Главные вкладки

    В.И. Вернадский о соотношении науки, философии и религии

    Введение.

    Глава 1. Творчество Вернадского. Представление о научной и философской мыслях.

    Глава 2. Взаимодействие науки с другими формами общественного сознания. История науки как особая отрасль знания.

    Глава 3. Философские подходы к естествознанию. Понятие о ноосфере.

    Заключение.

    Список литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vernadskiy_o_sootnoshenii_nauki_filosofii_i_religii.docx55.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    В.И. Вернадский о соотношении науки, философии и  религии

    Прядко А. В.

    Содержание:

    Введение.

    Глава 1. Творчество Вернадского. Представление о научной и философской мыслях.

    Глава 2. Взаимодействие науки с другими формами общественного сознания. История науки как особая отрасль знания.

    Глава 3. Философские подходы к естествознанию. Понятие о ноосфере.

    Заключение.

    Список литературы.

    Введение

    Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

    Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. 

    Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами,  читая  их без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца  и  под  его влиянием он постигал важность, необходимость  систематического  образования, углубленности в определенную область деятельности.

    В 1868 году семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е.М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М. Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

    «Способность выделять необычное  в  обычном,  удивляться  и  сознавать ограниченность своих знаний – подобные качества приобрел В.И.  Вернадский в детстве в немалой степени благодаря Е.М. Короленко. Который побуждал в нем чувство благоговения перед окружающим миром, будил  его  фантазию, а также дал еще одно качество, необходимое настоящему ученому – умение сомневаться, и не поддаваться слепо влиянию авторитетов и общепринятых истин» [Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г., стр. 27].

    После школы Вернадский поступил на физико-математический факультет  Петербургского университета. В годы студенчества  на  Вернадского  большое  влияние  оказал В.В.  Докучаев, преподававший в университете минералогию.

    Владимир Иванович готовил себя к профессиональной научной деятельности, но одновременно продолжал интересоваться всем подряд, размышлять о сути познания природы и природы научного познания, о синтезе   знаний, о неразгаданных тайнах Земли и жизни.

    В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить стремление человека найти «смысл жизни», примириться с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений о мире и человеке.

    Обладая исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли, Вернадский заложил основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии. Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу научного творчества и мировоззрения В.И. Вернадского (Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия. От истоков до наших дней» т. 1, стр. 10).

    Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.

    Значительное количество работ В.И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека. В 1902 он писал: «Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания» (Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М.., Наука.– 1981 г., стр. 7).

    Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем. Труды В.И. Вернадского принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили пути их решения в будущем.

    Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в науке.

    Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью. И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной.

    Глава 1. Творчество Вернадского. Представление о научной и                  философской мыслях.

    В  творческом  наследии  Вернадского   огромная   часть   принадлежит философии. Его  философские  интересы  приняли  устойчивый  характер  еще  в гимназические годы.

    В начале XX века в основном складывается принципиальный  взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. «…Развитие  научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это  –  область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже  предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря  одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки» [Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского  и  философия. //Философские науки, 1988 г., №4, стр. 103].

    С начала 20-х годов философские интересы Вернадского поднимаются на качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией,  ученый  все  чаще  обращается  к  мыслителям  Востока,  главным образом Индии и Китая.

    Наряду с этим с начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных естественнонаучных трудов Вернадского, что было связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкой проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с  мировоззренческими,  социально–гуманитарными и экологическими вопросами.

    Философское миропредставление создает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль.  В  определенной  мере  она  ее  обуславливает, сама,  меняясь  в  результате  ее  достижений.

    Философия всегда основана  на  разуме  и  тесным  образом  связана  с личностью, причем типы личностей всегда отвечают различным типам  философии. Личность неотделима от философского размышления, а разум не может дать той меры, чтобы охватить личность. Философия никогда не решает  загадки  мира, она их ищет. Тысячелетним процессом своего существования  философия  создала могучий человеческий разум, подвергла глубокому анализу разумом человеческую речь, создала отрасли знания, такие, как  логика,  математика, основы современного научного знания.

