Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход

Сильченкова Светлана Владимировна

Представлена рабочая программа курса, расчитанного на 20 часов. Данный курс можно преподавать на курсах повышения квалификации работников образования, в магистратуре или аспирантуре, ведущих подготовку педагогических кадров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу

«Статистические методы в педагогическом исследовании:

информационный подход»

Всего часов – 20

Лекционных – 8

Практических – 12

Форма отчетности: зачет

Программу разработал

ст. преподаватель СмолГУ

С.В. Сильченкова

Смоленск, 2012

  1. Внешние требования к курсу

Изучение курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» актуально для педагогов, поскольку в сферу их деятельности входит постоянный мониторинг успеваемости, облученности, посещаемости учащихся, анализ психологических особенностей личности и ситуаций. В соответствии с правилами аттестации педагогических работников требуется формирование портфолио учителя на основе анализа данных об успеваемости учеников. Подтвердить значимость и достоверность полученных в результате исследования данных можно с использованием статистических методов. Поскольку вычислительные процедуры статистических показателей и критериев достаточно трудоемки, имеет смысл использовать информационное сопровождение данных расчетов.

Данный курс предназначен для обучения педагогов использованию статистических методов в исследовательской деятельности, в том числе и для анализа успеваемости учащихся при составлении портфолио. Программа предусматривает краткосрочное обучение педагогов с использованием универсальных и специальных программ, позволяющих обрабатывать статистические данные. Предлагается использование двух универсальных программ, доступных широкому кругу пользователей: электронные таблицы Excel и Statistica, а также специальной программы «Педагогическая статистика».

  1. Особенности построения курса

Основание для ведения курса: распоряжение руководителей учебных заведений.

Адресат курса: учителя школ, аспиранты, студенты педагогических специальностей.

Главная цель курса для слушателей: развитие профессиональной компетентности по применения в педагогических исследованиях статистических методов.

Курс обучения рассчитан на 20 аудиторных часов и 10 часов самостоятельной работы. Формами учебной работы являются лекции и практические занятия с использованием персонального компьютера. Итоговый контроль знаний рекомендуется проводить на последнем занятии в форме самоконтроля по вопросам в конце данной программы.

Для успешного изучения курса слушателю необходимы элементарные умения использования приложения MS Excel.

Педагогу, который проводит обучение следует учитывать индивидуальные особенности слушателей, их возможность работать в своем темпе.

Данная программа может использоваться на курсах повышения квалификации педагогических работников, индивидуального обучения педагогов.

  1. Цели и задачи курса

В результате обучения слушатели будут:

- Иметь представление о роли и месте статистических методов в педагогическом исследовании и правилах их использования; об использовании прикладных компьютерных программ для анализа статистических данных.

- Знать классификацию статистических методов, особенности применения статистических методов в педагогическом исследовании; алгоритмы определения объема выборки, алгоритмы исследования зависимостей в педагогике (корреляционного и регрессионного анализа) с применением информационных технологий; правила проверки гипотез в педагогическом исследовании с применением статистических программ.

- Уметь проводить выборочное педагогическое исследование; проводить анализ данных методами описательной статистики, методами проверки гипотез, исследовать зависимости, использовать данные методы для формирования собственного портфолио.

Для того, чтобы программа экспресс-курса была эффективной, разработана модель целей обучения педагогов использованию статистических методов в педагогических исследованиях. Данную модель представим в виде ориентированного графа, элементами которого являются:

          - знание;                 - умения,                            - процесс получение знания, развития

  умений.

1

5

2

4

3

6

10

7

9

8

11

  1. Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения.
  2. Особенности применения в педагогике метода и показателей описательной статистики.
  3. Назначение и правила применения метода проверки гипотез.
  4. Назначение и особенности применения в педагогике методов исследования зависимостей.
  5. Назначение метода последовательного анализа.
  6. Виды и назначение компьютерных программ обработки статистических данных в педагогическом исследовании.
  7. Вычисление показателей описательной статистики в Excel и в программе «Педагогическая статистика».
  8. Проверка гипотез с использованием программы «Педагогическая статистика».
  9. Применение корреляционного анализа в педагогическом исследовании в Excel.
  10. Применение регрессионного анализа в педагогическом исследовании в Excel, в программе Statistica.
  11. Использование различных статистических методов для анализа педагогических данных.

4.Структура и содержание учебного материала

Обозначенные цели реализуются в ходе изучения содержания курса, сгруппированного в три самостоятельных и взаимосвязанных блока. В основу структурирования учебного материала положен логико-смысловой принцип.

Содержание курса

                                                     

Блок 1

Методические подходы к использованию статистических методов в педагогических исследованиях.

Цели: 1, 6.

Блок  2

Методы анализа данных в педагогическом исследовании.

Цели: 2, 3, 4, 5.

Блок 3

Практическое апробирование алгоритмов использования статистических методов.

Цели: 7, 8, 9, 10.

Структура курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»

№ темы

Название темы

Количество аудиторных часов

Теоретическое обучение

Практическое обучение

1

Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения.

2

2

Педагогические выборки.

1

1

3

Гипотезы педагогического исследования и привила их проверки.

2

2

4

Описание  и анализ данных педагогического исследования с использованием информационного сопровождения (Excel, Педагогическая статистика).

1

4

5

Исследование зависимостей педагогических явлений.

1

1

6

Факторный (корреляционно-регрессионный) анализ педагогических явлений с использованием информационного сопровождения (Excel, Statistica).

1

4

Итого:

8

12

Содержание курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»

Название темы

Ссылки на цели курса

Содержание темы

Тема 1. Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения.

