Проект открытого урока по теме: "Игровые технологии как способ преодоления сценического волнения начинающих музыкантов"
Реализация на уроке специальности в ДМШ или ДШИ различных приемов и способов, позволяющих снизить порог сценического волнения начинающих музыкантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект открытого урока по теме:
«Игровая технология как способ преодоления сценического волнения начинающих музыкантов»
Автор: Всяких З.С., преподаватель высшей категории по классу гитары
МАОУ ДОД «Загорянская ДШИ им. Ю.А.Розума»
Форма проведения: урок-тренинг
Тип урока: комбинированный
Время проведения: 10 января 2012 года, 1,5 академические часа
Место проведения: МАОУ ДОД «Загорянская ДШИ им. Ю.А.Розума», актовый зал
Целевая аудитория: первый класс, группа 7 человек; старшеклассники – 2 человека.
Цель: реализация технологий, позволяющих снизить порог сценического волнения учащихся
Задачи
Дидактические
1. Выявление комплекса основных причин сценического волнения учащихся с целью их возможного устранения. 2.Установление взаимосвязи между игровой и реальной жизненной ситуацией и
определение путей преодоления существующей проблемы учащихся. 3. Дальнейшее формирование сценической компетентности учащихся как важный элемент профессиональной подготовки будущего музыканта: ритуал выхода
на сцену и ухода с нее; значение удобного костюма и пр.
Воспитательные
1. Формирование позитивного настроя на работу в группе.
2. Реализация сотрудничества как фактора, способствующего достижению цели урока
и снижению уровня сценического волнения учащихся.
3. Развитие волевых качеств учащихся как главного фактора преодоления сценического волнения.
4.Воспитание объективной самооценки собственного исполнения и оценки исполнения своих коллег, в опоре на ЗУН.
Развивающие
1. Реализация творческого потенциала учащихся через включение их в игровую деятельность как один из способов преодоления эстрадного волнения.
2. Формирование положительной мотивации учащихся к сохранению здоровья на основе чередования различных видов деятельности - фактора, сопутствующего более успешному усвоению материала.
3. Применение простейших дыхательных упражнений как эффективный способ регуляции, с целью превращения стрессового состояния учащегося в обычное, рабочее состояние.
4. Развитие СТК и СЭН качеств учащихся в процессе создания музыкального образа
исполняемого произведения.
Ожидаемые результаты: совершенствование методов самостоятельной работы учащихся, с целью последующей их реализации для преодоления сценического волнения во время подготовки к выступлениям - в классе, дома, перед выходом на сцену. Формирование навыков сценического поведения. Реализация сотрудничества и преемственности старших и младших учащихся. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся. Формирование позитивной мотивации к занятиям гитарой.
Техническое оснащение урока
- Аксессуары для проведения игры: конверты с заданием по количеству участников игры; лента-липучка; мобильный телефон; целлофановый пакет.
- Безопасное, гигиенически-нормативное помещение (актовый зал школы).
- Гитара классическая.
- Компакт-диск с видеозаписью.
- Микрофон.
- Мультимедийная установка.
- Подставка под ногу гитариста.
- Стол для жюри.
9.Стулья по количеству учащихся.
10. Экран.
Примерный план открытого урока
1. Вводный этап с использованием мультимедийной технологии.
1.1. Представление учащихся младшей группы.
1.2. Представление «экспертов»- старшеклассников.
1.3. Демонстрация на экране на сцене видеозаписи выступления старшеклассников –
В.Ерзунов «Вальс-трио».
2. Основной этап с использованием элементов тренинга, здоровье формирующей
технологии, игровой технологии.
2.1. Тренинг. «Подготовка учащихся к выступлению на сцене».
Подготовительный этап. Беседа-объяснение по теме.
Основной этап (интерактивный режим):
1 фаза. Диагностика учащимися собственного внутреннего психологического состояния.
2 фаза. Релаксация. Выполнение дыхательного упражнения «Надуть шарик!».
3 фаза. Повторная сравнительная диагностика своего состояния.
Заключительный этап тренинга. Рефлексия. Анализ и оценка результатов.
2.2. Операционная игра-имитация «Устрани, помеху!»
1.Подготовительный этап. Введение в игру через беседу-объяснение и беседу-диалог.
2.Проведение игры. Тренинг (интерактивный режим).
3.Выход из игры. Анализ, самооценка и оценка результатов.
3. Заключительный этап с использованием мультимедийной технологии.
