Ломоносов - гений земли русской.

разработка классного часа о жини и деятельности М.Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.v._lomonosov_-_geniy_zemli_russkoy._kotova._sarov.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

 среднего профессионального образования

«Саровский политехнический техникум»

607188 Нижегородская область, г. Саров, ул. Димитрова, д.3

тел./факс 8(831-30)3-08-62, тел. 8(831-30)3-67-11

Авторская справка
для участия во Всероссийском творческом конкурсе обучающихся и педагогов "Научное наследие М.В.Ломоносова – ученого, поэта , педагога"  

Номинация  Ломоносов –педагог

Название произведения  М.В. Ломоносов – гений земли русской (сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку)

Фамилия ____Котова _____________________                                

Имя _________Наталья _        _____________________                        

Отчество ____Ивановна_________________                                                

Место работы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Саровский политехнический техникум»

Должность      преподаватель русского языка и литературы                                                

Ученая степень нет                

Ученое звание  нет

Телефон для связи (83130) 3-08-62

Электронный адрес  SPTSarov@narod.ru 

Почтовый адрес с индексом _607188, г.Саров Нижегородской обл., ул.Димитрова, д. 3_

Сведения об оплате оргвзноса _______________________________________
Квитанция №
61  от "14" октября 2011г.
Подпись автора_______________
Дата отправки работы "
15" октября 2011 г.

Директор ГБОУ СПО СПТ                                        Н.Ф.Горчакова

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.

А.С. Пушкин

Цель: привлечение внимания учащихся к жизни и творческой деятельности М.В.Ломоносова.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с  этапами жизни М.В. Ломоносова.

2. Развивать познавательный интерес учащихся к творческой деятельности М.В.Ломоносова.

4. Формировать чувство патриотизма, национальной гордости и любви к родине, способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания.

5. Развивать актерские способности учащихся.

Оборудование:

  1. презентация о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  2. звуки морского прибоя, музыка из кинофильма «М.Ломоносов»
  3. эпиграф

Ход мероприятия.

Ведущий. Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

Чтец. 

В соседстве двух морей, на родине

метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он

рождён;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сиянья озарён.

Покинув дом отца, в стране чужой,

далёко,

как хлеба, он искал познаний и наук.

Он в тайны естества сошёл умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный

звук.

(С. И. Стромилов. Ломоносов)

Ведущий. Жизнь М.В.Ломоносова похожа на сказку – волшебную и страшную.

Родился Михаил Васильевич на далеком холодном севере в деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской области.

Первые упоминания о роде Ломоносовых относятся к XVI в. ко временам Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, и его отец, Василий Дорофеевич, занимались хлебопашеством, но основным делом являлась рыбная ловля, зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый человек, опытный мореход, один из первых в своем крае построил, по-европейски оснастил гукор «Чайка» – двухмачтовый корабль. Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря, Северного Ледовитого океана, Северной Двине.

Первые годы жизни Ломоносов находился на попечении матери, которая в 1720 г. умерла. Отец его женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не сложились.

Ломоносов.  «… имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по пустому за книгами. Для этого многократно я принужден был читать в уединенных и пустых местах, терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы».

Ведущий.  С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходили как в дальние плавания в Северный Ледовитый океан (к Новой Земле, Шпицбергену), так и в ближние – до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разнообразными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи ненцев, лопарей, коми-зырян.

Звучат звуки морского прибоя.

Чтец.

Седые гривы вознося до звёзд,

Дыша солёной горечью морскою,

Ломает мачты ледяной норд-ост,

Пропахший палтусиной и трескою.

И юноша с Двины, из Холмогор,

Приобретает в этой грозной школе

Талант вставать ветрам наперекор

И навыки бесстрашия и воли.

Ведущий. Юный Ломоносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учителей Ломоносова – сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников.

В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал. С недуховной литературой («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого) и «Псалтырем» С. Полоцкого Ломоносов познакомился впервые в доме Христофора Дудина. Назвал эти книги «вратами своей учености», выучил их наизусть. Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы «поступить там в ученье». Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного 3 рубля, в декабре 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обозом в столицу.

