.
4 вопрос
Известный философ античности Платон определял человека как двуногое беспёрое существо. Кто и каким образом высмеял это определение?
Ответ: Диоген ощипал цыплёнка и бросил к ногам Платона со словами: «Вот твой человек!».
5 вопрос
Чёрный ящик. В этом ящике находится вещь, имеющая непосредственное отношение к имени известного украинского философа 18 века. Что же находится в чёрном ящике?
Ответ: сковорода, имя украинского философа- Г.С.Сковорода
6 вопрос
Почему девушки и юноши при выборе спутника жизни подсознательно сопоставляют образ своего избранника (избранницы) с образом своего отца (матери)? Ответьте с позиции фрейдовского учения.
Ответ: Это связано с Эдиповым комплексом, который начинает развиваться в трёхлетнем возрасте и проявляется в эмоциональной привязанности ребёнка к родителю противоположного пола с сопернической установкой , желанием избавиться от родителя одного пола с ним.
7 вопрос
Следующий вопрос связан с любовью. А разговор о любви лучше всего начинать с мифа. Напомните содержание платоновского мифа о любви, изложенного в произведении «Пир».
Ответ: Когда-то природа людей была совсем не такой, как теперь. Люди были трёх полов: мужского, женского и андрогины. Последние сочетали в себе признаки обоих полов. Тело у них было округлое, 4 руки. 4 ноги, на круглой шее на общей голове два одинаковых лица. Эти шаровидные люди отличались чрезвычайной силой и мощью и даже посягали на власть богов. Если они торопились, то могли идти колесом, перекатываясь на 8 конечностях. Зевс, напуганный их силой, пожелал уменьшить их силу. Он разрезал их пополам и перемешал полученные половинки.
« А если они и после этого не угомоняться и начнут буйствовать, я,- сказал Зевс – рассеку их пополам снова, и они запрыгают а меня на одной ножке».
8 вопрос
Президент компании одной из латиноамериканских стран на вопрос журналиста, что он любит читать, ответил: «В конце рабочего дня люблю почитать труды Сократа».
Почему он сказал неправду?
Ответ: Сократ никогда ничего не писал.
9 вопрос
Известный философ античности Диоген днём бегал по людной площади с горящим факелом в руках, какую фразу он выкрикивал и какая пословица в связи с этим родилась?
Ответ: «Ищу человека!». Днём с огнём не сыщешь.
10 вопрос
Известный средневековый философ, его жизнь наполнена взлётами и падениями, а любовная переписка с разлучённой возлюбленной вошла в сокровищницу мировой литературы. О ком идёт речь?
Ответ: Пьер Абеляр.
11 вопрос
Он вёл размеренный образ жизни, вставал и ложился спать в одно и тоже время, ежедневно в любую погоду совершал прогулку по аллее, которая в честь него стала называться аллеей философа, жители города по нему сверяли свои часы.
Кто этот философ и в каком городе он прожил всю жизнь?
Ответ: И.Кант, город Кенигсберг (Калининград).
12 вопрос
Кому из античных философов благодарные потомки поставили памятник в виде собаки?
Ответ: кинику Диогену.
13 вопрос
Чёрный ящик. В этом ящике лежит книга, она имеет непосредственное отношение к отцу выдающегося Русского философа, автора философии всеединства. Какая книга лежит в чёрном ящике?
Ответ: том истории российской с древнейших времён, автор- С.М.Соловьёв, отец религиозного философа Соловьёва В.С.
Подведём итоги третьего тура. Пока наши судьи подсчитывают баллы, возьмём музыкальную паузу. Для вас музыкальный привет от студентов 103 группы.
Слово судьям.
4-й тур «Конкурс капитанов».
В этом туре участвуют только капитаны.
Первое задание. Особенностью этого задания является то, что здесь оцениваться будет не ваша эрудиция, а умение оригинально мыслить, красота вашего философского размышления.
Легенда о Будде с цветком.
Будда по утрам выходил к своим ученикам и в течение часа рассказывал им о сути своего учения. И вот как-то раз он вышел к своим ученикам, держа в руке цветок. Вышел и молчал, только время от времени приближал цветок к носу и наслаждался его ароматом. Так прошёл час. Будда удалился, а ученики остались в недоумении- что, собственно, учитель хотел этим выразить?
Второе задание - на листочках за одну минуту вы должны написать как можно больше терминов историко-философского смысла, оканчивающихся на «изм».
(Листочки сдаются судьям и они подводят итог.)
Третье задание
Узнай по описанию.
- Известный философ нового времени, родоначальник эмпиризма, любимое изречение - «Знание-сила». Умер от простуды, которую подхватил при проведении опытов по консервированию кур путём их глубокой заморозки в снегу.
Ответ: Ф.Бэкон.
- После окончания гимназии преподавал в провинциальных городах, долгое время работал библиотекарем в Румянцевской библиотеке, жил напряжённой духовной жизнью, сведя до минимума материальные потребности, у него не было даже кровати, спал на сундуке, ни тёплого пальто, ходил в кацавейке, почти всё своё жалование раздавал студентам.
Ответ: Н.Ф.Фёдоров.
- Философ-иррационалист, родился с благочестивой семье протестантского священника, в 23 года без предварительной защиты докторской диссертации стал экстраординарным профессором классической филологии в Базельском университете, в конце своей жизни потерял рассудок.
Ответ: Ф.Ницше
Подведение итогов конкурса капитанов.
Пятый тур.
Философские презентации.
Каждая команда представляет на суд зрителей философскую презентацию. Судьи оценивают содержательность, оригинальность и качество выполнения.
Шестой тур - Конкурс философских плакатов.
Представители каждой команды представляют на всеобщее обозрение плакаты, в шутливой форме отражающие философские идеи. Зрители пытаются сформулировать изображённую идею.
Общее подведение итогов, поздравление победителей.
Использованная литература
1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995.
2. Таранов П.С. Золотая философия. – М.: Издательство АСТ, 1999.
3. Философия: Учебник / Отв. редактор В.Д. Губин. – М.: ТОН – Остожье, 2001.