3.1. Обобщение работы по теме урока. Рефлексия.
3.2. Демонстрация на сцене на экране видеозаписи выступления старшеклассников –
Б.Калатауд «Болеро».
Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш.А. «Гуманная педагогика»: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М.: Амрита- Русь, 2010
2. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка
3. Коган К. «У врат мастерства» М.: Музыка, 1969
4. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999
5. Левин Э.А., Прокофьева О.И. «Самообразование детей в школе»: Новаторская методика. Р-на-Д: Феникс, 2008
6. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.: «Педагогика искусства» №1, 2010
7. Михайленко Н.П. «Методология исполнительского мастерства гитариста» К:Ровно, 2009
8. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997
9. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий»: в 2-х томах. М.: НИИ школьных технологий, 2006
10. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008
Методическое сообщение (аннотация к уроку)
Успешность музыкально-исполнительской деятельности напрямую зависит не только от музыкальной одаренности ученика и профессионального мастерства его педагога-музыканта, но и от уровня общей социально-психологической адаптации, и готовности ученика к общению с публикой.
В процессе выступления музыкант испытывает серьезные нервно-психические нагрузки, связанные с необходимостью полной эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи. Музыкант одновременно должен продемонстрировать и исполнительскую технику, и артистизм, и владение звуком, учитывая при этом акустические особенности заполненного зала и реакцию слушателей на его исполнение.
Некоторые психологи рассматривают концертное выступление как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения» для любого музыканта-исполнителя, в том числе, и самых юных.
Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только они начинают осознавать, что их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.
Большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.
Чтобы исключить сценические срывы и снизить порог тревожности, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта-исполнителя с самых первых дней обучения в ДМШ или ДШИ, выстраивая процесс с учетом современных конкурентных условий.
Для решения подобных проблем требуются оптимальная психологическая стратегия и тактика. Их разработку целесообразнее проводить на основе диагностических исследований ребенка - свойств его нервной системы, активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга; свойств восприятия, памяти, мышления, реакций темперамента и других индивидуальных особенностей. По сути это – работа для специалистов-психологов.
Но как быть, если в штатном расписании школы психолог не предусмотрен? Ведь музыкально-исполнительская деятельность (публичные выступления) - это не просто один из элементов обучения в музыкальной школе, которым можно было бы с легкостью пренебречь! Это, во-первых, - уникальная возможность реализации художественно-творческого потенциала наших детей. А, во-вторых, - это базовая опора всего музыкального образования, частью которого и является музыкальное исполнительство.
Поскольку отказаться от музыкально-сценической деятельности не представляется возможным и, учитывая, определенный дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения как одной из форм психического состояния личности, исполнители и их педагоги не прекращают эмпирических поисков эффективных приёмов психологической подготовки к концертному выступлению. Многие музыкальные педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, по принципу: «Делай, как я!».
Ценные советы по психологической подготовке исполнителей можно отыскать в книгах, статьях, воспоминаниях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Д.Д. Благого, Г.М. Когана, Г.Г. Нейгауза, и др.
Следует, однако, отметить, что большинство авторов научных работ - исполнители-пианисты, а также то, что эти рекомендации мало систематизированы и, соответственно, нет общих методик, особенно для работы с начинающими музыкантами.
В данной работе предлагаются некоторые обобщенные результаты поиска наиболее универсальных способов, направленных на снижение уровня сценического волнения учащихся, не зависимо от их специализации.
1. Рациональный подбор репертуара
С учетом индивидуальных возможностей подбирается репертуар оптимального уровня исполнительской сложности, что особенно актуально для учащихся 1-2 года обучения, не имеющих технических и сценических навыков. Учащимся предлагаются произведения минимального размера, не требующие яркой динамики. При этом активно учитываются пожелания самих учащихся, так как личная заинтересованность в выучивании понравившегося произведения значительно повышает уровень мотивации, а успешность работы укрепляет уверенность в своих силах. Низкий (а в некоторых случаях даже сильно заниженный) уровень сложности - непременное первоначальное условие более качественной деятельности учащихся: их стабильности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, когда у ребенка «все под контролем», – как на уроке, так и во время выступления. При выборе каждого последующего произведения начинает учитываться зона ближайшего развития учащегося.
2. Формирование стабильности в концертном выступлении за счет добросовестной предварительной подготовки
В предварительную подготовку необходимо включить следующее.
