Самоанализ профессиональной деятельности
Предварительный просмотр:
Самоанализ
профессиональной деятельности преподавателя общественных дисциплин ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж» Дерновой Марианны Валерьевны
Я, Дернова Марианна Валерьевна, преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж», в 1992 году с отличием окончила исторический факультет МГУ им. Н.П.Огарёва. Мой педагогический стаж составляет 20 лет. Преподаю дисциплины: «Основы философии», «Историю», «Обществознание».
Моё педагогическое кредо основывается на следующих положениях:
- Посредственный учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Замечательный учитель показывает. Гениальный учитель вдохновляет. (Вильям Артур Ворд)
- «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить». (Дистервег)
- Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму» (китайская мудрость)
- «Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому»
- «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком». (Ж.Ж. Руссо)
Нам довелось жить и работать в XXI веке, веке динамичном, который сформировал быстро развивающееся и постоянно меняющееся общество. За темпами этих изменений трудно угнаться, но жизнь заставляет нас идти в ногу со временем. Иногда мы негодуем и тихонько ворчим на реформы, которые проводит Минобразования и на постоянно меняющиеся учебные планы, и новые задачи, которые возникают перед нами. Вот и сейчас мы переживаем период перехода системы профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
Эти стандарты призваны обеспечить социальную защиту наших выпускников в условиях рыночной экономики. Новое время высветило недостатки в подготовке специалистов среднего звена. Оказалось, что не все работодатели удовлетворены работой наших выпускников. Установка педколлективов на то, что главная цель – дать выпускникам знании, умения и навыки – пресловутые ЗУНы – не оправдывает себя. У молодых специалистов зачастую отсутствует профессиональная компетентность, умение выполнять свои обязанности на рабочем месте.
Во – вторых – в наше время государство не гарантирует трудоустройство выпускников, значит нам надо формировать в них способность к самозанятости, открытию собственного дела, умению работать в коллективе.
В третьих – необходимо формировать способность профессионала к непрерывному самообразованию, саморазвитию. Спокойные, устойчивые времена, когда получил профессию – и она тебя будет кормить всю жизнь, - миновали. Современные исследования подчёркивают, что сегодняшний специалист поставлен перед необходимостью постоянного обновления и пополнения знаний в области своей деятельности. Это ещё не сверхзадача. Может случиться и так, что профессия, которую ты получил, уже не нужна в обществе, зато возникают новые, нужные, и ты должен, чтобы выжить – переучиться, используя старые знания как базу. Период полураспада профессиональных компетенций постоянно растёт, сегодня он составляет от 2 до 7 лет. Это значит, что к концу обучения в колледже или вузе 50% знаний устаревает.
Понятно, что такое бурное, быстро меняющееся время, требует новых подходов к обучению студентов. Необходимо внедрять новые педагогические подходы, в рамках которых студент колледжа получает возможность на базе минимума знаний развивать умения и навыки, необходимые для повышения профессионального уровня, а также развивать способности к жизненному самоопределению. Именно на такой подход ориентируют нас ФГОС, и этот подход называется компетентностным. Он ориентирует нас на формирование ключевых компетенций выпускника как основы его профессиональной мобильности. Нашей главной задачей становится формирование этих компетенций у наших студентов. Для реализации в учебном процессе этих компетенций преподавателю потребуются совершенно иные умения и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов. А это будет зависеть от того, сумеет ли педагог преодолеть свои собственные профессиональные барьеры и затруднения, уйти от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, овладеть новыми способами профессиональной самореализации, приобрести способности к самообучению, самоорганизации и саморазвитию.
В центре моей методологической системы - коммуникативно-деятельностный подход, т.е. создание оптимальных условий личностной самореализации студентов, вовлечение их в активную коммуникативно творческую деятельность, проявление желания участвовать в общей деятельности, направляясь при этом к собственному результату. Этот подход основан на известном положении П.Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого обучающегося надо идти от внешних практических действий к присвоению учеником полученного опыта (от действия к мысли, порождающей новое действие, уже более высокого уровня осмысления), т.е. самостоятельно творческого.
Именно этим обусловлена основная цель моей педагогической деятельности – способствовать воспитанию самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформированию у учащихся высокого уровня мотивации самосовершенствования и самообразования.
