Самоанализ профессиональной деятельности

Дернова Марианна Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_dernovoy.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

 профессиональной деятельности преподавателя общественных дисциплин ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж» Дерновой Марианны Валерьевны

Я, Дернова Марианна Валерьевна, преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной  категории ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж», в 1992 году с отличием окончила исторический факультет  МГУ им. Н.П.Огарёва. Мой педагогический стаж составляет 20 лет. Преподаю дисциплины: «Основы философии», «Историю», «Обществознание».

Моё педагогическое кредо основывается на следующих положениях:

  1. Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Замечательный учитель показывает. Гениальный учитель вдохновляет. (Вильям Артур Ворд)
  2.  «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». (Дистервег)
  3. Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму» (китайская мудрость)
  4. «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому»
  5. «Жить – вот ремесло, которому  я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком». (Ж.Ж. Руссо)

   Нам довелось жить и работать в XXI веке, веке динамичном, который сформировал быстро развивающееся и постоянно меняющееся общество. За темпами этих изменений трудно угнаться, но жизнь заставляет нас идти в ногу со временем. Иногда мы негодуем и тихонько ворчим на реформы, которые проводит Минобразования и на постоянно меняющиеся учебные планы, и новые задачи, которые возникают перед нами. Вот и сейчас мы переживаем период перехода системы профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

   Эти стандарты призваны обеспечить социальную защиту наших выпускников в условиях рыночной экономики. Новое время высветило недостатки в подготовке специалистов среднего звена. Оказалось, что не все работодатели удовлетворены работой наших выпускников. Установка педколлективов на то, что главная цель – дать выпускникам знании, умения и навыки – пресловутые ЗУНы – не оправдывает себя. У молодых специалистов зачастую отсутствует профессиональная компетентность, умение выполнять свои обязанности на рабочем месте.

Во – вторых – в наше время государство не гарантирует трудоустройство выпускников, значит нам надо формировать в них способность к самозанятости, открытию собственного дела, умению работать в коллективе.

В третьих – необходимо формировать способность профессионала к непрерывному самообразованию, саморазвитию. Спокойные, устойчивые времена, когда получил профессию – и она тебя будет кормить всю жизнь, - миновали. Современные исследования подчёркивают, что сегодняшний специалист поставлен перед необходимостью постоянного обновления и пополнения знаний в области своей деятельности. Это ещё не сверхзадача. Может случиться и так, что профессия, которую ты получил, уже не нужна в обществе, зато возникают новые, нужные, и ты должен, чтобы выжить – переучиться, используя старые знания как базу. Период полураспада профессиональных компетенций постоянно растёт, сегодня он составляет  от 2 до 7 лет. Это значит, что к концу обучения в колледже или вузе 50% знаний устаревает.

   Понятно, что такое бурное, быстро меняющееся время, требует новых     подходов к обучению студентов. Необходимо внедрять новые педагогические подходы, в рамках которых студент колледжа получает возможность на базе минимума знаний развивать умения и навыки, необходимые для повышения профессионального уровня,  а также развивать способности к жизненному самоопределению. Именно  на такой подход ориентируют нас ФГОС, и этот подход называется компетентностным. Он ориентирует нас на формирование ключевых компетенций выпускника как основы его профессиональной мобильности. Нашей  главной задачей становится формирование этих компетенций у наших студентов.  Для реализации в учебном процессе этих компетенций преподавателю потребуются совершенно иные умения и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов. А это будет зависеть от того, сумеет ли педагог преодолеть свои собственные профессиональные барьеры и затруднения, уйти от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, овладеть новыми способами профессиональной самореализации, приобрести способности к самообучению, самоорганизации и саморазвитию.

   В центре моей методологической системы - коммуникативно-деятельностный подход, т.е. создание оптимальных условий личностной самореализации студентов, вовлечение их в активную коммуникативно творческую деятельность, проявление желания участвовать в общей деятельности, направляясь при этом к собственному  результату. Этот подход основан на известном положении П.Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого обучающегося надо идти от внешних практических действий к присвоению учеником полученного опыта (от действия к мысли, порождающей новое действие, уже более высокого уровня осмысления), т.е. самостоятельно творческого.

Именно этим обусловлена основная цель моей педагогической деятельности – способствовать воспитанию самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформированию у учащихся высокого уровня мотивации самосовершенствования и самообразования.