2.1. Сотрудничество педагога и ученика в создании «концертного» варианта произведения в условиях класса, куда помимо работы над целым произведением, нужно активно включать методику создания «опорных точек». Данная методика дает ученику навык исполнения произведения, начиная, практически с любого его места. Это – эффективный способ устранения отказов памяти учащегося во время выступления.
2.2. Домашняя работа учащегося с высоким уровнем самоорганизации и самоконтроля.
Здесь, особенно на начальном этапе, решающую роль играет степень сотрудничества педагога с родителями. Поскольку для ученика – это новый вид деятельности, без специальных объяснений, как именно ему нужно работать дома, и контроля со стороны родителей вряд ли стоит ждать высоких достижений в этой области.
2.3. Предварительное многократное обыгрывание подготовленного материала в различной обстановке:
- в классе, в сотрудничестве с другими детьми. При этом выступление обсуждается и оценивается другими учащимися с позиций, что удалось – что не удалось. Более опытные учащиеся дают необходимые рекомендации к дальнейшей работе, а педагог, завершает обсуждение, подводя итог;
- в зале, в таком же сотрудничестве, если есть такая возможность;
- выход на различные, пусть даже незначительные площадки, с приглашением друзей, родственников, одноклассников и пр.
3. Предварительная отработка комплекса сценических ритуалов
Выход, поклон, улыбка, начало, завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся с самого начала почувствовать себя на сцене более комфортно и значительно повышает их артистизм.
4. Предварительное изучение акустических возможностей сцены (если позволяет ситуация).
5. Организация режима труда и отдыха учащегося в преддверии концерта с целью сохранения оптимального уровня его сценического самочувствия (отсутствие переутомления).
6. Удобная комфортная одежда на сцене.
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения можно предложить следующие дополнительные меры.
1. Постепенное привыкание к условиям публичного выступления через работу в ансамбле.
2. Эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности с целью повышения самооценки.
3. Участие в общей программе, но в самых первых номерах концерта с целью сократить время пребывания в стрессовой ситуации.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций. Но все они, в той или иной мере, требуют присутствия и участия в них педагога.
Однако сценическая подготовка это - не только сотрудничество педагога с учеником, но и обязательная самостоятельная работа учащихся. Соответственно нужны простые, доступные для учащихся средства и способы снижения уровня сценического волнения, которыми они, при желании, смогут воспользоваться и без помощи педагога. При этом, хорошо бы самих учащихся включить в поиск таких средств, используя сотрудничество и применяя игровые технологии.
С указанной целью и был разработан данный открытый урок, направленный на формирование подобного практического опыта учащихся.
Тема открытого урока: «Игровая технология как способ преодоления сценического волнения начинающих музыкантов» продиктована актуальностью данной проблемы.
Основная цель урока – ознакомление учащихся с простейшими способами снижения уровня сценического волнения, которые в дальнейшем они, при желании, смогут самостоятельно использовать в своей практике.
Характеристика учащихся, задействованных в открытом уроке
В проведении урока задействована группа учащихся из 7 человек: 6 мальчиков и девочка – ученики первого класса по специальности гитара МАОУ ДОД «Загорянская ДШИ им. Ю.А. Розума» ЩМР МО.
Возраст учащихся – 9-11 лет. У всех детей ярко выражена ведущая рука – правая. По каналам восприятия: аудиалов - 2, визуалов -3, кинестетиков -2.
По особенностям темперамента: с преобладанием качеств меланхоликов - 2; сангвиников – 2; флегматиков: – 2; холериков -1, с учетом того, что речь может идти лишь о преобладании особенностей определенного типа.
Учащиеся, как правило, показывают довольно высокий уровень активности на уроке, а также имеют хорошо развитую произвольную развернутую эмоциональную образную речь.
Учащиеся мотивированы на занятия гитарой.
В общеобразовательной школе учатся успешно. Имеют ряд увлечений.
Кроме первоклассников в уроке заняты в качестве «экспертов» двое старшеклассников.
Примерный план-конспект открытого урока
Вре- мя | Ход урока (этапы) | Содержание | Задачи (*примечания) | |
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | |||
1. Вводный этап с использованием мультимедийной технологии. 1.1.Представление учащихся младшей группы. 1.2.Представление «экспертов»- старшеклассников. 1.3. Демонстрация на сцене на экране видеозаписи выступления старшеклассников - В.Ерзунов «Вальс-трио». | Представляет каждого первоклассника.