Ведущий. Через 3 недели будущий ученый прибыл в Москву. Ломоносов хотел начать свое обучение с Математической навигационной школы, которая размещалась в Сухаревской башне. В ней изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Ломоносову необходим был латинский язык, т.к. он считался в то время языком науки. В январе 1731 г. Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно в совершенстве изучить латинский язык. А там учиться 13 лет, и, значит, окончит он ее в 32 года, и это без помощи, без тыла, как на такое решиться. Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.

Ломоносов. «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, а прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…

        Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де какой болван в двадцать лет пришел латыни учиться».  

 Чтец.

 Куда бежать от сплетен и доносов?!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Ведущий. Знал ли Ломоносов, что так жить придется? Знал, рассказали. И что будут за малейшую провинность ставить коленями на горох, сечь лозами и плетьми, что «кошками» будут терзать и на цепь сажать – тоже знал. И не с колебаниями, а с восторгом пошел навстречу голоду и «кошкам».  Его успехами не могли нарадоваться наставники: через два года учения в этой школе он уже сочинял латинские стихи. Вот одно из них, которое он написал после наказания за его школьный «проступок».

Чтец.

СТИХИ НА ТУЯСОК

Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши, сели,
В радости запели,
Егдаб стали ясти,
Попали в напасти;
Увязли бо ноги:
Ах! — плачут  убоги,
Мёду полизали,
А сами пропали.

Ведущий. В течение одного года Ломоносов прошел 3 класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. За короткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности. В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет.

 Ведущий. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Ведущий.  В сентябре 1736 г. вместе с Д.И. Виноградовым (будущим изобретателем русского фарфора) и Г.У. Райзером его направляют для обучения химии и горному делу в Германию. В Марбургском университете он слушал лекции по теоретической химии профессора Ю. Дуйзига, по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора Х. Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В письмах в Петербург Х. Вольф отмечал успехи русских студентов в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова.

Чтец.

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(Н.И. Рыленков. Ломоносов)

Ведущий. Осенью 1738 г. Ломоносов написал первую студенческую работу по физике – «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая получила положительную оценку академиков Петербурга. В марте 1739 г. им подготовлена «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул». К началу 1739 г. русские студенты закончили обучение в г. Марбурге, летом того же года направлены предписанием в г. Фрейберг к И. Генкелю, известному специалисту горного дела. Там они изучали минералогию, металлургию, посещали рудники, металлургические заводы. Химические исследования проводились в одной из лучших лабораторий Европы. В г. Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения.

Ведущий. Осенью 1739 г., узнав о победе русских войск над Турцией, он написал «Оду на взятие Хотина», которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее подготовил научный трактат «Письмо о правилах русского стихотворства», где изложил идеи о реформе русского стихосложения. В 1739 г. между Ломоносовым и Генкелем начинаются разногласия, в результате чего он покинул г. Фрейберг.

Ведущий. 26 мая 1740 г. М.В. Ломоносов обвенчался с Елизаветой Христиной Цильх, дочерью марбургского пивовара и церковного старосты Общины Генриха Цильха. В июне 1741 г. он прибыл в Санкт-Петербургскую Академию наук. С приходом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским.

Ведущий. Но злая сказка не кончилась. Год в академии не платят жалованья. Его двухкомнатная квартира выглядит так: потолки протекают, стены покрыты какой-то склизкой дрянью, печные трубы растрескались. Жена болеет, и не на что купить лекарства. Сам он заманен в ловушку, оклеветан и арестован.

Ломоносов. «Нахожусь болен, и при том не только лекарство, но и дневной пищи себе купить на что не имею, и денег взаймы достать не могу».

Ведущий. А беды все продолжаются. Родился и вскоре умер сын Ваня. Ломоносов, почетный член Шведской и Блонской академии, ограблен и как ученый: своими руками создал химическую лабораторию, которая стала образцом всех русских академических лабораторий, десять лет руководил ею – отняли, разграбили, закрыли на много десятилетий.

Помня свои ученические годы Михайло Васильевич помогает студентам, а у самого четырнадцать тысяч долгу – не для себя в такие долги влез, а для постежения секретов мозаичного художества, в котором и достиг наибольшего совершенства за всю историю России.  

