Статья на тему "К вопросу о модернизации учебного процесса"

Дернова Марианна Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dernova_p._zubova_polyana.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дернова Марианна Валерьевна – заместитель директора

по научно-методической работе ГБОУ РМ СПО (ССУЗ)

«Зубово-Полянский педагогический колледж», п.Зубова Поляна

К вопросу о модернизации учебного процесса

      Правительство и президент РФ объявили модернизацию всех отраслей страны главнейшей задачей. Модернизации в первую очередь должна подвергнуться школа и учебные заведения, осуществляющие подготовку учителей. Ведь осуществлять модернизацию придётся молодёжи, а готовить их к этому должны учителя, новая школа. На пути строительства новой школы придётся решительно менять приоритеты, ибо в основе новой школы – компетентный, широко образованный учитель с высоким общественным (хорошо бы и с финансовым) статусом. Это первая и главная составляющая новой школы.

    Второй составляющей является современное образовательное пространство, пространство реализации образовательных программ: библиотека с автоматизацией библиотечных процессов, наличие компьютеров для создания учителями электронных образовательных ресурсов, проведение в учебных заведениях конкурсов, олимпиад, конференций, работа студенческих научных обществ и новые, истинно демократические отношения между учителем и учеником.

    Каким же должен быть современный учитель? Очень многие считают, что это учитель, на каждом уроке которого непременно присутствуют интерактивная доска или компьютер. Мало кто задумывается над тем, что методика использования их часто примитивна, непродуманна, и компьютер, например, не играет той роли, которую должен играть – роль интеллектуальной машины. Во многих случаях эти новейшие средства играют роль украшений урока и никак не влияют на скорость и глубину усвоения программного материала обучающимися. В этом отношении очень интересна статья действительного члена Российской академии образования, доктора педагогический наук Поташника М.М. (1, с.185.) Парадоксально и интригующе звучит название статьи: «Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий?». На вопрос, каким должен быть современный учитель академик Поташник отвечает однозначно: высокообразованным. Позволю себе  привести дословно его слова: «Если учитель хорошо знает историю отечественной и зарубежной педагогики (а это обязательное профессиональное знание любого уважающего себя педагога), он понимает: то, что называют новым и современным, почти всегда забытое старое и если хорошо знать историю своего ремесла и достижения мастеров прошлого, можно хорошо учить и воспитывать сегодня».

    Но это вовсе не значит, что академик в принципе против компьютеров и прочих инноваций. Конечно, современный учитель не должен игнорировать технический прогресс. И если использование ноутбуков,  интерактивной доски или мультимедийного проектора экономило бы время на определённом уроке, влияло бы на качество усвоения материала, то их обязательно надо использовать.

    По опыту работы нашего педагогического колледжа приходится признать, что путь модернизации учебного процесса нелёгок и не так быстр, как бы этого хотелось. Как приживался  компьютер у нас? Как только появились компьютеры в колледже,  преподаватели, получив удостоверения пользователя, бросились буквально соревноваться, кто больше проведёт уроков с применением компьютера. Надо ли говорить о том, что руководство колледжа это всячески поощряло. Но потом пришёл период отрезвления, и при анализе уроков многие стали задаваться вопросом: для чего на уроке был компьютер – для эффекта или эффективности? Это отрезвление можно назвать шагом вперёд в применении инновационных технологий. Задумались – значит поднимемся на новый уровень. Поверхностное использование компьютера на уроке  как технического средства остаётся позади.

   Сейчас перед нами стоит задача создания электронных образовательных ресурсов. Но сами учителя с этим не справятся. Нужна комплексная методическая система повышения квалификации учителя. Надо помочь учителю, научить его создавать  и использовать индивидуальные электронные ресурсы, помогающие достигать принципиально новых образовательных результатов. Только тогда, когда учитель, согласно разработанному сценарию урока, будет использовать компьютер как источник материала при решении учебных ситуаций, или как электронный образовательный ресурс информационно-справочного характера, или как материал для практических занятий, с помощью которого ведётся контроль и коррекция усвоения учебного материала; или как материал для расширения кругозора (например, виртуальная экскурсия по музеям мира) и т.д. – только тогда вопрос статьи академика Поташника «Вам какой урок показать: обучающий или инновационный?» - потеряет смысл.

     Нельзя  сказать, что вопросы о повышении квалификации совершенно забыты в учебных заведениях вообще и в нашем колледже, в частности. Во-первых, по плану работы Методического совета у нас действует постоянный семинар «Педагогические технологии и образовательные результаты», опытные преподаватели проводят мастер-классы, ежегодно о своих результатах работы рассказывают всему  коллективу предметно-цикловые комиссии на методических неделях. Большую роль в повышении квалификации имеет также работа, проводимая по плану работы Совета директоров ССУЗов РМ. Тесная связь со средними специальные учебными заведениями нашей республики даёт возможность ознакомится с опытом работы коллег, увидеть, как они решают наши общие проблемы подготовки специалистов. Своим опытом работы делимся и мы. В прошлом году на базе нашего учебного заведения проводился молодёжный форум «Под мирным небом голубым Россию строить молодым!», а двумя годами ранее нам  была оказана честь подготовить и провести олимпиады по педагогике и истории отечества среди студентов ССУЗов РМ. Безусловно, такие мероприятия не только пробуждают в коллективе творческую энергию, но и позволяют увидеть и достоинства, и недостатки. А это всегда становится толчком для того, чтобы идти вперёд. Тесную и плодотворную связь мы имеем и  с коллективами педагогического  института им. М.Е.Евсевьева и МРИО. Преподаватели и студенты колледжа принимают активное участие в конференциях, семинарах,  проводимых на базе МГПИ; многие наши выпускники продолжают обучение в пединституте по сокращённым программам; преподаватели вуза участвуют в работе Государственной аттестационной комиссии колледжа в качестве председателей (доктор педагогических наук Шукшина Т.И., кандидат педагогический наук Богданова С.А.). И мы надеемся, что с вступлением в структуру Регионального центра образования, наше сотрудничество с вузом Мордовии  поднимется на качественно новую ступень.

    Как и всем учебным заведениям Мордовии, нам огромную помощь оказывает Мордовский республиканский институт образования: рецензирует рабочие программы, методические разработки, проводит курсы повышения квалификации. И подготовку учителей к созданию электронных образовательных ресурсов мы связываем именно с нашими высшими учебными заведениями.

Литература:

1. Поташник М.М. «Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий?» // Народное образование.-2010.- № 7.- С.181-186.

2. Стешенко С.Н. Электронная учебно-методическая база данных как элемент внедрения инновационных технологий в образовательный процесс// Методист.- 2010.-  №3.- С.52-55.

3. Чернобай Е.В. Подготовка учителя к созданию авторских электронных образовательных ресурсов // Народное образование.- 2010.- №5.- С.75-82.