1

Педагогическое исследование. Педагогический эксперимент. Измерение педагогических явлений. Статистические методы в педагогическом исследовании: понятие, виды. Педагогические условия использования статистических методов в исследовательской деятельности.

Тема 2. Педагогические выборки.

1

Понятие выборочного исследования. Виды выборок в педагогическом исследовании. Валидность и репрезентативность выборки. Определение необходимого объема выборки в педагогическом исследовании.

Тема 3. Гипотезы педагогического исследования и привила их проверки.

2, 3, 4, 5, 6

 Понятие гипотезы педагогического исследования. Статистическая формулировка гипотезы. Критерии проверки гипотез.

Тема 4. Описание и анализ данных педагогического исследования с использованием информационного сопровождения (Excel, Педагогическая статистика).

2, 7, 8, 11

Показатели описательной статистики и их интерпретация. Расчет показателей описательной статистики в электронных таблицах и в программе «Педагогическая статистика» на примере данных результатов тестирования учеников.

Тема 5. Исследование зависимостей педагогических явлений.

4, 8, 9, 11

Понятие связи и зависимости в педагогике. Методы выявления зависимостей педагогических переменных. Корреляционный анализ и его виды. Алгоритм корреляционного анализа. Вычисление коэффициентов корреляции между педагогическими переменными различных типов.

Тема 6. Факторный (корреляционно-регресионный) анализ педагогических явлений с использованием информационного сопровождения (Excel, Statistica).

4, 10, 11

Понятие факторного анализа и его виды. Алгоритм корреляционного и регрессионного анализа данных и интерпретация его результатов. Проведение корреляционно-регресионного анализа успеваемости (количества верно решенных заданий) по дисциплине в электронных таблицах и в программе Statistica.

По окончании аудиторных занятий слушателям предлагается выполнение самостоятельной работы, которые актуальны для их профессиональной деятельности. Видами самостоятельной работы являются:

- расчет относительных (процентных) показателей успеваемости учащихся;

- анализ динамики относительных показателей успеваемости учащихся с применением метода проверки гипотез;

- описание данных тестового контроля группы учащихся, вычисление динамики данных, сравнение с аналогичными данными другой группы учащихся;

- факторный анализ успеваемости учащихся (тестового контроля) с использованием приложения Excel;

- факторный анализ посещаемости учащихся с использованием приложения Excel.

5.Виды и формы учебной деятельности

Курс «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» − часть специальной подготовки  учителей и будущих учителей. Поэтому тематика лекций отражает научные подходы к пониманию сущности статистических методов и особенностей их применения в исследовательской деятельности.

Лекционные занятия предполагают следующие виды самостоятельной  учебной деятельности слушателей:

  • участие в дискуссии;
  • рефлексия;
  • анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору);
  • работа с рекомендованной и самостоятельно подобранной литературой, необходимой для решения профессиональных задач;
  • конструирование профессиональных задач;
  • разработка конкретных форм решения профессиональных задач.

Сопровождение самостоятельной работы слушателей по курсу организовано в следующих формах:

  • согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
  • индивидуальные консультации;
  • промежуточный контроль хода выполнения заданий;
  • оценка результатов выполнения заданий.

6.Учебно-методическое обеспечение учебной деятельностью

Сильченкова С.В. Электронный опорный конспект курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход».

Сильченкова С.В. Тезаурус «Статистические методы в педагогическом исследовании».

Сильченкова С.В. Учебно-методическое пособие «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход».

Основная литература:

  1. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс. 1976.  495с.
  2. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика. 1977. 136 с.
  3. Математические методы в педагогической теории и практике (измерения, вычисления, методы математического моделирования и статистики): Учебное пособие для вузов / Под ред. д.п.н., проф. Губы В. П., д.п.н., проф. Сенькиной Г. Е. – М.: «Принт-Экспресс». 2011.  270 с.
  4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – Спб.: Речь. 2006.  392 с.
  5. Новиков Д.А. Статистические  методы  в  педагогических  исследованиях  (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс. 2004.  67 с.

Дополнительная литература:

  1. Айвазян С.А., Степанов В.С.Инструменты статистического анализа данных "Мир ПК", 1997, № 8. С. 32-41.http://old.osp.ru/text/print/302/157830.html
  2. Баева Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании : учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. − СПб. : НИИХ. 2001.  81 с.
  3. Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование эксперимента. Изд-во Ленинградского университета. 1971.
  4. Галченкова И.С. Учебно-методическое пособие по дисциплине Эконометрика //НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет». Факультет компьютерных технологий, экономики и дизайна, кафедра математики и информатики. 2009. 45 с.
  5.  Грабарь М.И., Краснянская К.А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. Методические рекомендации. М.: Издательство «Педагогика». 1973.  48 с.
  6.  Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. /А.И.Орлов. − М.: Издательство «Экзамен». 2004. 656 с.

7.Вопросы для самоконтроля знаний по курсу

  1. Определите место статистических методов в педагогическом исследовании.
  2. Изобразите классификацию статистических методов.
  3. Каково назначение метода описательной статистики и особенность его применения?
  4. Перечислите показатели описательной статистики и их назначение.
  5. Каково назначение метода проверки гипотез?
  6. Каково назначение методов факторного анализа и особенности их применения?
  7. Перечислите известные Вам компьютерные программы обработки статистических данных?
  8. В каких программах можно вычислять показатели описательной статистики?
  9. Каким образом установить пакет анализа данных в Excel?
  10. Каково содержание алгоритма проверки гипотез?
  11. Каково содержание алгоритма корреляционного анализа в Exсel?
  12. Каково содержание алгоритма регрессионного анализа в Exсel?