Урок-размышление на тему: "Личность Ивана Грозного"

Дернова Марианна Валерьевна

Предлагаю вашему вниманию фрагменты урока-размышления на тему: "Личность Ивана Грозного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_groznom.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты урока – размышления по истории

на тему: «Личность Ивана Грозного»

.

     Сегодня мы проводим урок-размышление. Наши размышления – об одном из самых противоречивых и неоднозначных правителях России – Иване Грозном.

   Споры вокруг личности Ивана IV и результатах его деяний продолжаются по сей день. Историки и писатели не смогли прийти к единому мнению о нём. Известный историк и писатель начала XIX века Н.М.Карамзин полагал, что личность Ивана Грозного в действительности была противоречивой. Всю его жизнь можно разделит на 3 периода.

   Сначала – тяжёлое детство.

Вопрос студентам: подтвердите фактами правоту историка.

Предполагаемые ответы: с 8 летнего возраста великий князь Московский остался круглым сиротой, под опекой бояр, не считавшихся с ним и творивших произвол в государстве. В результате плохого воспитания Иван вырос своевольным и жестоким, а от его деспотизма начали страдать и сами бояре. В 13 лет Иван вынес свой первый смертный приговор, приказав псарям убить князя Андрея Михайловича Шуйского.

   Эту же мысль подтверждает и другой истории – С.М. Соловьёв (студенты приводят цитату из его многотомного сочинения «История России с древнейших времён» -  книга 3, стр. – 415).

   2-й период – после венчания на царство и женитьбы на Анастасии Романовне Юрьевой.

Вопрос студентам – Кто оказал на Ивана самое благотворное влияние  в этот период, докажите, что  Иван проявил себя разумным и удачливым правителем.

Предполагаемые ответы: На Ивана благотворно влияла его жена Анастасия,  любовью и искренней заботой укрощала буйный нрав своего мужа; царский духовник Сильвестр оказал огромное влияние на духовное развитие молодого царя, привив вкус к чтению книг и поощряя в нём склонность к философствованию. Алексей Фёдорович Адашев –  образованный, обладающий блестящими способностями, талантом государственного деятеля. Благодаря их влиянию  в личности царя произошли перемены в лучшую сторону. Прекратив дикие развлечения, молодой государь всерьёз занялся политическими делами и обнаружил признаки разумного и удачливого правителя. Он покоряет Казань, Астрахань, проводит для страны реформы.

     Именно этот период правления Ивана отмечен наибольшими достижениями, которые можно поставить в заслугу царю.

3-й период – с 1560 года. В 1560 году происходит новый перелом. Переживания по случаю смерти первой и самой любимой жены, Анастасии Романовны, разногласия с боярами из-за Ливонской войны переменили характер царя не в лучшую сторону. Происходит учреждение опричнины, начинается жестокий террор против собственных подданных и неудачи во внешней политике. Иван Грозный предстаёт кровожадным деспотом, погрязшим в пороках.

     Некоторые авторы, напротив, пытались изображать Ивана Грозного передовым человеком, не понятым и не оцененным современниками, отмечая его необыкновенные дарования в литературном творчестве. В Иване Васильевиче видели предшественника Петра Первого, грозного самодержца пытались поставить едва ли не на один уровень с великим царём-реформатором.

Николай Иванович Костомаров в сочинении «Личность царя Ивана Грозного» отмечает, что  Грозного нельзя поставить на один уровень с Петром Первым, как это пытаются сделать некоторые. Человеком он был жестоким, трусливым, непоследовательным в своих поступках. Да и особо выдающимися умственными  способностями  он не отличался.

Известный историк С.Платонов  отмечал, что противоречивость личности Ивана IV  объясняется тем, что «моральное воспитание Грозного не соответствует умственному образованию: душа Грозного была всегда ниже его ума».

  Идеализация Ивана Грозного достигла наивысшего  предела в середине XX  столетия, в период культа личности И.В.Сталина. Писатели, художники, режиссёры, создавая художественные произведения о Грозном, идеализировали образ первого царя в угоду Сталину. (студенты зачитывают фрагменты из трилогии В.Костылёва «Иван Грозный» т.1, стр.192 (любовь к книгам), с.403-405 (любовь к музыке).

    В 1944 году режиссёр С.Эйзенштейн снял 1-ую серию художественного фильма  «Иван Грозный» в роли царя – Николай Черкасов. Сталину очень понравился фильм, все актёры, режиссер получили Сталинскую премию.

(фрагмент из фильма)

    Насколько актуальна тема,  связанная с личностью Ивана Грозного, что  у нас, живущих в XI веке может вызвать  интерес к этой персоне?

(фрагмент телепередачи Суд времени Н.Сванидзе. С. Кургинян против Л.Млечина )

   Прошу обратить внимание на вопрос, который прозвучал в представленном отрывке: «Иван IV- кровавый тиран или выдающийся политический деятель?» К концу урока каждый из вас должен иметь своё мнение данному вопросу.

***

Все ли были согласны с Иваном IV в выборе пути развития страны?

Переходим к анализу спора А.Курбского с Иваном IV.

