Северный Тянь-Шань, Заилийский Алатау

Заилийский Алатау – горный хребет Северо-Западного Тянь-Шаня, обладающий значительным природно-ресурсным потенциалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnyy_tyan-shan_zailiyskiy_alatau.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природно-ресурсный потенциал Заилийского Алатау.

Добрый день уважаемая комиссия, представляю вам выпускную квалификационную работу на тему: Природно-ресурсный потенциал Заилийского Алатау.

2 слайд

Актуальность. Заилийский Алатау – горный хребет Северо-Западного Тянь-Шаня, обладающий значительным природно-ресурсным потенциалом.

3 слайд

На его территории сконцентрирован широкий диапазон значимых географических объектов: горный рельеф с вершинами, покрытыми вечными снегами, тяньшанские ели и высокогорные альпийские луга, минеральные источники и чистейшие озера, горные реки, ледники и культурно-исторические памятники.

4 слайд

Уникальный природно-ресурсный потенциал дает отличные возможности для развития хозяйства и туристско-рекреационного кластера, например, Медеу и Чимбулак, включающего такие сектора как оздоровительный, экскурсионный, горнолыжный в сочетании с пешеходным, спортивный и экологический туризм.

5 слайд

В последние годы происходит увеличение антропогенной нагрузки на горные ландшафты, сочетающееся с активизацией неблагоприятных экзогенных процессов селевой активности и лавинообразования. В Заилийском Алатау накоплен большой опыт борьбы с такими природными опасностями. Не вызывает сомнений необходимость современных исследований, посвященных комплексной оценке природы Заилийского Алатау, включающие изучение природно-ресурсного и туристско-рекреационного потенциала. Данными положениями и обосновывается актуальность темы исследования.

6 слайд

Целью данной работы является комплексная оценка природно-ресурсного потенциала Заилийского Алатау.  

7,8 слайд

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть геолого-геоморфологические условия, минеральные и гидро-климатические  ресурсы Заилийского Алатау.

2. Изучить особенности туристско-рекреационных ресурсов на исследуемой территории.

3. Охарактеризовать геоэкологические последствия  природных рисков Заилийского Алатау.

4. Выявить возможности использования материалов исследования в школьном и вузовском преподавании географических дисциплин.

9 слайд

Объектом исследования является горный хребет Заилийский Алатау.

Предметом исследования является природно-ресурсный потенциал Заилийского Алатау.

10 слайд

Применяемые методы исследования. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались методы постановки проблемы – системный анализ, методы наблюдения (маршрутный ход) и методы обобщения на эмпирическом и теоретическом уровне (сравнительно-географический, историко-географический, картографический). Произведен анализ и синтез полученных фактических полевых и камеральных данных, обработка литературных источников и ресурсов Интернета.

При написании работы использованы материалы Казахского национального университета имени Аль-Фараби, отчеты и фотоматериалы пройденной в качестве практиканта  дальней комплексной практики в Заилийском Алатау.

11 слайд

Заилийский Алатау относится к системе гор Северо-Западного Тянь-Шаня, он расположен на границе двух государств Центральной Азии - Казахстана и Киргизии. Ороним Заилийский Алатау означает «находящийся за рекой Или», такое  название дал  в 1856 г. П.П. Семенов-Тян-Шанский.

12 слайд

Хребет Заилийский Алатау протянулся на 280 км. Высшая точка всего хребта – Талгарский пик (4973 м). Одной из наиболее характерных морфоструктурных особенностей рельефа являются чередование складчато-глыбовых хребтов и внутригорных впадин, расположенных на разных гипсометрических уровнях (от 1000-1200 до 2600-2800 м), это продольные тектонические депрессии Шелекская, Чонг-Кеминская, Жинишке, Ассы, в которых протекают реки Заилийского Алатау. Геосинклинальная область Заилийского Алатау сформировалась в период каледонской и герцинской складчатости.  В плиоцене и плейстоцене рельеф Заилийского Алатау благодаря ледниковой деятельности приобрел современный вид.

13 слайд

Геоморфологи в Заилийском Алатау выделяют несколько типов рельефа: высокогорно-ледниковый (3000–5000м); среднегорье (1600–3000м); ступенчатое низкогорье (1200–1700м);  грядово-мелкосопочное низкогорье; предгорная аккумулятивная равнина (600–700м); межгорные аккумулятивные впадины. На северном склоне Заилийского Алатау имеются предгорные ступени  адыры – грядовые низкогорья на высоте 1200–1700 м.

14 слайд

В Заилийском Алатау расположен один из опорных ледников Всемирной службы мониторинга ледников – Центральный Туюксуйский (Туюксу).

