Статья на тему "Этнокультурное воспитание студентов Зубово-Полянского педагогического колледжа: традиции и современность"

Дернова Марианна Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_evsevevskie_chteniya.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Дернова М.В.,  заместитель директора по научно-методической         работе ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж».

    Зубово-Полянское педагогическое училище было создано в 30-ые годы. С первых дней педагогический коллектив стал вырабатывать основы своей профессиональной жизни: единство учебной и воспитательной работы,  разнообразная внеурочная и внеклассная деятельность, воспитание личности на принципах гуманизма, интернационализма, знания этнической культуры и умения использовать эти знания в процессе межнационального общения. Последнее было тем более важно, что обучались здесь дети разной национальности: мордва, русские, татары. Учили их преподаватели, приехавшие в посёлок Зубова Поляна из разных мест, но всех их объединяла  преданность идее народного образования, гордость от причастности к важнейшему делу ликвидации неграмотности народа и как следствие этого – полная самоотдача на педагогическом поприще. Впоследствии эти основы стали традициями нашего учебного заведения.

     В первые годы существования педагогического училища термины «этническое воспитание», «этническая культура» не были широко употребительными. Но это не значит, что не проводилась работа по воспитанию чувства уважения к чужой культуре посредством ознакомления с обычаями, фольклором, бытовой культурой разных народов, природой и особенностями трудовых процессов. Причём, каждый преподаватель проводил эту работу средствами своего предмета, помноженного на собственные просветительские способности или даже на свой собственный талант.

    Рябов Валериан Григорьевич, преподаватель рисования 40-60-х годов будучи сам русским по национальности, изучал мордовскую культуру, восхищался лесной и озёрной красотой Зубовой Поляны, любил беседовать с умудрёнными жизнью стариками. Все свои чувства он выразил  в своих картинах, которые и в настоящее время выставляются в педагогическом колледже и  в районной библиотеке: «Март»,  «Июль. Стога», «Последний снег»,  «Натюрморт с яблоками», «Портрет старика». Картины проникнуты тонким лиризмом, любовью художника к природе и людям Мордовии.

    Разве это не самый верный путь воспитания межэтнического и межнационального общения?

    Жил он очень скромно, в маленькой квартирке, которую ему предоставило училище, но жил напряжённой духовной жизнью человека-философа с большой душой. В этой квартире часто бывали его ученики и удивлялись обилию книг, многие из которых были с автографами авторов. В этом не было ничего необыкновенного, ведь Валериан Григорьевич был лично знаком с замечательными писателями: Леонидом Леоновым, Мариэттой Шагинян, Новиковым-Прибоем. К нему приезжали в гости академик Ворони и  писатель Кривошеев. Так провинциальный учитель примером своей жизни и обаянием своей богатой и благородной личности без громких фраз и назиданий воспитывал в своих учениках и любовь к родине,  и этническую культуру, и стремление жить многообразными интересами страны «с веком наравнен».

   От Рябова благородную эстафету воспитания студентов  силами изобразительного искусства принял другой замечательный педагог, народный учитель РМ Прохоров А.А., член Союза журналистов России. Говоря о его творчестве, хочется перейти на высокий слог. Он не изобразил, а воспел красоту нашей природы. В его картинах спит сказочный зимний лес, звонко переливает свои воды в живописных берегах речка Парца, куда-то зовёт таинственная лесная дорога. Кто так любит этот чудесный уголок Мордовии, тот никогда не внесёт семена раздора между народами, живущими в этом краю! Большой вклад в этническое воспитание студентов Адольф Афанасьевич внёс благодаря своим замечательным книгам по природоведению:  «Зелёный дом», «Солнечная поляна», «Синичкин сарафан»,  «Полотенце Вирявы», «В гостях у бабушки Ведявы». Эти книги помогают понять духовные особенности внутреннего мира народа, среди которого мы живём. Они помогают формировать поликультурную личность, обладающую этнокультурной толерантностью.

  Каждый настоящий учитель имеет своих последователей. Есть они и у Прохорова А.А. Его линию – воздействовать на личность студентов посредством живописи - в настоящее время продолжает  выпускник нашего учебного заведения и Чебоксарского педагогического института им. Яковлева Кутуков М.А.  Но каждый преподаватель в соответствии в требованиями времени, привносит какие-то новые элементы в свою работу. Так Михаил Александрович увлёкся компьютерной графикой и увлёк этим студентов. Примечательно, что многие из них охотно выполняют курсовые работы под руководством Кутукова М.А. по темам»Мордовское национально-декоративное искусство», «Мордовский национальный костюм как источник вдохновения». Работая над такими темами, студенты по-настоящему впитывают культуру мордовского народа, обогащая тем самым свою личность.

    Большое поле деятельности для изучения истории и культуры  Мордовского края представляет учебный план нашего колледжа: студентам предлагается изучить родной (мокшанский) язык и родную (мокшанскую) литературу, историю и культуру РМ, Мордовское национально-декоративное искусство.

