Внеклассное мероприятие в форме классного часа по теме: «День снятия блокады г. Ленинграда »

Дира Александр Васильевич

Цель:      

воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

 Задачи: 

1.     Познакомить суворовцев  с понятием блокада;

2.     Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3.     Пробудить в суворовцах чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_forme_klassnogo_chasa_po_teme.docx574.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

              Внеклассное мероприятие в форме классного часа по теме:

                       «День снятия блокады г.Ленинграда ».  

 Цель:      

воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

 Задачи:  

  1. Познакомить суворовцев  с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в суворовцах чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Форма внеклассного мероприятия: классный час

Место проведения: класс

Оборудование:    

 плакат с темой классного часа, выставка военных книг, стенгазеты на тему «Блокада Ленинграда», музыкальное сопровождение, презентация.

Участники: 18 суворовцев.

Этапы мероприятия:

Вступительное слово – 5 минут

Основная часть – 30 минут

Заключительная часть – 5 минут

                                       Ход мероприятия:

Вступительное слово воспитателя:

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев                                                                                                             1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.                    
Суворовец  Гандзюк К. читает стихотворение А. Митяева

 « В сердцах наших жить будут вечно…».                                                                                                                                                   В сердцах наших жить будут вечно

 Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

(под звучание музыки «Священная война» говорит воспитатель.)

Воспитатель : Сегодня наш классный час посвящён блокаде Ленинграда.

Кто знает , как раньше назывался город Ленинград?( Ответы учащихся)

Воспитатель: За всю  историю город дважды пустел более чем наполовину.

Первый раз- после смерти Петра1 , когда появилась надежда, что столица из этих болот вернётся в благополучную Москву, второй раз – в ленинградскую

блокаду. Шансов почти не было, но оба раза Петербург выжил. Выжили люди, выжила мечта об особом культурном и духовном центре России. Воспитатель:  Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

(Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб).

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25).

Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

 Воспитатель:  27 января 1944 года - что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

 Воспитатель: Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.                                                                                             «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.                                                                Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».                                                                            Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.                                        На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.                                                                                                        (работа с иллюстрациями, посвященными Великой Отечественной войне)

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

( Суворовцам раздают чёрный хлеб по 125 грамм)

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Суворовец  Лутченко В. Читает стихотворение Елены Рывиной « Ночь».

...И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

 

Без воды, без тепла, без света

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

 

Умирали - и говорили: -

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?.

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь.

Воспитатель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.    ( копии листов из блокнота Тани развешаны на доске. Суворовцы читают)    При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.                                                                                   Воспитатель:  Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».                                   Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Суворовец Антонов Роман рассказывает про школы.                                           В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.                          Суворовец  Королёв Ф.читает стихотворение Ю. Воронова « Блокада».                     Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон
                                                                                  Воспитатель: Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.                                                            Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.                                                                                                    И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.     22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Суворовец  Ильин В.читает стихотворение О. Бергольц « Дорога жизни».

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Воспитатель:( поёт под гитару)

Дорога жизни. ( Розенбаум)

Am F7 Am F7
В пальцы свои дышу -
Am F7 Am F7
Не обморозить бы.
Gm6 Gm6 A7 A7
Снова к тебе спешу
Gm6 Gb6 A7
Ладожским озером.
Dm Dm
Долго до утра
G G
В тьму зенитки бьют,
C C
И в прожекторах
F
"Юнкерсы" ревут.
Dm Dm
Пропастью до дна
G G
Раскололся лед,
G
Черная вода,
C
И мотор ревет:
C C C C
"Вп-р-р-раво!"
Dm Dm
...Ну, не подведи,
E7 E7
Ты теперь один
Am
Правый.

Фары сквозь снег горят,
Светят в открытый рот.
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждет.
Вспомни-ка простор
Шумных площадей,
Там теперь не то -
Съели сизарей.
Там теперь не смех,
Не столичный сброд -
По стене на снег
Падает народ -
Голод.
И то там, то тут
В саночках везут
Голых.

Не повернуть руля,
Что-то мне муторно...
Близко совсем земля,
Ну что ж ты, полуторка?..
Ты глаза закрой,
Не смотри, браток.
Из кабины кровь,
Да на колесо -
ало...
Их еще несет,
А вот сердце - все.
Стало.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

( На доске  размещены  листы бумаги, на которых написаны качества, присущие людям ( хорошие и плохие). Учащиеся из качеств, присущих ленинградцам строят « дорогу жизни»)

Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок.

 За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.                                                                         Суворовец  Мищенко Владислав читает стихотворение                                                 В. Рождественского  « Такого дня не видел Ленинград !».                                                                                          Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…                                                                
Воспитатель:  900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.                         Суворовец Антонов Р. Читает стихотворение Ю. Воронова

 « Сотый день».                                                                                                                               Сотый день
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.                                                        
Воспитатель:                                                                                                                     Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное- пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

                             

                                                                                                      Приложение 1

D:\Фотки\класс1взвода\сталинград\DSC_0058.JPGD:\Фотки\класс1взвода\сталинград\DSC_0112.JPGD:\Фотки\класс1взвода\сталинград\DSC_0071.JPGD:\Фотки\класс1взвода\сталинград\DSC_0085.JPGD:\Фотки\класс1взвода\сталинград\DSC_0102.JPG