Олимпиадные задания по предмету «Русский язык» для обучающихся системы НПО/СПО

Рябовая Ольга Валерьевна

Материал содержит олимпиадные задания по предмету "Русский язык", ориентированные на проверку знаний обучающихся по следующим разделам: "Орфография", "Пунктуация", "Орфоэпия", "Лексика", "Морфология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olipiada.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания  по предмету  «Русский язык»

 для обучающихся системы НПО/СПО

2012 г.

1.   (10 б.)   В приведенном ниже тексте расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки

Им..на  людей  часть  истори.. народа. Ученые уст..новили что в им..нах отр..жаются быт вер..вания ча..ния ф..нтазия художестве(н, нн)ое творчество народов их исторические связи.

             (Древне)русские им..на были своеобразными х..рактеристиками людей. Имя д..валось человеку как пр..мета по которой можно было бы выд..лить его из семьи или рода по каким(либо) внешним призн..кам или по пол..жению в семье а иногда – по роду его занятий.  Им..на д..вались не только в раннем детств.. но и в зрелом  возр..сте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновреме(н,нн)о с «детским». В Древней Руси (н..)какой разн..ц.. между им..нем и прозв..щем (не)было.

Им..на пр..несе(н,нн)ые на Русь вместе с хр..стианством были заимствова(н,нн)ы из языков многих восточ(?)ных и европейских народов. В б..льшинстве своем новые слова были словами (древне)греческого языка. Так Жданы и Храбры Волки и Леб..ди Прекрасы и Несмеяны ст..новились Василиями и Кири(л,лл)ами Аннами и Евд..киями.

                                                                                                                    (По В. Волиной)

2. (5 б.)      Расставьте ударения в следующих словах.

Аристократия,  баловать,  газопровод, диспансер, досуг,  изобретение, заржаветь,  околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие.

 

3. (2 б.)      Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание.

Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей.

 

4. (3 б.)      Подберите прилагательные-определения к словам.

Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль, танго, тюль,  сирокко, пенальти.

 

5.  (5 б.)    Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? Алтын – это сколько?

6.  (7 б.)    Назовите форму родительного падежа множественного числа существительных женского рода 1-го склонения.

Метла, кочерга, копна, серьга, вожжа, гостья, западня.

7.  (8 б.)    Замените данные слова фразеологизмами.

Опытный, плачущий, молчать, хвалить, обманывать, исчезать.

8.  (5 б.)    Можно ли, не определив части речи, разобрать слово по составу? Разберите выделенные слова по составу.

Одеваться красиво – платье красиво ; (по)весеннему небу – (по)весеннему светит; (по)прежнему пути – (по)прежнему ярко; (в)течение года – (в)течении реки.

9. (2 б.)      Найдите словосочетание, в котором главное слово – местоимение.

1) Некоторые из присутствующих; 2) один из них; 3) какие-то лица; 4) десятый в строю;

 5) читает для него.

  1. (3 б.)  Какой глагол, родственный глаголу петь, в прошедшем времени женского рода           совпадает по звучанию и написанию с существительным общего рода?

11.  ( 5 б. ) Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

12. (4 б.) Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

13. (4 б.) Какие слова могут иметь такие формы: полки, полками? Запишите их начальную(ые) форму(ы).