Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия.

 
                                                      Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия.

 

Согласно классификации тенденций образовательных технологий интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни».

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась , и история описывает так называемые «межпредметные движения»педагогов. Суть этих движений состояло в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины  в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые и практики образования.

Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

 В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

  • Вот  некоторые из таких задач:
  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

 

Умения синтезировать материал;

Органично связать между собой материал;

Проводить урок без перегрузки детей впечатлениями.

Что же касается интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Все зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки впечатлениями и не был безладной  мозайкой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном  количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала -нелегкая задача для учителя.В чем преимущества интегрированных уроков?

 Преимущества интегрированных  уроков

  Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;

На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни:

Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;

На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.

Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространенная практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Стирается  обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребенка.

image