Представляет старшеклассников. Предлагает вниманию всех присутствующих в зале видеозапись: - В исполнении старшей группы ансамбля «Волшебные струны» вы услышите «Вальс-трио» Виктора Ерзунова.
Слушает и смотрит выступление вместе с детьми. | Первоклассники после приглашения входят в зал, друг за другом, встают полукругом около сцены лицом к зрителям. После объявления фамилии и имени кивают головой и сразу же занимают места в 1-м ряду актового зала. Старшеклассники садятся на приготовленные места за стол рядом со сценой. Учащиеся младшей группы слушают и смотрят выступление старшеклассников. Учащиеся старшей группы смотрят и анализируют свое предыдущее выступление. | Формирование регулятивных универсальных действий учащихся. Создание условий для психологической адаптации учащихся к актовому залу. Организация творческой атмосферы урока. Развитие сферы эстетических и нравственных качеств учащихся младшей группы (СЭН), через организацию ситуации эмоциональной сопричастности. Развитие мотивации младших учащихся к занятиям гитарой на основе положительного примера старших ребят. Включение учащихся в активную творческую деятельность через наблюдение (слушание) музыки. |
2. Основной этап с использованием элементов тренинга, здоровье формирующей технологии, игровой технологии. 2.1. Тренинг. «Подготовка учащихся к выступлению на сцене». Подготовительный этап. Беседа-объяснение и беседа-диалог. Основной этап (интерактивный режим). 1 фаза. Упражнение «Прислушайся к себе!» Диагностика учащимися собственного внутреннего психологического состояния. 2 фаза. Дыхательное упражнение «Надуть шарик!» 3 фаза. Повторная сравнительная диагностика своего внутреннего состояния. Заключительный этап тренинга. Рефлексия. Анализ и оценка результатов. 2.2. Операционная игра-имитация «Устрани, помеху!» 1-й этап Подготовительный. Введение в игру через беседу-объяснение и беседу-диалог. | Обращение к старшеклассникам. - Ребята, спасибо за возможность увидеть и услышать замечательное выступление! Это – результат вашей добросовестной работы. Сегодня рядом с вами – ваши младшие коллеги, которые только начинают свой творческий путь. Пожалуйста, поделитесь с ними своим исполнительским опытом, расскажите, что вы чувствуете, выходя на сцену. - Ребята, эти вопросы я задала не случайно. Мы собрались, чтобы обсудить тему, важнейшую для любого музыканта, не зависимо от его возраста и опыта. Эта тема - сценическое волнение. На сцене волнуются все – это не секрет! Однако, один музыкант, не смотря на волнение, прекрасно работает на сцене, а другой совсем не может работать. В чем причина? Как правильно подготовиться к выступлению, чтобы чувствовать себя на сцене уверенно и свободно? Об этом наш сегодняшний разговор. На нашем уроке мы должны решить очень важные задачи: - во-первых, нужно разобраться в том, что такое сценическое волнение; каким образом оно проявляется у человека; и по какой причине возникает? - во-вторых, нужно найти специальные приемы, которые вы, затем, сможете использовать во время своей подготовки к выступлениям. Прежде всего, давайте разберемся, что означает само выражение: «сценическое волнение» -Что такое сцена? - Что такое волнение? - Каким образом волнение может быть связано со сценой? -Ребята, вы знаете, что такое словарь? - Какие словари вы знаете? Перед уроком я специально заглянула в словарь русского языка Сергея Ожегова, в нем 57000 слов! Там я прочитала: «Волнение – это сильная тревога, душевное беспокойство». - Знаете ли вы, что именно происходит с человеком, когда он сильно волнуется? Какие ощущения у него возникают? - Можно ли в таком состоянии качественно исполнить музыкальное произведение? - Стоит ли вообще в таком состоянии выходить на сцену? - Но бывают ситуации, когда выступление уже не отменишь (приводит примеры) - Как быть в такой ситуации? Чем себе помочь, чтобы снять волнение? - Какие у вас есть предложения? -Как же правильно настраиваться перед выходом на сцену? - Ребята, прежде всего, нужно знать следующее. Перед выступлением у вас обязательно должно быть несколько минут, чтобы сосредоточиться на себе. В этот момент ни на что не стоит отвлекаться. - Как правильно использовать это время, что нужно делать? Во-первых, нужно почувствовать свое внутреннее состояние, а во-вторых, сделать простейшие упражнения. Если вы все сделаете правильно, у вас будет и хорошее настроение, и уверенность, и успех. Я предлагаю всем первоклассникам подняться на сцену. Давайте вместе смоделируем (представим) ситуацию, которая бывает перед самым выступлением, чтобы вместе поработать над собой. См. приложение № 1
Проведение дыхательной гимнастики. См. приложение №2 Повторное проведение упражнения «Прислушайся к себе!»