(фрагмент из документального фильма «Письма Ивана Грозного европейским монархам»)

    Современные учёные исследовали разногласия А. Курбского и Ивана Грозного. В 1564 году в разгар Ливонской войны воевода князь Андрей Михайлович Курбский бежал в Литву, опасаясь опалы и казни. Спустя месяц уже командовал сражавшимися против России литовскими войсками. После бегства А.М.Курбский направил Грозному послание, в котором пытался оправдаться и обвинял московского государя в гонениях на преданных ему людей.

   А.М.Курбский был очень талантливым писателем, он прекрасно владел стилем средневековой риторики. Послушайте ритмическую прозу из письма Курбского.

Почто, царю,

Сильных во Израили побил еси

И воевод, от Бога данных ти

     На враги твоя,

Различными смертьми  раторгл  еси

 И победоносную святую кровь их

 Во церквях Божиих пролиял еси

И мученическими кровьми

Пороги церковные обагрил еси

Грозный тоже в совершенстве владел риторикой. Отвечая князю-беглецу, он демонстрирует своё искусство средневекового «плетения словес»:

«Ты же, тела ради,

Душу погубил еси,

И славы ради мимотекущия

Нетленную славу презрел еси,

 И на человека возъярився,

На Бога возстал еси»

Послания Грозного пронизаны живым юмором и сарказмом. Не понравилось царю, что Англия не захотела поддержать её в Ливонской войне, Иван Грозный с возмущением пишет королеве Елизавете письмо, в котором называет великую английскую королеву «Пошлой девицей» (т.е. обыкновенной),  а в письме к шведскому королю Юхану III   допускает оскорбительный тон: «А ты, взяв собачей рот, захошь за посмех лаяти…»

Задание: внимательно прочитайте документ №5, поразмышляйте, кто с вашей точки зрения, прав в этом споре.

  1. В чём они обвиняют друг друга?
  2. Каковы должны быть полномочия царской власти?
  3. Охарактеризуйте права царей в отношении подданных.
  4. Какова роль ближайших советников царя?

По ходу ответов в тетради составляется таблица.

Позиция А.Курбского

Позиция Ивана Грозного

  1. Правители уподобились кровавым зверям.
  2. Виновен в казни воевод.
  3. Виновен в оскудении дворянства, притеснении купеческого чина и земледельцев.
  1. Беззаконие в суде.
  2. Гонение на верных бояр и князей.
  3. Не считается ни с кем.
  4. Призывал подтвердить право бояр и князей, и люда московского участвовать в решении государственных дел (даже возводить на трон монарха)
  5. Упрекает Ивана IV: “…и воздал ты злом за добро и за любовь непримиримой ненавистью»
  1. Российские самодержцы изначально сами владеют государством.
  2. Западное устройство безбожно.
  3. Подданные не имеют права участвовать в управлении.
  4. Власть царя ни с кем не делится.
  5. Без крепкой власти Российское государство распадётся.
  6. Русские цари вольны жаловать и казнить и ни перед кем не отчитываться.

Из переписки А. Курбского с Иваном Грозным.

Андрей Курбский.

«Ты, Иван, перешёл в число сопротивных христианскому царству. Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с  врагами, различными казнями предал и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах? В чём же провинились перед тобой, чем прогневали тебя христиане – соратники твои?

А всех перечисленных тобой различных бед по порядку не могу перечислить. И воздал ты за добро и за любовь нашу непримиримой ненавистью. Полки твои водили, одни победы одерживали для твоей же славы. В течение многих лет трудились и много пота пролили, много перенесли. Но тебе, царь, до всего этого дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всём до последнего дня жизни моей – буду беспрестанно со слезами обличать тебя. Не думай, царь, что мы уже погибли и истреблены тобой без вины. Казнённые тобой, у престола Господа стоя, взывают об отмщении тебе, обличают тебя.

Нет на Руси святителей, которые обличали бы царя в его законопреступлениях. Правители на Руси уподобились свирепым, кровожадным зверям. Ты, царь, виноват в оскудении дворянства, притеснении купеческого чина и земледельцев, беззаконии в судах.

Ты несправедливо гонишь верных бояр и князей, не считаешься с ними. Я призываю подтвердить незыблемое право бояр, князей и люда московского участвовать в решении государственных дел, даже возводить на трон монарха. Посмотри на порядки в Великом литовском княжестве…»

Иван Грозный.

«Российские самодержцы изначально владеют своими государствами, а не бояре и вельможи. Западные народы чужды православию, следовательно, они безбожны, как безбожно из политическое устройство. Подданные не могут решить государственные дела, следуя своим интересам. Подданные не могут определять, как царю владеть своими  царствами. Всякое отсутствие от самодержавия – гибельно для России.

Законный монарх, получивший власть от самого бога, не должен делить её ни с кем. Без крепкой единодержавной власти Российское государство тотчас распадётся от беспорядков. Русская земля держится Божьим милосердием, своими государями, а не судьями и воеводами. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных….»

Послание Ивана Грозного английской королеве.

«…Вели переговоры с нашим послом твои бояре, управляли же всем делом купцы твои. Мы надеялись, что ты в своём государстве государыня и сама владеешь, и заботишься о своей государственной чести и выгодах для государства, и поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя другие люди владеют, и не только люди, мужики торговые. Ищут только выгоду торговую.

И, если уж так, то мы те дела оставили в сторону…»