В процессе достижения цели я решаю следующие педагогические задачи в своей профессиональной деятельности:
1. Совершенствовать формы организации деятельности (и личной профессиональной, и для моих учащихся).
2. Использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии, методики.
3. Вовлекать каждого студента в активный познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.
4. Создавать условия для развития творческого, интеллектуального, нравственного потенциала каждого студента, дать возможность проявить себя.
5. Способствовать формированию и развитию регулятивных действий: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
Для успешного преподавания дисциплины «Основы философии» мною разработана рабочая программа, рабочая тетрадь, методические рекомендации по проведению семинарских занятий.
В своей работе успешно применяю современные педагогические технологии (групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникационных технологий, ролевых и деловых игр), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения, например, метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
- Научить студентов самостоятельному, критическому мышлению;
- Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- Принимать самостоятельные аргументированные решения;
- Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Удачно прошёл открытый уроку по философии на тему: «Основные категории бытия человека – поиск смысла жизни, любовь, счастье, смерть», в форме защиты групповых студенческих проектов. Студенты самостоятельно распределяли роли внутри своей группы: кто-то отвечал за подборку стихов и песен по теме, кто-то проводил мини-исследования среди студентов и преподавателей колледжа, кто-то снимал видеорепортажи и отвечал за техническую сторону подготовки проекта. В итоге, каждый студент ощутил свою причастность к общему делу.
На своих уроках для формирования коммуникативных компетенций, то есть готовности получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении часто применяю следующие задания и моделирую ситуации:
- Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов. Так на уроке истории, изучая личность Ивана Грозного, студентам для рассуждения была предложена историческая альтернатива: «Иван IV - кровавый тиран или выдающийся политический деятель?». Используя исторические материалы трудов В.О.Ключевского, С.М.Соловьёва, Н.М.Карамзина, фрагменты из переписка Ивана Грозного с А.Курбским, студенты пытались аргументировано защищать свою позицию.
- Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам («дебаты», «Cуд над Николаем II» и др.)
- Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания.
Как и многие преподаватели, я стремлюсь к тому, чтобы каждый студент стал развитой, интересной личностью, мог бы ориентироваться в постоянно меняющемся мире, умел бы находить источники нужной информации. Поэтому, я активно использую информационно-коммуникационные технологии в практике преподавания общественных дисциплин, а также поддерживает стремление студентов создавать презентации, работать с интерактивной доской, грамотно использовать Интернет при подготовке к урокам. Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют и от преподавателя, и от студента творческого подхода. Таким образом, дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач: повышает производительность труда преподавателя и студентов на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке; экономит время я при подготовке к уроку. Все это в совокупности дает возможность в том числе повысить качество образования.
Осуществление процесса обучения в современных условиях требует от преподавателя широкого кругозора, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, навыков работы с ИКТ. Поэтому особое место в моей деятельности как преподавателя занимает повышение квалификации. В 2011-2012 гг. я прошла курсы повышения квалификации на базе МРИО по программам: «Повышение качества образовательной деятельности учреждения СПО в условиях перехода на ФГОС»; «Научно-методическое обеспечение обществоведческих и педагогический дисциплин»; «Основы православной культуры» и «Основы этики» в школах региона компактного проживания финно-угорских народов.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая методическую литературу, предметные журналы «Вопросы философии», «История в школе», литературу по психологии, педагогике и применяю полученные знания на практике.
10 лет возглавляю научно-методическую работу в колледже, являюсь организатором муниципальных и республиканский мероприятий на базе нашего учебного заведения:
Муниципальный уровень:
Организация и проведение интеллектуального конкурса «Виват героям русских битв!», посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 г.- 25 сентября 2012 г.
Республиканский уровень:
Организация и проведение республиканской олимпиады по истории Отечества среди студентов ССУЗ РМ – 25 ноября 2008 года
Организация и проведение республиканского молодёжного форума «Под мирным небом голубым Россию строить молодым!»- 26 февраля 2010 года.
Организация и проведение республиканской олимпиады по истории Отечества среди студентов ССУЗ РМ – 21 декабря 2011 года
Организация и проведение заочного республиканского конкурса на лучшую методическую разработку «Научно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в условиях ФГОС» – декабрь 2012 г.
Межрегиональный уровень
Организация и проведение заочного конкурса на лучшую методическую разработку «Здоровьесберегающие технологии в практике работы учебного заведения» – ноябрь 2010 года.