Урок-игра "Крестики-нолики" по теме "Опорно-двигательная система", биология 8 класс

Лунякова Татьяна Сергеевна

Урок обобщения и повторения по теме "Опорно-двигательная система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestiki-noliki_po_biologii.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок-игра:  «Крестики-нолики. Обобщение: опорно-двигательный аппарат».

Цели урока: в игровой форме повторить знания по теме «Опорно-двигательная система».

Задачи урока: 

1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.

2. формирование умения применять теоретические знания на практике; развивающая: выявить взаимосвязь костной и мышечной систем органов;

3. воспитание патриотизма на примере работ отечественных ученых;  профилактика остеохондроза, сколиоза и других искривлений позвоночника.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Оборудование: плакаты «Скелета», «Опорно-двигательная система», «Скелет головы», «Строение костей», муляж черепа, раздаточный материал.

План урока.

I. Организационный этап (1-2 мин.)

Приветствие детей

Объявление темы и постановка цели занятия.

II. Основной этап (30 мин.)

Выполнение заданий

Физкультминутка

III. Заключительный этап (5-7 мин.)

Подведение итогов

Рефлексия

Ход урока:

Итак, мы закончили изучение раздела «Опорно-двигательная система человека». И сегодня мы повторим и обобщим знания, полученные на уроках раздела. Класс делится на команды. Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название. Каждый из вас играв крестики-нолики, а вот в биологические крестики-нолики не играл никто…

 А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц.

Эпиграф уроку: «Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки».

Поле для игры.

1. Значение скелета

2. Немой диктант

3.Лови ошибку!

4. Лицевой отдел

5. Дополни фразу

6.Сложная ситуация

7.Самый умный

8.Кто лишний

9. Под микроскопом

Задание 1. «Значение скелета». Учащимся нужно перечислить как можно больше функций скелета.

Значение скелета:

а) опора телу; б) движение; в) форма тела; г) защита внутренних органов

д) участие в обмене веществ; е) место для крепления мышц; ж) защита головного спинного и костного мозга.

Задание № 2 «Немой диктант»

Немой биологический диктант (показываю  кости, а ученики отвечают)

Ключица                      2. Тазовая кость                    3. Пяточная кость

4. фаланги пальцев руки           5. Рёбра                        6. Скуловая кость

7. нижняя челюсть                     8. Плечевая кость                  9. Лопатки

Задание № 3 «Лови ошибку!» 

Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.

1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли.

2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300.

3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы.

4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые.

5. Дети более подвержены переломам костей, чес взрослые.

6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы.

7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями.

8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения.

9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови.

10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел.

11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом.

12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.

Задание 4. «Лицевой отдел». На макете черепа человека показать как можно больше костей лицевого отдела

Глазницы

Скуловая кость

Нижняя челюсть

Верхняя челюсть

Лобная кость

Носовая кость

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Упражнение 1. Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле. 1 — голову наклонить вправо; 2 — и. п.; 3 — голову наклонить влево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 — и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Задание 5 «Дополни фразу»

1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).

2. Скелет головы . . . (череп) .

3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).

4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).

5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).

6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).

7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).

8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).

9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).

10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).

11. Полости трубчатых костей заполнены . . . (костным мозгом).

12. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).

13. Мышцы прикрепляются к костям с помощью . . . (сухожилий).

14. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической).

15. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется . . . (статической).

16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).

17. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).

18. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).

Задание 6. «Сложная ситуация»

Устные ответы (жетоны)

А теперь вам предстоит продемонстрировать свои умения и навыки.
Ситуация 1.

Играя в теннис, человек упал и сломал пальцы на руке. Как правильно оказать первую помощь?

Демонстрация: зажав мячик в кисте, забинтовать и подвесить на перевязь.

Ситуация 2.

Вешая шторы, домохозяйка упала и сломала кости предплечья. Какую помощь должны оказать ей соседи или домашние?

Демонстрация: используя подручные средства, надо зафиксировать лучезапястный сустав и место перелома; шину накладывают с 2-х сторон, прямо до кончиков пальцев от локтевого сгиба. Неподвижность плечевого сустава обеспечивают перевязью.

Ситуация 3.

Во время лыжной прогулки в овраге Коля получил перелом плечевой кости. Какую помощь должны оказать лыжники Коле?

(используя ветки, прибинтовать их к руке и зафиксировать руку перевязью.)

       
Задание 7 «Самый умный»

Вопрос 1: А почему так важно придать неподвижность конечности при переломах?
Ответ: Концы сломанной кости могут сместиться, и произойдёт неправильное их срастание. Причём при правильном наложении шины срастание произойдёт в 2 раза быстрее. Также возможно повреждение мягких тканей обломками и перелом будет открытым.

Вопрос 2: А чем отличается открытый перелом от закрытого?

Вопрос 3: Почему при падениях и ушибах кости пожилых людей подвергаются переломам гораздо чаще, чем у детей? С чем это связано?

Ответ: Химический состав костей с возрастом меняется: у детей относительно больше содержание органических веществ, а у взрослых и пожилых - неорганических веществ.
Вопрос 4: Как происходит рост костей в длину и толщину?

Ответ: Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, расположенной на эпифизах костей; Рост в толщину - за счёт деления клеток надкостницы. Опыт с кольцом.

Вопрос 5: До какого возраста происходит рост костей? Растут ли кости взрослого человека? Как это можно доказать?

Ответ: Рост костей в длину прекращается в 22 года, но деление клеток костной ткани происходит всю жизнь: старые клетки разрушаются, новые образуются, происходит замена костного вещества. Срастание костей после перелома доказывает факт деления клеток и у взрослых и у детей.

Задание 8. Игра «Кто лишний?»

Бедренная кость Запястье Лобная кость

Локтевая Пясть Теменная

Большая берцовая Предплюсна Височная

Малая берцовая Пальцы кисти Верхнечелюстная 

Задание 9. Под микроскопом.

В одном из микроскопов закреплена мышечная ткань. В каком?

Вот и подошел к концу наш урок. Ребята, мы с вами в игровой форме повторили тему «Опорно-двигательная система», потрудились на славу. Молодцы! Давайте еще раз улыбнемся друг другу, не забывайте, что что при улыбке работают только 13 мышц лица. Улыбайтесь чаще!

Рефлексия.

  1. Понравился ли вам урок?
  2. Какие моменты урока запомнились больше всего?
  3. Какие моменты урока вызвали затруднение?