15 слайд

Ледник Туюксу имеет площадь 3,3 км². Здесь проводится мониторинг теплового баланса ледника и скоростей его движения, которые составляют до 90 м/год. На северных склонах ледники залегают в верховьях рек Узун-Каргала, Чималган, Каскелен, Аксай, Большая и Малая Алматинка, Талгар, Иссык и Тургень. Наибольшее оледенение наблюдается на максимальных поднятиях хребта в верховьях р. Талгар, где льды и снега покрывают не менее 150 км2. Здесь находятся долинные и котловинные ледники – Городецкого, Дмитриева, Конституции, Тогузак, Калесника и Шокальского, имеющие в длину от 4 до 6 км. Оледенение южного склона хребта гораздо меньше и сосредоточено, главным образом, в верховьях рек Б. Кемин и Чилик.

16 слайд

Климат Заилийского Алатау  характеризуется как умеренный континентальный с выраженной горно-долинной циркуляцией и проявлением высотной поясности в пределах горной области Северо-Западного Тянь-Шаня.

В окрестностях Алма-Аты температура воздуха в январе изменяется в пределах от -8,4оС до 0,7оС, а в июле от 18оС до 30оС. Осадков выпадает до 700 мм в год. Максимум осадков наблюдается в апреле 107 мм, а минимум отмечается в сентябре 27 мм, но в целом наибольшее количество дождей выпадает весной и осенью. 

17 слайд

Среднее количество дождливых дней составляет 122 в году, от 4 – в январе, до 15 в мае-июле. Количество дней со снегом в среднем 53 в году, больше всего таких дней выпадает на февраль – 13. 

18 слайд

Реки относятся к бассейну реки Или и имеют ледниковое питание. Самая близкая к Алма-Ате − долина реки Малой Алматинки. На северном склоне хребта с ледниковым питанием является реки Узункаргалы, Чемолган, Каскелен, Иссык, Жарсу. Южный склон Заилийского Алатау, с долинами рек Чонг-Кемин и Чилик.

В Заилийском Алатау насчитываются сотни озер от мелких ледниковых и моренных, расположенных в зоне ледников, до обвально-тектонических в нижних зонах. К ним относятся красивейшее Большое Алматинское озеро в верховьях одноименной реки и Кольсай в отрогах Кунгей Алатау. Также озеро Иссык образовалось в результате гигантского обвала, другие озера - моренного происхождения, например, красивое озеро Джасыл-коль в верховье р. Б. Алматинки.

19 слайд

Основными высотными поясами являются пояс лиственных лесов и нижне-еловый на высотных отметках 1400-2000 м; елово-мохово-рябиновый (средне-еловый) (2000–2500 м);  елово-ивово-арчовый (верхне-еловый) пояс (2500-2900 м) (20 слайд);  альпийский и гляциальный пояса (выше 3000 м) (21 слайд). Ряд изменений в горах Заилийкого Алатау связаны с тектоническими движениями, землетрясениями и внешними экзогенными факторами. Большое влияние на эти процессы оказывает человек: в том числе в результате его деятельности заметно поднялась нижняя граница лесной зоны в горах. Все природные высотные зоны почти полностью освоены человеком, появился культурный ландшафт. 

22 слайд

Территория региона Заилийского Алатау обладает значительным природно-ресурсным потенциалом по сравнению с некоторыми другими регионами Казахстана. Транспортно-географический потенциал территории оценивается как благоприятный ввиду близости с соседними странами и развитой транспортной инфраструктурой региона. Природно-климатические условия в связи с положением высокогорий и континентальным климатом оцениваются как удовлетворительные, а инженерно-строительный потенциал - как сложный  ввиду особых трудностей освоения горных территорий.  

23 слайд

К числу опасных природных явлений Заилийского Алатау относятся – снежные  лавины, сели, обвалы, оползни и камнепады. Сели разрушают склоны, создают глубокие каньоны  в местах срыва, подпруживают реки и резко повышают уровень воды в них после прорыва завалов. В бассейне Малой Алматинки 8 июля 1921 г. селевой поток вынес 3 млн. м3 обломочного материала (24 слайд). 7 июля 1963 г. сель объемом около 3 млн. м3 за четыре часа почти полностью завалил крупное озеро Иссык.  В июле 1979 г. сель уничтожил большую часть альпинистского лагеря «Талгар» (25 слайд)

 26 слайд. 

Характер противоселевых мероприятий во многом определяется областью селевого бассейна, в которой они осуществляются. Иногда для защиты важных объектов возводятся уникальные сооружения, как, например, селезащитная плотина в урочище Медео в долине реки Малая Алмаатинка. Каменно-набросная плотина высотой 115 м была возведена с помощью двух направленных взрывов с последующей досыпкой механизмами до проектного профиля. Эта плотина позволила избежать катастрофы при селевом потоке 1973 г., когда грязекаменный поток заполнил практически всю емкость перед плотиной, не достигнув около 5 м до ее гребня.