Ведущий. В 1749 году Михаил Васильевич выступает на собрании Академии Наук с речью под названием «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Речь произвела хорошее впечатление, благодаря хорошим отношениям с Елизаветой Петровной Ломоносов смог воплотить в жизнь многие свои проекты. Его главной мечтой было создание в России университета, где могли бы обучаться все желающие и достойные молодые люди. С помощью императрицы ему это удалось.

Чтец.

 Нет, ничего вокруг не проглядел

Могучий ум, внимательный и щедрый.

Его пути - ветрам наперерез.

Его стремленья – благо для народа.

Жизнь человека – чудо из чудес!

Всего-то пятьдесят четыре года!

Нет тишины, да и покоя нет.

Жизнь человека – вечное горенье.

И первый русский университет,

Его надежда и творенье…

И - что уж там!- он создан,

он стоит,

Наш первый,

наш российский,

наш московский!

Теперь и в землю не обидно лечь.

Свершён на свете подвиг человека.

И минуло два с лишним века -

Россией Ломоносов не забыт!

( М.И.Алигер. из поэмы "Ломоносов")

Ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов заложил основы русского литературного языка. Много работал ученый над изучением поэзии, современники называли его «гением стихосложения», великий Пушкин восхищался стихами Ломоносова и продолжал традиции, заложенные ученым. В 1757 году вышел в свет труд Ломоносова «Российская грамматика», где автор представил все свои исследования русского языка. Ломоносов подробно описал все грамматические формы и их употребление в речи (устной и письменной). «Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.

Термины подлежащее и сказуемое были введены М.В.Ломоносовым.  Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».

Вторая работа Михаила Васильевича называлась «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (вышла в свет в 1758 году). В работе автор подробно разбирает три вопроса: церковно-славянский и русский язык в составе русского литературного языка, жанры русского литературного языка, стили русского литературного языка.

Ломоносов оставил после себя огромное количество литературных произведений, на протяжении многих лет, вызывавших восторг как простых читателей, так и поэтов и писателей.

Ведущий. В истории отечественной и мировой науки М.В. Ломоносов занял особое место, как энциклопедист. Его научные интересы чрезвычайно широки и многогранны. В «Обзоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки М.В. Ломоносов» (1764 г.), ученый написал о своих основных девяти открытиях.

Ломоносов.

  1. объяснение причин теплоты и холода, которыми «устраняются смутные деятели о некоторой бродячей, беззаконно скитающейся тепловой материи»;
  2. механическое объяснение причин упругости воздуха;
  3. создание физико-химических начал теории растворов;
  4. создание предпосылок к объяснению явлений, происходящих в недрах Земли;
  5. объяснение наступления внезапных холодов и происхождения северного сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного воздуха;
  6. открытие явления «совмещения частиц» как причины многих явлений в природе;
  7. экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли;
  8. указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртутном барометре или «Амонтовом воздушном термометре имеют громадное значение в метеорологических вопросах»;
  9. изобретена очень чувствительная «машина», которая сможет экспериментально подтвердить теорию М.В. Ломоносова о непостоянстве на Земле силы тяжести» (ПСС, т.10, с. 404-411, 792).

Ведущий. М.В. Ломоносов заложил основы физической химии, которая была официально признана лишь через 150 лет. Выдвинул учение о цвете. Открыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создал ряд оптических приборов. Активный сторонник исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Критик нормандской теории. Основоположник силлабо-тонического стихосложения, крупнейший русский поэт XVIII в., создатель русской оды и высокого гражданского звучания поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, производство смальты, автор выдающихся мозаичных картин. Член-академик Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, почетный член Королевской Шведской и Болонской Академий наук. Он владел 31 языком. М.В. Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали свое время.

Чтец.

И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя правды и науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он, верный русскому уму,

завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему… (Ф.И. Тютчев. Ломоносов)

Ведущий. М.В. Ломоносов скончался после тяжелой болезни 4(15).04.1765, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге «при большом стечении народа». Почему нельзя прожить три жизни? К сожалению, никому этого не дано. У всех она одна на все: на чудо, на свободу, долг.

У Ломоносова было чудо-чудо любви к Отечеству. Была свобода – осознанная им необходимость быть самим собой, во что бы то  ни стало, навсегда, до конца.

И был долг – соединить чудо со свободой.

Чтец.

Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
 
Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!