    Наука выросла из философии тысячелетия тому назад. Исторически важно, что было три (средиземноморский,   индийский,   китайский)   или   четыре (тихоакеанско-американский) независимых центра создания  философии, которые тысячелетия оставались неизвестными друг другу, что дало  им  возможность самостоятельно развиваться. Наиболее мощно философская мысль шла в Индии. По мнению Вернадского индийская логика пошла  глубже  логики  Аристотеля,  а ход философской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии  Запада конца XVIII в.  Индийская  философская  мысль  более  тысячелетия  оказывала глубокое влияние на тибетские, корейские и японские государства.

    XIX столетие и особенно XX век коренным образом изменили  религиозную и философскую структуру всего  человечества  и  создали  прочную  почву  для единой вселенской  науки, охватившей все человечество, дав ему  научное единство. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли  и  научного искания.

    Мощный  рост  научного  знания  совпадал  с  глубоким  творческим застоем в смежных областях, тесно связанных с наукой,  -  в  философии  и  в религиозном  мышлении.  Это  связано  с  тем,  что   в   истории   философии наблюдалось явление, невозможное для научной мысли в наше  время,  философий несколько, причем  они  развивались  независимо  друг  от  друга  в  течение столетий, а наука одна для всего человечества.

    Положение философии в структуре  человеческой  культуры  своеобразно. Она связана с религиозной, социально-политической, личной и  научной  жизнью неразрывно  и  многообразно.  Огромное  число  относящихся  к  ней проблем, постоянно растущих, непрерывный переход от нее ко всем вопросам обыденной и государственной жизни, здравого смысла и морали дают  возможность  принимать участие в ее работе всякому мыслящему и задумывающемуся над происходящим человеку.

    По мнению Вернадского философии можно и нужно учиться.  «Произведения великих философов есть величайшие  памятники  понимания  жизни  и  понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей  важности и поучения,  но  они  не могут  быть  общеобязательны  по  своим  выводам  и  заключениям,  так   как отражают, во-первых, прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух тождественных; и отражают,   во-вторых, разработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть  среди них одного единого, более  верного, чем все другие. Критерия ясного и определенного для этого нет и быть не может» [Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г. стр. 106].

    В основе  философии  лежит  примат  человеческого  разума.  Философия всегда рационалистична, для нее разум есть высшая инстанция,  законы  разума определяют ее суждения. Сила  философии  в  ее  разнородности  и  в  большом диапазоне этой  разнородности.  С  ходом  времени,  росту  научного  знания, появлению новых наук и огромному значению новых научных проблем  и  открытий разнообразие философских представлений  растет  в  такой  степени,  в  какой этого никогда не было. Но философ, как  утверждал Вернадский, отстает все больше  и  больше  от  философской  обработки  научного знания. Необходим философский анализ отвлеченных понятий для научного охвата новых областей.

    Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте,  т.к.  в известной части касаются одного и  того  же  объекта  исследования.  Граница между философией и наукой, по объектам  их  исследования,  исчезает,  когда дело идет об общих  вопросах  естествознания.  Такие  научные  представления часто называют философией науки. Хотя, по  словам  Вернадского:  «Ученый  не должен  выходить,  поскольку  это  возможно,  за  пределы  научных   фактов, оставаясь в этих пределах, даже когда он подходит к научным обобщениям»  [Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г., стр. 111].

    Философия неизбежно не выходит за пределы  понятий-слов.  У нее  нет возможности подходить к понятиям-предметам. В этом основное отличие логической работы ученого и философа.  Наука в отличие от философии при логическом и методологическом анализе никогда не ограничивается только словами.  Особенно резко это отличие выявляется в области точного естествознания по сравнению с большой областью проблем гуманитарных наук.

    Наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствие. В то же время наука не может идти  так  глубоко  в  анализ  понятий,  т.к. философия, которая их создает, опирается не только на научную работу,  но  и на анализ разума.

    Глава 2. Взаимодействие науки с другими формами общественного    сознания. История науки как особая отрасль знания.

    История науки играла большую роль в жизни ученого. Постоянно, работой, посвященной истории науки, Вернадский занимался с начала 90-х г. прошлого века и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: «Очерки по истории современного научного мировоззрения», «Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия», «Академия наук в первое столетие своей истории». Публикации: «Прогресс науки и народные массы» (1903), «Очерки по истории кристаллографии» (в кн. «Основы кристаллографии»1903), «Кант и естествознание» (1904), «Из истории идей» (1912), «Мысли о современном значении истории знаний» (1927), «Работы по истории знаний» (1927). Одна из самых знаменитых работ «Научная мысль как планетное явление» (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.