27 слайд

Таким образом, горные ландшафты Заилийского Алатау характеризуется особой нестабильностью и неустойчивостью, значительно усилившимся при антропогенном воздействии. К экологическим факторам, определяющим динамику и кризисные ситуации в геосистемах высокогорий относятся высотное положение, экспозиция склонов, крутизна, каменистость, степень сформированности почвенного и растительного покрова, климатические характеристики.

28 слайд

Ресурсной основой рекреационного потенциала Заилийского Алатау являются природные, культурно-исторические и социально – экономических предпосылки. Рекреационный потенциал исследуемой территории привлекателен для внешних рекреантов прежде всего в силу следующих обстоятельств: экологическая чистота природной среды; экзотичность ландшафтов Заилийского Алатау и других уникальных объектов культурного наследия. Следует  особо упомянуть и рельеф данной местности, который так же является достаточно важным фактором, привлекающим большое количество рекреантов.

29 слайд. Алма-Аты и его окрестности  являются центром туризма и рекреации Заилийского Алатау. Это Урочище Медеу  и  Каток «Медеу», Ущелья рек Сарысай и Чымбулак (30 слайд), Озерное ущелье и Большое Алматинское озеро, Кок-Тюбе («Зелёный холм») (31 слайд),  Горнолыжный курорт Табаган.

Здесь насчитывается 1519 исторических и культурных памятников, из которых 262 архитектурные памятники, 1250 археологические, 7 природных, 9 республиканского и 1 мирового значения. Кроме наличия уникальных природных ландшафтов степных, предгорных и горных, исследуемая территория является частью Великого Шёлкового пути, что не может не сказаться на увеличении уровня интереса к этому региону. 

32 слайд

В заключение следует отметить, что природно-ресурсный потенциал Заилийского Алатау обладает большими возможностями для отражения его отличительных особенностей в школьном и вузовском преподавании географических дисциплин.

Ороним Заилийский Алатау означает «высокие горы, находящиеся за рекой Или». Наименование гор Тянь-Шань означает в переводе с тюркского «Небесные горы». Ледник Туюксу означает «Замкнутая вода». Топоним Алма-Ата в переводе с казахского означает «Отец яблок», название происходит от наименования урочища Алматы, то есть «Яблочное»

Школьный курс преподавания географии  характеризуется постепенным усложнением географических знаний и умений при изучении различных курсов физической географии. Известно, что на каждой последующей ступени обучения новый учебный материал возрастающей степени сложности раскрывается на базе усвоенных школьниками знаний. Именно этим обеспечивается преемственность и посильное повышение трудности учебного материала при его усвоении учениками.

Собранные в данной работе сведения о природных и рекреационных ресурсах Заилийского Алатау имеют достаточно широкий учебный потенциал для использования его в качестве иллюстративного материала при изучении нескольких тем физической географии в разных классах, особенно в курсах географии  6 класса – Начальный курс географии и  7 класса – Материки и океаны.  

При изучении горных территорий в курсе географии происходит формирование эмпирических и теоретических знаний у учащихся. Эмпирические знания выражают внешние признаки и особенности тех или иных географических объектов и явлений, например, горных стран. К ним относятся формируемые представления, то есть наглядные образы – высокие заснеженные горные вершины, быстрые реки и водопады, а также различного рода фактические сведения (наименования объектов и предметов природы – топонимические материалы, количественные характеристики – высота горных вершин, данные о величине территории).

Теоретические знания отражают сущность изучаемых предметов и природных явлений, определяют механизмы процессов, например, горообразования,  происхождения  гор в результате движения литосферных плит, последующего преобразования гор эндогенными и экзогенными процессами. Теоретические знания в содержании данных тем представлены научными понятиями – о строении земной коры, литосферных плитах, высотной поясности, и причинно-следственными связями  - о складчатых и глыбовых горах в зависимости от генезиса, об изменении состава высотных поясов, климата и почвенно-растительного покрова с подъемом вверх в горах. К теоретическим знаниям относятся научные теории, как например, мобилистская теория о взаимодействии литосферных плит с последующим образованием горных поясов, например, Тянь-Шаня.

В соответствии с тематическим планированием при изучении материка  Евразия изучаемый регион Заилийский Алатау можно частично рассмотреть в курсе географии 7 класса. При изучении Центральной Азии подчеркиваются специфические особенности всех компонентов природы региона Северного Тянь-Шаня – географическое положение, тектоническое строение, полезные ископаемые, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны и состав высотных поясов.

Представляет несомненный интерес для изучения учащимися местный топонимический материал. Наименование гор Тянь-Шань означает в переводе с тюркского «Небесные горы» из-за своей высоты и красоты горных пейзажей, в русских источниках это название встречается с 1832 г.

Ороним Заилийский Алатау означает «высокие горы, находящиеся за рекой Или». Этот горный хребет был преодолен и назван П.П.Семеновым-Тян-Шанским в своей экспедиции в сентябре 1856 г.