Учащимся задается несколько вопросов. Например, - Как изменялись ваши ощущения от упражнения к упражнению? - Считаете ли вы эти упражнения полезными для себя? - Кто из вас будет использовать данные упражнения в своей практике и т.д. Не секрет, что от любой проблемы избавиться легче, если знаешь причину – из-за чего она возникла. Сценическое волнение тоже всегда имеет свои причины. Обращается к старшеклассникам, имеющим опыт сценических выступлений: - Каковы основные причины сценического волнения? - Из-за чего музыкант перед выходом на сцену волнуется больше всего? | Старшеклассники отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своих сценических ощущениях. Первоклассники слушают беседу из зала. Первоклассники из зала отвечают на вопросы по теме урока. Первоклассники выходят на сцену, встают полукругом лицом к зрителям. Выполняют упражнение «Прислушайся к себе!» Первоклассники, стоя на сцене, выполняют дыхательное упражнение «Надуть шарик!» Повторная концентрация на своих ощущениях после выполнения дыхательного упражнения. Первоклассники на сцене отвечают на вопросы учителя Старшеклассники отвечают на вопросы учителя и первоклассников. | Оценка-поощрение с акцентом на достижениях ребят, основанных на качественной самостоятельной работе. Развитие коммуникативных функций учащихся через включение их в диалог. Развитие сферы творческих качеств учащихся (СТК): способности наблюдать, размышлять, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы. Введение в тему урока, завязка сюжетной линии. Постановка задачи с целью концентрации внимания учащихся на обсуждаемой проблеме.
Развитие психофизиологической сферы учащихся (СПФР), через формирование осведомленности о возможных реакциях организма на стрессовую ситуацию. * Если учащиеся предложат использовать какие-либо успокоительные средства, необходимо дать соответствующие пояснения, о том, что происходит торможение эмоциональной сферы. Формирование представления о необходимости психологической подготовки перед выходом на сцену. Постановка задачи с целью концентрации внимания, а также активизации интереса учащихся к обсуждаемой теме. Создание спокойного благоприятного климата, атмосферы доверия, способствующих психологической раскованности и мотивации учащихся, на предстоящую работу. Развитие психофизиологической сферы учащихся (СПФР) с целью повышения уровня психологической культуры. Развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ) через ознакомление с простейшими методами управления собой. Обучение навыкам простейшей диагностики собственного внутреннего психологического состояния; Обучение навыкам простейшей дыхательной гимнастики, с целью управления своим внутренним состоянием (достижение эмоционального равновесия перед выходом на сцену, или снижение усталости во время урока). Обобщение. Сделать вывод о пользе применения упражнения. Развитие навыков самостоятельного аргументированного выбора вариантов решения. Развитие коммуникативных качеств учащихся. Формирование осознанного представления учащихся о необходимости включения простейших методов управления собой в систему своего жизненного опыта. Формирование представления учащихся об основной причине сценического волнения – выявление причинно-следственных связей. Организация сотрудничества старших и младших учащихся. Развитие коммуникативных качеств через диалог. Получение представления о необходимости качественной проработки исполняемого произведения с целью снижения уровня сценического волнения. | |
Репетиция, «разогревающий» эпизод игры. Упражнение «Погружение» 2 этап Проведение игры. Тренинг (интерактивный режим). 3 этап Выход из игры. Анализ, самооценка и оценка результатов. | Предлагает первоклассникам игру, которая позволит проверить уровень их подготовленности к выступлению. Игра называется: «Устрани, помеху!» Это – не просто игра, это – игра-имитация. - Кто из вас знает, что такое имитация? Но для того, чтобы имитировать, нужно иметь представление о том, что мы собираемся имитировать. Предлагает первоклассникам, а затем старшеклассникам вспомнить помехи, которые бывают в зале во время концертов. Обращается особое внимание на поведение самих первоклассников во время концертов. Подводит черту и комментирует. - Этого вполне достаточно, чтобы понять, насколько трудно бывает исполнителю на сцене. Все помехи мы имитировать не будем, но некоторые возьмем. Какие именно? Это пока секрет! Вызывает на сцену одного из учеников по желанию. См. Приложение № 3
По окончании упражнения «Погружение» предлагает каждому первокласснику выбрать себе конверт с заданием. Подробное описание процедуры игры, игровой ситуации и действий учащихся, см. в Приложении № 4. Все учащиеся приглашаются на сцену для подведения итогов. Предлагает первоклассникам оценить собственное выступление. Предлагает старшеклассникам высказаться с оценкой выступления младших коллег и своими пожеланиями к их дальнейшей работе. Завершает этап урока. - Сегодня вы очень старались, поэтому я довольна вашими результатами. А если у вас что-то не получилось – это всего лишь повод к тому, чтобы перестроить свою работу. | Ответ первоклассников.