    Уже в 90 г. XIX века Вернадский понял, что работа в области изучения истории науки заключается в анализе путей развития науки, закономерностей движения научных знаний в их связи с историей развития общества. Он увидел в ней самостоятельную область научного знания со своими задачами, методами, проблемами. К концу XIX века ученый пришел к мысли, что история науки является важнейшим связующим звеном между естествознанием и философией и имеет первостепенное значение для формирования научного мировоззрения. Раскрыть историю становления, развития и трансформации научного мировоззрения, движущие силы и механизмы коренных сдвигов в представлении человека о мире  и его месте в нем, проследить в деталях конкретные формы и обстоятельства, в каких происходили эти сдвиги, переломы, перестройки в научной картине мира – так понималась ученым цель и назначение истории науки и техники. Раскрывая прошлое, она (история) помогает ученому понять настоящее, увидеть перспективу, охватить взглядом все поле науки, осознать ее как живое развивающееся целое, оценить ее роль в обществе и ее отношения с другими сферами человеческой деятельности.

    История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.

    Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они  могут служить как бы его ступенями, вехами. «…Очень возможно, что для выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений» (Вернадский В.И. «Мысли о современном значении истории знаний», доклад на первом заседании Комиссии по истории знаний АН 14 ноября 1926 г.,  // «Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков» М., Современник.- 1993,- стр. 545).

    Он указывал и на временное сосредоточение талантливых личностей в немногих поколениях и их отсутствие в долгие промежуточные времена.  «Мы  видим это, например, в Древней Греции в истории искусства, литературы, философии, где на пространстве многих десятков лет были сосредоточены величайшие гении эллинской жизни; видим пустые промежутки, например, в VIII в. во французской изящной литературе после расцветов XVI-XVII и XIX  столетий…» (Вернадский В.И. «Мысли о современном значении истории знаний», доклад на первом заседании Комиссии по истории знаний АН 14 ноября 1926 г., // «Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков» М., Современник.- 1993,- стр. 546).

    Подобные закономерности есть общее характерное  явление хода духовных   проявлений человечества. В многочисленные задачи истории науки ученый также включал изучение истории ведущих проблем и отраслей науки, историю науки отдельных стран, историю методов научного исследования, научных школ. Стоит отметить, что вопрос о влиянии социальных условий на развитие науки и техники один из самых сложных в истории развитии науки. Конечно, условия сами по себе не порождают таланты, но их роль не только в том, что они либо заглушают творческие возможности генетически заложенные, либо позволяют им проявится. Ведь они могут стимулировать их развитие, способствовать росту полноте и силе проявления. Однако многим это представляется проблематичным и спорным, потому что часто не учитывается, что влияние социальных условий в полной мере проявляется не сразу и не автоматически. Необходима тонкая и сложная подготовка – воспитание, образование, организация научной деятельности человека. Еще сложнее вопрос о том, как и какими путями, осуществляется влияние социальных условий на содержание и направления развития науки.    

    Вернадский, прежде всего натуралист и его рассуждения, выводы  во многом рассчитаны на «натуралиста-эмпирика». Для него является аксиомой, что все проявления исторического хода развития знаний, не случайны,  а столь же подчинены весу и мере как движение небесных светил или ход химических реакций.

    Действительно, глубокий исторический  анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями уже проверенными и подтвержденными, что тем самым способствует ускорению «восприятия нового».

    Особенность момента не в том, что происходят изменения, они происходят постоянно на протяжении десятилетий, а в том, что они все проявляются разом, одновременно. Вернадский приводит примеры крупных изменений влияющих на мышление людей. Меняются представления о материи, энергии, времени, пространстве, создаются новые понятия, совершенно отсутствовавшие во всех предшествующих миросозерцаниях: символ кванта, новое понятие о симметрии, времени.