    Историческая наука  в нашем учебном заведении никогда не была на обочине учебного процесса. В этом большая заслуга преподавателей общественных дисциплин как прошлых лет, так и настоящих. Традиционно историки дают интересные открытые уроки, мастер классы, проводят исторические олимпиады, готовят исторические вечера, викторины. Вся эта работа прививает студентам интерес к истории вообще, а особенно к отечественной истории и истории нашего края. И какую бы тему не изучали историки,  лейтмотивом всего курса проходит мысль о том, что жестокие разногласия и войны – это проклятия человечества; люди в конце концов должны научиться  уважать друг друга и жить в мире.

    Преподаватели общественных дисциплин всеми мерами поощряют участие студентов во внеклассной работе, выступления на научно-практических конференциях, работу в НСО, участие в олимпиадах разного уровня. Не случайно из стен нашего колледжа вышли известные учёные: гордость исторической науки, д.и.н., профессор Балашов Виктор Андреевич, директор ИСИ, д.и.н., профессор, академик Арсентьев Н.М., д.ф.н. Юрчёнкова Н.Г., д.п.н. Шукшина Т.И. и многие другие. Интерес к науке у них зародился ещё  в педагогическом училище. Они были не только отличниками в учёбе, но и активно участвовали в работе НСО, выступали на НПК, предметных вечерах. Эта хорошая традиция не угасла и сейчас. Многие наши студенты принимают участие и становятся победителями конкурсов, олимпиад, фестивалей. Были у нас крупные победы на Всероссийской конференции - фестивале студентов «Юность Большой Волги». В 2010 году наши студенты  победили в Республиканской интеллектуальной игре «Знатоки истории» среди студентов ССУЗ РМ, проводимой на базе Ичалковского педагогического колледжа им. С.М.Кирова. В 2011 году одержали уверенную победу в Республиканской олимпиаде по истории среди студентов ССУЗ РМ.

  Таким образом решается проблема повышения качества подготовки специалистов, это очевидно. Но вместе с тем решается и другая важная задача - формирование творческой, мобильной личность XXI века, способной к общению в различных этнокультурных средах.

   Особенно ценен в вопросах этнического воспитания опыт наших преподавателей родного языка и родной литературы. Свой богатый методический опыт преподаватели М.К.Вишнякова, А.Ф. Пензина, Т.К.Костина обобщили в   УМК, включающем «Азбуку», «Прописи», «Книгу для чтения», «Методическое руководство  к Азбуке». Комплекс выдержал несколько переизданий.  Дело наших высококвалифицированных методистов 70-80 годов уверенно продолжает ведущий преподаватель родного языка и литературы,  Заслуженный учитель РМ  Баранова Н.А.

   Нина Александровна не просто любит свой предмет, она умеет переливать свою любовь к родному языку, к родной культуре в души своих студентов. Нина Александровна убеждена, что особое место в формировании человека должен занимать родной язык. Через посредство слова ребёнок становится сыном своего народа, став взрослым, он берёт именно из языка всю народную мудрость. Поэтому Нина Александровна различными средствами старается вызвать интерес студентов к изучению родного языка. Она глубоко убеждена, что изучение национальной культуры помогает глубокому осмыслению истории своего народа, формирует в студентах национальное самосознание. Не зная своих истоков, трудно занять достойное место в мировом сообществе, трудно осознать  себя личностью в полном смысле этого слова.  Нина Александровна не устаёт доказывать студентам, что национальная культура, фольклор – это та почва, из которой вырастают самобытные талантливые писатели. Поэтому, работая с членами НСО по теме «Фольклор и литература», она организует работу с фольклорными сюжетами, мотивами, образами.

   Большим творческим достижением Барановой Н.А. стала её плодотворная работа над учебниками для национальных начальных школ. Она автор учебников «Родной вал для 4 класса и «Мокшень кяль» для 3 класса. За эти стоит огромная работа преподавателя. В лучших традициях нашего учебного заведения Нина Александровна  воспитывает студентов своим личным примером. Человек эрудированный, трудолюбивый, доброжелательный, контактный, мобильный, она воспитывает эти же качества в своих студентах. Нина Александровна  была делегатом от Зубово-Полянского района на 5 съезде мордовского народа, долгие годы является председателем ассоциации мокшанских женщин «Юрхтава» Зубово-Полянского района. Нина Александровна заняла 3 место в номинации «Исследовательские проекты» 2 Республиканского фестиваля «Языки народов Мордовии – культурное достояние России», имеет диплом «Лучший по профессии». В апреле 2011 года стала победителем Межрегионального конкурса исследовательских работ «Навеки вместе», посвящённого празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Не случайно она была в составе делегации, которая была с дружественным визитом в Венгрии и выступала в Самботхейском университете.

    Так решается в колледже задача подготовки молодёжи к жизни в поликультурном мире. Научить молодых людей жить вместе, понимая и уважая язык, обычаи, традиции другого народа – что может быть человечнее? Целостность и будущность России во многом связаны именно с этой проблемой. Ведь наша страна многонациональна. Многонациональна и наша республика Мордовия. В дружбе здесь живут мордва, русские, татары. И то, что в нашей республике нет этнических конфликтов, - это в немалой степени заслуга учебных заведений.