Первоклассники и старшеклассники по очереди перечисляют все помехи, которые они могут вспомнить. Учащиеся внимательно слушают условия игры и задания. Желающие учащиеся поднимают руки, учитель выбирает одного из них, который поднимается на сцену для выполнения упражнения. Остальные учащиеся внимательно наблюдают за выполнением упражнения. Старшеклассники наблюдают и оценивают. Каждый участник игры берет конверт с заданием, в котором дается подробное описание его действий. Активное участие первоклассников в процедуре игры. Старшеклассники в роли жюри. Первоклассники дают краткую оценку своему выступлению: что получилось – что не получилось. Старшеклассники делают краткую «экспертизу» выступлений учащихся младшей группы, сообщают общее количество баллов, называют победителей. | Игровое воплощение проблемной ситуации как стимулирующий фактор в работе над музыкальным произведением. Создание благоприятной игровой атмосферы. Организация начала игры: ознакомление с правилами, постановка задачи для всех участников, выдача индивидуальных заданий. Формирование представления учащихся о культуре «слушателя». Создание интриги и целью поддержания интереса учащихся к процессу игры. Использование сотрудничества для развития мотивации учащихся к самосознанию и личностному росту. Создание условий для приобретения учащимися опыта, ведущего к изменению их мышления и выработке новых умений и навыков. Развитие творческой инициативы учащихся. Развитие мотивации учащихся к активному включению их в предстоящую творческую деятельность. Участие учащихся в совместной развивающей деятельности Комплексное решение задач, в том числе, закрепление изученного музыкального материала и развитие СТК учащихся. Отработка навыков сценического поведения учащихся с целью снижения уровня сценического волнения. Отработка исполнительских навыков учащихся. Укрепление воли учащихся, умения владеть собой. Развитие сферы творческих качеств учащихся (СТК): креативности, фантазии, образного мышления, внимания, памяти, различных видов слуха, метроритма - в процессе создания музыкального образа произведения. Развитие СЭН (сферы эстетических и нравственных качеств) в процессе исполнения музыкального произведения. Обобщение - подведение итогов работы над музыкальным произведением. Воспитание объективной самооценки собственного исполнения и оценки исполнения своих коллег. Формирование преемственности через сотрудничество старших и младших учащихся. Развитие мотивации к занятиям гитарой на основе положительного эмоционального фона, в том числе, и оценки педагога.
| |
3. Заключительный этап с использованием мультимедийной технологии. 3.1. Рефлексия. 3.2. Демонстрация на сцене на экране видеозаписи выступления старшеклассников - Б.Калатауд «Болеро». |
Мы с вами очень подробно обсудили тему, которая волнует любого музыканта. - Какая это тема? Давайте с вами еще раз вспомним основные моменты урока. Задаются вопросы первоклассникам. Например, - что больше всего сегодня вас порадовало? - Что оказалось для вас неожиданным? - Что вас сегодня огорчило? - С какими трудностями вы столкнулись, и какие усилия предпринимали, чтобы от них избавиться? - Если вы испытывали сценическое волнение, то расскажите, в какой момент урока это произошло? - Кто из вас сегодня смог убедиться в том, что его подготовка соответствует необходимому уровню? - Какие приемы и способы работы вы возьмете себе «на вооружение» в самостоятельную работу, чтобы противостоять сценическому волнению? В заключение урока прозвучит еще одна пьеса в исполнении старшей группы ансамбля «Волшебные струны». Это- «Болеро» композитора Б.Калатауда. Обратите внимание на то, как тщательно, не спеша, ребята готовятся к выступлению, насколько уверенно держатся во время выступления. Это говорит о том, что они достаточно много поработали над произведением.
Просмотр видеозаписи.