    Первоначальные знания человека о мире, вплетенные в его материальную деятельность, составляли лишь эмпирическое знание, не подымавшееся до теоретических выводов и обобщений. Но именно оно сыграло решающую роль в возникновении науки. Благодаря ним закладывался ее фундамент  - совокупность точно установленных фактов. «Корни научной мысли - связаны с гущей жизни, они много глубже и вдаль веков, чем думают, и только отчасти связаны с проникнутыми религиозными и философскими интуициями, построениями и обобщениями... Ясного понятия о сумме эмпирических знаний... в эти далекие от нас времена, мы сейчас, к сожалению, иметь не можем... Но история знаний с большой точностью выделяет такой объем таких эмпирических знаний, и во многом такое их совершенство в какое не верила наука ХХ столетия» (Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.- стр. 17).

    С другой стороны, - и Вернадский, конечно, не мог этого не осознавать - никакая сумма чисто эмпирических фактов, наблюдений не способна сама по себе породить науку. Наука невозможна без теоретического мышления. И возникает планомерный вопрос: «Каким же образом оно возникло?». Этот вопрос, до сих пор, не получил четкого единого разрешения.  

    Вернадский не сомневался в порождении науки жизнью человека. Однако он видел, сложность и многоплановость процесса формирования и развития науки, стремления постичь ее конкретные исторические формы. Попытка ответить на выше поставленный вопрос толкала его на поиски в разных направлениях. На протяжении всей своей жизни постоянно возвращался к обсуждению вопроса о влиянии на процесс становления научного знания практической производственной деятельности человека, философии, общественного строя, религии и искусства, и притом в разные периоды человеческой истории. Отдельные его высказывания по этим вопросам иногда вызывают недоумения, настолько они расходятся между собой. Однако это происходит, из-за того, что ученый не стремился к четкости и законченности в этой области своих исследований. Он лишь намечал направления поиска, пытался охватить различные области и явления, которые должны быть изучены, чтобы охватить картину в целом. Например:  в работе «О научном мировоззрении» встречаются утверждения о том, что наука произошла от религии (Вернадский В.И. «Очерки по истории современного научного мировоззрения 1902-1903 гг.» // Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.- стр. 32).

    Но в этом не было и нет ничего похожего на примитивную формулу, которая проявляется во взглядах иных людей и сегодня, выстраивающих ход развития истории науки или культуры в следующий ряд: сначала шаманы, затем жрецы, затем ученые. В религиозных и других вне научных представлениях Вернадский видел лишь форму, в которой отливались добытые в практической деятельности знания и с помощью которой  они входили в сознание людей.

    «Первые проблески религиозного вдохновения, технических навыков или религиозной мудрости, - писал он в 1912 г., - не составляют науки, как первые проявления счета не составляют еще математики. Они дают лишь почву на которой могут развиваться создания человеческой личности ». Для этого человеку пришлось перешагнуть через рамки бессознательной коллективной науки - работы, приноровленной к среднему уровню и пониманию. Первые шаги научного творчества были еще слабы и ничтожны и реально не были исторической силой, меняющей жизнь данного времени (Вернадский В.И. «Очерки по истории современного научного мировоззрения 1902-1903 гг.» // Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.- стр. 19).

    Наука, по его мнению, начала складываться с самостоятельную область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад (Вернадский В.И. «Размышления натуралиста» // Кн. 2 Научная мысль как планетное явление М., Наука.– 1975 г.- стр. 48).

    Эти цифры он считал лишь первым приближением, требующим дальнейшего уточнения. Важнейшую роль в стимуляции развития науки, кроме практической деятельности человека, сыграло развитие  философской мысли. И, прежде всего в древней Индии, откуда она распространилась на цивилизации азиатского континента. Вернадский считал допустимой гипотезу о влиянии этой философии на Аристотеля, чья логика стала господствующей в европейской науке. Однако ряд современных авторов, не поддерживают подобную гипотезу и разделяют развитие древнегреческой философии и древнеиндийской (Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия. От истоков до наших дней», т. 1).

    Вернадский указывает и на дифференциальность происхождения науки во времени и пространстве. «Наука создавалась и отделилась от собственных исторических корней - художественного вдохновения, религиозного мышления, философии - в разное время, в разных местах, различно для основных черт ее культуры» (Вернадский В.И. «Размышления натуралиста» // Кн. 2 Научная мысль как планетное явление М., Наука.– 1975 г.-  стр. 77).