Топоним Алма-Ата в переводе с казахского означает «Отец яблок», название происходит от наименования урочища Алматы, то есть «Яблочное», данное ему из-за обильного произрастания здесь яблонь знаменитого алматинского апорта. Здесь в 1854 г. был заложено военное укрепление Верное, с 1921 г. -  город Алма-Ата, по-казахски  -  ныне г. Алматы.

Материалы о природных особенностях Северного Тянь-Шаня в южной части  Республики Казахстан, о рекреационных  объектах  Алма-Аты и Заилийского Алатау могут быть привлечены педагогом при проведении географических викторин и  школьных олимпиад. Эти сведения могут помочь также в осуществлении внеурочной деятельности с учащимися при организации географических игр, заочных путешествий, смотров, конкурсов и проведении других внеклассных мероприятий.

В вузовском преподавании физико-географических дисциплин существует значительно больше возможностей для использования материалов данного исследования. Маршруты путешествий П.П.Семёнова-Тян-Шанского в Заилийском Алатау изучаются студентами в курсе «Введение в географию». Учебная дисциплина «Геология» на примере этой горной территории предполагает детальное рассмотрение особенностей горообразовательных процессов и формирования минерально-ресурсной базы, а также изучение геологической деятельности временных горных потоков с образованием катастрофических селей в районе реки Малая Алмаатинка. В курсе «Физической географии материков и океанов» данная территория всесторонне рассматривается в региональной части Евразии при изучении субконтинента  Центральная Азия - горы и котловины Восточного и Западного Тянь-Шаня. Дисциплина «Опасные ситуации природного и техногенного характера» предполагает на примере территории Заилийского Алатау изучение катастрофических последствий опасных ситуаций геологического характера – селевых потоков и снежных лавин.  Природно-ресурсный потенциал Казахстана изучается в курсе «Экономической и социальной географии зарубежных стран» [26].

Заилийский Алатау может представлять собой также объект проведения дальней комплексной практики студентов-географов. Целью проведения практики по получению профессиональных умений и навыков является изучение физико-географических особенностей, экономико-географического и туристско-рекреационного потенциала изучаемой территории. Автор данного исследования посетила данный регион в составе группы студентов-практикантов Волгоградского государственного университета.

Основная часть практики прошла в форме горного похода в течение пяти дней по горам Заилийского Алатау. В процессе похода студенты изучили особенности высотной поясности Тянь-Шаня, опасные геологические явления  - сели и снежные лавины и меры борьбы с ними, другие природные процессы высокогорья. Практиканты посетили метеостанцию «Мынжылки» и уникальный гляциологический стационар Института географии Республики Казахстан, ведущий наблюдения за динамикой горного оледенения. Сотрудники метеостанции и гляциологического стационара провели экскурсии и рассказали об особенностях инструментального мониторинга природных процессов в высокогорье. Кульминацией похода стало восхождение на перевал «Пионер» высотой 3825 метров, который встретил участников экспедиции метелью и непогодой.

На территории Алма-Аты находятся знаменитый спортивный комплекс Медеу, обсерватория Ассы-Тургень и высокогорная горнолыжная база Чимбулак, куда практиканты отправились на следующий день после приезда в Алма-Ату. Затем после прослушивания небольшой информации об образовании Медеу, полученной от сотрудника спортивного комплекса, студенты-практиканты  направились в поход по маршруту в горные урочища Заилийского Алатау.

При подъёме в горы студентов окружила невероятная красота. На вершинах гор наблюдались белоснежные шапки. Изумление и восторг охватывает человека при виде  грандиозности и изящества горных пейзажей. Непривычно после суетливого шума городов находиться в тишине головокружительной высоты, когда слышны только звуки журчащих ручьев и свист ветра.

В течение двух дней изучались геологическое строение, рельеф, климат, воды, флора и фауна данной территории. На третий день запланирован подъем на перевал «Пионер». В этой экспедиции участвовали не все студенты, так как некоторые из них страдали горной болезнью. Самое сложное в походе было то, что погодные условия оказались крайне неблагоприятны. Шел дождь и мокрый снег, был сильный ветер, и,  учитывая крутизну склона, студенты в прямом смысле ползли на перевал. Как только поднялись на вершину, сразу забываешь про погоду, так как окружающая красота просто неописуема. Студенты-практиканты с флагами России и университета прошли посвящение в истинные географы на перевале «Пионер» и спустились в лагерь. По возвращении с маршрута в обязательном порядке составляется отчет о дальней комплексной практике в соответствии с поставленными целями и задачами.

Таким образом, и в школьном, и в вузовском преподавании географических дисциплин материалы исследований горных природных регионов и полученные личные впечатления, умения и навыки, занимают особое место в практической деятельности преподавателя географии.