Я благодарю всех за участие в работе и желаю творческих успехов. | Первоклассники отвечают на вопросы | Обобщение и осмысление содержания урока. Повторение, анализ и закрепление ключевых моментов урока. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости предложенных на уроке приемов и способов снижения уровня сценического волнения. Активизация внимания учащихся младшей группы с помощью предварительного задания. Развитие сферы эстетических и нравственных качеств учащихся младшей группы (СЭН), через организацию ситуации эмоциональной сопричастности. Развитие мотивации младших учащихся к занятиям гитарой на основе положительного примера старших ребят. Организационный момент - завершение урока. |
Приложение №1.
Упражнение «Прислушайся к себе»
Установка. В процессе работы над музыкальным произведением, особенно, если речь идет о создании музыкального образа, вам часто приходится фантазировать. Сейчас мы с вами будем выполнять упражнения, в которых также без вашей фантазии не обойтись.
В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях.
Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение.
Чтобы выполнить упражнение более качественно, необходимо закрыть глаза.
Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, поднимите, пожалуйста, руку.
Итак, мы начинаем выполнение упражнения «Прислушайся к себе!». В зале полная тишина в течение 30 секунд.
Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения.
Подведение итогов.
Если у некоторых учащихся возникли затруднения с самодиагностикой, педагог должен обязательно отреагировать, поддержав таких учащихся. Например: - Если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние».
Приложение № 2
Упражнение «Надуть шарик», (выполнять с закрытыми глазами)
Чтобы снять волнение перед выступлением или усталость на уроке, можно сделать простейшую дыхательную гимнастику. И вы будете в прекрасной форме.
Каждый выбирает себе «цвет шарика». Если детей семеро - можно вспомнить о цветах радуги.
«Шарик надувается» медленно, через нос, как насосом. Руки - на животе, чтобы контролировать, как он «надувается».
На счет 1-8 - медленно, глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»). Представить, как меняется вид и цвет шарика.
На счет 9-10 - задержать дыхание, почувствовать воздух внутри себя.
На счет 1-16 – медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш».
Повторить 2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения.
После такой гимнастики внутренне собраться, представить темп, характер первого произведения, 2-3 раза глубоко вздохнуть и выходить на сцену – побеждать.
Приложение № 3.
Упражнение «Погружение»
Установка. Представь, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, сможешь ли ты, думать о чем-нибудь еще? (Например, о вкусных маминых пирожках).
Нужно научиться, точно так же погружаться в музыку, контролировать каждый ее звук. Все мысли должны быть направлены толь на качество исполнения. Не позволяй, себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.
Конечно, это упражнение нужно выполнять с закрытыми глазами. Попробуй!
Приложение № 4.
Операционная игра-имитация «Устрани помеху!».
Эпиграф
Здравствуй, милая «Помеха»! Не запутывай, меня!
Приготовился к успеху, день за днем трудился я!
Так старательно учился – не сумеешь помешать!
Знаешь,… в Музыку влюбился! Начинаю понимать…
Научился слышать звуки, и они – мои друзья!
С ними я не знаю скуки. Ты прости, но занят я!
Цель: моделировать и отработать с учащимися главные способы преодоления сценического волнения – погружение в музыкальный материал и помехоустойчивость для включения их в систему жизненного опыта учащихся.
Задачи
Дидактические: выявить потенциальные ошибки в музыкальном произведении с целью их дальнейшего устранения.
Воспитательные: воспитывать волевые качества учащихся и устойчивость к отвлекающим факторам (помехоустойчивость) методом погружения в музыкальный материал, с целью преодоления сценического волнения.
Развивающие: развивать перспективное мышление и способность учащихся концентрировать внимание на музыкальном материале (погружение) как один из наиболее эффективных методов борьбы со сценическим волнением.
Игровая установка
Сегодня мы проведем «испытание на прочность» всей вашей работы, которую вы вели дома над музыкальными произведениями и узнаем, выполнили ли вы эту работу так качественно, как советуют опытные музыканты, т.е. на 150% - 200%.. Кроме этого, мы проверим, насколько уверенно вы чувствуете себя на сцене, умеете ли правильно себя вести.
Этапы игры
1 этап. Подготовительный. (См. описание в плане-конспекте)
2 этап. Проведение игры. Тренинг (См. описание ниже)
3 этап. Выход из игры. (См. описание в плане-конспекте)
Второй этап. Тренинг. Интерактивный режим
В начале второго этапа проводится жеребьевка. Учащимся предлагаются задания в конвертах. Каждый ученик выбирает конверт с заданием по своему усмотрению. Дается время на изучение содержимого конверта.