    В «Очерках по истории современного научного мировоззрения» (1902-1903 гг.) он подробно проследил процесс становления науки в Европе. История ее формирования значительно легче поддается анализу, чем генезис науки вообще, так как мы располагаем гораздо более полным количеством источников о Европе XVI - XVII вв. где собственно и закладывалась наука нового типа. Подобное исследование послужило основой для тех принципиальных выводов по вопросу о генезисе науки, которых автор придерживался в последующих работах. В том числе в трудах «Из истории идей» (1912 г.), «Научная мысль как планетное явление» (1938 г.) и других.

    Вернадский проанализировал истоки становления нового мировоззрения: развитие нового типа науки, становление книгопечатания в Европе, великие географические открытия. Его фундаментальный вывод имеет принципиальное значение для всех последующих историко-научных исследований. По его мнению, общество пересоздавалось бессознательным образом  раньше, чем создавалось научное движение.

    Развитие науки не прямолинейно. Сложность развития этого процесса отчетливо понималась ученым. Свести его (процесс) к чисто логическим схемам невозможно, ведь реальная жизнь гораздо сложнее любой схемы. На ход развития науки в целом оказывают влияние господствующие религиозные, философские, идеологические течения, социально-психологическое состояние общества. Все это осложняет деятельность исследователя в области истории науки.

    Вернадский понимал, что историк науки имеет дело с тем, чего в сущности уже нет. Он может судить о прошлом лишь по сохранившимся документам, которые, к сожалению, не отражают всей сложности процесса. «Сухая запись или документ, лежащий в основе исторического изыскания дают лишь отдаленное представление о реально шедшем процессе» (Мочалов И.И., Вернадский В.И.  (1863-1945) М., Наука.– 1982 г.- стр. 28).

    Ученый указывал как минимум на три главных направления в изучении истории науки. Первое направление – сравнительно-генетическое изучение научных мировоззрений разных эпох. Из него можно вывести закономерности исторического процесса, смены и переработки одного мировоззрения в другое. Второе – изучение структуры научных эпох. «Законы развития мысли человечества могут быть поняты только тогда, когда мы примем во внимание не одну главную господствующую струю мысли данного периода… - но лишь тогда, когда мы охватим в наше исследование все боковые течения, некоторые из которых шли далеко впереди и вели человеческую мысль по верному пути к намеченной цели» (Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.- стр. 31).

    Третье направление – изучения взаимодействия науки с другими формами общественного сознания – философией, религией, искусством, общей культурой, а также материальной практикой и социальными условиями данной эпохи.

    Глава 3. Философские подходы к естествознанию. Понятие о ноосфере.

    Центральной  идеей,  проходящей  через  все  творчество  Вернадского, является единство биосферы и человечества. Вернадский  в  своих  работах  по естествознанию раскрывает корни этого  единства,  значение  организованности биосферы в развитии человечества. Как бы ни был широк круг  вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах, он везде пытался  найти  то главное, что, по его мнению, имеет  отношение  к  устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался  выделить то общее, что проясняло бы  картину мира, в центре которого  находится человеческий разум.

    Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.

    В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и  широкое применение  основных  законов  диалектики,  таких,  как  единство  и  борьба противоположностей, переход количества в качество,  отрицание  отрицания. В 1926 году он  писал: «Если в  научной области и идет крушение  старых построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых. Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового, и часть этого нового, оказывается, существовала в  старом, хотя  оно и не было в нем видно…» [Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940 г., стр. 83].

    В развитии учения о биосфере мысль  Вернадского  как  бы  следует  за естественной историей природы  планеты. С появлением на Земле человека, которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая  оболочка Земли – биосфера преобразуется новой силой – человеческим разумом.  Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека.» [Семенова С.Г., Грачева  А.Г. Русский  Космизм:  Антология  философской мысли. М., Педагогика-пресс, 1993 г., стр. 297-298]. Эта новая стадия в  эволюции  биосферы получила название ноосферы.

    Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

    Вернадский рассматривал науку как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества. Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества.

    Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету. Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Но еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки. Здесь вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременное изменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего.

    Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и   имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не  кратковременное  и переходящее геологическое явление. Вернадский  видел неизбежность   ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так  и  историческим  развитием  человечества.

