Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход
Представлена рабочая программа курса, расчитанного на 20 часов. Данный курс можно преподавать на курсах повышения квалификации работников образования, в магистратуре или аспирантуре, ведущих подготовку педагогических кадров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу
«Статистические методы в педагогическом исследовании:
информационный подход»
Всего часов – 20
Лекционных – 8
Практических – 12
Форма отчетности: зачет
Программу разработал
ст. преподаватель СмолГУ
С.В. Сильченкова
Смоленск, 2012
- Внешние требования к курсу
Изучение курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» актуально для педагогов, поскольку в сферу их деятельности входит постоянный мониторинг успеваемости, облученности, посещаемости учащихся, анализ психологических особенностей личности и ситуаций. В соответствии с правилами аттестации педагогических работников требуется формирование портфолио учителя на основе анализа данных об успеваемости учеников. Подтвердить значимость и достоверность полученных в результате исследования данных можно с использованием статистических методов. Поскольку вычислительные процедуры статистических показателей и критериев достаточно трудоемки, имеет смысл использовать информационное сопровождение данных расчетов.
Данный курс предназначен для обучения педагогов использованию статистических методов в исследовательской деятельности, в том числе и для анализа успеваемости учащихся при составлении портфолио. Программа предусматривает краткосрочное обучение педагогов с использованием универсальных и специальных программ, позволяющих обрабатывать статистические данные. Предлагается использование двух универсальных программ, доступных широкому кругу пользователей: электронные таблицы Excel и Statistica, а также специальной программы «Педагогическая статистика».
- Особенности построения курса
Основание для ведения курса: распоряжение руководителей учебных заведений.
Адресат курса: учителя школ, аспиранты, студенты педагогических специальностей.
Главная цель курса для слушателей: развитие профессиональной компетентности по применения в педагогических исследованиях статистических методов.
Курс обучения рассчитан на 20 аудиторных часов и 10 часов самостоятельной работы. Формами учебной работы являются лекции и практические занятия с использованием персонального компьютера. Итоговый контроль знаний рекомендуется проводить на последнем занятии в форме самоконтроля по вопросам в конце данной программы.
Для успешного изучения курса слушателю необходимы элементарные умения использования приложения MS Excel.
Педагогу, который проводит обучение следует учитывать индивидуальные особенности слушателей, их возможность работать в своем темпе.
Данная программа может использоваться на курсах повышения квалификации педагогических работников, индивидуального обучения педагогов.
- Цели и задачи курса
В результате обучения слушатели будут:
- Иметь представление о роли и месте статистических методов в педагогическом исследовании и правилах их использования; об использовании прикладных компьютерных программ для анализа статистических данных.
- Знать классификацию статистических методов, особенности применения статистических методов в педагогическом исследовании; алгоритмы определения объема выборки, алгоритмы исследования зависимостей в педагогике (корреляционного и регрессионного анализа) с применением информационных технологий; правила проверки гипотез в педагогическом исследовании с применением статистических программ.
- Уметь проводить выборочное педагогическое исследование; проводить анализ данных методами описательной статистики, методами проверки гипотез, исследовать зависимости, использовать данные методы для формирования собственного портфолио.
Для того, чтобы программа экспресс-курса была эффективной, разработана модель целей обучения педагогов использованию статистических методов в педагогических исследованиях. Данную модель представим в виде ориентированного графа, элементами которого являются:
- знание; - умения, - процесс получение знания, развития
умений.
1
5
2
4
3
6
10
7
9
8
11
- Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения.
- Особенности применения в педагогике метода и показателей описательной статистики.
- Назначение и правила применения метода проверки гипотез.
- Назначение и особенности применения в педагогике методов исследования зависимостей.
- Назначение метода последовательного анализа.
- Виды и назначение компьютерных программ обработки статистических данных в педагогическом исследовании.
- Вычисление показателей описательной статистики в Excel и в программе «Педагогическая статистика».
- Проверка гипотез с использованием программы «Педагогическая статистика».
- Применение корреляционного анализа в педагогическом исследовании в Excel.
- Применение регрессионного анализа в педагогическом исследовании в Excel, в программе Statistica.
- Использование различных статистических методов для анализа педагогических данных.
4.Структура и содержание учебного материала
Обозначенные цели реализуются в ходе изучения содержания курса, сгруппированного в три самостоятельных и взаимосвязанных блока. В основу структурирования учебного материала положен логико-смысловой принцип.