По условию игры все учащиеся делятся на исполнителей и имитаторов. Каждый исполнитель выходит на сцену в соответствии с номером, указанным в его конверте. Каждому исполнителю назначается соответствующий имитатор, который воссоздает определенную звуковую помеху. Основная цель имитатора - помешать исполнителю, отвлечь его внимание от исполняемой музыки. Таким образом, проверяется степень усвоения учеником музыкального материала, выявляются потенциальные ошибки в исполняемом музыкальном произведении.
Сначала проводится «разогревающий» игровой эпизод.
Учитель:
- Ребята, наверное, у вас так бывало: начинаете заниматься гитарой, и вдруг замечаете, что думаете совсем на другую тему. Такая работа, вряд ли, позволит глубоко выучить произведение.
- Как же правильно работать над произведением, чтобы добиться успеха? Оказывается, есть специальное упражнение, которое помогает научиться концентрировать внимание, не отвлекаясь на посторонние мысли и предметы. Это упражнение называется - погружение.
Для этого эпизода на сцену приглашается один ученик (можно вызвать более слабого ученика). Ему дается следующая игровая установка.
- Представь, что ты погружаешься в воду. Находясь в воде, сможешь ли ты думать о чем-нибудь еще? Нужно научиться, точно также погружаться в музыку, контролировать каждый ее звук. Все мысли должны быть направлены только на качество исполнения, не позволяй себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь полную чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.
После «разогревающего» эпизода начинается тренинг, в процессе которого каждый следующий ученик, в принципе, выполняет то же самое, только с определенной помехой. У него более сложная задача. В случае, когда ученик не может абстрагироваться от помехи, следует предложить ему повторное выступление без помех. Но данная ситуация должна быть отражена на этапе рефлексии.
Каждый исполнитель, выходя на сцену, выполняет весь комплекс сценического «этикета» - поклон, улыбка, начало, окончание и т.д., сам объявляет композитора и название произведение, на что направлена его работа. После этого приступает к исполнению.
Оценивается: соблюдение сценического «этикета»; самообладание (как справился с волнением); помехоустойчивость (способность доиграть до конца, не реагируя на помеху); самоконтроль (способность слушать себя от начала до конца, выполняя все нюансы в музыке по созданию музыкального образа).
По каждому пункту оценки 1 - 2 балла. Максимальная оценка – 8 баллов.
Содержание конвертов с заданиями
Конверт №1.
Исполнитель № 1.
Имитатор № 3.
Задание для имитации.
Через каждые 10 секунд после начала выступления исполнителя № 3 (отсчитай до 10), начинай громко кашлять, привлекая ребят, которые сидят рядом с тобой в зале. «Кашель» продолжается 5 секунд. Так на протяжении всего исполняемого произведения.
Конверт №2.
Исполнитель № 2.
Имитатор № 4.
Задание для имитации.
Через каждые 10 секунд после начала выступления исполнителя № 4 (отсчитай до 10), начинай громко аплодировать, привлекая к этому ребят, которые сидят рядом с тобой в зале. Аплодировать 10 секунд. Так на протяжении всего исполняемого произведения.
Конверт № 3.
Исполнитель № 3.
Имитатор № 5.
Задание для имитации.
Через 5 секунд после начала выступления исполнителя № 5 (отсчитай до 5), включить сигнал будильника на мобильном телефоне, через 5 секунд – отключить. Еще через 5 секунд снова включить и так далее, до конца выступления.
Конверт № 4.
Исполнитель № 4.
Имитатор № 6.
Задание для имитации.
Через 15 секунд после начала выступления исполнителя № 6 (отсчитай до 15), максимально громко включить сигнал мобильного телефона или музыку на нем. Выдержать 10 секунд (считай до 10) и отключить телефон. Выдержать паузу 5 секунд и еще на 10 секунд включить телефон. Затем все выключить.
Конверт № 5.
Исполнитель № 5.
Имитатор № 2.
Задание для имитации.
Через 15 секунд после начала выступления исполнителя № 2 (считай до 15), начинай шуршать пакетом. Шуршать 10 секунд, перерыв 5 секунд. Так до конца выступления исполнителя.
Конверт № 6.
Исполнитель № 6.
Имитатор № 1.
Задание для имитации.
Через 5 секунд после начала выступления исполнителя № 1 (отсчитай до 5), начинай шуршать «липучкой». Шуршать, не переставая, до самого конца выступления.