    В ноосферной концепции Вернадского  вопрос  о  роли  науки  логически вытекает из диалектики соотношения человечества с биосферой, из  объективной необходимости перехода к новым формам связи. Вернадский  исходил из того, что наука с самого начала была ориентирована на овладение силами природы. «Сформировавшаяся как целостность, наука становиться   мощной исторической  и  геологической  силой,  которая  коренным  образом  изменяет биосферу. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества» [Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы  развития человечества. // Вопросы философии, 1988 г., №3. стр. 43].

    «Биосфера XX  столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» [Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г.,  стр. 44]. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.

    Одним из условий, по мнению Вернадского, влияющих на становление и существование ноосферы, является - свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.

    Важнейшей  проблемой  формирования  организованности  ноосферы

    является  вопрос о месте и  роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за  образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере, и создавало бы  для  ближайших  поколений  лучшие  условия  жизни.

    Заключение

    Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки философски проанализировать  и  изложить  свое  мировоззрение,  свое понимание  процессов  развития  природы  и  человеческого   общества.   В.И. Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений.  При  знакомстве с его трудами бросается в глаза  то  обстоятельство,  что  в  них  постоянно присутствует, кроме основного научного текста, еще подтексты –  эстетический и философский.

    «Философская тенденция в научном  творчестве  В.И.  Вернадского  была настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать  возможности стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти  по  пути  жесткого ограничения философского полета своей мысли.  Его  философская  мысль  часто опережала развитие его научной мысли» [Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., Наука, 1988 г., стр. 7].

    Взаимосвязь науки и философии в трудах В.И. Вернадского носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественно научных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения. Наконец, связь науки и философии в трудах В.И. Вернадского всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским выводам и обобщениям.

    Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал  ученого всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.

    В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки. История науки, для него, по существу и есть наука. Вернадский возвел ее в ранг науки.

     Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки.  Проводя сравнительный анализ фактологического материала, Вернадский выявил факторы, влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальные условия в этом процессе. Как истинный ученый, не останавливаясь на сборе фактов и свидетельств, им был изучен эволюционный ход развития науки. Вернадский сформулировал методологические основы в изучении истории науки.

    В своих произведениях, автор постоянно говорил о том, что на фоне прошлого современные воззрения выглядят объемно, живо, в развитии. Появляется возможность для верной оценки новых достижений и обоснованной критики. «История науки является орудием достижения нового. Идеи прошлого часто становятся генераторами идей будущего». По мнению Вернадского, история науки должна помочь верно понимать настоящее, вести научное исследование и заглядывать в будущее. Это ли не отдаленная цель многих ученых.

    Таким образом, видно, что Вернадский не только говорил о соотношении и тесной взаимосвязи науки, философии и религии, но и в своем творчестве использовал это соотношение, - к высказываниям о науке, подходил философски; к высказываниям о философии, подходил научно.

    Нет сомнений, что творческое наследие Владимира Ивановича Вернадского обширно и многообразно и каждый человек или поколение изучающие его будут по-новому осмысливать его труды, взгляды и учения.

    Список литературы:

    1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г.
    2. Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия. От истоков до наших дней» т. 1.
    3. Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.
    4. Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского и  философия.//Философские науки, 1988 г., №4
    5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г.
    6. Вернадский В.И. «Мысли о современном значении истории знаний», доклад на первом заседании Комиссии по истории знаний АН 14 ноября 1926 г., //«Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков» М., Современник.- 1993 г.
    7. Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.
    8. Вернадский В.И. «Очерки по истории современного научного мировоззрения 1902-1903 гг.» // Вернадский В.И. «Избранные труды по истории науки» М., Наука.– 1981 г.
    9. Вернадский В.И. «Размышления натуралиста» // Кн. 2 Научная мысль как планетное явление М., Наука.– 1975 г.
    10. Мочалов И.И., Вернадский В.И.  (1863-1945) М., Наука.– 1982 г.
    11. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940 г.
    12. Семенова С.Г., Грачева  А.Г. Русский Космизм: Антология философской мысли. М., Педагогика-пресс, 1993 г.
    13. Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы  развития человечества. //Вопросы философии, 1988 г., №3.
    14. Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., Наука, 1988 г.
    15. Гумилевский Л. Вернадский. М., Молодая гвардия, 1961 г.