   В процессе достижения  цели я решаю следующие педагогические задачи в своей профессиональной деятельности: 

1. Совершенствовать формы организации  деятельности (и личной профессиональной, и для моих учащихся).

2. Использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии, методики.

3. Вовлекать каждого студента в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.

4. Создавать условия для развития  творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого студента, дать возможность проявить себя.

5. Способствовать формированию и развитию регулятивных действий: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Для успешного преподавания дисциплины «Основы философии» мною разработана рабочая программа, рабочая тетрадь, методические рекомендации  по проведению семинарских занятий.

   В своей работе успешно применяю современные педагогические технологии (групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, ролевых и деловых игр), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения, например, метод проектов.                                             

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

  1. Научить студентов самостоятельному, критическому мышлению;
  2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  3. Принимать самостоятельные аргументированные решения;
  4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

   Удачно прошёл  открытый уроку по философии на тему: «Основные категории бытия человека – поиск смысла жизни, любовь, счастье, смерть», в форме защиты групповых студенческих проектов. Студенты самостоятельно распределяли роли внутри своей группы: кто-то отвечал за подборку стихов и песен по теме, кто-то проводил мини-исследования среди студентов и преподавателей колледжа, кто-то снимал видеорепортажи и отвечал за техническую сторону подготовки проекта. В итоге, каждый студент ощутил свою причастность к общему делу.

  На  своих уроках  для формирования коммуникативных компетенций,  то есть готовности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении часто применяю следующие задания и моделирую ситуации:

  1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов. Так на уроке истории, изучая личность Ивана Грозного,  студентам  для рассуждения была предложена историческая альтернатива: «Иван IV - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?». Используя исторические  материалы  трудов В.О.Ключевского, С.М.Соловьёва, Н.М.Карамзина, фрагменты из переписка Ивана Грозного с А.Курбским, студенты пытались аргументировано защищать свою позицию.
  2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам («дебаты», «Cуд над Николаем  II» и др.)
  3. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания.

   Как и многие преподаватели, я стремлюсь к тому, чтобы каждый студент стал развитой, интересной личностью, мог бы ориентироваться в постоянно меняющемся мире, умел бы находить источники нужной информации. Поэтому, я активно использую информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания общественных дисциплин, а также   поддерживает стремление студентов создавать презентации, работать с интерактивной доской, грамотно использовать Интернет при подготовке к урокам. Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют и от преподавателя, и от студента творческого подхода. Таким образом, дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач: повышает производительность труда преподавателя и студентов на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке; экономит время я при подготовке к уроку. Все это в совокупности дает возможность в том числе повысить качество образования.

        Осуществление   процесса обучения  в современных условиях  требует от преподавателя широкого кругозора, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, навыков работы с ИКТ. Поэтому особое место в моей деятельности как преподавателя занимает   повышение квалификации. В 2011-2012 гг. я прошла курсы повышения квалификации на базе МРИО по программам: «Повышение качества образовательной деятельности учреждения СПО в условиях перехода на ФГОС»;  «Научно-методическое обеспечение обществоведческих и педагогический дисциплин»; «Основы православной культуры» и «Основы этики» в школах региона компактного проживания финно-угорских народов.

    Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая методическую литературу, предметные журналы «Вопросы философии», «История в школе», литературу по психологии, педагогике и применяю полученные знания на практике.  

       10 лет возглавляю научно-методическую работу в колледже, являюсь организатором муниципальных и республиканский мероприятий на базе нашего учебного заведения:

 Муниципальный уровень:

Организация и проведение интеллектуального конкурса «Виват героям русских битв!», посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 г.- 25 сентября 2012 г.

Республиканский уровень:

Организация и проведение республиканской олимпиады по истории Отечества среди студентов ССУЗ РМ – 25 ноября 2008 года

Организация и проведение республиканского молодёжного форума «Под мирным небом голубым Россию строить молодым!»- 26 февраля 2010 года.

Организация и проведение республиканской олимпиады по истории Отечества среди студентов ССУЗ РМ – 21 декабря 2011 года

Организация и проведение заочного республиканского конкурса на лучшую методическую разработку «Научно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях ФГОС» – декабрь 2012 г.

Межрегиональный уровень

Организация и проведение  заочного конкурса на лучшую методическую разработку  «Здоровьесберегающие технологии в практике работы учебного заведения» – ноябрь 2010 года.