Содержание курса |
Блок 1 Методические подходы к использованию статистических методов в педагогических исследованиях. Цели: 1, 6. | Блок 2 Методы анализа данных в педагогическом исследовании. Цели: 2, 3, 4, 5. | Блок 3 Практическое апробирование алгоритмов использования статистических методов. Цели: 7, 8, 9, 10. |
Структура курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»
№ темы | Название темы | Количество аудиторных часов | |
Теоретическое обучение | Практическое обучение | ||
1 | Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения. | 2 | |
2 | Педагогические выборки. | 1 | 1 |
3 | Гипотезы педагогического исследования и привила их проверки. | 2 | 2 |
4 | Описание и анализ данных педагогического исследования с использованием информационного сопровождения (Excel, Педагогическая статистика). | 1 | 4 |
5 | Исследование зависимостей педагогических явлений. | 1 | 1 |
6 | Факторный (корреляционно-регрессионный) анализ педагогических явлений с использованием информационного сопровождения (Excel, Statistica). | 1 | 4 |
Итого: | 8 | 12 |
Содержание курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»
Название темы | Ссылки на цели курса | Содержание темы |
Тема 1. Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения. | 1 | Педагогическое исследование. Педагогический эксперимент. Измерение педагогических явлений. Статистические методы в педагогическом исследовании: понятие, виды. Педагогические условия использования статистических методов в исследовательской деятельности. |
Тема 2. Педагогические выборки. | 1 | Понятие выборочного исследования. Виды выборок в педагогическом исследовании. Валидность и репрезентативность выборки. Определение необходимого объема выборки в педагогическом исследовании. |
Тема 3. Гипотезы педагогического исследования и привила их проверки. | 2, 3, 4, 5, 6 | Понятие гипотезы педагогического исследования. Статистическая формулировка гипотезы. Критерии проверки гипотез. |
Тема 4. Описание и анализ данных педагогического исследования с использованием информационного сопровождения (Excel, Педагогическая статистика). | 2, 7, 8, 11 | Показатели описательной статистики и их интерпретация. Расчет показателей описательной статистики в электронных таблицах и в программе «Педагогическая статистика» на примере данных результатов тестирования учеников. |
Тема 5. Исследование зависимостей педагогических явлений. | 4, 8, 9, 11 | Понятие связи и зависимости в педагогике. Методы выявления зависимостей педагогических переменных. Корреляционный анализ и его виды. Алгоритм корреляционного анализа. Вычисление коэффициентов корреляции между педагогическими переменными различных типов. |
Тема 6. Факторный (корреляционно-регресионный) анализ педагогических явлений с использованием информационного сопровождения (Excel, Statistica). | 4, 10, 11 | Понятие факторного анализа и его виды. Алгоритм корреляционного и регрессионного анализа данных и интерпретация его результатов. Проведение корреляционно-регресионного анализа успеваемости (количества верно решенных заданий) по дисциплине в электронных таблицах и в программе Statistica. |
По окончании аудиторных занятий слушателям предлагается выполнение самостоятельной работы, которые актуальны для их профессиональной деятельности. Видами самостоятельной работы являются:
- расчет относительных (процентных) показателей успеваемости учащихся;
- анализ динамики относительных показателей успеваемости учащихся с применением метода проверки гипотез;
- описание данных тестового контроля группы учащихся, вычисление динамики данных, сравнение с аналогичными данными другой группы учащихся;
- факторный анализ успеваемости учащихся (тестового контроля) с использованием приложения Excel;
- факторный анализ посещаемости учащихся с использованием приложения Excel.
5.Виды и формы учебной деятельности
Курс «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» − часть специальной подготовки учителей и будущих учителей. Поэтому тематика лекций отражает научные подходы к пониманию сущности статистических методов и особенностей их применения в исследовательской деятельности.
Лекционные занятия предполагают следующие виды самостоятельной учебной деятельности слушателей:
- участие в дискуссии;
- рефлексия;
- анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору);
- работа с рекомендованной и самостоятельно подобранной литературой, необходимой для решения профессиональных задач;
- конструирование профессиональных задач;
- разработка конкретных форм решения профессиональных задач.
Сопровождение самостоятельной работы слушателей по курсу организовано в следующих формах:
- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
- индивидуальные консультации;
- промежуточный контроль хода выполнения заданий;
- оценка результатов выполнения заданий.
6.Учебно-методическое обеспечение учебной деятельностью
Сильченкова С.В. Электронный опорный конспект курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход».
Сильченкова С.В. Тезаурус «Статистические методы в педагогическом исследовании».
Сильченкова С.В. Учебно-методическое пособие «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход».
Основная литература:
- Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс. 1976. 495с.
- Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика. 1977. 136 с.
- Математические методы в педагогической теории и практике (измерения, вычисления, методы математического моделирования и статистики): Учебное пособие для вузов / Под ред. д.п.н., проф. Губы В. П., д.п.н., проф. Сенькиной Г. Е. – М.: «Принт-Экспресс». 2011. 270 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – Спб.: Речь. 2006. 392 с.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс. 2004. 67 с.
Дополнительная литература:
- Айвазян С.А., Степанов В.С.Инструменты статистического анализа данных "Мир ПК", 1997, № 8. С. 32-41.http://old.osp.ru/text/print/302/157830.html
- Баева Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании : учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. − СПб. : НИИХ. 2001. 81 с.
- Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование эксперимента. Изд-во Ленинградского университета. 1971.
- Галченкова И.С. Учебно-методическое пособие по дисциплине Эконометрика //НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет». Факультет компьютерных технологий, экономики и дизайна, кафедра математики и информатики. 2009. 45 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К.А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. Методические рекомендации. М.: Издательство «Педагогика». 1973. 48 с.
- Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. /А.И.Орлов. − М.: Издательство «Экзамен». 2004. 656 с.
7.Вопросы для самоконтроля знаний по курсу
- Определите место статистических методов в педагогическом исследовании.
- Изобразите классификацию статистических методов.
- Каково назначение метода описательной статистики и особенность его применения?
- Перечислите показатели описательной статистики и их назначение.
- Каково назначение метода проверки гипотез?
- Каково назначение методов факторного анализа и особенности их применения?
- Перечислите известные Вам компьютерные программы обработки статистических данных?
- В каких программах можно вычислять показатели описательной статистики?
- Каким образом установить пакет анализа данных в Excel?
- Каково содержание алгоритма проверки гипотез?
- Каково содержание алгоритма корреляционного анализа в Exсel?
- Каково содержание алгоритма регрессионного анализа в Exсel?