Урок развития речи 3 класс. Подготовительная работа к написанию сочинения «Осень».

Филиппова Ольга Николаевна

Урок развития речи 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-osen.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Тема: Подготовительная работа к написанию сочинения      «Осень».

Цель урока: подготовить учащихся к самостоятельному написанию сочинения.

Задачи урока:

развитие речи учащихся;

развитие универсальных учебных действий: анализа, сравнение;

развитие коммуникационных умений учащихся;

развитие и стимулирование творческой активности учащихся.

Формы работы на уроке:

индивидуальная;

фронтальная;

коллективная;

работа в парах;

групповая.

Предварительная работа:

экскурсия в осенний парк;

целенаправленное наблюдение за изменениями в природе осенью;

чтение стихотворений, рассказов об осени.

Занятие состоит из 3-х уроков:

подготовительная работа к написанию сочинения (1 час);

написание сочинения (1 час) – может проводиться сразу после подготовительной работы или на следующий день;

анализ сочинений (1 час): выделение «плюсов» и «минусов» в каждой работе, обсуждение и совместное исправление речевых ошибок.

Ход урока

1 урок

Организационный момент.

Учитель сообщает детям о том, что на этом уроке они будут проводить подготовительную работу для написания сочинения на тему «Осень». Сообщение цели урока учащимся может помочь сделать достижение результатов урока личностно-значимым для каждого ученика, т. к. сочинение нужно будет написать всем и самостоятельно.

Подготовительная работа.

Работа со словом.

(индивидуальная и коллективная работа)

Учитель просит назвать детей слова, которые ассоциируются у них со словом «осень». Все слова учитель записывает на доске. В дальнейшем учащиеся смогут их использовать при написании сочинения. Затем слова делятся по частям речи, чтобы учащимся облегчить и систематизировать словарную работу во время написания сочинения.

Слова, которые может предложить детям учитель: ненастный, листопад, туманное, моросит, увядает, пасмурное, опадают, ливень, грустный, яростно и др.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Работа с предложением.

(индивидуальная работа)

С одним (или несколькими)  из названных слов придумать и записать в тетрадь предложение об осени.  Учащиеся зачитывают свои предложения. Одно из них можно записать на доске.

Работа с текстом.

(групповая работа)

Задание: подберите и напишите подходящие по смыслу слова.

Текст.

В осеннем цветистом лесу.

        Особенно красив и печален (какой?) … лес в ранние осенние дни. На (каком?) … фоне (какой?) … листвы выделяются (какие?) … пятна (каких?) … клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?) …, … листья. От дерева к дереву протянуты (какие?) … нити (какой?) … паутины.

        Тихо в (каком?) … лесу.

                                                                       По И. Соколову-Микитову.

Представитель каждой группы выходит к доске и зачитывает свой текст. Далее обсуждается, чем тексты похожи, чем и почему различаются.

Редактирование текста.

(индивидуальная работа)

Каждый ученик получает текст и задание.

Задание: замените повторяющиеся слова синонимами.

Текст.

        Пришла осень. Пришли холодные дожди. Дул порывистый сильный ветер. Он сдувал с деревьев редкую листву. Не было больше неброских полевых цветов. Сухие белые стебли были на бугорках. Покинули лес звонкие птицы.

Зачитываются и обсуждаются несколько вариантов.

Раскрытие темы.

(фронтальная работа)

Каждый ученик получает текст и задание.

Задание: определите, раскрыта ли тема, если нет, то раскройте её.

Текст.

Золотая осень.

        Всё реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые ветки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!

Далее происходит обсуждение, внесение изменений и дополнений.

Работа по составлению плана сочинения.

(групповая работа)

Сначала план  составляется группами. Затем, посте выступления каждой группы и обсуждения ответов, составляется примерный (необязательный) план сочинения.

План может быть таким.

Осень – красивое (моё любимое) время года.

Изменения в природе осенью:

изменения растений;

изменения в жизни животных.

Краски осени.

Осеннее настроение.

Изменения в жизни людей осенью.

Моё отношение к осени.

Осень глазами художников и поэтов.

Учащимся демонстрируются репродукции картин («Последние астры» С.Ю. Жуковского, «Золотая осень» И.И. Шишкина, «Октябрь» Е.Е. Волкова и др.), фотографии в режиме слайд-шоу. Читаются стихотворение об осени. Стихотворения могут прочитать заранее подготовленные учащиеся, учитель.

2 урок

Тема: Написание сочинения «Осень»

Цель: учить детей осознанно строить речевое высказывание, текст.

Работа над сочинением.

Проводится на втором уроке или на следующий день.

Учащиеся пишут сочинения с опорой на составленный план. Они могут использовать в своих работах результаты заданий,  выполненных на подготовительном этапе. Также необходимо сделать особый акцент на том, что учащиеся могут писать сочинение по собственному плану, проявлять творческую индивидуальность.

Самопроверка сочинения.

Учащиеся читают свои работы, опираясь на подсказку:

Проверь, раскрыл ли ты тему сочинения.

Прочитай сочинение, есть ли в нём вступительная часть, заключение?

Выразил ли ты в сочинении своё отношение к осени?

Проверь орфографию и пунктуацию.

Рефлексия.

Учащиеся в конце урока, после написания сочинения должны письменно ответить на два вопроса:

Что было самого трудного в работе над сочинением?

Какое задание помогло в успешном написании сочинения?

Ответы учащихся важны для учителя тем, что помогут спланировать дальнейшую деятельность на уроках развития речи.

3 урок

Тема: Анализ сочинений.

Цель урока: учить анализировать письменные творческие работы, находить интересные варианты раскрытия темы и исправлять ошибки.

Анализ сочинения своего товарища.

Дети меняются сочинениями с соседом по парте. Каждому ученику нужно проверить сочинение товарища, исправить карандашом орфографические и пунктуационные ошибки (для этой работы можно предложить использовать учащимся словари и справочную литературу). В работе нужно найти 3 положительных момента, идеи, мысли и один недостаток. Результат проделанной работы можно оформить в виде таблицы.

Интересные идеи, мысли

Речевые ошибки

Совет товарищу по исправлению недочётов

Совет учителя

Коллективный анализ работ.

Происходит обсуждение каждого сочинения и исправление ошибок и недочётов. В обсуждении сочинений участвует все учащиеся и учитель. Дети могут дополнять, высказывать свою точку зрения о работе.