«Как на прялке нити прядут и старинное ремесло берегут…» (История прялки. Прядение.)

Пучкина Анна Владимировна

(История прялки. Прядение.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sektsiya_gumanitarnogo_napravleniya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Секция  гуманитарного направления

«Как на прялке нити прядут и старинное ремесло берегут…»

(История прялки. Прядение.)

Иванова Кристина Дмитриевна, МБОУ «Чуварлейская СОШ», 9 класс

Научный руководитель:

Пучкина Анна Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Чуварлейская СОШ»

Введение

Коса звенела и косила травы,
Не сомневаясь, что имеет право!
А прялка - колесом своим вертела,
Пряла кудель исправно, как умела...

Актуальность. Народные ремёсла хранят вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одним из таких ремесел является прядение. Веретено и прялки – незаменимые спутницы крестьянских женщин на протяжении всей  жизни.

Я заинтересовалась историей  прялок, так как видела у своей бабушки как она на ней пряла.

Актуальность исследования обусловлена особым местом, которое занимала прялка в жизни человека традиционного общества. Цель исследовательской работы:  изучить историю прялок разных конструкций (с ручным, ножным и электрическим приводами) и процесс прядения.

Задачи исследования:

- изучить историю прядения на веретене и прялки;

- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI в.

                -  найти мастеров  - умельцев прядения, живущих рядом с нами.

   Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.

   Предмет исследования: конструкция прялки.

   Методами моего исследования являются:

- опрос населения д. Ялушево,  с. Чуварлей;

- анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;

- анализ  статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI в.

Ценность  исследовательской работы заключается в использовании данного материала   на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства, на уроках истории, внеклассных мероприятий, в культурнопросветительской деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

                                  Глава 1. История ручной прялки

Весьма устойчивая традиция радует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси,  чаще всего занятыми за прялкой. Здесь я рассматриваю предшествующие стадии «технологического процесса» -  прядения нитей. Всё это делалось самостоятельно в домашних условиях.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

      Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года.  Что же касается  древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснила, что для прядения необходимы по началу было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки.

Веретёна изготавливали из  сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» - веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити.

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы  прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой  - вращают веретено.  На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.

В ходе своей исследовательской работы я взяла интервью у  жительниц нашего села,  Адмираловой Р. А. 1935 года рождения, Васильевой Нины Ивановны 1939 года   рождения и жительницы д. Ялущево Назаровой  А.И. 1930 г. из их рассказов я узнала много интересного и нового о процессе прядения. Они с огромным желанием рассказали мне с чего начиналось прядение.  Прясть начали в семь лет, используя  веретено, а потом в их обиход вошла самопрялка.  И такой способ прядения использовали до 50-х годов 20в. Вначале шерсть чесали щётками (чесалки) , а потом скручивали куделю и привязывали к лопасти.

Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.

Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии.

Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень.

Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами.

Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.

Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства.В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.

В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений.

Они до сих пор  прядут на веретено и самопрялке.  

Глава 2. Виды самопрялок

 Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено.

Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.

 У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка)  – в вертикальной.

Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но,  несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.

При встрече с бабушками  я увидела, что  жители   с. Чуварлей  прядут на самопрялке – лежак.

Современное поколение и я,  в том числе, учимся прясть на самопрялке от своих бабушек.

В 70 – 80 годах в с. Чувалей и д. Ялушево  стали появляться  первые  электрические прялки. Они были  дорогими,  и приобрести сельским женщинам  было материально трудно.  Другая причина – не отрегулирована  скорость  моталки, поэтому нить рвалась, путалась,  и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок, но Адмиралова Р. А. пользуется ею и в настоящее время.

В наше  время надёжным способом   прядения является  самопрялка.

Имея свободное время,   бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для родственников и  на  продажу.

Заключение

Подводя итоги  исследования, следует отметить, что  прядением занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.

 Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, изучив  историю веретён и самопрялок.

Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:

- веретенами  бабушки пользуются до настоящего времени;

- женщины прядут на прялках двух видов «лежак» и «стояк», а также на прялках с  электрическим приводом.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства и на уроках истории.

Литература

  1. Белов  В.И.         Очерки   о   народной    эстетике. М.:   Логос, 1982.
  2. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: «Просвещение», 2006.
  3.  Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды,  обычаи,     занятия,   фольклор.- СПб.:   «Паритет», 2004.
  4.  Семёнова М. Быт   и   верования   русских  славян. – СПб.:  1998.
  5.  Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники. Энциклопедия.-СПб.: «Азбука – Классика», 2003.

Интервью жителей с. Чуварлей, с. Ялушево: Адмираловой Раисы Андреевны, Васильевой Нины Ивановны, Назаровой Александры Ивановны.